Артур Пинк. Проповедь ложная и истинная

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРОПОВЕДЬ ЛОЖНАЯ И ИСТИННАЯ
Артур Пинк
 
Проповедь распутства
 

Двойственности Божественной истины в целом соответствует разделение Слова Божия на два завета, которые, собственно говоря, определяются как Божий Закон и Божественное Евангелие, и где отчетливо, хотя и не исключительно, Бог является как Свет и любовь. Двойственность истины четко содержится в каждом из этих грандиозных предметов, хотя это далеко не всегда воспринимается так четко, как должно. Закон, который Бог дал Израилю, двойственен и состоит из морали и церемониала. Моральный закон специально иллюстрирует праведность Божию и его благодать; церемониал – Его милосердные установления, которые Он дал тем, кто прежде подпал под Его осуждение. Таким же образом Евангелие содержит двойное проявление Божия характера и совершенства: с одной стороны, это «Евангелие благодати Божией» (Деян.20.24), провозглашающее свободную милость Бога, которой мы не заслуживаем, с другой – это «служение правде» (2 Кор.3.9) и «слово правды» (2 Кор.5.13). Павел заявил: «Я не стыжусь Евангелия Христова… В нем открывается правда Божия» (Рим.1.16-17).
В связи с этой двойственностью истины и противостояниенм ей со стороны плотского ума не стоит удивляться тому, что в таких же отношениях находятся такие противостоящие вещи, как законничество и беззаконие. Мы читаем, что Пилат и Ирод, которые враждовали между собой, «на день нашего Спасителя… на судилище выступили друзьями вместе» (Лк.23.12 KJV), и что они сделали общее дело, воспротивившись Ему и осудив Его. Законничество извращает Закон Божий. Беззаконие и распутство извращает Евангелие. Если мы говорим о таких видах зла, которые относятся к особенностям того и другого, законничество отрывает элемент праведности от Закона и Евангелия, в то время как распущенность злоупотребляет элементом благодати в том и другом. Если правда, что благодать является  выдающейся и основной характеристикой Евангелия, никогда нельзя настаивать на том, что благодать не осуществляется за счет праведности и не царствует «через праведность» (Рим.5.21).
Так как ясно, что корни и законничества, и распущенности находятся в каждом человеке от природы, раб Божий обязан наиболее молитвенно и тщательно остерегаться уступить одному из этих зол, ибо по мере того, как это происходит, истина фальсифицируется и души слушателей отравляются ложью. Если человек виновен в проповеди легализма, Личность и дело Христа бесчестятся и дух самодовольства передается тем, кто его слушает. Если он не возвещает совершенно ясно, что никто, кроме Христа, не может помочь грешнику и только в Нем есть достаток, чтобы удовлетворить каждую его нужду, если за пределами его понимания находится то, что по существу Христовой правды Его Кровь является единственным средством избавить грешника от проклятия нарушенного закона и только она дает ему право на вечное блаженство, - он упускает самый важный момент своей миссии и обязанностей. Труба его призыва должна издавать здесь четкий звук:  ничего, кроме веры в совершенное дело Христа, не может дать грешнику право стоять пред Всесвятым Богом, и к этому ничего нельзя добавить.
С другой стороны, в равной степени важно и необходимо, чтобы служитель держался подальше от другой крайности. Если он виновен в проповеди распущенности, то Личность и дело Христа одинаково бесчестятся и дух религиозного большевизма проникает в слушателей. Если он не возвещает ясно, как свет полуденного солнца, что Бог ненавидит всякий грех, не оправдывает его и не идет с ним на компромиссы, если он не признает как истину и не настаивает на том, что Христос в Своей любви и Своей властью пришел избавить Своих людей от грехов их  - он не смог выполнить самую существенную часть своей задачи. Великое дело кафедры состоит в том, чтобы возвестить авторитетные требования Творца и Судии всей земли, показать, в чем мы нуждаемся для встречи с Богом, возвестить настоятельную нужду грешника в покаянии, чтобы он бросил оружие своего мятежа и оставил свои злые пути, прежде чем он сможет доверять Христу ко спасению его души; возвестить, что Христос должен быть принят им как Царь, властвующий над ним, а также Священник, искупивший его, и Его надлежит принять как Господа прежде, чем Он станет для вас милостивым Спасителем.
Такая задача, как мы уже сказали, непроста, и только те, кто призван и поставлен Богом, снаряжены для ее выполнения. Чтобы сохранить баланс истины так, чтобы были в равной мере удовлетворены требования справедливости и богатство благодати; чтобы избежать, с одной стороны, арминианства, а с другой антиномизма, необходимы вещи, лежащие далеко за пределами возможностей любого новичка (1 Тим.3.6). Это требует труженика, а не ленивого человека, прилежного, а не неряшливого, готового учиться и представить себя «утвержденным в Боге» (2 Тим.2.15), а не такого, который ищет аплодисментов и серебра от людей. Не каждый человек может иметь данный талант и он не связан с образованием и развитием интеллектуальных способностей. Нет, только в школе Христа может быть приобретено это достижение, и только Святым Духом человек может быть наставлен на такое дело. Проповедник должен сначала учиться сам, притом на действенном опыте, взращивая в своей душе любовь к тому, что Бог любит, и ненавидя то, что Он ненавидит, а уже затем в соответствии с библейским образом передавать мудрость, данную свыше, также являя ее другим своим образом жизни.
Именно потому, что так много возрожденных людей невежественны, в настоящее время «иное евангелие» (Гал.1.6) столь широко распространено на кафедрах. Множество людей, у которых нет вкуса к благам Господа и которые не могут иметь страха перед Ним, по различным мотивам и соображениям вторгаются в священное призвание служения, и их многочисленность говорит лишь о растлении их сердец. Будучи сами слепы, они ведут слепых в яму. Не имея любви к Пастырю, они становятся не пастырями, но наемниками. Они сами от мира, и, следовательно, «мир слушает их» (1 Иоан.4.5); они проповедуют то, что приемлемо для падшей человеческой природы, и, как подобное притягивает подобное, они собирают вокруг себя компании поклонников, которые льстят им и оказывают им поддержку. Они несут с собой достаточно Божией истины, чтобы обмануть неосторожных и создать видимость ортодоксальности в своей вести, но недостаточно ее для поиска душ и прежде всего для того, чтобы лишить своих слушателей комфорта, уничтожая ложный мир в их душах. Они говорят о Христе, но не проповедуют Его, говорят о Евангелии, но не разъясняют его.
Некоторые из этих людей будут проповедовать законничество под предлогом содействия морали и исполнения Закона Божия. Они будут проповедовать добрые дела, но не фундамент, на котором они могут быть построены. Они смешивают оправдание и освящение, дела личной святости с тем, что служит основанием для грешника и его признанием перед Богом. Они засевают свои виноградники смешанным семенем (Втор.22.9), с тем чтобы Закон и Евангелие, Божественная благодать и дела святости настолько сливались, чтобы их отличительные признаки стерлись. Другие под видом возвышения благодати Божией проповедуют распутство. Они забывают даже Божественный призыв к покаянию, не говоря уже о необходимости оставить наши грехи, если мы хотим обрести милость (Притч.28.13), без смущения говорят о возрождении и о новой твари во Христе (2 Кор.5.17), но заявляют при этом, что грешник должен просто принять Христа как своего личного Спасителя, хотя его сердце все еще не сокрушено, нераскаянно и основательно влюблено в мир – и вечная жизнь будет сразу принадлежать ему. В результате этой проповеди поддерживается заблуждение. Вместо того, чтобы настаивать, что спасительная вера свидетельствуется ее духовными плодами, вместо учения о том, что христианская жизнь есть война против мира, плоти и дьявола, и что никто без этого не достигнет неба, они заверяют плотских людей в том, что «кто спасен однажды, спасен навсегда», и, таким образом, успокаивают их совесть и утешают их греховную душу, до тех пор пока она не проснется в аду. Беги таких проповедей, читатель, как смертоносной чумы. «Перестань, сын мой, слушать то, что вводит тебя в заблуждение, уклоняя от слов мудрости» (Притч.19.27 KJV).
 
Евангельская проповедь
 
Евангельской является проповедь, которая отвечает духу и сути Божия Евангелия. Это проповедь, которая не заражена ни законничеством, ни распущенностью; проповедь, которая дает полное место и благодати Божией, и Его правде. Она поддерживает требования Божией святости, но не заключает душу в неволю. Она провозглашает свободное спасение, не давая прав на грех. Она представляет Спасителя, Который подходит и достаточен для худшего из грешников, но утверждает, что только те, которые измучены грехом и доведены до ненависти к самим себе, будут приветствовать столь святого Врача. Она возвещает о славной свободе,  в которую введены сына Божии, и настоятельно призывает их стоять в ней, но также отмечает, что эта свобода не должна быть для нас лицензией предаваться похоти плоти, не опасаясь последствий. Отрицая, что добрые дела приводят нас на почву согласия с Богом, она принимает меры к тому, чтобы показать, что вера, которая не производит добрые дела, ничего не стоит и никого не спасает.
Мы находимся среди такой духовной тьмы, невежества и отвращенности от установлений истины, что есть настоятельная необходимость говорить, что истинная евангельская  проповедь противостоит как распущенности, так и легализму. Там, где все же можно найти реальное благовестие, - а таких мест сегодня немного, - путаница во многих умах столь велика, что мало кто будет обращать внимание на уклонения проповедника к законничеству или к распутству. Обе вещи ведут к осуждению, особенно в наше время, в которое сатана очень любит использовать и дискредитировать слуг Бога, и как только идет слух, что какой-то проповедник «легалист», многие люди избегают его служения. Тех, кто утверждают, что нравственный закон является правилом поведения для верующих и которые заостряют внимание на этой части Писания, часто называют законниками, которые ставят задачу вовлечь людей в кабалу, но такие обвинения чаще всего являются необоснованными и клеветническими, и их не следует слушать тем, кто любит истину.
Наша задача здесь подчеркнуть, что немногие служители Бога, оставшиеся теперь в мире, должны быть освобождены от несправедливой клеветы, которую религиозные распутники так любят обрушивать на них, и чтобы те христиане, которые будут читать наши эссе, в большей мере остерегались прислушиваться к этим ложным обвинениям. Те, кто заявляют, что освящение или практическая святость являются неотъемлемой частью спасения, кто настаивает на том, что хождение в благочестии есть необходимое доказательство надежности нашего исповедания, кто добросовестно предупреждает людей, что раскованность и отсутствие строгости в поведении, несомненно, ведут к разрыву общения с Тем, Кто их любит, будут неизбежно и несправедливо обвиняться в законничестве. Те, кто делает большой акцент на важное значение сохранения непорочной совести пред Богом и людьми, которые настаивают на нужде христианина ежедневно исповедовать все известные ему грехи пред Отцом и в полной мере примиряться с каждым человеком, которого он обидел, также будут несправедливо обвиняться в том, что они хотят вовлечь святых в рабство.
Необходимо не только предупредить читателя быть настороже в отношении попыток присоединиться к любой недопустимой критике истинных слуг Бога, но он также должен быть бдителен, чтобы не дать сатане лгать ему самому. Очень сложно держать наши весы в равновесии, и если мы не прислушаемся к обоим сторонам истины, мы неизбежно это равновесие потеряем. Тем не менее, даже если мы будем знать, что здесь есть опасность, и стремиться уберечься от нее, великий враг наших душ будет пытаться убедить нас, что мы сами заблуждаемся. Когда нам предстают такие места Писания, как: «Давайте обратимся с искренним сердцем, с полною верою, имея наши сердца очищенными от порочной совести, и омыв их чистою водою» (Евр.10.22 KJV), и мы видим, что моральная чистоплотность требуется для того, чтобы предстоять Божию величию, дьявол будет готов рассказать нам, что мы отказываем Крови Христа в ее достаточности и смешиваем ее в нашем опыте с тем, что он назовет законничеством. Когда мы начинаем обращать внимание на такие слова, как: «»Если бы я видел беззаконие в сердце моем, не услышал бы меня Господь» (Пс.66.18), дьявол придет как ангел света и потребует остерегаться мыслей о том, что ответы Бога зависят от чего-то хорошего в нас самих.
Евангельская проповедь необходима для поддержки людей Божиих, чтобы они могли отражать такие нападения противника, и должна сохранять их от двух крайностей, которым все мы подвержены. Она должна излагать вечный Завет, который Бог заключил со Своим народом во Христе, и показывать, что грех растление людей является для них тяжелейшим бременем и горем. При возрождении людей Бог пишет Свой закон в их сердцах и умах (Евр.10.16). Его святые имеют такой страх Божий, что они никогда не отойдут от Него полностью и окончательно (Иер.32.40). После возрождения Дух обновляет их каждый день (2 Кор.4.16), заставляя их идти по пути правды и восстанавливая их, когда они падают.
Евангельская проповедь воздает венец чести Тому, Кому он принадлежит по праву: не твари, но Господу Иисусу Христу. Она ничего не воздает человеку, но все – Христу. Она всегда напоминает верующим, что лишь суверенитет Бога отличает их от нечестивцев и что они не имеют в себе ничего хорошего, что не получили от благословенного Духа (1 Кор.4.7). Она учит верующего, что все его источники в Господе (Пс.87.7), и что он должен опираться на Него во всех своих нуждах, получая от Него и Его полноты «благодать на благодать» (Иоан.1.16). Она учит его, что Христос является его жизнью (Кол.3.4), что у него нет жизни, кроме Христа,   так что он должен каждый день жить во Христе, жить о Христе, жить для Христа. Говорит апостол: «Живет во мне Христос, и если я живу сейчас во плоти, то живу верою в Сына Божия, Который возлюбил меня и предал Себя за меня» (Гал.2.20 KJV). И снова: «Для меня жизнь Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1.21). И снова: «Все могу в укрепляющем меня Христе Иисусе» (Флп.4.13).
В то же время евангельская проповедь тщательно настаивает на ответственности человека и призывает к полному исполнению христианского долга. Она милостиво возвещает возвышенный и неизменный стандарт, к которому мы всегда должны стремиться: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мтф.5.48). Она предупреждает нас против отговорок на основании нашей неспособности соответствовать этому стандарту, предлагая без пощады судить себя за все неудачи и обновлять наши усилия в этом. Она говорит нам, что у нас нет собственных сил, но мы должны искать силу свыше, и указывает, что мы должны лучше использовать то, что у нас уже есть (Лк.8.18). Она призывает верующих к безоговорочному послушанию Господу, но настаивает на том, что мотивом для этого послушания должны быть любовь и благодарность за все, что Он сделал, страдая для нас. Она честно заявляет, что падения будут приносить серьезные наказания христианину (Пс.89.30-32), и что если жезл будет удален, это будет значить, что человек оставлен Богом на погибель.
Евангельская проповедь избегает ловушки законничества, возвещая верующим Христа как Того, Кому они обязаны всем, к Кому они должны обращаться за каждой нуждой, как Того, Кого они должны прославлять, ходя пред Ним и угождая Ему. Евангельская проповедь подносит топор к корням самодовольства, постоянно напоминая верующим об их непрестанном долге перед Божественной благодатью, который они ничем не могут погасить или оправдать, и о том, что как бы они не исполняли свои обязанности, они по-прежнему «рабы, причинившие убыток» (KJV). С другой стороны, евангельская проповедь позволяет избежать ловушки распущенности, постепенно поднимая стандарты до Божьих: «будьте святы во всех мыслях, словах и делах» (1 Пет.1.15 KJV). Она постоянно заостряет внимание на призывах и предостережениях Писания, напоминая слушателям, что «без святости никто не увидит Господа» (Евр.12.14). Пусть же каждый истинный служитель Бога воскликнет: «Кто способен к сему?» (2 Кор.2.16), а затем, если может, смиренно, зависимо, но правдиво, добавит: «Мы же от Бога» (2 Кор.3.5).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn