Основы дарвинизма

Нина Авраменко
 
   Однажды в походе  мы вспоминали смешные  школьные истории.  Когда  горит костер, а вокруг него двадцать пар  озорных  глаз, чего только не вспомнишь.  А тут еще договоренность:  рассказывать всем. Не увиливать!  Затронули тему, как  лучше запоминать уроки. И оказалось, что опыт  уже накоплен немалый. Одни  засовывали раскрытую книжку под подушку, другие включали музыку, третьи  слушали магнитофонные записи во сне. В могущество таких приемов не  верилось, хотя…

   Мне припомнился один случай.  Ни о каких магнитофонах тогда не было речи. Огромная черная тарелка-радио  плохо подходила  для экспериментов. Но  в том, что воздействовать на мозг, внедрить в него  какую-то информацию  можно  исподволь, силой внушения,  убедилась сама.
 
     Дело  было так.Как активной комсомолке, мне было поручено  наставить на  путь истинный  одного  моего одноклассника, упорно не желающего учиться. Не понимали взрослые, что у парня была  важная на то причина: джаз  покорил  его, и он  готов был  ради него  отречься от всего остального. Забросил скрипку, на которой, кстати, играл неплохо.  Об уроках и говорить нечего.  По основам дарвинизма намечалась двойка в четверти.

     А тогда было не то, что сейчас.  И экзамены каждый год сдавали, и на второй год оставляли  по  3-4 человека, и на осень. Так что перспектива вырисовывалась аховая. Вот и бросили меня на амбразуру, чтобы подтянула  его хотя бы до тройки.
 
 На беду в параллельном классе училась   Зойка Талалакина, девчонка, в которую, казалось, было влюблено полшколы.  Она,  действительно, была очень красивой: небольшого роста, фигурка – статуэточка, одевалась так, как нам и не снилось. Мы  в своих  коричневых  одинаковых платьях  проигрывали ей  по всем статьям. Не  знаю,    был ли  мой подопечный влюблен в нее, но заглядывался на нее, как все,  -  это точно.

     И вот наше первое занятие. Решили, что  сначала текст о роли труда в жизни  человека  читаю я, он слушает, второй раз  мы меняемся ролями: он читает, я - слушатель.

     Читаю  о том, чем же отличается обезьяна от человека: «Ни одна обезьяна не  сделала простого железного молотка» и т.д.  Дочитала.  Короткая пауза. Читает он. Доходит  до  этого места, и вдруг я слышу: «Ни одна обезьяна, даже Зойка Талалакина, не сделала простого железного молотка». Наверное, я о чем-то  в это мгновение задумалась, пропустила фразу мимо ушей. Потом, не желая  показать, что невнимательно слушала, попросила его прочитать еще раз. Он прочитал снова. Я улыбнулась. Еще бы! Зойку с обезьяной сравнил.

    Полная сознания выполненного долга, ожидала я  своего воспитательского триумфа.   На следующий день   он,  наконец-то, получил свою спасительную четверку, и  Варвара Николаевна, желая поощрить  "репетиторшу",  вызвала отвечать меня.

  Бойко, уверенно   рассказала я материал учебника - перед уроком  ведь просматривала еще раз, потому что просто обязана была получить пятерку, иначе какой будет мой авторитет?. И вдруг…

   Я сначала не поняла, что   случилось. Класс буквально взорвался от смеха. В недоумении я посмотрела в его сторону. Он   сидел, как ни в чем не бывало. Оказывается, рассказали мне потом,  я без запинки ответила, чем же отличается обезьяна от человека. Ответила так: «Ни одна обезьяна, даже Зойка Талалакина, не  сделала простого железного молотка…»


      Больше занятий  не было. Наша мудрая Варвара Николаевна  быстро сообразила, кто кого перевоспитает.