Классик искусства анимации Юрий Норштейн, создатель бессмертного «Ежика в тумане», однажды сказал, что творческий человек вообще не обязан ничего объяснять. За него обычно это делают его творения. Мультфильмы узбекского аниматора Дмитрия ВЛАСОВА идут 10-15 минут, но в каждой секунде – целая жизнь с искренней верой в самое лучшее. В них нет назидательности, но после их просмотра в душе маленьких и больших детей, то есть взрослых, что-то «щелкает», и мир вокруг становится ярче, проще, добрее. Но если фильмы Власова не требуют особых объяснений, то процесс их создания, да и сам творец интересны всегда.
КАК ЗАБОЛЕЛ
О мультипликации, как о профессии, никогда не мечтал. Все получалось само собой: в школе всегда рисовал картинки с продолжением - комиксов тогда не знали, потом пошел работать художником-оформителем, отслужил в армии, поступил в пединститут. У меня диплом преподавателя черчения и изобразительного искусства...
Шел 1992-й год, когда я увидел объявление, где говорилось о наборе художников в мультипликационный фильм Назима Тулляходжаева «История ислама». Для меня это стало открытием, ведь раньше я и не предполагал, что у нас в Ташкенте есть студия, снимающая мультфильмы. Зашел, увидел, как делают мультики, и «заболел». Попал я тогда к Мавзуру Махмудову, и многим, что сейчас знаю, обязан именно ему. Учился на ходу, органично вливаясь в новый для себя мир.
А потом наступил тяжелый 1994-й год. Думал, что с мультипликацией в республике покончено: прекратилось государственное финансирование. По приглашению друзей уехал в Москву, где иллюстрировал детские книги. Однако мысли о мультиках меня не покидали, - каждый раз я пытался устроиться в анимационную студию, но тогда и там был кризис. На студии «Союзмультфильма» висел замок, в пустых огромных комнатах стояли грязные столы, а режиссеры разъехались по заграницам. Московская жизнь закончилась через два года, когда я, тоскуя по Ташкенту, все бросил и вернулся. Зашел на «Узбекфильм» и увидел, что «забрезжил рассвет». А тут еще и предложение поступило, от которого я не смог отказаться...
С ТОЧКИ И ДО КОНЦА
За все годы работы понял, что хорошему мультипликатору природой даны ощущение времени и способность одушевлять, - этому научить невозможно. Для человека, лишенного фантазии, карандаши будут обычными карандашами, а для аниматора в мгновение превратятся в мужчину и женщину, станут плохими или хорошими. То есть любые предметы можно наделить человеческими качествами, а для этого нужно знать психологию, уметь воплощать живое в неживом. Поэтому мультипликатор, прежде всего, актер, даже не рисовальщик. Не зря многие знаменитые аниматоры пришли в это искусство из театра или кино. Гарри Бардин, к примеру, или Назим Туляходжаев.
Аниматор, не умеющий разыграть актерскую сценку, – плохой аниматор. У меня в кабинете на двери висит зеркало. Оно не для того, чтобы поправлять прическу. Перед зеркалом я играю, и как только в отражении увижу то, что мне нужно, тут же переношу это на бумагу.
А еще у анимации, как и в литературе, есть свойство - все начинается с чистого листа, с пустоты, с точки, когда нет ничего - ни персонажей, ни домов, ни деревьев. Все это возникает в воображении аниматора, а потом переносится на бумагу.
ДЛЯ КОГО?
Конечно, как профессионал, я считаю, что мультипликация должна быть на 80 процентов для детей. Но часто, когда делаешь мультфильмы для детей, они привлекают взрослых и наоборот. Я не могу объяснить точно, почему так происходит. Сам хотел бы разобраться, для кого же снимаю. Но не могу. С фильмом происходит что-то неведомое, что рассчитать невозможно.
Невозможно снимать фильм по заявлениям, на потребу публики. Обычно делаешь фильм для себя, а потом он уже воспринимается зрителем. Бывает, что это происходит не сразу, как, например, с «Белой курицей». Идея там сложная, мультфильм автобиографичен, о том времени, когда я жил в Москве, когда мыслями возвращался обратно, в свой родной Ташкент. Мультфильм о естественном стремлении людей искать лучшую долю. Но в итоге это оказывается иллюзией. Посмотрите, сколько людей, уехавших за рубеж, встречаются в социальных сетях и не могут наговориться о своей прошлой жизни в Узбекистане. «Белая курица» - фильм о том, что надо дорожить настоящим.
О «ЗОЛОТОМ ГЕПАРДЕ»
Программа была европейского уровня. Для Узбекистана это прорыв. Люди наконец увидели, что такое авторская анимация, потому что многие считали анимацией трехмерные развлекательные блокбастеры. Хотя изначально анимация, в первую очередь, один из видов изобразительного искусства, а развлечение лишь побочный эффект.
Я согласен с мнением жюри по поводу фильма «Мобил». Это то, за что любят анимацию, - за доступность, легкость, юмор. Такие фильмы делать чрезвычайно сложно. Я сам не люблю нагружать лишними деталями, персонажами, громоздкими поворотами сюжета. Заворожили «Тени внутри нас», по-настоящему восхитил фильм Юлии Рудницкой «Перезвони мне позже». Есть чему поучиться.
Узбекская анимация могла бы выставить гораздо больше фильмов, ведь никакое другое государство в мире не финансирует 10 фильмов в год. Это роскошь. Но у нас, к сожалению, критерии в оценке фильма не соответствуют финансированию, часто при отличной идее страдает изобразительный ряд. А ведь можно нелепую, невнятную, банальную идею подать так, что она заиграет новыми красками. К примеру, «Ежик в тумане» у тысячи режиссеров не вызвал бы никакого энтузиазма, но вот Норштейн сотворил библейскую вещь. Он зацепился за неведомую нам ниточку, а вытянул... себя, показав внутренние переживания.
БОР БОРАКА
Я против тиражирования. Особенно чужих идей. К сожалению, я знаю фильмы, снятые в Узбекистане, на частных студиях, которые копируют известные иностранные фильмы. О том, как кошка гоняется за мышкой, собака за кошкой, снято много-много раз. Зачем же повторяться? Ведь жизнь все равно выберет оригинал. Нужно свое использовать, родное.
Основой фильма «Была не была» послужила европейская сказка, а получилась глубоко национальная вещь. Некоторые спрашивают – как? Я же ничего специального не делал, просто наблюдал и наблюдаю за окружающей меня жизнью. Она настолько многообразная, интригующая. Меня захватывает, например, как на Востоке жена оберегает репутацию своего мужа на людях. Это я и показал в фильме. Это же и захватило зрителей за рубежом, что для наших людей – забавно, то для иностранца – целое откровение. Многих вещей они не понимают, говорят, здесь же логики нет, а мы так живем. Большое счастье, что со мной работал Обид Асомов, и с 50-ю процентами успеха от фильмов хотел бы поделиться именно с ним.
Дорог сердцу фильм «Щедрый Шахзода», в котором маленький принц, недотепа и безумец, уверен, что должен спасти принцессу. Здесь все происходит само собой: побеждает не меч, а вера в победу. Нередко мы сами ставим себе преграды - случится то-то и то-то, поэтому цели достичь невозможно. А Шахзода видит принцессу, и путь у него открыт. Так и в жизни - нужно обладать безумной верой, а что как все это получится – не должно волновать.
МОЯ ДОЧЬ
У нее сейчас такой возраст, столько интересов, что внедряться насильно с эстетическими провокациями в виде мультфильмов - нет надобности. Лучше прочитать сказку, затеять с ней игру. А мультипликация – это готовые образы. Мне же хотелось, чтобы она сама их придумывала.
Вспоминаю наше детство, в котором не было столько игрушек и развлечений. Игрушками становилось абсолютно все. А сейчас родители покупают сомнительного качества кукол и пистолеты, и дети в них не играют. Почему? Потому что детей нужно учить играть, ведь тогда даже ложки и шнурки могут стать игрушками. Если вы возьмете в руку бутылку и скажете, что это космический корабль, то ребенок в это сразу поверит...
МЫ ЗАБЫВАЕМ О ДЕТЯХ
Сейчас мы планируем продолжить снимать «Чархпалак» - цикл коротких, не более 4 минут, фильмов для детей дошкольного возраста. Идея проекта не нова, все помнят знаменитую «Карусель». Но для узбекского мультобъединения этот формат экспериментальный. Мы стремимся к тому, чтобы тематика мультиков была разнообразной и интересной малышам.
Хочется верить, что придут новые художники, мультипликаторы. Ведь основная проблема, стоящая перед нами на данный момент, – отсутствие профессиональных кадров. Анимации не учат ни в одном нашем колледже или университете. Парадокс – деньги на анимацию государство выделяет, а методов освоения отсутствуют...
Еще мне хочется осуществить свою давнюю мечту – создать детскую анимационную студию, чтобы обучать азам творчества. Потому что взрослых переучивать тяжело.
А вообще мы в долгу перед детьми...
Нужно стараться ставить хорошие мультфильмы. Я, например, терпеть не могу фильмы с необоснованной агрессией, где персонажи лупят друг друга непонятно за что. Считаю, что агрессия должна быть мотивирована, например, когда добрый принц срубает голову у злого дэва, понятно, что добро побеждает зло. Мы, мультипликаторы, можем показать разницу между плохим и хорошим, но что именно выбрать - должно воспитываться в семье. Если же нашим детям давать все по их желанию, мы их потеряем. Только представьте, что будет, если детей постоянно пичкать конфетами и мороженым. С духовной пищей происходит то же самое.
Записала Анастасия ПАВЛЕНКО.
ИЗ ДОСЬЕ
Дмитрий Геннадьевич Власов родился 6 мая 1966 года.
Мультфильмы:
1992 - «Синбад» - художник
1995 - «Бахром и Дилором» - аниматор художник
1996 - «Черный замок» - аниматор художник
1997 - «Заяц топотун» аниматор художник
1998 - «Моцарт» - режиссер, художник, аниматор
1998 - «Рубаб» режиссер художник - постановщик
1999 - «Соловей » - аниматор
2000 - «Алпомыш» - аниматор
2002 - «Кулол» - режиссер, художник, аниматор.
2004 - «Была не была» - режиссёр, художник, аниматор
2007- «Щедрый шахзода» - режиссёр художник- постановщик
2009 - «Белая курица» - режиссёр, художник-постановщик
Награды и звания:
2004 г. - Приз фестиваля КРОК (г.Россия) за верность традиции
2008 г. Награжден орденом “Дустлик”.
2006 г. диплом «За лучшую разработку национальной темы» - Кинофестиваль «Новое кино» - Россия
2007 г. Диплом кинофестиваля «Листопад» - Беларусь
2005 Золотой приз Тегеран
2006 Приз зрительских симпатий Беларусь
2009 За лучшее изобразительное решение Хиросима