Андрей Рублев. Преображение

Константин Рыжов
Андрей Рублев. Преображение. Деталь. Апостол Петр. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского кремля. 1405 г.

Здесь изображено одно из центральных евангелических событий: однажды Спаситель со своими учениками удалился на гору Фаворскую, и  там апостолам дано было увидеть чудо – тело учителя неожиданно просветлело перед их взором. Об этом чудесном свете, о смысле его, а главное – о происхождении много спорили христианские теологи. Иконописцы так же по-разному изображали его. Многие художники в своих иконах «Преображения»  выражали в основном ту мысль, что человеческому взору трудно, почти невозможно вынести этот неизреченный свет. Так в конце XIV века для Преображенского собора в Переславле-Залесском была написана большая икона, приписываемая кисти Феофана Грека. Холодные лучи неземного света пронизывают ее сверху донизу. Свет, просиявший в Христе,  потоком низвергается на апостолов. Главная мысль произведения: драма встречи двух миров. Лишь на единое мгновение открывается человеческому  взгляду иной, нездешний свет - и человек потрясен и едва выдерживает такое предстояние. В этой иконе, по-видимому, отражен традиционный взгляд на чудо Преображения. Совсем иначе трактуется эта тема у Рублева: его икона изнутри сияет легким и ровным светом. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Они созерцают свет внутри себя. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо. Лица людей обращены не на внешнее, они сосредоточены, в движениях людей больше задумчивости, длящегося, нежели выражения пронзительного и потрясающего мгновения. Таинственный свет повсюду, но к нему нужно «восходить», готовиться к его приятию, и лишь тогда человек, насколько это для него возможно, им освещается. Так неожиданно было выражено Рублевым приобщение человека к высшему бытию.

Андрей Рублев  http://proza.ru/2012/03/24/598