Саамская притча о золотом веке

Лина Гордышевская
(Перевод со шведского)


Это старая-старая притча, рассказанная саами, которые были первым народом здесь, на Севере. Это был народ, который мог справляться с темнотой и холодом и жил за счёт охоты и рыбалки. Притча рассказывает о двух братьях, Ньявисе и Атьисе. У Ньявиса была жена по имени Ньявис-Энтни, а жену Атьиса звали Атьис-Энтни.

Давным-давно существовала чудесная страна, где было очень хорошо жить. Её создал бог Ипмил - создал для людей. Ипмил был главным среди богов. В этой стране были горы из золота и серебра. Цветы светились в долинах, птицы пели и щебетали. Леса тянулись, здоровые и зелёные, к небесам. Еды хватало для всех и каждого. На деревьях росли сочные фрукты с кожурой из феты и приятные на вкус. Сладкое молоко текло в реках и ручьях, и рыба прыгала в озёрах. Никто не знал, что значит трудиться не покладая рук.

Ипмил отдал этот мир своему сыну Солнце. Солнце освещало мир, так что там не было мрака и холода. В этой чудесной стране и жили братья Ньявис и Атьис. Ньявис был добрым и щедрым. Говорят, Солнце его очень любило, и потому отдало ему в жёны свою дочь и назвало её Ньявис-Энтни. Другой брат, Атьис, был вспыльчивым и несдержанным и хотел владеть всем, что только видел. Его жена была из подземного мира и звалась Атьис-Энтни. У неё был большой мешок, в котором были спрятаны все горести и болезни.

Поначалу братья жили в мире, ибо в чудесной стране было богатство и счастье для всех. Но однажды зло пробудилось в сердце Атьиса. Он захотел иметь свою собственную землю и отгородить её забором от других.

Он пришёл к Ньявису и сказал:
- Давай поделим землю между нами, так, чтобы у каждого был свой надел.
- Зачем? - удивился Ньявис. - Земля здесь для всех и каждого, общая, мы владеем ею все вместе.

Но Атьис не сдавался, и в конце концов Ньявис уступил ему. Атьис поставил забор и забрал лучшую часть земли, тогда как брату отдал худшую. Но хотя у Атьиса и был теперь более плодородный надел, он всё равно не чувствовал себя счастливым, ибо у него ничего не получалось, а у Ньявиса всё спорилось.

Атьис-Энтни сказала мужу:
- Видишь, у твоего брата всё выходит лучше, чем у тебя. Он взял лучшую землю, когда вы делили угодья. Он обманул тебя.

Чёрная зависть овладела Атьисом. В конце концов он уже не видел, что его земля была на самом деле лучше и плодороднее. Днём и ночью думал он о том, что у брата всё лучше, чем у него.
- Смотри, земля Ньявиса полна молока и мёда, а твоя? Разве мы не сыновья одного отца? - спрашивал себя Атьис. - Почему у него должен быть лучший надел?

В конце концов он больше не мог совладать с собой, пришёл к своему брату и сказал:
- Ньявис, ты меня обманул. Ты забрал лучшую землю себе, а мне отдал худшую. Ты живёшь в достатке, тогда как я - нет, и это неправильно. Отдай мне половину твоей земли.

Ньявис улыбнулся, выслушав Атьиса, и ответил:
- Я не хочу делить землю, потому что у нас обоих она хорошая и плодородная, и нам обоим её хватает. Поэтому возьми сам ту часть, которая тебе приглянется.

Но хотя теперь у Атьиса было земли больше, чем у его брата, он опять не был доволен. Через какое-то время снова пришёл он к Ньявису и пожаловался:
- Ты! Ты снова меня обманул! Ты забрал лучшие куски земли, а все плохие отдал мне, хотя я твой брат.
Ньявис отвечал:
- Возьми столько моей земли, сколько хочешь; мы братья, и всё, что принадлежит мне, принадлежит и тебе.

Атьис забрал почти всю землю. У Ньявиса же остался только маленький участок, такой, чтобы на нём поместились дом и источник. Но Атьис всё ещё по-прежнему был не доволен. Ему казалось, что у Ньявиса всё лучше. Он не мог радоваться тем, чем владел. Он не знал покоя. В конце концов он решил, что самое важное на свете - это отобрать у Ньявиса остатки его земли с домом и источником.

На следующий день случилось так, что Атьис и Ньявис пошли вместе на охоту. Ньявис был быстрым и ловким, так что ему посчастливилось убить оленя. Он снял шкуру и принялся разделывать добычу. Тогда Атьис вышел к нему из тёмного леса.
- Ага, - сказал он, - ты разделываешь тушу и забираешь лучшие куски себе. Ты всегда так делаешь! - сорвался он на крик. - Берёшь себе всё самое лучшее, а мне оставляешь всё самое плохое!

Когда Ньявис услышал эти слова, он сильно опечалился.
- Это не так, - тихо возразил он. - Я не хотел обкрадывать тебя. Кто из нас предложил поделить землю? Кто забирал всё больше и больше? Ты всегда получал всё, что хотел. Забери всего оленя, но оставь мне столько, чтобы я мог накормить семью.
Когда Атьис услышал это, его глаза потемнели, он схватил копьё и пронзил им брата.

В это же мгновенье раздался в лесу ужасный крик. Он отражался от гор и становился всё громче. Тьма опустилась на землю. Жуткие тени выползли из ям и пещер. Атьис-Энтни захохотала и выпустила на волю из мешка все горести и болезни. Вскоре вода запахла смертью, а лес - страданием. Люди стали драться друг с другом. Мужчины бродили вокруг, а женщины сидели с детьми в лесу.

Солнце заплакало и спряталось.

Ипмил спустился на землю. Когда он увидел, что Атьис убил брата, чтобы стать единственным владельцем земли, он очень и очень разгневался. Он схватил Атьиса и закинул его на луну.
- Там просидишь ты до скончания веков. Богатство и довольство вредны людям, - понял Ипмил с грустью на сердце.

И пошёл Ипмил в горы, спрятал золото и серебро. Он дал животным плоть, а молоко отныне стало доступно только совсем маленьким детёнышам. Рыбы получили плавники и уплыли прочь. Ипмил сказал животным:
- На людей больше нельзя полагаться, убегайте, как только они появятся.

С тех пор жизнь стала трудной для людей. День изо дня им приходилось трудиться, чтобы справиться и выжить.

Но Ипмил хотел, чтобы люди помнили Ньявиса и золотой век. Поэтому позволил он северным оленям отрастить бороды и назвал их в его честь. Нет ничего теплее и лучше, чем шкура северного оленя. Люди выстилают ею колыбельки, чтобы малыши не замёрзли.

Ипмил пообещал, что если люди будут такими же хорошими, как Ньявис, то они получат обратно чудесную страну. И тогда начнётся новый золотой век.