Курляндский плацдарм Глава15

Алекс фон Джаго
   Второй фрегат срочно отправлен был в Курляндию - забрать отлитые заготовки бомб, много их нынче потребуется. Но главной целью была передача приказа всем нашим судам о сборе на Тобаго. Ну и пусть герцог дипломатическую войну начинает - о немотивированном акте английской агрессии мир должен был узнать из правильных источников и в правильном освещении. И не удастся теперь ни парламенту, ни королю минимальными извинениями отделаться - в трюме ехало подтверждение нападения - сами нападавшие. Два выживших капитана линкоров.
   Их я приказал до конца войны (а это была война, хоть и не объявленная) держать в Митавском зверинце - пусть теперь каждый курляндец знает, что ждет агрессора покусившегося на его землю. ГДЕ БЫ ОНА НЕ НАХОДИЛАСЬ! А каждый решившийся покуситься пусть знает, что его ждет.
    Но это был только первый шаг моей мести за смерть старого друга - так и не покинувшего мостик морского волка Отто. Теперь вся стая кинется терзать британского льва, пока тот сам не запросит мира. Но он ему обойдется не дешево - за подлость заплатит сполна. В Европе было объявлено, что всякий смелый капитан, может получить капперскую грамоту на острове Тобаго, для действий против британского флота. Благословенный клочок земли, омываемый ласковыми волнами Карибского моря и Атлантики, превращался в центр узаконенного пиратства. В "правильной" истории это случилось сорок лет спустя, и тогда разбойничье гнездо было не правильным. Лев и тогда не удержал отобранное.

   Жаль, конечно, что процесс эвакуации людей из стремного региона пришлось прервать, но и оставлять случившийся факт безнаказанным было нельзя. А для обороны нашего Острова Свободы (прости, Куба, за то, что имя твоё спер - но идеологическая война того потребовала) прикупил все ж в немецких княжествах вояк. Но не всех без разбора, а только опытных артиллеристов, хоть и обошлись они подороже. Стандартный прайс в Европе был 40 далеров за штык, я же давал 45, но за пушкаря прошедшего кастинг. Тоже недешевый - каждому для демонстрации своих талантов давалось три заряда. Отсев, кстати, был незначительным - попрактиковаться на континенте возможностей было достаточно. Причем Якоб прикупил для меня 200 канониров-ветеранов не у мюнстерского епископа, как планировал, а у саксонского кюрфюста, народ там был поопытней - дрались больше. И сделал это очень кстати! Только саксонцы успели у тобагского пастора за былые свои смертоубийства покаяться и по батареям острова разойтись, как британский флот и налетел, причем уже не тремя вымпелами. Благо, что в этой компании планировался Адмиралтейством не алчный захват островка (противостоять классическому десантированию реальных сил у меня не было), а показательная порка ослушников, не задравших лапки по первому требованию. То есть бомбардировка наших поселков всеми силами, оказавшимися у короля в тот момент под рукой. Артиллерийских стволов для этой цели торчащих из орудийных портов кораблей хватило бы для десятикратного выполнения приказа. Если бы ни маленькое НЮ!

       Для удовлетворения желания каждым пришедшим капитаном самолично выплюнуть свой смертоносный заряд по (по их мнению) беззащитному поселку выстроились линкоры, как обычно, в линию и настроились двигаться "каруселью" вдоль вогнутого побережья бухты. Чтобы, отстрелявшись разок и  совершив круг, дать и другим удовольствие от уничтожения получить, и самим в пути для следующего залпа перезарядиться успеть.
  Но кто ж мог подумать, что все побережье окажется просто утыкано хорошо замаскированными бастионами, которых еще год назад и в помине не было. Да к тому же, мало того, что орудия там стояли не на качающейся палубе и канониры свое дело знали туго - мазать не умели (тем более, что им за каждое потопление премия обещалась), так и орудия использовались прямо невероятной мощности - каждый снаряд вырывал из обшивки не менее десяти квадратных футов площади, а такое попадание вблизи ватерлинии - верная гибель. Да и в любом другом месте разрыва страшной бомбы начинался пожар такой силы, что погасить его удавалось редкому кораблю, сразу же вышедшему из боя. А вот сделать такое для идущих кильватерным строем многотонных громад было совсем не просто, да и при выполнении маневра, а потом удалении от этого ада, получало судно еще несколько посылок с того света и хорошо, если экипаж успевал спустить шлюпки и устроиться в них.
     Семь кораблей должны были упокоиться на дне, пока нашелся капитан, у которого хватило ума взять на себя полноту власти (адмирал, шедший на головном линкоре, соответственно первым потоплен и был) и дать сигнал отхода. Даже для спасения барахтающихся среди дымящихся обломков своих соотечественников приблизиться они боялись - пришлось шлюпкам отойти от берега и исполнить акт гуманизма.

      То есть попретендовать на медаль "За спасение утопающих" от короля Георга. А до того, как тот осознает необходимость награждения достойных, пусть бывшие утопающие каким-нибудь общественно-полезным делом на Тобаго займутся - каменоломни то уже неделю как пустовали. Предыдущие военнопленные все подчистую были отправлены подошедшими фрегатами на перешеек, а на второй его окраине невольников ждали уже "баронские" суда, арендованные мной у них на период военных действий, хотя сами владельцы предпочли бы капперские патенты - навар был возможен и больший. Но кайла и тачки остались на Тобаго и местный пастор уже начал капать на мозги с идеей строительства каменного храма. Может и придется согласиться, я ведь "по паспорту" тоже лютеранин. Но пусть пока камень ломать начинают, а там посмотрим, что из него сложить - храм или тюрьму. В хозяйстве нужно все!
  Потерпев неудачу на карибском побережье, остатки английского флота обошли остров и решили для хоть какого-то оправдания перед королем, отыграться на отстроенном еще голландцами поселке на атлантическом побережье. В этот раз подходили осторожно и потому потерями ограничились - всего одним потопленным линкором и одним, хоть и сильно поврежденным, но оставшимся на плаву. Оказывается, замаскированные бастионы ждали их и здесь. Это ж какие средства вбуханы были в оборонительные сооружения? Орудия? Прекрасно обученный персонал? Но зачем?
         Обычно идут на такое, если защищать есть что! И теперь выяснение этого вопроса становилось идеей - фикс ошметков эскадры Его Величества. Скорее всего, именно тут и находятся те загадочные копи, золотом из которых насыщается нынче Европа.

      И только промелькнувшее в умах упоминание о золоте лишило уцелевших остатков благоразумия. Ведь и так, лишившись большей и лучшей части посланной для акции возмездия британской эскадры, здравый смысл должен был бы рекомендовать улепетывать побыстрее от этого гиблого для Юнион Джека места. Но даже фантазии о дьявольском металле притягивали выживших капитанов к небольшому карибскому островку сильнее, чем магнит железо. Разумеется, прошлый опыт учитывался и без тщательной разведки шлюпками, оставшаяся дюжина британских фрегатов более к незнакомому берегу не приближалась. Но и стоять у всех на виду на открытом рейде было опасно. Ведь если только береговые батареи курляндцев послали на дно цвет флота владычицы морей, то на что ж тогда способны боевые корабли этого небольшого, но очень загадочного герцогства? Наконец, одна из пущенных в разведку шлюпок донесла, что найдена небольшая, но очень удобная бухта, глубины в которой для линкоров были бы недостаточны, но вот фрегаты устроят. Противник на берегу не обнаружен, и скрытые орудия отсутствуют. И только непонятно чем покрытая, пустынная черная дорога очень хорошего качества проходит вдоль побережья. И королевский флот не преминул воспользоваться укрытием, но расслабляться никто не стал и команды на ночь судов не покинули. Какого же было удивление вахтенных на рассвете, увидевших, что на выходе из бухты борт к борту выстроились 12 неприятельских судов, демонстрирующих британскому флагу свои попы, как бы в знак презрения. Хотя торчащие с кормы каждого фрегата стволы огромных орудий демонстрировали и более серьёзные намерения. А неизвестно откуда вдруг взявшиеся на бережку две батареи таких же орудий заканчивали полную трагизма картину. Было видно, как дымок тлеющих фитилей курился над стоявшими у пушечных монстров канонирами, и в подзорную трубу очень хорошо просматривалась на их лицах решимость. Еще бы, ведь упряжки из четырех здоровенных быков всю ночь тащили каждое это бронзовое чудовище не затем, чтобы покрасоваться - премиальные обещались за потопленные суда, и саксонские ветераны совсем не прочь были заработать далер - другой.

          Для открытия огня по сбившимся в кучку посреди бухточки судам достаточно было даже случайного пистолетного выстрела прозвучавшего оттуда. Но к счастью для саксов (и расстройству саксонцев), благоразумие возобладало - сумасшедших не нашлось, и им было позволено выжить. Правда, с обязательной последующей трудотерапией.
   И набралось   в общей сложности такого контингента для ИСУ более четырех тысяч. И это с учетом того, что предыдущие уже на Аляске ударным трудом грехи свои искупали, а то совсем бы тут туго пришлось. Ведь на островке к наплыву такой оравы едоков не готовились и продовольственные запасы были незначительны. Потому всех пленных быстренько утрамбовали (ничего, потерпят - тут недалеко) в свежие для нас трофеи и отправили к перешейку - как до Мартелии их доведут угроза голода отпадет - там с харчами трудностей не будет никогда. На Тобаго из британцев осталось только с полсотни комсостава - для пополнения Митавского зверинца, да еще полсотни разбирающихся в строительстве. Обещал ведь пастору храм каменный - слово держать надо, раз стройматериал готов. Но только и у его прихожан денежка завелась - пусть и они свою лепту вносят со мною наравне, принципиально на себя все расходы брать не стану. Халява - развращает! И что удивительно, саксонские канониры из своих премиальных значительную часть на строительство наравне со мной пожертвовали. Поскольку решили здесь свою жизнь доживать. Выписав себе из Фатерлянда кто знакомую вдовушку, а кто одинокую трактирщицу.

        Еще среди отправляемых пленных нашлось несколько человек, которые заявили, что владеют водолазным делом, и на одном из захваченных нами судов соответствующее оборудование для этого имеется. Как-то : водолазный колокол, воздушный насос и шланги к нему.
    На дне бухт с помощью наших бомбических орудий образовалось уже немало ценностей, и неплохо было, конечно, их оттуда споро поднимать начать, пока песком и илом не затянуло. Так что и этой группе отчаянных ребят северных лагерей избегнуть удалось, хотя не известно где и хуже - сам ту боль в ушах, что с глубиной все растет и растет, в нашей рижской "бочке" (глубоководном бассейне) полученной забыть не мог. Потому и этим сорвиголовам, если результаты от их ныряний будут, обещал год за два зачесть. Ну и усиленное питание - как положено.