Андрей Рублев. Троица

Константин Рыжов
Андрей Рублев. Троица. 1422-1427 гг. Москва. Третьяковская галерея. 

Сюжет «Троицы» относится к ветхозаветному преданию. В книге «Бытия» рассказывается, как к старцу Аврааму явилось трое прекрасных юношей и как он вместе со своей супругой Сарой угощал их под сенью дуба, втайне догадываясь, что в них воплотился Бог. Уже в древности было много толкований этого многозначительного события. Среди христиан позже утвердилась мысль, что в образе трех ангелов миру была явлена тайна троического божественного единства, то есть трех ипостасей единого Бога. Христианские художники, обращаясь к этому сюжету, писали обычно трех мужей в одеждах путников с посохами вблизи шатра гостеприимного старца. Неподалеку от них показывали жену, которая  месит муку, чтобы испечь хлебы, слугу-отрока, закалывающего тельца, и хозяина,  подающего к столу угощение. В таком исполнении икона служила как бы иллюстрацией к описанному в Библии событию. Рублев отчасти устранил, отчасти сократил до малых размеров всю земную обстановку события. В его иконе, созданной для длительного созерцания, нет ни движения, ни действия, ее сюжет очень прост: в  полном молчании восседают за столом три ангела; лица их задумчивы, серьезны и исполнены глубокой внутренней скорби. Перед ними чаша с головой жертвенного тельца, предвосхищающего новозаветного агница. Мысль о единосущности Божественных ипостасей воплощается многими способами, и прежде всего через композицию: три ангела как бы  собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник – символ вечности, и  все объединено в круге, подчеркивающем единство. Очерки наклоненных  друг к другу ангельских фигур округленны. Их крылья соприкасаются легкими волнообразным движением, как бы перетекают одно в другое. Взоры ангелов устремлены друг на друга и представляют  взаимное обращение и постоянное общение ипостасей. Они не только находятся в общении, но по единству Божественной природы взаимно проникают друг в друга и в мысли, и в воле, и в действии. Божественная сущность гостей Авраама не подчеркивается ни чем внешним, она вся происходит из внутреннего и выражается через цвет, пластику и линию рисунка. Ангелы словно парят в воздухе, на их одеждах, как бы «писанных дымом», ложатся отблески небесной голубизны. Жизненная мудрость не отягощает их, а  как бы возвышает над миром. Этому же вторят надмирное сияние красок, просвечивающих одна через другую, а также особая утонченность в рисунке ликов и рук.

Андрей Рублев  http://proza.ru/2012/03/24/598