Ещё раз о Pussy Riot и акционизме

Джеймс Александр Даркфорс
  Сейчас, когда в обществе полным ходом развернулась дискуссия вокруг поступка скандально известной ультралевой арт-группы PUSSY RIOT, когда одни ищут в её поступке сакральный смысл и вспоминают то, что одна из задержанных «участниц» этого весьма скандального проекта сама исповедует греко-ортодоксию, а другие изощряются в садистских фантазиях и предельно оскорбительных определениях, актуальной становится тема того, насколько правы или неправы те самые неведомые (или слишком хорошо известные, чтобы им наивно верить) «судьи». А главное – это то, что такое акционизм, как явление.
  Что перформансы, включая политические, были до и будут после «PUSSY RIOT. Live in Wewelsburg ’2012» – отдельная благодарность отзывчивому до назойливости Капитану Очевидность. От меня и за майонезных пожирателей горчицы. Что радикализм перформансов этого «girls band» в масках и цветных колготках не настолько велик на самом деле… Опять же, Кэпу отдельное (и очень большое) спасибо, засим Кэп отправляется посмотреть, как растёт на полях русская огородная культура «хрен». Но так же очевидно, что не все знают об этом, и вовсе не потому, что им всем надо к товарищу Бочкарёву, на Васильевский остров. Да, очень много тех, кто сжёг мозги пищевым этанолом, а то и чем похуже, но многие на самом деле плохо знают, что такое акционное искусство, и кто что выделывает в этом вопросе.
  Ведь что факт? PUSSY RIOT никого не убили, ничего не повредили, да и сама по себе акция не едина по воплощению. Есть сцена, которая, как считается, снята в Вёвельсбурге (он же «Храм Христа Спасителя»), есть и монтаж, чего никто не отрицает, так как снять качественное видео не получится, если ещё и звук писать с камеры. А послание очень важно. Но это не так важно, поскольку были и другие акты, где реально были захваты площадок и именно выступления.
  Проблема в том, что в России восприятие акционного искусства, перформансов, хэппенингов испорчено с советских времён, когда два-три крупных «поставщика» перформансов стали неким символом этого (ПОП-МЕХАНИКА, АВИА, АУКЦЫОН). Многие ушли в тень или совсем. Многие просто делали модное шоу, от которого со временем отказались, потому что это стало неинтересно им самим. И это стало восприниматься, как клоунада.
  Работа перформеров и индустриальных музыкантов за пределами России – это для публики, всерьёз считающей индустриальными музыкантами RAMMSTEIN и MARILYN MANSON, из разряда «Их нравы». «Это у буржуев, знаете ли», – могли бы сказать очень многие. Поэтому ссылки на буйного японца Yamantaka Eye и его HANATARASHI или известного тем, кого на Lurkmore называют детской дразнилкой «Небыдло», проекта TEST DEPT здесь неуместны, как и рассуждения о выходках перформера Криса Бурдена или уже немолодой (об этом отдельно) Марины Абрамович. Хотя на них мы всё же ниже остановимся – zum Beispiel.
  Сейчас очень многие забывают о том, как в Маяковского летели бутылки, когда он читал своё антивоенное «Вам!» Никто особо не вспоминает о самых натуральных хэппенингах, которые устраивали футуристы на каких-нибудь диспутах (Александр Вертинский рассказывал в своих воспоминаниях, как Маяковский сорвал диспут с участием академика Овсянико-Куликовского, намеренно называя его вместо своей фамилии фамилиями известных людей – Лаппо-Данилевского, Новикова-Прибоя, Сухово-Кобылина). Вряд ли кто-то вспомнит даже о более поздних вывертах того же «Мухомора», бывшего в первую очередь очень яркой акционной группой, о том, как устраивали свои «концерты» на заброшенных заводах и походы через любые территории, включая не очень крепкий лёд и режимные объекты, участники Движения Ультра-Радикальных Анархо-Краеведов (ДвУРАК) и родственного «краеведам» ЗАИБИ («За анонимное и бесплатное искусство), один из участников которых Дмитрий «Дима Модель» Белов забрался на Мавзолей с лозунгом «Против всех» – и это тогда, когда ни о каких девочках в масках никакой речи не было. В России, замечу, а не у «буржуев».
  Но, дабы не быть голословным, расскажу вкратце о тех перформерах с Запада, которых упомянул здесь вскользь.
  Chris Burden, США. Кто там мне тыкал в лицо возрастом? Бурден 1946 года рождения. И долгие годы он устраивает перформансы и инсталляции, среди которых только самая известная история – «The Shoot», перформанс 1971 года, после которого Бурден попал в дурдом (ассистент стрелял ему в левую руку). «Распятие» на легковой машине, нахождение под стеклом чуть ли не сутки, пока кто-то не вмешается, скатывание с лестницы посредством пинков ассистента – это далеко не всё, что делал Бурден, как перформер.
  Сербка Марина Абрамович (сейчас живущая в Амстердаме) выделывала не менее жуткие для неподготовленного человека вещи. Её вошедший в легенды «Ритм 0», когда её тело и одежду резали острыми предметами, в неё чуть не выстрелили из пистолета, в течение шести часов она чуть ли не что угодно позволяла с собой делать, пока не встала и не двинулась на публику, очень сильно всех перепугав. Со своим партнёром по перформансам Улаем она один раз соединилась специальным агрегатом, и 17 минут они вдыхали дыхание друг друга, пока не стало так мало кислорода, что обоих пришлось откачивать. Самый безобидный перформанс – смотреть в глаза каждому, кто хотел бы этого, на выставке, что фиксировалось на фото (1600 снимков в итоге).
  Стелиос Аркадиу (Stelarc) – австралийский киприот, один из ярчайших представителей трансгуманизма, он вживил себе в руку крепления для третьей (механической), проводил публичные операции, пришил на руку ухо выращенное из собственных клеток его организма, подвешивался на крюках, проводил опыты с гастроскопией. Если учесть характер его акций, они могли быть просто опасными для организма. Он и сейчас проводит или пытается проводить аналогичные опыты.
  Марк Полайн (Mark Pauline) и SURVIVAL RESEARCH LABORATORIES. Калифорнийское «робо-шоу», которое вызывает огромные споры из-за того, что само по себе часто очень разрушительно, хотя до сих пор никто из зрителей и живых участников перформансов этого проекта не пострадал – всё очень точно рассчитывается. Но скандальным шоу всё равно продолжает считаться. Его даже перенесли из Лос-Анджелеса, мотивируя это опасностью и повышенным шумом.
  Факир Мусафар – это сейчас настоящая икона body modifications, человек, который стал активно исследовать пространство татуировок, пирсинга, подвешивания на крюках и прочих сейчас очень многими используемых в качестве развлечения и украшения методов и вещей. Но это – не из области получения адреналина, а даже из области того, что можно смело называть «сакральным». На его опыте основана философия «Modern Primitives», которая предполагает некоторый отход от урбанистического в сознании к Изначалию, ритуалам, восходящим едва ли не к древности.
  Ещё раз – эти примеры именно акционного искусства были приведены для того, чтобы не было голословных рассуждений. Я ещё позже подробнее остановлюсь на музыкальных в большей части методов проектах, а сейчас всё-таки вернёмся в Россию.
  Памятный своими хождениями на четвереньках и прочими Олег Кулик, воспитавший арт-группу «Война». Елена Ковылина, которая выходила на боксёрский ринг, готовая сразиться с любым желающим или ждущая, когда у неё из-под ног выбьют табуретку, на которой она стояла с петлёй на шее. Олег Мавромати, не успокоившийся после того, как за перформанс «Не верь глазам», когда его руки приколачивали к доске гвоздями, имитируя распятие, его чуть не посадили в тюрьму за оскорбление по конфессиональному признаку.
  Да и арт-группа «Война» пресловутая, которую сейчас стало модно ругать за хитрость и противопоставлять PUSSY RIOT – это намного больший радикализм, чем разовые захваты чего-то и монтажи. Кстати, Надежда Толоконникова, обвиняемая в участии в «панк-молебне» – участница не PUSSY RIOT, а «Войны», хотя, сейчас, она и там вряд ли числится.
  Музыкальная сторона? Кстати, об этом тоже можно всякое услышать. Поверьте, PUSSY RIOT не самая страшная группа по части музыки. И в сращивании музыки с другими видами искусства…
  Я упомянул скандальных японцев HANATARASHI, известных не только обилием нойза. Так эти персонажи прославились перформансами, по сравнению с которыми «панк-молебен», простите великодушно, смотрится наивной детской шалостью. Бросание в зал динамитной шашки с зажжённым бикфордовым шнуром, расчленение на сцене кошачьих трупов, а один раз Ямантака Ай просто въехал на бульдозере в стену клуба. Согласитесь, выставка «Запретное искусство» или действия PUSSY RIOT угрожали меньшему количеству жизней.
  По части радикализма – знаете, а ведь вы так зря, потому что PUSSY RIOT на самом деле ведут свою игру на поле Социума, пусть даже с целью его разрушения и перестройки. Если сравнивать с теми же CABARET VOLTAIRE и THROBBING GRISTLE, которые во многом разработали чёткий «индустриальный кодекс», принципы, которые создают «Анти-Социум», структуру отдельную от общества и жёстко противостоящую ему. И  в числе правил – организационная независимость, когда создаётся не только собственный лейбл, но и всё остальное: периодика, телевидение. Когда музыка становится частью большого замысла, и используется множество внемузыкальных элементов (THROBBING GRISTLE изначально были перформерами).
  Но стоит отметить всё-таки важную вещь. PUSSY RIOT потому и стали легендой, что они – не заумные мастера аккуратной, эффективной провокации, которая формирует тех, кто реально готов, а прочим недоступна. Они – «лакмус» для Социума, который очень чётко выявил не тех, кто полезен для движения, а как раз срез общества. Они не просто показали знающим, что всё гнило в датском королевстве, а сделали нечто, выявившее дураков, трамвайное хамло и Блатячку. Это очень хорошо видно на примере того, какая сейчас идёт реакция на «панк-молебен». Диакон Андрей Кураев потому и заговорил о блинах и прощении, что он, воспитанник «сексота Дроздова», прекрасно понял, что делать не стоит, потому что «распятие» PUSSY RIOT, что и требовалось доказать, превратилось в отличную рекламу, поддержка их, а также Алёхиной и Толоконниковой (пусть из вредности) стала столь же массовой, что и требования зверски убить, чтобы остальные боялись. Всеволод Чаплин и ему подобные так и не поняли главного – своими яростными попытками сделать что-то против и показательно выпороть Толоконникову, Алёхину и прочих они только вбивают ещё один гвоздь в гроб нынешней российской автокефалии греко-ортодоксии. Потому что следующим шагом будет массовая «утечка мозгов» и просто раскол церкви, потому что уже есть подвижки к тому, чтобы внутренний слой недовольных ушёл из не соблюдающей свои же правила церкви. Думающие люди не захотят делить храм с безмозглыми «быками», которые в реальности свою же веру не знают и используют внешние черты её для прикрытия своего уголовного мурла.
  PUSSY RIOT – это реакция на бардак вокруг. Это знамение времени, если хотите. Времени, когда радикальный перформанс снова – и больше прежнего, – актуален. Тот, кто пытается оскорблять участниц группы, как один мой знакомый, страдающий паранойей на тему Бжезинского и ЦРУ после сетевых пьянок с антикультистами, просто не уловил этого самого духа времени. И если на этом «котле» завинтить гайки, то последствия очевидны, те же англичане в 1977-78 годах отлично это поняли. И своими действиями они раскололи панк-движение без того, чтобы кого-то сильно арестовывать, чаще всего проблемы были у тех, кто вёл целенаправленную деятельность против Системы, действительно подпадающую под нарушение общественного порядка. Подполью это на самом деле сильно не повредило, оно живо и сейчас. Но то, что методы его пришлось серьёзно пересмотреть, это факт (отличный пример этому – анархисты CRASS, отошедшие от панк-рока в сторону жёсткого политизированного авангарда).
  То, что этого долго не происходило в России, связано с тем, что тут была другая система, когда проблемой было агрессивное вмешательство Социума в твою жизнь. На Западе это была проблема твоей ненужности, когда тебе не давали выбора не репрессиями, а простой невозможностью воспользоваться своими правами. Там ты не мог купить себе блага, здесь – ты не имел ничего кроме квартиры, рассчитанной в части комфорта по параметрам тюремной камеры и работы, на которой зарабатывал деньги, позволяющие жить «так себе». Сейчас всё намного маразматичнее: да, по-прежнему уровень жизни основной части населения оставляет желать лучшего, но зато есть Великая Цель, в действительности недалеко ушедшая от абсурдной на самом деле идеологии Розанова, когда патриотизм объявлялся истинным лишь в случае, когда получать удобства от жизни в стране уже невозможно, потому что страна – это географическое понятие, а твоя диаспора уже давно слаба. Это Маяковский, хулиган и самоубийца, сказал, что от любви нужно рожать детей и строить мосты, а не умирать, мол.
  И когда подобный абсурд агрессивно проталкивается в виде национальной идеи (да ещё и на фоне того, что надо не умирать за идею, а обеспечивать себе жизнь не на помойке), реакция уже не будет позитивной. А уж если эта самая идея пропихивается людьми, которые сто проц так не собираются жить, то PUSSY RIOT – это не «Джигурда в каждом из нас», а самая мягкая реакция на подобную ложь со стороны «Великих». И надо радоваться, что девочки только в храме попрыгали и покричали, а не голову кому-нибудь прошибли.
  Думать головой в нужном направлении очень и очень многим нужно было намного раньше, когда в соцсетях возникла мода на создание «антирусских» групп. В действительности всё это является тем самым эпатажем, и авторы этих страниц являются конкретно направленными сетевыми троллями, действующими на нервы патриотически-настроенной публике, у которой с ощущением реальности на самом деле проблема, и они не сориентировались в той среде, где с ними ведётся подобная «борьба». Реакция на подобные группы оказалась истерической, сначала следовали просто бешеные излияния наиболее «умных» оппонентов данной группы, которые можно было растаскивать на компромат просто мегатоннами. И после долгой войны следовала ненамного менее глупая выходка – блокировка группы через администрацию соцсети. Но группы нередко создаются заново, а самое главное – попытки расшибать зеркала просто не позволяют увидеть кривую морду, а не исправляют её.
  С «пуськами», как наверняка их многие называют, ситуация та же самая, но более запущенная для их оппонентов. Их какой раз выставили дураками, не прибегая к оружию, до этого, так надо было ещё раз показать, что они дураки. Причём, не надо тыкать пальцем и хохотать, ножками болтая, хотя я не исключаю, что очень возможна и такая форма самовыражения, как «насмешка над дураком», превращённая в хэппенинг или перформанс. Особенно – после того, как кто-то решил, что идейка-то весёлая выходит. Собственно, здесь уже не надо так делать, дураки сами себя таковыми показывают.
  «А если бы они выступили в мечети»… Самый известный российский борец дзюдо некогда повторил (не подумав, что он это делает в телекамеру, и смотрят это не на зоне) известный блатной ответ относительно того, что было бы с бабушкой, «если бы». Дабы не опускаться в серьёзном разговоре до подобных пошлостей, скажу только одно: история не терпит сослагательного наклонения. Они НЕ выступили, довольствуйтесь этим. И смысла в этом на самом деле никакого, потому что ситуация в России с исламом отнюдь не такова, как её расписывают националисты. «Цивильные» мусульмане чаще всего не верят, а живут так. Злые и фундаменталистски настроенные – это коллаборационисты, которые платят определённую плату покровителям, и те слегка забывают, что «под крылышком» у них находится бандит. Если этот бандит слишком зарвётся, то сомнительно уже то, что он доберётся до Соликамска. Просто его не прикроют в нужный момент. Что же до большинства, то они мусульмане только по небольшому количеству обычаев, въевшихся в сознание с детства, и символике вроде носимого на шее кулона в виде полумесяца. Немалое количество татар, башкир, казахов, да и кавказцев в России – это очень давно секуляризованные люди, которые вряд ли уж такие мусульмане.
  Синагога – ещё меньший вариант. Не растёт по России количество синагог, как грибы после дождя, крупные деятели иудаизма чаще всего давно уже стали обыкновенными светскими карьеристами, а основная масса верующих евреев – это очень замкнутый круг, где просто сами по себе браки с «гоим» и просто отношения с ними не в чести, как и в других национальных общинах, обладающих вот такой скученностью и замкнутостью. Современный иудаизм нельзя назвать «миссионерской религией», его и не насаждают активно, просто есть евреи, а есть гои. Не то, чтобы «гой – это плохо», просто это из разряда «ты не один из нас, тебе этого не понять».
  Чего не скажешь именно о греко-ортодоксах, которые активно насаждают свои идеи в массах, пользуясь очень мощным лобби. На метровых каналах телевидения им дают слово намного чаще, чем остальным. Я, например, не припомню, чтобы была целая передача, регулярно выходящая в эфир на метровом канале, которая подробно освещала бы жизнь иудейской диаспоры. На «России» была передача-«резервация» для мусульман, но она часто шла тогда, когда обычный гражданин на работе. Викка (а виккане очень миролюбивые люди)? Иван Волохин ни разу не светился за пределами «Битвы экстрасенсов» по-настоящему ярко. Если речь не идёт о кабельных каналах заграничного базирования, то сейчас такое и не показывают по ТВ. Я не видел по российскому телевидению ни одного интервью Фиалкоры Микитенко – даже в связи с её поэзией. Насчёт буддистов та же самая история, редко-редко что-то из Элисты мелькнёт. Сатанисты? Если не считать появления на НТВ (очень давно и в передаче, которая собирает всё сенсационное) гражданина Борцова Андрея Геннадьевича (AKA Warrax) и Лорда Сета в передаче, которую с натяжкой можно назвать нейтральной, тут вообще, либо струи помойной воды прямо в лицо, либо тишина на Ваганьковском кладбище. Сейчас даже традиционные протестанты как-то не мелькают в медиа с такой частотой. Чем все эти люди могут вызвать раздражение антиклерикалов или тех же борцов за честные выборы и просто за свободу? «Свидетели Иеговы» уже давно натыкаются на скромные или не очень предложения сгонять в пешее эротическое путешествие, положительно на ТВ о них не говорят. Отличавшийся откровенной религиозной нетерпимостью Даниил Сысоев или хам Всеволод Чаплин – ни разу не было, чтобы им во время ток-шоу отключили микрофон, их по-настоящему грубо заткнул ведущий, их, наконец, просто не пустили на шоу.
  Это раздражает, как и то, что для некоторых людей не писана Конституция, и это вдобавок к их льготам в сфере налогообложения. Раздражает то, что эти люди призывают других к смирению, чего не соблюдают сами. Бесит то, что какая-то дрянь рассуждает о том, что надо молиться и поститься, а сама дрянь носит часы, которые стоят (механические часы без особых функций вне показа времени) дороже процессора «Korg Kaoss Pad» прямой доставкой из Японии. Или средней стоимости и функциональности ноутбука с уже стоящей операционной системой. Нечего говорить, что ездит дрянь не на «бешеной табуретке», собранной на коленке умельцем из прихода.
  И ответ в виде дерзкой, отчаянной акции с захватом храма в центре Москвы – это ещё так, туда-сюда, интеллигентная реакция людей. Акция с некоторым пониманием, что это опасно. Но когда не остаётся других альтернатив… Конечно, могло быть и хуже, например, дрыном по лбу со всей силы – и обидчик задаёт вопрос, что это было, уже в штабе генерала Духовнина. Но пока, к счастью, до таких крайних мер дело всё-таки не доходило. Дошло до жёсткого, предельно ясно высказанного недовольства тем, что творится вокруг. Это выглядит оскорбительно, но это ещё не смертельно опасно, хотя «закручивание гаек» приведёт, опять же, именно к тому самому (и очень нежелательному для кого-то) процессу.
  Я не говорю о том, что надо брать дрын или что пострашнее и идти всё громить. «Мокрухи» и прочего криминала хватило за всё это время. Я не говорю, что надо сквотировать какую-нибудь церковь. Ну их в пень, эти церкви. Я не говорю о том, что нужно обязательно что-то кому-то организовать: у «кого-то» есть свой канал на YouTube, кому надо, тот найдёт, прочитает и послушает. Я не за то, чтобы в России был свой Ямантака Ай, здесь такое шоу на самом деле уместно разве что тогда, когда бардаку вокруг проще всего противопоставить свой – можно даже «с блэк-джеком и шлюхами». Я не рвусь в адвокаты PUSSY RIOT, да и у Толоконниковой с Алёхиной, насколько мне известно, квалифицированный юрист в распоряжении имеется.
  Но когда человек, принадлежащий к рок-миру только тем, что играл или играет heavy metal, в тоне, больше присущем поклонникам Миши Воробьёва, AKA Михайле КругЭ, пишет тебе свои претензии, хотя его лично никто не трогал, и он мог пройти мимо – ты понимаешь, что случайная поддержка PUSSY RIOT более правильна, чем попытка показать, что ты «валенок». Когда тебе выдают «респект и уважуху» за заслуги прежних лет, когда всё было «на своём месте», а сейчас требуют лояльности (характер претензий уже был определён выше) – становится ясно, что PUSSY RIOT лично мне оказываются ближе, при этом я совершенно не разделяю их отношения к реальности и предпочёл бы создание закрытой среды, которая при признании равенства остаётся закрытой для тех, кто видит своей целью подчинение себе всех мозгов мира. Я не «за PUSSY RIOT», я против тоталитаризма и двойных законодательных стандартов.
  Два предыдущих абзаца – это просто необходимое пояснение, чтобы не было каких-либо странных толкований сторонними лицами. Засим вернёмся к обсуждаемой теме.
  Просто очень многое в России встало на свои места, и радикальный акционизм стал играть ту роль, которую он играет во всём мире. Это очень жёстко, даже абразивно, но мы же моемся, верно? Мы используем абразивные свойства мочалки (это смотрится как-то странно, как кто-то подумает, но это же так и есть) для очищения кожи от мёртвых клеток и внешних загрязнений. Мы выносим мусор и уничтожаем его. Мы проводим ремонт в домах, меняем отслужившие приборы – и не видим в этом никакой проблемы кроме временных усилий и неудобств. Вот что дало России появление жёсткого акционизма, как напрямую политического, так и основанного на символах, чуть ли не магического по своей природе, хотя в статье о группе НОЖ («дочерняя компания» раннего ЛИСИЧКИНА ХЛЕБА) была цитата, автора которой я сейчас не упомню, за что прошу меня извинить: «Мы не можем совершить ни одного немагического действия». Вся реальная проблема – в страхе радикальной информационной перезагрузки и вообще изменения ландшафта, которое в действительности неминуемо. Как в своё время стало с компьютерной реальностью и мобильной связью, как было с освоением атмосферы, космоса, урбанизацией (вы не помните просто, как французские ткачи бросали деревянные башмаки в машинный станок, чем его ломали). Времена «тысячелетней культуры» прошли, она сама себе вырыла могилу принятием слов апостола Павла: «Древнее прошло, теперь всё новое».
  PUSSY RIOT и вообще радикальный акционизм в сегодняшней России – это не провокация, это «реакция иммунной системы». То, что они проводят, не просто некомфортно, но им на самом деле не всё равно, что творится там, где они живут. Они не строят «собственных правильных обществ с блэк-джеком и шлюхами», потому что в этом случае ничего этого не было бы. Были бы, как в своё время делала ПРОВЕРОЧНАЯ ЛИНЕЙКА, концерты на арендованных площадках, где был бы жёсткий фейс-контроль. Многие, даже большинство в современной нонконформной среде сейчас поступают именно так (глубже вонзай самокритику).
  В качестве послесловия. Если вам хочется придумать обо мне сказку, нарисовать «народно-психологический портрет» и поцитировать Lurkmore, поступите проще: напишите себе на лбу «IQ = 8». Если вам хочется высказать свои претензии PUSSY RIOT, заведите ЖЖ и комментируйте журнал тех самых девочек в «балаклавах», журнал вполне открытый. Интересующимся родословной настоятельно рекомендую, если вас это так беспокоит, завести породистую собаку, у неё точно родословная есть.
 
EAT REAL, LOVE LIVE PEOPLE.