Негромкие мысли 11

Елена Куманичкина Лена Радова
"А по какому предмету сегодня экзамен?»…
Ведь и такое приходится иногда слышать от заочников, подходя к аудитории.
Оно понятно, у них всё в ускоренном  режиме, все они работают, всем им некогда, все они спешат.
Спешат вечно и бесконечно.
Сегодняшний экзамен потряс и без того основательно расшатанные представления о целесообразности высшего образования.
Разгорелся спор - "Кто  будет сдавать первым?"
Одна студентка пришла в шикарном горнолыжном костюме Killy  и с  веселым, сияющем всеми цветами радуги, сноубордом в руках.  Дальнейший маршрут её был налицо на её счастливом лице.
Второй нужно было срочно ехать - сопровождать наших "братьев"-итальянцев, прибывших посмотреть Москву.
- Когда? - скромно поинтересовалась  я.
- Да вот уже прямо сейчас!!! - окатила она меня вожделенной страстью своих волооких глаз, завешанных модной и практичной биохимией.
- Ох, - ну я прямо не знаю, вы уж сами разбирайтесь, мне в общем-то всё равно, кто будет первым...
Тем временем вошел симпатичный юноша, которого я никогда на лекциях не видела.
- Дело в том, девчонки, - со входа провозгласил он, - что меня там внизу девушка ждет. Ну, только вчера помирились. Представляете себе, что будет, если она меня больше  двадцати минут прождёт? Конец и пипец! А у нас - любовь...
Девчонки понятливо закивали головами. Мужчин у нас в стране всё-таки меньше, чем женщин, им надо уступать...
Но тут в аудиторию вошло два небесных создания, и все, кроме меня, заорали:
- О-о-о-о-о!!! ЛУка приехал!!!
Я почувствовала себя лишней на этом празднике жизни...
- Здравствуйте, - обратился ко мне небесное создание-мужчина. - Дело в том, что сегодня утром я прилетел из Гамбурга к своей невесте, а она должна сдавать у Вас экзамен, очень прошу пропустить её первой... 
Тут я начала ржать, потому что  вспомнила анекдот из своих студенческих времен:
На экзамене профессор спрашивает нерадивого студента:
- Вы знаете, что такое экзамен?
- Экзамен - это беседа двух умных людей, - отвечает студент.
- А, если один из них идиот? - спрашивает профессор.
- Тогда у другого не будет стипендии, -  не моргнув глазом, сообщает студент. ...
...Ну, а заочникам и это не грозит...
ХХХ
«Если бы Вам осталось жить 5 минут, что бы Вы сделали?»
Выпила бы полстакана коньяка, чтобы не так страшно было. Выкурила бы последнюю в жизни сигарету. Бац! четыре минуты прошло... Двинула потихоньку бы к кладбищу...  А сказать всем близким, что я их люблю, не успела б, но они итак об этом знают. Уж эти-то последние пять минут нужно посвятить себе-любимой.

ХХХ
 Рассказывали вы в детстве в кругу подружек  (думаю, мальчишки этой ерундой не страдали) сказки на разный манер с кодовым окончанием : "Чёрная перчатка ду-у-ушит"?   Ой, мы помешаны были на этой мистике...
А вот - быть художническая:

Одной из самых известных “проклятых” полотен является “Плачущий мальчик” — репродукция картины испанского художника Джованни Браголина. История создания ее такова: художник хотел написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял своего маленького сына. Но, поскольку малыш не мог плакать на заказ, то отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички.
Художник знал, что его сын панически боялся огня, но искусство было ему дороже, чем нервы собственного ребенка, и он продолжал над ним издеваться. Однажды доведенный до истерики малыш не выдержал и крикнул, обливаясь слезами: “Гори ты сам!” Это проклятие не замедлило сбыться — через две недели от пневмонии умер мальчик, а вскоре заживо сгорел в собственном доме и его отец…
ХХХ
В 1925 году  М.Булгаков написал свою знаменитую повесть "Собачье сердце", а такое впечатление, что о нашем времени.
 А Леонид  Анцелович придумал свою…
«За обеденным столом профессор Преображенский беседует со своим ассистентом: «Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая, еду нужно ухитриться купить, если от пенсии в кармане - вошь на аркане. Да-с. И ещё, если печётесь о своём здоровье, мой добрый совет, - не смотрите государственное телевидение».
«Гм… Да ведь другого нет».
«Вот никакое и не смотрите. Я провёл наблюдение в клинике. И что вы думаете? Больные, у которых не было телевизора, быстро шли на поправку. Те же, которых я заставлял смотреть программу Время, – теряли в весе. Мало того, пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетенное состояние духа».
«Убивается профессор» - заметила Зина.
«Да ведь как не убиваться!? – возопил Филипп Филиппович, - Ведь это какая была страна – вы поймите! Все полезные ископаемые, леса, поля, богатейшие земли. Всю Европу кормили!».
«Вы слишком мрачно смотрите на вещи, - возразил ассистент, - правительство принимает все меры».
«Голубчик, вы меня знаете, я человек фактов, человек наблюдений. Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит факт, из которого я делаю вывод. И вот вам факт: - купить жильё - недоступно, пенсии – нищенские, полицию народ боится, больше, чем бандитов. Не угодно ли – бензин в советские времёна, стоил сущие гроши, а за последние годы уже догнал молоко! Я уже не говорю о лечении. Не говорю. Пусть: раз суверенная демократия – не нужно лечить. Но я спрашиваю, почему, когда она началась, мужики перестали доживать до пенсии? Почему за больничную койку надо платить несколько месячных зарплат? Почему у читателей газет, просят деньги на лечение ребёнка в поверженной нами Германии? Разве у правительства нет денег на медицину?».
«Да, денег нет, Филипп Филиппович, Олимпиаду в Сочи надо строить, чемпионаты мира проводить, дорожку для Формулы – 1 строить».
«Ничего подобного! – громовым голосом ответил профессор, у него есть деньги, и эти деньги мои! Это как раз те деньги, которые оно утаило от продажи моей нефти, газа, леса, золота… Спрашивается, кто их попёр? Я? Не может быть! Шахматист Каспаров? Смешно даже предположить! Сатирик Шендерович? Ни в коем случае! Тогда кто?».
«Экономический кризис, Филипп Филиппович».
«Нет, - совершенно уверенно возразил Филипп Филиппыч. Воздержитесь от употребления этого слова. Это мираж, дым, фикция. Что такое этот ваш кризис? Старуха с клюкой? Ведьма, которая проглотила все лекарства и экономит на отоплении? Да его вовсе не существует. Это вот что, если я, вместо того чтобы оперировать, буду мочить в сортире соседей, отключать им газ, оттяпаю у них часть жилплощади, и стану восстанавливать разрушенное их жилье, у меня в квартире начнётся кризис. Следовательно, кризис не в клозетах, а в головах. Когда эти баритоны (он указал пальцем наверх) кричат об экономическом кризисе, я смеюсь. Это значит, что каждый из них, должен лупить себя по затылку! И, когда вылупит из себя всякие галлюцинации и начнёт заниматься прямым своим делом: чистить сортиры, бороться с коррупцией, строить дороги, больницы, выпускать качественные автомобили, кризис исчезнет сам собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время, строить зимнюю олимпиаду в южном городе, покупать виллы, яхты и футбольные клубы, разъезжать в иномарках за миллион долларов - и следить за порядком в собственном доме. Нужно поставить милиционера с дубинкой рядом с каждым министром, чтобы умерить их хватательные рефлексы. Тем более, что большинство из них до сих пор не совсем уверенно застёгивают собственные штаны"... 
ХХХ
Накануне выборов…
Так ведь не сдержала. Хотя в прошлый раз обещала себе больше в жизни эту базарную муть не смотреть.
Вспоминаешь прекрасных далёких истинных НТВшников, и плакать хочется.
В этот раз для подкрепления позиций зачем-то Хангу взяли...
Смотрела вчера снова эту НТВ-шную вакханалию с удивительным убожеством мысли под  названием "Если не Путин,  то кто?"

Единственно, кого с удовольствием и  интересом можно было послушать - Михаил Делягин, а посмотреть на выражение его лица, когда он нетерпеливо и с постоянно меняющейся мимикой, внимал речам других персонажей (якобы)острой дискуссии - это  просто праздник души короткий...
Чичваркин там что-то лепетал  - что за фигура страдальца маловразумительная?
Пожилой заслуженный ЕДРо-вец  ногой   топал и кричал, как Путин восстановил его родной завод...
ЛДПРровец двигал своего бессменного лидера, КПРФовец своего... Как они  не устали от такого накала страстей-то - ЗЮ и ЖИ, как не надоело им возглавлять карманные партии Кремля?
Ну и что? Тема раскрыта?
В очередной раз получилось, как в у Михалкова в детском стихотворении " А что у вас?"

                "Кто на лавочке сидел,
                Кто на улицу глядел,
                Толя пел,
                Борис молчал,
                Николай ногой качал.

                Дело было вечером,
                Делать было нечего..."
 А что? Классное, между прочим, стихотворение...
ХХХ
Как же у меня мало на свете людей осталось, с которыми я готова проводить каждую минуту, когда между двумя – всё общее, иногда даже мысли. Когда понимаешь друг друга с «пол пинка» (студенческое), когда чувствуешь состояние души друга по выражению глаз.
Сетовать на быстротечность времени глупо. Оно у всех так быстро бежит.
«Я – это ты, ты- это я. И ничего не надо нам…»  - из какой-то песни, имеются ввиду люди противоположного пола.
А мы встречались со старой подругой, приехавшей издалека.
И я поняла самое главное, чего мне не хватает во всех новых друзьях (в реале, в виртуале всё по-другому, конечно) – здесь не надо ничего рассказывать. У нас общая ПРЕДЫИСТОРИЯ.  Не-е, вру... я давно это понимаю.
Сидели в кафе, мы  почти всегда там бываем, когда она приезжает. У нас там уже традиция с годами выработалась – сообщать друг другу новое-тайное и обязательно с грифом: «только никому!»
 По сторонам глазами не щёлкали. Не было никого вокруг. То есть наоборот – очень даже много было народа, но все неинтересные… А может… Да не может, а точно , – как у  Александра Гитовича:
 «Я бы раньше такое чудо
Из-за столика в ресторане
Далеко бы увел отсюда,
Не решив ничего заране.

А теперь я и так в восторге,
И не рвусь ни в какие дали.
Укатали крутые горки -
Слава Богу, что укатали!»
ХХХ
В воскресенье пошли с подружкой к импрессионистам в Пушкинский.
Мы их тоже любим одинаково, наверное, оттого, что аналогично им видим окружающую действительность...
Стали свидетелями милейшего эпизода.
Возле одной из картин на полу  (естественно, на "подпопниках") сидели маленькие детки, лет 4-5  и рисовали. А их  учитель - пожилая женщина с огромным пучком седеющих волос и в очках с громадными линзами, поверх которых смотрели близорукие глаза, рассказывала им о том, как художник видел воздух и перспективу...
Детки сидели возле картины в разных свободных позах, их самих впору было рисовать - такие сосредоточенные, пыхтящие... водили карандашами по белым листам. Будто сидят они не перед картиной, а перед какой-то чистой речкой - на берегу - это ещё оттого так казалось, что в огромные окна музея золотым потоком лилось ослепительное зимнее солнце...
Сидят и слушают инструктаж, перед тем как их запустят в  воду...
Было дико интересно, что же это там рисуют маленькие гении ( так уже их про себя окрестила), заглянула к одному мальчику, к другому, к девочке в кудряшках - на листе много параллельных горизонтальных полос , у некоторых ещё - пара вертикальных. И всё...
Но ведь такие встречи с картинами, с музеем не забываются, даже если ты  маленький, всё равно что-то потом остаётся...
А у них - вообще всё только ВПЕРЕДИ.
ХХХ

Наде Рушевой  60 лет сегодня… Конечно, я бы не вспомнила  это, если б не интернет.
 Она умерла, когда ей было 17 лет. В 1969-м.
Всегда думала, что она младше меня, ан нет... Почему думала? оттого, что когда я ещё студенткой первого курса была, очутилась на её выставке, и поняла, что эта девочка - гений, и так грустно стало, что я - не... Но что делать - только жить дальше...
Как она могла разгадать в свои годы Пушкина и Булгакова?  Так понять их, что глядя на её рисунки мы начинали что-то понимать?
Таинственное и родное для детей 50-60-х годов, имя. Мы всегда знали о Наде, как знали о Пушкине и начинали узнавать о Булгакове.
И нам странно, что нынешняя молодежь  ничего о Наде не знает.
А откуда им, собственно, знать? Последняя книга о Наде вышла более двадцати лет назад, а  выставки ее рисунков редки, тихи и незаметны...
 ХХХ
Как изменилось-то всё - наливать чернил никуда не надо - пишем шариковыми или гелевыми ручками.
То есть можно, конечно, налить чернил, с понтом, подражая великому поэту - но ведь таких строк всё равно не напишешь...
И не потому, что на дворе мороз, а просто не напишешь... вот и всё.
И почему авторы многих постов пишут вместо "достать" - "налить"?
И пролёток нет... Только самолетом можно долететь туда, где ливни.
Остались только стихи навзрыд.
ххх
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
<1912, 1928>
ХХХ
Отчего чем мельче человек, тем он больше пыжится? Тем сильнее он хочет показать свою значительность, свою уникальность?
И таких людей тьмы, и тьмы, и тьмы.
Их надо лечить,  потому что они - душевно убогие, а они не понимают, что больны.
Не подпускают к себе "врачей", попросту в них не нуждаются.
Иногда своим поведением и проявлением своих амбиций они заставляют нас плакать...
Как здорово сказал о них Марк Твен:
“Опасайтесь людей, которые пытаются подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям”. Великий человек, наоборот, внушает окружающим уверенность: и вы можете стать великими!»
ХХХ
Был один вуз - знаменитый в Москве, и был там ректор  - академик РАО Борис Михайлович Бим-Бад.
Первый свободный университет  в эпоху перестройки... Учиться мог каждый за минимальную плату - чисто символическую.
Учились даже слепые, учились люди за 60, которые в своё время не могли образования получить...
Удивительный это человек - Борис Михайлович.
 Лучше всего о нём здесь" И лысина его блестит победно и Вот книжка его недавно попала в руки. Старая, аж 2002-го года.
Слегка прифонарела, сколько Б.М литературы перелопачено было - в том числе и архивной, и на разных языках...
Но!Много вопросов, много.
Он исследует личность Сталина с точки зрения своей любимой педагогической антропологии.
Проще говоря - все мы родом из детства...
Любопытный получился у него портрет.
 ХХХ
Позвонила подружка - в сумасшедшем восторге рассказала о выставке ангелов в Иерусалиме:" Ты должна это увидеть!"
И очень расстроилась, что я сказала, что  видела уже...
Лет 6-7 назад была подобная выставка в Музее Востока.
 Мы ходили со студентами, задержались у экспозиции ЖИЛИЩЕ АНГЕЛА.
Видим, одна девочка  усиленно высматривает  что-то своё.  Взгляд её медленно переходит с крыльев  на  тапочки, потом тщательно изучает  белые одежды.
Эта дошкольница напряжённо подходила к выводу, а потом, обращаясь к маме, с робостью произнесла: "Я так и думала. Ангел - девушка".

...А вообще ангелы  - чрезвычайно востребованы по всему миру -  замечали вы это?
ХХХ
Два дня назад в Кракове на 89-м году жизни скончалась Вислава Шимборская, поэт, переводчик, литературный критик, лауреат Нобелевской премии. Ее поэтическое наследие невелико: опубликовано чуть более 350 стихотворений. На вопрос, почему она так мало пишет, Вислава Шимброская ответила как-то: «Просто у меня в доме есть мусорное ведро». Эти немногочисленные стихи, тем не менее, переведены на английский, немецкий, французский, шведский, арабский, китайский, японский и многие другие языки. В том числе на русский, причем переводить Виславу Шимборскую начали еще в Советском Союзе, несмотря на откровенное диссидентство поэтессы, подписывавшей письма в защиту противников режима в Чехословакии и других странах Варшавского договора и поддерживавшей «Солидарность». Среди ее русских переводчиков были Анна Ахматова и Давид Самойлов.

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/1863945
 Назавтра - без нас
Утро ожидается холодным и туманным.
С запада
начнут перемещаться дождевые тучи.
Видимость предположительно слабая.
Дороги скользкие.
Постепенно в течение дня
под влиянием северного антициклона
местами возможны прояснения.
Однако при переменном и сильном порывистом ветре
вполне вероятны грозы.
Ночью
погода улучшится по всей стране,
только на юго-востоке
не исключены осадки.
Температура заметно понизится,
зато давление возрастет.
Завтрашний день
обещает быть солнечным,
хотя тем, кому жить дальше,
не помешает зонтик.
Перевод Асара Эппеля
Стихи её можно почитать ЗДЕСЬ:http://shimborska.dgroza.ru/author
ХХХ
Помогаю устраиваться одному студенту на работу. Был на собеседовании - пообщались с ним и попросили прислать материал на тему:"Как я могу изменить мир".
Не фиг себе,замутили темку...
Но можно же черта лысого придумать?
Прислал мне - посоветоваться - такая муть, такая скукотища, штамповка беспросветная, аж тошно стало.

Почему основная масса людей считает, что если они пишут, как "положено" ( кем?) с употреблением давно мёртвых оборотов, которые таковыми стали от чересчур частого употребления, то  это должно читаться и вызывать интерес?
Вот морду бы набила тому, кто основы журналистики читает, честное слово...
Спрашиваю: "Отчего ты не можешь написать по-человечески, искренне? Просто то, о чём ты действительно думаешь написать?"
Ответ:"Идея пришла только в 3 ночи, сам сейчас прочитал - ужаснулся..."
Если пришла ИДЕЯ, то совершенно неважно, в котором часу...
Только это не идея, а вымороченность какая-то... О том,что профессия "журналист" сродни работе экскурсовода в лесу - полная  и катастрофическая дичь.
Переписывает сидит...
А я сижу-жду результатов его титанического труда, блин, раз уж подвизалась устраивать его на работу, балда балдовская.
Параллельно вспомнила про знаменитые литературные штампы, стала их искать в нете и нашла.
Познавательно.

Ильф и Петров весьма оригинальным способом избегали мыслей-штампов. Они отбрасывали идеи, которые приходили на ум сразу обоим.

10 место: Писатель Лев Кассиль предложил четкий критерий определения – с какого момента фраза становится штампом официальной речи: когда у стенографисток появляется один знак, обозначающий эту фразу целиком – значит, это штамп.

9 место: Булгаков часто иронизировал по поводу советских официальных лозунгов. В одном из очерков он так описывал кокарду на околыше форменной фуражки: «Не то молот и лопата, не то серп и грабли».

8 место: Выражение «Страна неограниченных возможностей» первоначально характеризовало Россию XVIII века. Но в 1902 году немецкий журналист Людвиг Макс Гольденберг, посетив Америку, впервые применил это выражение к США.

7 место: Города тоже обрастают штампами. Например, Ульяновск стал «городом Ильича». В Ульяновске уже давно развернулась кампания по переименованию города. Например, в Обломовск, ведь Ульяновск – родина Гончарова. Когда-то Фонд Сороса под это дело даже давал грант.

6 место: В Голливуде тоже есть штампы, без которых кино не сделает кассы. Например, в конце психологических триллеров часто выясняется, что главная героиня все это время спала с убийцей.

5 место: Love story («История любви») – так назывался роман американского писателя Эрика Сигела, положенный в основу сценария одноименного популярного фильма режиссера А. Хиллера. Роман был настолько популярен, что его название стало штампом.

4 место: Штамп «Голубая планета» больше подходит не Земле, а Урану: из-за метановой дымки в верхних слоях его атмосферы он действительно выглядит голубым.

3 место: Самыми идиотскими штампами прославился журналист из романа Эфраима Севела «Остановите самолет – я слезу!». Он эмигрировал в Израиль и попробовал писать там, приспосабливая советские штампы к местному колориту. В результате у него получались такие перлы, как «Наше родное Мертвое море». Или «Весело провели субботу у Стены Плача жители Иерусалима».

2 место: Когда-то у каждого сотрудника газеты «Футбол-хоккей» висел на стене список выражений, которые нельзя было использовать при написании статей. Вот несколько примеров из этого списка: «автор гола», «вратарь на высоте», «штанга спасла» и «ниже своих возможностей».

1 место: Когда впервые верблюда назвали кораблем пустыни, это было очень поэтично. Сравнение давно стало штампом, а в арабских странах морские суда образно называют Верблюдами моря.
ХХХ
В первой моей редакции я "пережила" аж четырёх фотокорров. Не потому. что они менялись, как перчатки, по воле сумасбродного начальства.

Один более "хлебное" место нашёл, один - пил беспробудно, третьего мы выперли сообща.
Пофигист был страшный. Вот эта фраза про бублик была вся его жизненная философия. Очень удобная, но полярная нашей, общей, редакционной.
И снимки у него были тошнотворные. Скучные, не живые какие-то.
Ведь всё зависит, как и что ты чувствуешь в тот момент, когда снимаешь - не важно что и кого: человека, машину, природу.
 Даже если посмотреть свои фотографии, сделанные разными людьми, на каждой из них ты - иная (ой).
А он ни фига не чувствовал, всё про бублик грезил.
А потом пришёл четвертый - Серёга.
И вот наш мятно-бублично-постельный (он даже внешне был таким - полным, амёбным, пастозным, улыбка шарящая, взгляд блуждающий по интересным женским местам, раздевающий какой-то взгляд, тьфу..) собирает в фотолаборатории свой скарб,  Серёжке дела передаёт, и говорит: " Они тут все ненормальные, больные на голову,  всё орут за правду, в борьбе и сдохнут, глупари. Так что вляпался ты, дружок..."
 Мы с Серёгой до сих пор дружны, хотя живём теперь, ох, как далеко друг от друга...
И вот того " бублика" на всю жизнь запомнила, он потом из журналистики ушёл, сшибал деньгу на всяких коллективных фото - выпускников, свадеб, похорон...
У него ничего святого, мне кажется, не было.
А, может, так и надо как раз жить.
Только уже не сумею...
ХХХ
Юлиан Тувим (1894-1953) - один из величайших польских поэтов.  Прозаик. Считают, на его стихи сильно повлияло увлечение Уитменом и Рембо.   Перевёл на польский язык  «Слово о полку Игореве», «Горе от ума» Грибоедова, почти всего Пушкина, Маяковского, Пастернака.
"В свою очередь", его стихи на русский любили переводить Маршак, Михалков, Мартынов, Давид Самойлов.
Стихи его хороши, но я и прозу Тувима очень люблю.  Помогает она в противоречивые моменты жизни. Вот одна только главка из его «Проказника»…
«Ты входишь в  магазин головных уборов,  подходишь к прилавку, вынимаешь
из  кармана  блокнот  и  карандаш   и  пишешь  на  листке:  "Покажите,  мне,
пожалуйста, черный котелок". Листочек протягиваешь продавщице. Она читает, с
состраданием глядит на бедняжку немого и показывает тебе несколько шляп.  Ты
примеряешь их,  выбираешь  одну  и  снова пишешь на листке:  "Эта  подойдет.
Сколько стоит?"
Растроганная твоим физическим изъяном, продавщица решает, что ты к тому
же  еще и глухой, и поэтому  пишет на  листочке  цену.  Ты  читаешь, киваешь
головой, делаешь жест, выражающий  сожаление  по поводу дороговизны, платишь
деньги и надеваешь новый котелок. Затем, поклонившись, ты громко и отчетливо
произносишь:
 - Мое почтение!
И уходишь из магазина».
ХХХ
Такая апатия после всех этих шествий, митингов и наблюдений...
Когда-то один дорогой мне человек говорил : "Все будет так, как было, даже если будет по-другому..."
Не соглашалась, возмущалась, протестовала...
А выборы без выбора будут, как бы все мы ни старались...
А, Может, просто устала очень...
Но в голове - веером досады открываются " Два желания" Саши Чёрного...

  1

Жить на вершине голой,
Писать простые сонеты...
И брать от людей из дола
Хлеб вино и котлеты.

2

Сжечь корабли и впереди, и сзади,
Лечь на кровать, не глядя ни на что,
Уснуть без снов и, любопытства ради,
Проснуться лет чрез сто.
<1909>
ХХХ
Дело, конечно, прошлое, фильм вышел на экраны в 1991 году.
И я бы ничего не узнала, если бы вчера подруга не пустилась в восторженные воспоминания о Монголии, в которой прожила несколько лет после универа... Влюбившись в эту страну окончательно и бесповоротно.
Рассказывала про цвет неба - марганец всех оттенков, про отношение монголов к  русским учителям...
Потом как хлопнет себя по лбу, - спрашивает:
 - А фильм  Н. Михалкова помните - "Ургу"? Там, девки, т-акой ляп неприличный. Там кошка в юрте с ними сидит...
 
 - И что с того?  Чем тебе кошки не угодили-то?
-  Я как увидела, всё...  никакого доверия к фильму... Да не может там быть в юртах кошек. Никогда не было и не будет!
И рассказала нам, что в Монголии кошки, кошачий стиль и вообще любые упоминания на эту тему - плохо.
"Собака желает своему хозяину жизни, а кошка - смерти".
Кошка для монголов - нечистая сила, отвратительные существа.
Как считается исторически, это происходит потому что монголы никогда нее имели запасов зерна, которые следует оборонять от мышей котами, ну и значимости этих мохнатых тварей не прочувствовали.

Напомню содержание фильма: взяв практически анекдотическую жизненную ситуацию о том, как степной монгол поехал в город за средствами предохранения, так как по закону он не имел права иметь больше трех детей, режиссеру удалось создать произведение искусства высочайшей пробы, насыщенное добротой, человечностью и состраданием, проповедующее терпимость и понимание между народами без единой фальшивой ноты.

«Урга» — это петля на конце шеста, которым монгольские скотоводы отлавливают животных. Для тех, кто живет в степи, урга — символ любви, уединения и силы в бескрайних её просторах. Воткнутая в землю рядом с юртой урга — объявление о зачатии нового человека, нового  монгола.Издалека видя этот шест, монгол не подъедет к юрте, дождется поодаль, пока шест не будет убран, чтобы не вторгаться на территорию любви.
Жена посылает мужа в город за презервативами . Он едет в город вместе с русским шофёром. Вместо презервативов   покупает телевизор, кепку, велосипед и, вернувшись домой, втыкает в землю шест.
Сейчас "пошарилась", обнаружила, что у монголов вообще много "своих порядков", и некоторые очень даже добрые и интересные. Впрочем, их много, даю только несколько. Которые Н. Михалков не нарушал. в отличие от кошки в юрте, с которой лопухнулся...


• Запретными считаются имена духов священных гор, их имена хранятся в тайне, не произносятся вслух без крайней надобности.
• Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые "священные места".
• Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, незатушенный костер. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.
• Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим - это такой же грех, как лишить живое существо жизни.
• Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать не обглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня, наступать на пролитое молоко.
Нельзя вонзать нож в огонь, а также каким бы то ни было образом касаться огня ножом или острым предметом, или доставать ножом мясо из котла. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Нельзя бросать в огонь очага мусор, тряпки - это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту.
• Не надо дулю показывать. Это какой-то очень скверный знак.
• Не нужно разговоров про вегетарианство. Это разновидность болезни здесь, причем, психической.
• Женщина в Монголии - главнее мужчины при всем уничижении со стороны последних.