Жизнь Юрия Феличкина 29

Игорь Гарри Бондаренко
Жизнь Юрия Феличкина 29.
    Мне предложили работу не в Ташкенте, а в Самарканде в областной газете «Ленинский путь».Прошел там  все «стадии»:  корректор, литературный  сотрудник, выпускающий, заведующий отделом писем. Мне долго не удавалось приноровиться к  некоторым  особенностям газетного дела в России в те времена. Например, приезжаю к директору местного завода, беру интервью. Спрашиваю, чем порадуете наших читателей, какие  достижения?  «Да, могу порадовать. В этом  квартале брак при выпуске  подшипников для тракторов Алтайского завода составил 18 процентов, а вот в прошлом квартале было 20…»
   Пришло  в редакцию письмо о том, что в  психдиспансере творятся безобразия. Попасть туда оказалась сложно, но я все же  попал. Выяснилось, что директор  «сколотил»  группу из преданных ему  полупсихов», если так можно сказать, они избивали недовольных, сам директор и его «свита»  кормили больных  мерзлой  картошкой, а себя «не обижали».
Рассказа мне все это полупарализованный на войне майор. Факты подтвердились. Я написал фельетон «Палата № 6».Это было моя уже не  первая «стычка» с редактором. Материал «пригладили» и дали название «Жестокие люди».Когда таких  случаев накопилось много, я  ушел…» по собственному желанию»..Что делать? Устроился лаборантом в университет. Высшее образования у меня не было. Я написал письмо
Н.С. Хрущеву с просьбой разрешить мне сдать экзамены экстерном за  университетский курс. Получил ответ от министра высшего образования: «По вашему письму товарищу Хрущеву Никите  Сергеевичу  министерство высшего образования СССР разрешает вам  сдать экзамены экстерном.» Сдал. Вскоре  защитил диссертацию, стал кандидатом наук…Преподавателем французского , испанског и латыни.
  Осенью 1957 года в Самарканд с концертной  программой  приехал Александр Вертинский. Судьба  сводила нас трижды. Первый раз в  в 1920 году, Он выступал с концертом для русских на Принцевых островах, я работал тогда буфетчиком в ресторане.
Второй раз уже в Париже. По улицам города разъезжал автобус с аншлагом «Черные  розы Вертинского .В автобусе сидели самые пикантные «такси-герлс»( девушки для танцев).
Выступал он в кабаре «Черные розы», где на каждом столике, действительно, в вазочке  стояла черная роза, точнее бардовые почти «темные».Как ни странно, но он меня запомнил и предложил работу гардеробщиком в его новом кабаре. По тем временам работа неплохая и «денежная»,но я тогда был «занят», уже не помню чем. И вот  третья встреча. Пришел я к нему в гостиницу. Встретились. Постаревший Вертинский принял меня тепло, мы расцеловались  по русскому обычаю. На лацкане его пиджака- значок лауреата Сталинской  премии. Пел он столь любимую его слушателями песню: «Раз в  вечернем дансинге тихой ночью мая , где тела  сплетенные  колыхал джаз-банд,  я так нежно выдумал  вас , моя простая, вас моя прелестная из далеких  стран.Как поет в хрусталях электричество, я люблю вашу тонкую бровь. .Вы танцуете, Ваше Величество,  королева, любовь…»
   Встречался я и с Федором Ивановичем Шаляпиным .Он жил тогда под Парижем и устраивал «среды» для русских.В такой семейной обстановке  пел он для нас и арии из опер, и народные  песни, и шуточные куплеты. Шаляпин  увлекался живописью и почти все  свои гонорары тратил на приобретения  картин. В его доме на проспекте Эйло висели и Веронез, и Грез , и Брейгель,и Модельяни. Помню тогда его служанка  принесла бутылку коньяка .Он распорядился: «Налей ему», то есть мне.. «А Вы?»  А мне фиг-доктора запретили.
   В 1936 году каждый театральный сезон он пел в опере…
   Никогда не забуду  похорон Шаляпина. На похоронах пел составленный из солистов «Гранд-Опера» хор. Провожали его в последний путь десятки тысяч людей разных национальностей. Похоронили его на кладбище Батиньоль. Временно  поставили деревянный  крест. В 1942 году я  посетил кладбище. Могила его была в запущенном состоянии, все заросло сорняками.. «Сик транзит глория мунди»-так проходит земная слава. Только после  войны заботами  советского посольства  ему  поставили хороший памятник.
     Несколь слов  скажу о знаменитом русском  художнике Коровине. Сам он был похож на мельника из «Русалки»: борода по самые плечи и кустистые брови…Коровин  умер почти от голода, картины  его не продавались. Не раз в кафе, когда ему нечем было расплатиться за бутылку  красного вина, он  «расплачивался»   акварелями, которые нередко рисовал на скатертях. В кафе 16 квартала его работами были увешаны  почти все стены..После  войны советское  правительство  стало скупать эти картины, и хозяин кафе
 стал заламывать  неслыханные цены и очень обогатился.