Пятое измерение

Марина Войтецкая
ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

– Более всего меня поражает, где все это помещается.
– Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!


– А для чего такие рюмки? – спрашивает скучающий охранник.
– Понятия не имею! Мне нужны подставки для цветов.
Парень решил не углубляться в проблему, разговор интересным становиться не обещал. Я тщательно заворачивала в бумагу две рюмки «Мартини». Высота каждой – 50 сантиметров. Три часа ночи. Ни один магазин не способен подняться для меня в рейтинге выше, чем гипермаркет в часы «наименьшей посещаемости».
Отчаявшись уснуть жаркой и душной летней ночью, пытаюсь придумать, чем заняться. По краю сознания проплывает реклама гипермаркета «OBI». Он, кажется, работает круглосуточно. По ночной Москве на машине до него рукой подать. Говорят, там есть товары для сада-огорода… Самое время познакомиться. По дороге вспоминаю одного свежеженившегося молодого человека. На вопросы о своем новом житье-бытье он отвечал: «По ночам мы иногда пересаживаем цветы!»

Вдоволь нагулявшись среди орхидей, лимонов, кактусов и фикусов, останавливаюсь перед стеллажом со стеклянными вазами. Что-то притягивает меня в простых стеклянных формах. Цилиндры, конусы… Не пойму, как можно их использовать, а уйти как-то не получается… Дома у меня циперус на банке стоит. Банка старинная, я долго подбирала горшок, чтобы повис на горлышке, а корни спускались в воду… Можно, конечно, вырастить циперус и побольше, чтоб поставить горшок на большой стеклянный цилиндр… Надо ли? Нет, гигантоманией я еще не больна. Потом как-нибудь поболею. Не знаю, кого бы вырастить таким большим. Нет мыслей. Вот бы палку с блюдцем на ножке, чтобы какой ни то горшок поставить вторым ярусом на подоконнике, внизу бы места стало больше.
Мысль материализовалась. Передо мной стояли рюмки. Я тут же нашла пластмассовые поддоны, которые совпали по размеру с воронкой «мартини», и потащила обе рюмки к кассе, жалея, что их не оказалось на стеллаже в большем количестве.
На одной из рюмок расположилась камнеломка. Столоны свесились вкруговую так красиво… Вторую рюмку пришлось отдать многострадальной розочке. Ее, наконец, удалось поставить ближе к форточке, чтобы ей досталось больше света и свежего воздуха. Она благодарно выпустила сразу три бутона. А еще можно было бы задрать на полуметровую высоту кого-нибудь из широкораскидистых. Вон шеффлера полподоконника заняла, сколько места пропадает вокруг ее горшка. Эпифиллум тоже хорошо бы задрать, а то расползается по подоконнику, устраивает мне тут террариум, только и гляди, чтоб его кем-нибудь не придавить. Традесканции опять же надо куда-то вешать. Пластиковые окна увеличили площадь подоконников, но начисто исключили все крючки, кронштейны и подвесные кашпо, которые раньше крепились к откосам.

Пока стояла жара, я объехала все московские магазины «OBI», но нашла еще только одну рюмку. Зато мысль заработала со страшной силой. Я решила использовать цилиндры. Они, конечно, место под собой не экономили, но зато высота у них была самая разная: от 20 до 80 сантиметров! И диаметры тоже отличались. Прозрачное стекло не заслоняло свет, и растения как бы парили в воздухе на разной высоте. Широкие вазы позволили задрать вверх даже крупные горшки, что многократно увеличило плотность насаждений на подоконниках.

Но этого уже было мало. Стеклянная тема была исчерпана. По ходу дела задействованы были и хрустальные вазы, и обыкновенные бокалы на ножках, а в некоторых случаях в ход были пущены даже простые стаканы. На них располагались кактусы, которые удалось таким образом максимально приблизить к оконному стеклу и солнечному свету. Однако стеклянные подставки давали возможность освоить только треть высоты окон сталинского дома. Мне не давали покоя верхние стекла. Там, на высоте двух метров впустую пропадали потоки солнечного света, а горшки с растюхами уже вовсю осваивали столики и табуретки, кое-кто переселился на пол, угрожая паркету, соседям снизу и коммунальным службам. К зиме придется многих поднять на уровень подоконника: внизу будет совсем темно и слишком сухо.

Нужно осваивать вертикаль. И я стала искать подставки. Началась вторая часть марлезонского балета. Ни в «OBI», ни в «Ашане», ни в «Леруа Мерлене» подходящих подставок мне не попадалось. Не было их и в цветочных магазинах. Все конструкции, претендовавшие считаться подставками для цветов, почему-то рассчитаны были на мелкие горшочки и невысокие цветочки. Ячейки были маленькие, нависали друг над другом, а самая бессмыслица заключалась в том, что гнездышки в цветочных подставках странным образом сосредотачивались в их нижней части, постепенно редея к вершине. Максимальная высота стоек не намного превосходила размеры стеклянных ваз. А у меня же были еще требования к материалу, форме, прочности, устойчивости… Искусствоведческое прошлое бродило на свежих дрожжах.
Я облазила все рынки и мастерские в поисках подставок, во-первых, высоких, во-вторых, выдерживающих большие тяжелые горшки, в-третьих, компактных в основании, я же собиралась ставить их на подоконники. К тому же, чтобы не перекрывать свет, они должны были быть ажурными.
– Мадам, большие горшки обычно ставят в самый низ!
– В самом низу на этой подставке нельзя поставить высокий куст: у вас ячейки расположены друг над другом!
– Вот, я вам покажу эту подставку, вчера привезли, здесь ничего не перекрывается!
– Эта подставка сама перекрывает ширину двух моих подоконников, я вокруг нее ничего поставить не смогу!
– Женщина, эта стойка – то, что вам надо, посмотрите, как она крепится!
– Некуда мне ее крепить. Мне нужно, чтобы сама стояла!
– Вот подставка под большие горшки, как вы спрашивали!
– 20 сантиметров в диаметре вы называете большим горшком? Мне нужна подставка не под фиалки, а под фикус и под лимон.
– Давайте мы сделаем на заказ по вашему рисунку!
Еще не хватало. Я же не художник, я искусствовед чертов. Я не знаю, какую подставку мне надо. Зато я точно знаю, чего я не хочу.
Однажды, заглянув попутно в какую-то лавочку, где продавались цветочные горшки, я увидела пластмассовую конструкцию. Из квадратного основания торчал стержень, на который было нанизано пять кашпо. Все они могли поворачиваться по оси, и при некоторой ловкости можно было расположить их так, чтобы ни одно из них не нависало над другим. В самом основании также были гнезда для четырех горшков. Девять горшков на площади 35 на 35 сантиметров! Я лихорадочно начала прикидывать, сколько таких подставок войдет на каждое из моих шести окон. Белые подставки будут отлично гармонировать с белизной пластиковых рам, высота давала возможность размещения не только ампельных, но и устремленных вверх растений, цена показалась мне весьма умеренной, воображение уже рисовало грядущую перестановку.
– Много у вас таких подставок? – я не могла сообразить, сколько влезет в машину за одну ходку.
– Да она последняя осталась.
– А еще привезти?
– Вряд ли. Она еще с весны у нас стоит. Их и на складе-то уже давно нет.
Минутное колебание. Стоит ли покупать одну? Стиль выдержать не удастся.
– С ума сошла? – зашипел внутренний голос. – Нигде ничего найти не можешь, а эту, заведомо подходящую, не возьмешь?
Да, что это я, в самом деле? Окна-то в разных комнатах, могут они быть и в разных стилях. Оставалась еще надежда, что такие подставки могли залежаться и в других лавках. Отнесла покупку в машину и решила еще раз пройтись по рынку.
Определенно здесь я уже проходила, и не раз. Почему не обратила внимания на эту группу пыльных железок? Или обратила, но прошла мимо? Подставки. Кованные. Стильные какие! Не на всех есть ценники. Одна явно не комплект. На ней нет кружков под горшки, ее еще доводить до ума надо. Другая вызывает некоторые сомнения в своей устойчивости, но ее силуэт умопомрачительно красив. Правда, она рассчитана только на три цветка. А вот эту надо обязательно купить. Она легкая, из тонких прутьев и складывается, как книжка. На нее встанет шесть горшков, а против света на подоконнике она будет почти незаметна, на ней хорошо будут смотреться очиток и кодонанта.

Как же ее купить-то? Кто хозяин? Толстая тетка, кажется, сама только что обнаружила эти подставки в своем хозяйстве. Удачные покупки. Еще не знаю, как и кого я переставлю, но место из-под пятнадцати горшков сегодня точно освободится.
На моем окне прописалась оригинальная стоечка с тремя круглыми стеклянными полочками. Ее стержень совпадает с серединой рамы, и цветы в маленьких горшочках стоят группками у самых стекол. Им ничто не загораживает свет, и сами они никому не мешают. Рядом на высоком цилиндре взметнулась вертикаль треугольного молочая. Ему тоже светло, и никто за него не цепляется.
По-прежнему некуда ставить большие растения. Разросся гибискус, его нельзя убирать с окна, ему нужно много света, лимоны тоже солнце любят. Их уже трое. Еще гранат. Хорошо, что его веточки такие гибкие, его можно заключить в кольцевую опору для кустов, он не сопротивляется. Сансевьеры разрослись. Ну и тяжелые же! Замиокулькас давно сидит в большом горшке…
Нужны еще подставки. Попробую снова пообщаться с дядьками на рынке. Лето в разгаре, и подставок много. Повезло. Есть кованные. Они прочные, устойчивые, ячейки для больших горшков. Садовые какие-то все. Много низких. Они хороши были бы на ступеньках лестницы. А на паркете об их завитушки только спотыкаться. Но мне же не на пол… У меня есть низкий столик, стоит около окна. Мне бы подставку на него, и повыше… И кого-нибудь крупного загнать под потолок.

Опять все с журнальный столик ростом. Интересно, куда предполагал мастер ставить эти подставки, когда делал нижнюю ячейку на высоте десяти сантиметров от пола? Вот такая, пожалуй, подойдет. На четыре горшка, маловато. Ну да ладно, хоть все ячейки большие, и высота больше метра. Если поставить на столик, верхний горшок поднимется выше моего роста. Поставлю туда гибискус. Можно будет его развязать, на высоте я за него задевать не буду, пусть раскидывается. Алоэ и замиокулькас сидят в одинаковых горшках – будут хорошо смотреться почти на одном уровне. Крепкая пирамидка, четыре тяжелых горшка, а стоит, как вкопанная.
Не удержалась, навестила пыльные железки. Не могу забыть ту изогнутую подставку, показавшуюся неустойчивой. Выглядит такой легкой и напоминает скрипичный ключ. Я поставлю наверх два разных хлорофитума. Их усы свесятся, а на нижний уровень кого-нибудь пламенеющего. И вокруг хавортии… Решено. Дочке будет, чем хвастаться. Где же эта толстая тетка?
Почти на всех подоконниках стоят подставки. Нельзя сказать, что везде выдержан общий стиль, но все композиции мне по-настоящему нравятся. Только не хватает мест для традесканций. Как жалко, что тогда оказалась только одна белая подставка!
Когда я увидела ее в Ашане, я поняла, что мой заказ выполнен. Вожделенные подставки лежали штабелями. Теперь было обидно, что мне нужна только одна.
Приближалась зима, а на полу еще оставались растения, которым не нашлось места повыше. Я вспомнила о последней кованной подставке, которую забраковала в самом начале лета. И поехала на рынок. Толстая тетка назвала цену, которую я не только не хотела, но и не могла заплатить. Все мои уговоры и увещевания на тему того, что подставка представляет собой полуфабрикат, и ее еще нужно доделывать, что она стоит слишком долго и уже превратилась в неликвид, не сбили цену до приемлемого уровня. Не помогли и теткины переговоры с хозяином по телефону. Пообещав, что зимой все равно ее уломаю, я ушла ни с чем. А еще через две недели эта подставка исчезла. Наверное, хозяин проникся к ней интересом и нашел-таки ей сговорчивого покупателя.
Покупка стеллажей становилась неизбежной. Зимовать на полу лицом к лицу с батареями я позволить не могла никому.
На этот раз выручил «Леруа Мерлен». Простые деревянные стеллажики полностью отвечали моим зимним требованиям, стоили недорого и собирались легко. Их установка окончательно превратила мой эркер в зимний сад, отгородив его от остального пространства комнаты.

Дочка сказала, что будет пускать своих друзей внутрь по одному, предварительно проинструктировав каждого о запрете трогать растения руками.
Пес определенно высказался против переноса ведер с водой, которые якобы должны повышать влажность воздуха, поближе к батареям. Ему там запрещено размахивать хвостом, и приходится уходить с водопоя, пятясь задом.
Мне удалось расставить все растения на полках и даже учесть различные пожелания к освещенности. И хотя свободного места почему-то не образовалось, жилплощадью все-таки никто не был обделен.
В последний день перед наступлением холодов я притащила с помойки огромный лимон, и пришлось делать еще одну перестановку. Буквально за час до понижения температуры выковырила с клумбы большой асплениум, иначе его бы прибило морозом. И уже в морозы удалось спасти эпифиллум и молочай Милля…