Острусы или невидимая цивилизация. Часть 2

Татьяна Аверина
Какая всё-таки сложная штука – жизнь. Кто-то из мудрецов сравнил её с зеброй – светлые полосы чередуются с тёмными. За последние две недели я в этом убедилась на собственной шкуре. Слишком часто менялось моё состояние: бесшабашное веселье на теплоходе с друзьями – ужас первых впечатлений от встречи с неведомой цивилизацией; новые открытия, дружба с Нок – кошмар путешествия по туннелю наверх; короткая радость долгожданной свободы – голод и жажда в пещере на скале; возвращение Нок, чудесный тропический островок - а теперь уже вторые сутки сижу в каюте, не поднимаясь на палубу.
По нашей легенде мы с Питером – кузены, причём я – глухонемая провинциалка. Он хотел меня развлечь круизом на яхте. Мы плыли по морю, когда увидели чудесный маленький островок. Встали на якорь и на резиновой лодке высадились на остров. Пока любовались его красотами, налетел шторм, яхту сорвало и унесло в неизвестном направлении. Прождав помощи двое суток, набрали бананов, кокосов и, на свой страх и риск, поплыли на резиновой лодке искать большую землю, и вот, встретили их судно.
Команда была чисто мужская – крепкие загорелые парни с обветренной кожей и грубоватыми манерами. Если честно, я их побаивалась. Так как на корабле женских кают не предусмотрено, меня поселили в пустующем лазарете. Кормят прямо здесь, чтобы не смущать ребят женским обществом. Питеру хорошо, он с командой сдружился, спит в общей каюте, болтает по-английски, хохочет. Его здесь побрили и постригли, выдали матросскую форму. Не знаю, как он объяснил свою повышенную лохматость, за два – три дня на островке так не обрастёшь и не оборвёшься. Но моряки люди простые, всему поверили.
Я лежу на койке и смотрю на серебристый камушек – самое дорогое, что у меня есть. Не поменяю его на всё золото мира. Это – ниточка к Нок, моя сокровенная тайна, даже Питер не знает о ней. Всю прошлую ночь я постоянно смотрела на его мерцающую поверхность и мысленно звала: «Нок, Нок!»  Но ответа не получила. Что случилось с подругой? Почему так боюсь потерять с ней связь? Чем Нок меня приворожила?
Наверное, сказались психологические перегрузки последних дней. Мне ничего не хочется, просто лежу и вспоминаю последние события. Питер забегает по несколько раз на дню, пытается растормошить, шутит, что я чересчур хорошо изображаю глухонемую. От его разговоров мне становится ещё хуже, на глаза наворачиваются слёзы.
- Питер, неужели всё, что с нами было – правда?
- Выброси всё это из головы и скорее забудь! Думай о предстоящей  встрече с близкими и друзьями. Лана, я тебя не узнаю, где твой оптимизм, ты ведь такая сильная. Встряхнись! Хочешь, пойдём на палубу, погуляем.
- Ничего не хочу, оставь меня одну.
- Мне позволили выйти на связь и сообщить своим, что жив, здоров и скоро буду. Как твоё полное имя, попрошу, чтобы сообщили о тебе.
- Светлана Макеева. А как ты объяснишь, почему твоя двоюродная сестра из России? Ничего не говори обо мне. На месте я сама позвоню своим,  решим, что делать.
Питер похлопал меня по руке и убежал. Всё-таки он молодец, три месяца в заточении никак на нём не сказались. Без его помощи я не смогла бы убежать из Остлэнда и до сих пор была бы там – с Нок, Своргом, Бурвилем и другими острусами. И мечтала бы оттуда выбраться! Да, Питер прав, надо встряхнуться!

Через день сухогруз встретил голландское рыболовецкое судно, на которое мы пересели. А два дня спустя судно прибыло в Голландию. С трудом  вспомнив номер Алёны, я связалась с друзьями, которые были шокированы, услышав мой голос с чужого телефона. Они уже меня похоронили и теперь, возвращаясь из круиза, ломали головы, как об этом сообщить моим родным.  Алёна громко кричала в трубку что-то невразумительное, чуть не визжа от радости:
- Светка! Ты жива! А мы тебя хватились, обыскали весь корабль. Думали всё – утонула!..
Она начала долго и подробно рассказывать, как они меня искали, но я попросила дать трубку Алексу, он из нас самый уравновешенный. Объяснила ему, куда прислать документы, и попросила что-нибудь придумать, чтобы потянуть время, пока я смогу к ним присоединиться.
- Ноу проблем! Отдыхаем в Сочи, ждём тебя.

Прошло три года. Постепенно воспоминания о чудесном путешествии потускнели. Скучать было некогда – готовила к выпуску своих третьеклашек. Работа в школе, с родителями учеников, дома куча тетрадей. Вечером общение по Интернету с друзьями и Питером. В свободное время – занятия в секции по плаванию и дайвингу. Мать всё чаще стала ворчать, что скоро двадцать шесть лет, пора бы и замуж.
- Светик, я тебя не узнаю! Ты после того круиза стала какая-то не такая. Ты же любила веселиться – танцы, кино, вечеринки с друзьями. Этих нет рядом – заведи новых. Вон Алёна с Алексом уже второго скоро родят, а я, наверное, внуков не дождусь.
Я и сама чувствовала, что во мне что-то переменилось после общения с Нок и другими острусами. Теперь я многое воспринимала по-другому. Когда с кем-нибудь знакомилась, старалась определить – к какому уровню по шкале острусов новый знакомый относится. Я помнила о своём обещании, данном на маленьком тропическом острове, где мной была проведена переоценка жизненных ценностей, и я поклялась отказаться от украшений и  роскоши. Одевалась очень скромно и строго, как и положено учительнице. У меня было только одно ювелирное изделие – кулон с плоским серебристым камушком. Я никогда его не снимала, часто грела в ладони и всматривалась в его искорки: «Нок, где ты?»
За эти три года я изучила массу периодики, часами сидела в Интернете и пришла к выводу, что люди с острусами всё-таки встречались. В середине двадцатого века японская рыболовная шхуна поймала гигантское существо, похожее на спрута, с большим количеством щупалец. Они не смогли его сохранить, так как тело быстро протухло, и его пришлось выбросить в море. Я поняла, что это был старый острус высокого уровня. С ним что-то случилось, раз он не смог избежать опасности и попал в сети.
Было также очень много свидетельств моряков, особенно подводников, о каких-то существах, которые плавали рядом с судами, как бы наблюдая. В прессе их назвали «квакерами» за особенный квакающий звук, который те издавали. Квакеров встречали часто и повсеместно, никакой агрессии с их стороны не было, только любопытство. Думаю, что Сворг неоднократно попадался на глаза этим очевидцам.

Однажды летом я проснулась рано утром. Было около четырёх часов, солнце ещё не взошло, но уже рассвело. Меня будто толкнули. Я, как обычно, взяла в ладонь камушек, взглянула на него и вдруг услышала:
- Лана, Лана! Отзовись!
- Нок! Это не сон, это правда, ты?
- Я, я, Лана! Рада, что ты меня ждала.
- Ждала – не то слово. Я жила надеждой, что услышу тебя. Почему так долго?
- Оказалось, что мощности видеофона недостаточно. Остлэнд, для которого он изобретён, невелик. Пришлось мне идти на обучение к специалистам по связи. Потом изобретать усиление для приёма и передачи сигнала. Поздравь – у меня четвёртый уровень! Теперь я иду в ученики к Своргу, буду изучать океаны, смогу плавать далеко. А ты чем занимаешься?
- Я работаю учительницей младших классов, обучаю людей первого уровня. Поздравляю тебя с четвёртым! Нок, ты умница, но не пропадай больше так надолго.
- Насчёт умницы – я уже была в инкубатории и сдала женские клетки! Сейчас я не совсем женщина. Но я привыкла, как ты ко мне обращаешься, пусть будет так!..
Мы договорились выходить на связь в это же время, и я уснула с улыбкой на лице – первый раз за последние три года.
Был июнь, в школе каникулы. После общения с подругой во мне как будто загорелась искра и появилась жажда деятельности. Питер прислал вызов из Голландии. Я оформила отпуск и через неделю, благословлённая матерью, летела в самолёте.

 Питер встретил на открытой спортивной машине и, горячо поздоровавшись, повёз на экскурсию, хвастаться своей Родиной. В прошлый раз после всех переживаний я была как во сне и не в состоянии что-нибудь воспринимать, поэтому смотрела на всё как бы впервые.
 Голландия – маленькая страна, её можно пересечь на машине за один день. Немного портила впечатление погода, но оказалось, что это самое обычное явление для этой страны – ветер, затянутое тучами небо, время от времени моросящий дождь. Питер специально выбрал маршрут, чтобы показать потрясающие воображение величественные средневековые замки, старые ветряные мельницы, сельскохозяйственные фермы, на которых крестьяне пасут скот и делают всемирно известные голландские сыры. Мы проезжали по небольшим патриархальным городкам с малоэтажными постройками, уютными улочками. Удивило, что на дорогах больше велосипедов, чем машин. Небольшие рощи и многочисленные речки напоминали Россию. В природе было мало ярких красок. Теперь я поняла, почему голландцы занимаются выращиванием цветов – им не хватает солнца и цвета.
 Чем ближе к морю, тем сильнее были порывы ветра. Пейзаж стал однообразным: прямые дороги делили землю на ровные геометрические квадраты. Питер рассказал, как отвоёвывали землю у океана. Две третьих страны находится ниже уровня моря, а эти квадраты – польдеры – когда-то были морским дном.
Я не мешала другу восторженно хвастаться своей страной, её трудолюбивыми жителями, отсутствием бедных и богатых. Главный разговор, из-за которого прилетела сюда, оставила напоследок.

И вот мы сидим на застеклённой веранде домика Питера и пьём чай. Я зябко кутаюсь в плед и всё не решаюсь начать разговор.
- Питер, ты помнишь наше путешествие?
- Разве о таком забудешь!
- На днях Нок связалась со мной. Я хочу с ней встретиться! Поверь мне, я нормальная. Вижу, что ты не веришь. Вот, смотри!
Я протянула ему обрамлённый в серебро камушек. Он недоверчиво взял и повертел его в руке, разглядывая с обеих сторон.
- Мне подарила его Нок, когда прощалась. Это их устройство для связи, для передачи мысли на расстояние. Три года я ждала, пока Нок вышла со мной на связь. Она умница, для этого ей пришлось обучиться на связиста и усилить устройство. Через два часа новый сеанс. Я передам от тебя привет.
Я видела, что друг колеблется, верить мне или нет. Ничего, поверит! Чувствую, как во мне просыпается та, прежняя Лана!

Через четыре дня мы с Питером заселялись в бунгало на одном из многочисленных островков Карибского архипелага. Когда-то часть из них были колониями Нидерландов, и местные жители наравне с английским хорошо знают голландский язык. Где-то недалеко находится Остлэнд. Остров мы выбрали самый неблагоустроенный. Людей, желающих отдохнуть от благ цивилизации, к счастью, было немного. Нас порадовали почти пустые пляжи, наличие лодочной станции и отдалённость бунгало друг от друга. Правда, вопрос пропитания пришлось решать самим.
- Голландцы ведь хорошие рыбаки? Помнишь, как ты рыбачил с самодельным копьём? Здесь где-то есть прокат снастей. Узнай, будешь снабжать нас рыбой! И возьми в аренду на все две недели лодку.
Питер, получив поручение, побежал его исполнять. Хороший и верный товарищ, сейчас редко такого встретишь. Может, последовать материнскому совету и присмотреться к нему пристальней? Как она удивилась, узнав, что у меня есть друг заграницей! Пришлось придумать, что познакомились через Интернет.
 Полюбовавшись на удаляющуюся рыжую макушку, я принялась за обустройство нашего временного жилища. Протёрла пыль и полы, сорвала с ближайшего куста яркие красные цветы и поставила в банку на столик. Радовало наличие старенькой газовой плиты и посуды. Вскипятив чайник, стала ждать возвращения Питера. Он вернулся через час, тяжело волоча на себе ношу – какие-то сачки, несколько удочек и спиннингов, ласты и маску, подводное ружьё и даже фонарик.
- Ты забрал всё, что у них было? Нам не надо столько рыбы, я не буду её чистить! В прокате тебе всучили всё, что могли!..
- Успокойся, рыбу чистить и готовить буду я сам. Дай мне насладиться жизнью! Рад, что ты не сомневаешься в моих рыболовных способностях. Постараюсь оправдать надежды…
На следующий день у меня было назначено свидание с Нок. Ночью долго ворочалась, не могла уснуть, представляя нашу встречу. Уснула уже под утро и, конечно, проспала. Разбудил меня запах кофе и гренок. Это Питер хозяйничал на кухне. Золото, а не парень!

- Питер, а почему ты до сих пор не женат. Тебе есть тридцать? – спросила я, заходя на кухню.
- Тридцать два. А не женюсь, так как не могу найти похожую на тебя. Наши девушки не такие…
- Какие не такие?
- Смелые, отчаянные, умные, терпеливые, немного взбалмошные… Ещё долго могу перечислять!
- И это всё обо мне? Да брось, я самая обыкновенная!
- Ты самая замечательная! Садись завтракать, через час ваша встреча.
Позавтракав, мы захватили снаряжение для рыбалки и подводного плавания и отправились к лодке. Накануне я договорились с Нок, что встретимся в море. Как могла, описала месторасположение нашего острова, надеюсь, она поняла, где это.
Отплыв на порядочное расстояние, Питер перестал грести и забросил удочку. Пользоваться другими снастями до встречи с Нок я ему запретила, опасаясь, что он может её поранить. Минут пятнадцать мы дрейфовали вдоль берега, у меня уже заболела шея, так усиленно я крутила головой, мысленно зовя: Нок! Нок! И вдруг услышала: Лана! Плыву! Я ещё не видела её, но была уверена, что скоро увижу. Быстро облачившись в костюм для подводного плавания, который захватила с собой из дома (не прокатный ширпотреб), прыгнула за борт. А через минуту гибкие щупальца обвили меня за талию.
- Нок! Какая ты стала большая, я бы тебя не узнала! Ах, сколько щупалец!
- Двенадцать, и скоро будет ещё больше, Сворг меня хвалит.

Помахав Питеру, крикнула, что буду через час, и погрузилась под воду. Чувства, охватившие меня, не передать словами, адреналин зашкаливал. Красоты подводного мира, а рядом – та, о которой мечтала три года! Отплыв подальше в море, мы устроили безумный танец, кружась в воде. Я кричала от восторга, и понимала, что Нок испытывает те же чувства. Успокоившись, я взяла подругу за одно из щупалец, и она стала показывать мне свой мир. До этого у меня было два самых ярких воспоминания – Остлэнд и крошечный тропический островок, на котором три года назад я прожила три незабываемых дня. Но его краски меркли в сравнении с красотами, представшими перед моим взором. Разнообразной формы, размеров и окраски рыбы, извивающиеся водоросли, причудливые кораллы – ещё одна стихия открылась передо мной.
Когда ты счастлив, время летит быстро. Скоро Нок заторопилась на занятия к Своргу. Проводив меня и договорившись о следующей встрече, она помахала щупальцем Питеру и уплыла в глубину.

Следующие два дня я жила как во сне, теперь я поняла, что значит – быть на седьмом небе от счастья. В определённый час мы встречались с Нок и уплывали в море. Она каждый раз находила, чем меня удивить, так богат и разнообразен подводный мир. Питер тоже был по-своему счастлив. Вооружившись снастями, полученными в прокате, он умудрялся наловить много рыбы. Вторая половина дня у него была занята чисткой и готовкой. А я отдыхала под пальмами, переполненная впечатлениями. Напарник же обеспечивал пропитание нам, да и всем ближайшим соседям. Он быстро сдружился с пожилой семейной парой полных американцев и с компанией парней финнов, проживающих в соседних бунгало, и регулярно снабжал их рыбой. Те приглашали его к себе в гости, а американцы норовили чем-нибудь угостить.
Это случилось на третий день. После прогулки, мы возвращались к лодке. Подруга первая заметила, что-то неладное и ускорила движение. Через минуту и я увидела – безжизненное тело Питера, скорчившись, лежит на дне. Нок обхватила его щупальцами и быстро положила в лодку. Затем помогла забраться туда мне.
- Лана, делай что-нибудь!
Я сняла с Питера маску и с ужасом смотрела, как синеет его лицо. Я не могу его потерять! Только сейчас, в это мгновение, поняла, как он мне дорог – верный и надёжный друг.
- Питер, ты не можешь оставить меня! Дыши! Дыши!
Вспомнив инструкции на занятиях по дайвингу, принялась делать ему искусственное дыхание. Через минуту изо рта Питера хлынула вода, и он судорожно вздохнул. Только теперь я ощутила, что по моим щекам ручьём текут слёзы.
- Миленький, только живи, я не смогу без тебя. Нок, с ним что-то не так, он еле дышит и весь синий.
- Я вызываю Сворга. Бурвиль его спасёт!
Через четверть часа, показавшимися мне вечностью, к лодке подплыл величественный Сворг. В воде он казался огромным. Хорошо, что нас никто не видит, вот бы удивился – маленькая лодочка, а вокруг неё кружат два больших спрута.
- Лана! Рад, что ты жива.
- Сворг, все разговоры потом. Спасите Питера.
Аккуратно обхватив тело моего друга крепкими щупальцами, Сворг приподнял его, чтобы рассмотреть.
- А вот и второй беглец! Да, дело плохо, его кто-то ужалил. Нужен Бурвиль, я забираю его в Остлэнд.
- Только помогите ему! И верните потом мне!
Тело Питера пропало под водой. Как же он там будет дышать? Но Сворг уже имел опыт транспортировки бесчувственных тел. Три года назад он выловил в водах Чёрного моря меня и доставил на лечение Бурвилю – чудо-доктору.
«Всё будет в порядке, всё будет в порядке…»  Успокаивая себя, я гребла к берегу. Без тренировки получалось не очень, до этого на вёслах всегда сидел Питер. Слёзы хлынули новым потоком. Я редко плачу и не подозревала, что у меня так много слёз. Увидев, что на берегу меня встречает семейная пара Смитов, спрятала под снасти ласты и маску Питера и постаралась взять себя в руки, а то не миновать паники. Как только лодка причалила, Смиты подбежали ко мне и быстро заговорили на своём американском. Слова «Питер» и «полиция» звучали неоднократно.
- Не надо полиции, Питер вернётся! Идите домой!

* * *
Опять чёрная полоса. Давно я заметила, что после безудержного веселья обязательно будет плохо, ещё с детства. Когда мы с подружками закатывались в приступах смеха, мама, пытаясь нас успокоить, всегда говорила – не смейтесь так, а то будете плакать!
 Питер, Питер! Не уходи от меня. Три года, что прошли после нашего приключения, мы постоянно общались по электронной почте. Я привыкла, что он у меня есть, что в любой момент я могу к нему обратиться с любой просьбой, и он поможет. Знакомое чувство утраты сжимает грудь. Три года назад также болело сердце после расставания с Нок. Я и сама не знала, что Питер так много для меня значит.
Остаток дня ничего не могу делать, лежу и смотрю на свой волшебный камушек, жду новостей от Нок. Её могли наказать за то, что три года назад  помогла нам бежать из Остлэнда, и теперь втайне встречалась со мной. Сможет ли она выйти на связь? Господи, помоги Питеру и Нок, все земляне в твоей воле, значит и острусы тоже, ведь они жители Земли. Сделай так, чтобы Бурвиль излечил моего друга, и тот вернулся ко мне. Я готова на любые жертвы ради этого. Господи, помоги, мне так плохо без моих друзей.
Уже стемнело, когда камушек ожил.
- Лана, успокойся, с Питером всё будет хорошо, мы успели вовремя. Его ужалила очень ядовитая морская медуза, люди не выживают после таких укусов. Бурвиль очистил Питеру кровь, теперь он в полном порядке, передаёт тебе привет.
- Как передаёт? Ведь он не может с вами общаться, не умеет читать мысли. А вы не слышите его слов. Нок, ты не обманываешь меня, с ним точно всё в порядке?
- Хочешь верь, хочешь нет, но твой друг теперь нас понимает, и удивляется, почему раньше у него это не получалось. Он теперь делится медицинским опытом с Бурвилем и подолгу беседует со Своргом.
- Не поверю, пока сама не увижу. А как твои дела, тебя не сильно наказали?
- Я больше часа отчитывалась перед Советом Мудрейших. Теперь они думают, что со мной делать. Завтра объявят решение. Пока мне запретили выход в океан.
- А Питер когда вернётся? Они отпустят его?
- Он ещё в лазарете, у Бурвиля под наблюдением. Раньше к нам не попадали ужаленные люди, надо исключить возможные осложнения.
- Нок, мне так плохо без Питера и без тебя... Как бы мне увидеть Сворга, попросить вернуть вас?..

Следующие двое суток были ужасными. Одно облегчение – жизни Питера ничего не угрожает. Я бродила по бунгало, перекладывая вещи с места на место, стирала несуществующую пыль. На улицу старалась не выходить, чтобы не попасться на глаза соседям. Но Смиты сами пожаловали. Они с очень обеспокоенными лицами что-то долго мне внушали. Я поняла некоторые слова: помощь, полиция, искать. На большее моих познаний не хватило. Я и классический английский понимаю плохо, а здесь беглый картавый американский. Ужасно стыдно, что так несерьёзно относилась к изучению иностранных языков. Я с трудом убедила  хлопотливых американцев, что не надо беспокоиться, Питер вернётся, и выпроводила их. Меня же успокаивать было некому.
Я почти не спала ночами, только ненадолго забывалась в тревожном чутком сне. Нок на связь не выходила. Я чувствовала – ещё немного, и сойду с ума. Когда нервы были на пределе, наконец, объявилась Нок.
- Лана, извини, я не могла с тобой связаться раньше, знаю, что ты волновалась. Было расширенное совещание Совета Мудрейших, в котором приняли участие все острусы выше восьмого уровня. Я и Питер тоже присутствовали на нём. Выходи завтра в море как обычно, мы вернём тебе друга.
- Нок! Ура! Как ты порадовала меня! Ты всегда приносишь мне удачу. Как бы я жила без тебя?
- Я тоже очень к тебе привязалась!

На следующий день чуть свет я была на ногах и хлопотала на кухне. Питер наверняка будет голодный, он так и не привык к пище острусов. Приготовив всё, на что хватило фантазии, отправилась к лодочной станции.
Было раннее утро, соседи ещё спали. Я села в лодку и поплыла в море. Я очень торопилась и, в кровь стерев ладони, прибыла на место раньше времени. Перестав грести, оглянулась вокруг. Думала ли я, простая девчонка из провинциального российского городка и семьи самого среднего достатка, что когда-нибудь попаду на тропические острова? А о встрече с представителями иной цивилизации не могла и мечтать! Какие ещё сюрпризы готовит мне жизнь? Лодка качнулась. Когда я обернулась, то увидела напротив себя Питера.
- Лана, так ты меня ждёшь? Даже не заметила, как мы подплыли!
Онемев от неожиданности, вгляделась в воду и увидела знакомые силуэты Сворга и Нок.
- Лана, мы будем поддерживать с вами связь. Твой друг всё объяснит тебе. Сейчас мы уплываем, надо навёрстывать пропущенное, три дня не было занятий.
Они быстро растворились в глубине.
- Питер, так не честно. Я не спала ночами, пролила море слёз, объяснялась с соседями, которые усиленно пытались вызвать полицию. А со мной даже не захотели  поговорить.
- Узнаю прежнюю Лану! Меняемся местами, поплыли домой, там всё расскажу. Для Смитов – я плавал на соседний остров к своим знакомым, которые прилетели сюда отдыхать.
- Это правда, что ты теперь можешь общаться с острусами?
- Да, когда я очнулся, от ужаса чуть не поседел. Мне показалось, что всё, что с нами случилось, мне приснилось, и этих трёх лет не было. Я вновь заперт в свехте, а рядом чудовища с щупальцами. И вдруг слышу, вернее, понимаю, что ко мне обращаются. Голоса нет, а слова есть. Чудеса!
- И что они тебе сказали?
- Много чего. Я теперь понял, почему ты так привязалась к своей Нок. Они удивительные. Бурвиль такой умный, он просто чародей. Как он лечит! Наша медицина отстала от их на порядки. И никакой химии! Мы говорили с ним часами. Кое-что он мне посоветовал, попробую испытать на практике.
- Острусы понимают по-голландски? Я думала, они знают только русский.
- Я сам удивился и задал этот вопрос. Оказывается у них только один язык – язык мысли, который понятен всем. Мысли передаются образами и действиями, так я понял. Более точно можно узнать у специалистов по телепатии.
- А что было на Совете Мудрейших? Как наказали Нок? Она мне ничего не рассказала.
- Нок не наказали. Наоборот, похвалили. Острусы давно решали вопрос, как наладить контакт с нами, людьми. Говорить и писать они не умеют, звуков не издают и не слышат. Все прежние попытки связаться провалились. Люди либо пугались и уплывали, это в лучшем случае, либо пытались нападать, чтобы убить. А здесь, оказывается, у них под боком уже налажен контакт. Совет был потрясён. Нок для порядка конечно пожурили. И тут же наградили, дали досрочно пятый уровень. Следующие два дня она будет получать награду – дополнительные щупальца. Не пойму, зачем нужны так много щупалец?
- Я опять не увижу её целых два дня!.. Где они получают эти щупальца, ты не спрашивал?
- Спросил. У Бурвиля есть специальное помещение для этого, рядом с комнатой, где лечили нас, в этом же свехте. Он обещал мне как-нибудь показать этот процесс.
- Шутишь? Ты опять собираешься в Остлэнд?
- Тебя тоже приглашали. В ближайшее время их инженеры займутся свехтом, по которому мы удирали. Когда его починят, нам сообщат. Но это ещё не скоро. Острусы не могут дышать в пыли, а там её уйма, сама видела. Так что, сначала проход придётся очистить.
Пока мы переговаривались, лодка причалила к берегу. Соседи ещё не проснулись, и нашего возвращения никто не заметил.

И вот Питер сидит за столом, а я, гордая за свои кулинарные творения, угощаю его – кормлю «своего» мужчину. Он ест и нахваливает, и это очень приятно, даже очень-очень. Я понимаю, что после нескольких дней на рыбном желе и манная каша покажется верхом кулинарного искусства, но всё равно – приятно. Да, Лана, права мама, тебе пора замуж!
Наконец Питер сыт, мы сидим в шезлонгах под пальмами, рядом шумит море, замечательная погода – опять светлая полоса!
- Лана, а теперь о самом главном! Совет Мудрейших долго решал, и нам поручено наладить связь между человечеством и острусами. Это очень сложное задание, надо всё обдумать до мелочей и как можно быстрей. Острусы опасаются, что люди своей деятельностью скоро погубят и их среду обитания. Океаны и моря засоряются с катастрофической скоростью, и природа уже не справляется, гибнут тысячи морских обитателей. Если это не остановить, под угрозой жизнь и существование обеих цивилизаций. Если честно, в Остлэнде удивлены, что человечество до сих пор не погибло, так засорив атмосферу. Сворг приводил мне цифры, сравнивал состав воздуха много сотен лет назад и сейчас. Ты не представляешь, чем мы дышим!
Я сидела с открытым ртом и не верила своим ушам. Я и Нок столько испытали, чтобы сохранить нашу дружбу. А Питер, три месяца просидевший в свехте, как зверушка в клетке, три года не вспоминавший об острусах – оказался в гуще событий. И здесь дискриминация! Я даже не сразу поняла, как важна информация, которую сообщил мне товарищ по приключениям. А когда вникла в её смысл, осознала, что без практичных мужских мозгов здесь не справиться. Женщины живут эмоциями, когда решается судьба цивилизаций это может только помешать.
- Питер, а что мы сможем сделать, нам двоим не под силу изменить ситуацию, нас никто не послушает. Судьбами людей управляют те, в чьих руках деньги и власть. У нас ни того, ни другого.
- Я кое-что придумал. Ты забыла, есть ещё великая сила – Интернет. У меня имеется пара друзей, которые там, как рыба в воде, и могут творить чудеса. Мы всколыхнём общественность. Создадим сайт, напечатаем информацию об Остлэнде, не указывая, где он находится. Знаешь, острусы очень ранимы, у них генетически отсутствует агрессия. Они не могут постоять за себя. Это одна из причин, почему они так скрытны. Если станет известно, где острусы обитают, некоторым людям придёт в голову мысль, что легче их уничтожить, чем изменить положение вещей и своё отношение к Земле. Ведь эти перемены ударят по их тугим кошелькам!
- Мы также можем поместить фотографии острусов, интервью с ними, снимки Остлэнда. А как мы будем с ними связываться, опять через Нок?
- Смотри, – Питер достал из кармана двухстворчатую ракушку, приоткрыл её и быстро захлопнул. Внутри я увидела такой же камушек, как висел у меня на шее, – это для связи со Своргом, он член Совета Мудрейших. А это, – из другого кармана он достал ещё один камушек, - для связи с Бурвилем. Твоя умница Нок постаралась!
Так вот чем они были заняты, пока я два дня сходила с ума от неизвестности.

Последующие дни были мало похожи на отдых. С утра, наспех позавтракав, мы плыли на лодке в море. Там встречались со Своргом и Нок, и обсуждали, обсуждали, обсуждали… Если честно, мне иногда становилось скучно. Я поглядывала на Нок и видела, что она со мной солидарна. Нам так не хватало простого общения с дикими плясками, спокойными экскурсиями по подводному царству, где Нок любила делать сюрпризы, а я благодарно им удивляться. Когда до конца путёвки оставалось два дня, видя наши скучающие физиономии, Сворг и Питер сжалились и освободили нас от переговоров. Мы с восторгом уплыли подальше и вволю повеселились.
Но настал день, когда пришло время расставаться. Город, где я живу, глубоко на континенте, раньше, чем через год мне на море не выбраться. Питеру в этом отношении повезло больше, его городок прямо на берегу Северного моря. Когда я ему об этом сказала, то услышала в ответ предложение перебраться к нему на постоянное проживание. Я обещала подумать.
Прощаться с нами приплыли Сворг, Нок и, к радости Питера, Бурвиль. Мы поплавали в море, но веселья не было. Чувствовалась тревога и грусть. Тревога – перед неизвестностью будущего, грусть – перед неизбежностью расставания.
Когда мы с Питером, попрощавшись, возвращались на лодке к берегу, неожиданно ко мне на колени легла замысловатая веточка коралла необычного багряного цвета. Нок! Какая ты всё-таки романтическая натура! А у меня опять нечего ей подарить. В следующий раз я обязательно что-нибудь придумаю.

Через несколько часов самолёт уносил нас по направлению к Европе. Мой товарищ сидел с серьёзным и задумчивым видом, наверное, намечал план действий. Я же крутила в  руках необычную веточку коралла и вспоминала события двух минувших недель. Опять две недели, как и три года назад. Две недели, которые перевернули жизнь! Уже второй раз.
- Лана! Если ты будешь рядом, будет легче справиться с поручением Совета. Я уже не представляю, как жить далеко от тебя. Ты не против, если я попрошу тебя стать моей женой?
- Ты делаешь мне предложение? А я думала, что ты планируешь, как исполнить задание Сворга!.. Питер, ты тоже мне дорог, но я боюсь, что не смогу жить вдали от России. У вас в Голландии ужасная погода, так сыро и мало солнца. Там я точно не смогу жить. Не знаю, что делать, я согласна стать твоей женой, но как решить вопрос – где нам жить?
- Я думал над этим вопросом. Знаешь, я прикинул, если продать мой дом, плюс на счету у меня имеется некоторая сумма – хватит, чтобы купить домик на Карибах. Там ты сможешь жить?
- Я об этом и мечтать боялась! Представляешь – быть всегда рядом со своими новыми друзьями! А родители будут приезжать к нам иногда, чтобы отдохнуть от европейских зим, погреться под южным солнцем и навестить внуков. Я попробую писать книги и статьи, будет какой-никакой доход. Можно снимать фильмы о подводном царстве, Нок мне поможет. А ты будешь ловить рыбу и работать в Интернете, исполнять поручение Сворга…
- Лана! Ты фантазёрка! Я рад, что ты согласна стать моей женой.
Он обнял меня за плечи. Скоро со счастливой улыбкой я дремала у него на груди под равномерный стук сердца. Мне снилось море, Нок, наш маленький остров, а рядом всегда был Питер. Пусть эта светлая полоса моей жизни будет широкой-широкой, а лучше – никогда не кончается!

* * *

 Я – невеста! По прибытию в Голландию Питер силой завёл меня в ювелирную лавку и купил колечко, уверив, что это не украшение, а знак нашей помолвки. Я выбрала самое узенькое платиновое колечко с несколькими крошечными бриллиантами, их искрящиеся грани сочетались с кулоном. Теперь у меня два украшения! Оба одинаково дороги. По несколько раз в день вглядываюсь в них и мысленно передаю привет самым дорогим друзьям – Питеру и Нок.
Родители тоже счастливы и горды – пристроили дочь замуж, да ещё за иностранца! Мать долго не могла поверить, я и сама ещё не осознала, что это всё происходит со мной. Я вся переполнена такими возвышенными чувствами, каких никогда до этого не испытывала. Они будто приподнимают меня над землёй, я не хожу, а летаю. Как это прекрасно – быть невестой. А ведь многие мои одноклассницы вышли замуж уже по второму разу. Неужели они чувствовали то же самое?
Но были и грустные моменты – пришлось уйти с любимой работы. В этом году я должна была набирать первоклашек. А так как в планах через год покинуть страну, я не могу сделать несчастными столько детских душ, они так быстро привязываются и ещё не научились переживать утраты.
Временно устроилась работать в издательство местной газеты. Езжу по всему району, пишу отчёты о юбилеях, статьи о лучших людях района, учусь фотографировать и снимать на камеру. Вечерами усиленно занимаюсь английским, ведь не с одним же Питером мне общаться заграницей. Поздно вечером и часть ночи – сижу в сети, переписываюсь с женихом. Мы с ним знакомы четвёртый год, а лично виделись чуть больше месяца. Так что, у нас заочная любовь по Интернету.
У Питера тоже полно забот. Днём он работает в клинике, в свободное время со своими друзьями ведёт сайт «Разумные рядом», где уже выложил информацию о неведомой цивилизации острусов. Мало кто в это поверил, многие требовали доказательств. Даже интервью с Бурвилем и Своргом не поправили положение. Посетители сайта восприняли всё как фантастический рассказ и просили сочинить продолжение.
- Лана, я не знаю, как быть. Если бы ты была рядом, мы бы обязательно  что-нибудь придумали. Мне так тебя не хватает. Когда ты рядом, у меня вырастают крылья!
- Надо срочно снимать фильм об Остлэнде, о нашей с Нок дружбе. Фильму люди больше поверят, чем словам.
- Для этого нам надо лететь на Карибы. Лана, у меня есть одна хорошая новость. Существует такой небольшой остров – Косэ, бывшая голландская колония. Там проживает чуть больше тысячи аборигенов. Я связался с губернатором острова и предложил свои услуги. Он  обрадовался: они давно ищут врача. Его даже не смутило, что я офтальмолог, главное – знаю врачебное дело. Меня с семьёй приглашают на постоянное жительство, при клинике есть жильё.  Мы можем ехать туда хоть сейчас! Ты согласна?
- Конечно, согласна! Но мы ещё не женаты, до намеченной свадьбы почти восемь месяцев.
- В чём вопрос? Ускорим свадьбу, сыграем её на Карибах под жарким солнцем. Пригласим друзей – Нок, Сворга, Бурвиля.
- Да, да! Это намного интереснее, чем машины в лентах с куклами на капоте и пьяная гулянка в ресторане. Но как быть с родителями и друзьями?
- Мы поставим их перед фактом, что уже женаты. Я тебя похищаю! Жди вызова! Вместе у нас всё получится, я так тебя люблю.
В первый раз он сказал мне про любовь. Питер большой оригинал. Предложение сделал в самолёте на высоте одиннадцати километров, а в любви признался через четыре месяца по Интернету. Вся наша дружба – ряд приключений на грани между жизнью и смертью. Преодолевая трудности, мы поняли, что не можем друг без друга – серьёзный голландец с тонким чувством юмора, и простая русская взбалмошная девчонка.
- Я тоже тебя люблю Питер! Очень, очень люблю!


В начале декабря мы прибыли на остров, который должен был стать нам родным. Косэ – бывший потухший вулкан, который возвышается над всеми соседними островами. Здесь нет пляжей для купания, так как сразу у берега начинается большая глубина, минимум двадцать пять метров, а чуть подальше – до трёхсот. Поэтому мало туристов. Приезжают только любители дайвинга. Вокруг острова – охраняемая территория, подводный заповедник с потрясающим подводным миром. И дайвингом занимаются серьёзно, на этом остров зарабатывает деньги.
Нам выделили небольшой домик – кухня, общая комната и две спальни. С другого входа – помещение для приёма больных и лазарет с двумя койками. Комнаты маленькие, как у нас в русских хрущёвках. Но когда круглый год тепло и основная жизнь протекает на улице – зачем большая клетка, когда так хорошо на воле?
Сразу по прибытию мы связались с Остлэндом, и в этот же день наши друзья приплыли поздороваться с нами. Остров как будто специально был создан для таких встреч. Мы стояли на скалистом берегу, рядом с ногами плескалось море с удивительно чистой и прозрачной водой. Издали мы увидели приближающиеся силуэты трёх острусов, похожих на больших  спрутов. Это были Нок, Сворг и Бурвиль.
Я не утерпела и прыгнула в воду, поплыла навстречу Нок. Она стала ещё крупнее, четырнадцать щупалец! Мы тепло обнялись, но прежней, безудержной радости в её объятиях я не ощутила. Нок стала серьёзней, да и я тоже. Пока Питер со своими друзьями обсуждали свои мужские дела, мы отплыли в сторонку, чтобы «поболтать».
- Лана, я рада, что ты будешь жить рядом, и мы сможем часто видеться. У меня много новостей. Благодаря нашей дружбе, Совет Мудрейших принял решение привлечь меня к своей работе. Это первый случай за всю историю Остлэнда, когда острус пятого уровня принимает участие в работе Совета.
- Я всегда говорила, что ты умница! Так за тебя рада! Ты стала такой  взрослой.
- В тебе тоже чувствуются изменения. Говори, что случилось?
- Я боюсь, ты этого не поймёшь. Я и Питер решили пожениться. Это значит, что мы будем жить вместе, отвечать друг за друга, рожать и воспитывать детей. Это большая ответственность. У острусов нет семей, ты же мне рассказывала.
- Да, у нас каждый отвечает за себя, но переживает за всех, мы живём одной семьёй. Ведь нас так мало! Как ни странно, Лана, к тебе я привязалась больше, чем к кому-либо в Остлэнде. Мне тебя так не хватает!
- Это у людей называется дружбой. Для меня ты тоже самый лучший друг, каких у меня нет среди людей. Питер не в счёт, он жених. Это уже называется – любовь.
- Как у вас всё сложно, но я очень хочу разобраться. Ты мне поможешь? Ведь сейчас я занимаюсь на курсе человековедения, иду на следующий уровень.
- Конечно, помогу. Но мне тоже нужна твоя помощь. Мы с Питером пытались рассказать о вас людям, но нам не поверили. Мы решили снять фильм о вашей подводной жизни и выложить на сайте. Осталось только приобрести камеру для подводных съёмок.
Договорившись, что будем встречаться во второй половине дня, мы поплыли к острову. Там бурно шло обсуждение темы, как заставить человечество заняться экологией. Со стороны смешно было видеть, как Питер стоит на скале и  молча жестикулирует, размахивая руками, а у его ног волнуется море, вспененное множеством щупалец его собеседников. Я пожалела, что у меня нет кинокамеры, этому сюжету трудно было не поверить.

Скоро всё немногочисленное население острова нас знало, почти все приходили к Питеру «проверить здоровье», а мне кажется, просто чтобы пообщаться. Он никому не отказывал и стал всеобщим любимцем. Так как деньги на острове не в большой цене, а если точнее, их практически нет, с доктором расплачиваются продуктами. Многие хозяйки несут готовые блюда. Это очень облегчает мне жизнь, так как готовка пищи – не моё признание.
 Жители острова живут одной большой семьёй, что напомнило мне Остлэнд. Они очень доброжелательны и дружелюбны. Здесь даже нет фамилий, одни имена. А фамилия одна на всех – житель Косэ. Так как их предками были люди со всего света, невозможно определить к какой расе и национальности относятся местные аборигены. У них разный цвет кожи, разрез глаз, форма носа. Главное – они добрые и бесхитростные, бережно относятся к окружающей природе, любят свой остров и омывающее его море. Скоро и меня приняли в эту большую и дружную семью. Я поняла, что лучших друзей для острусов не найти.
Когда местный священник узнал, что мы ещё не венчаны, а живём вместе, был сильно недоволен. Его даже не смягчил тот факт, что мы уже много месяцев, как помолвлены, и я ношу обручальное колечко. Он объяснил, что обязательства, данные друг перед другом, не могут заменить обязательств, данных перед богом. Здесь нет понятия – гражданский брак. Срочно была назначена дата венчания – 31 декабря. Так как свадьбы на острове принято справлять всем населением, а приближалось католическое Рождество и Новый год, было решено совместить все праздники.
Подготовку к торжественному событию взяли на себя женщины острова. Мне даже ничего не пришлось делать. Венчали нас на берегу океана под куполом неба. Священник объяснил, что так ближе к Богу. Весь праздник тоже проходил на улице. В России сейчас зима – мороз, сугробы. А здесь – тепло, кругом зелень и цветы. Время от времени я бросала взгляд на гладь моря и слышала оттуда: «Желаю счастья, Лана!»
Сама свадьба запомнилась, как калейдоскоп веселья: песни и пляски под звуки бубнов и тамтамов, выступление местных акробатов и жонглёров. Нас то прятали, то во что-то заворачивали, чем-то обсыпали, мазали и окуривали. Столы ломились от угощений, многие блюда я видела впервые и с трудом представляла, из чего они приготовлены. В основном это были морепродукты и фрукты. Вина также были местные, приторно сладкие, с лёгкой горчинкой, быстро дурманящие голову. Когда стемнело, мужчины развели большие костры, и веселье продолжилось с новой силой. Нам, сдержанным европейцам, было трудно так долго держать себя в тонусе. Я скоро так устала, что стала клевать носом. Питер толкал меня локтем и шептал:
- Не стыдно спать на собственной свадьбе? Ты устала веселиться?
К полуночи нас опять чем-то обсыпали, связали вместе какими-то лианами и проводили до дома, к моему облегчению. «Где они берут столько энергии? Наверное, от солнца и моря», – думала я, засыпая на плече у Питера. Песни и барабаны не стихали до утра.

После Нового года пришла долгожданная посылка с аппаратурой для подводных съёмок. Питер сделал заказ по Интернету ещё три недели назад, готовил мне подарок к свадьбе. Долгая доставка объяснялась загруженностью почты перед праздниками.
Я и Нок давно обследовали дно вокруг острова и наметили план съёмок, нашли потрясающие места, подводные пещеры, леса из кораллов. И теперь могли приступить к выполнению своих задумок. Неожиданно появилось новое затруднение – некому было снимать кадры, где мы с Нок вдвоём. Я пыталась убедить Питера помочь нам. Сначала он отговаривался загруженностью в клинике. Но потом сознался – после того памятного случая, когда он чуть не погиб от укуса морской медузы, не может заставить себя погрузиться в море. У него появилась жуткая фобия.
Каждый день в три часа после полудня я шла к морю. Недалеко от нашего домика нашлась замечательная крошечная бухточка, а в скале на берегу – укромная пещерка, где я переодевалась в костюм для подводного плавания. Никем незамеченная, ныряла в воду, где меня поджидала Нок. Около часа мы с подругой плавали вокруг острова с кинокамерой, снимая всё подряд. Увлечённые новым занятием, мы потеряли бдительность. Однажды, всплыв на поверхность, я взглянула в сторону острова и обомлела – вся местная детвора столпилась на берегу, показывала в нашу сторону руками и что-то кричала.
- Нок, мы рассекретились. Но это к лучшему, давно пора познакомить тебя с кем-нибудь ещё. На этом острове, я обещаю, у острусов будут только друзья. Здесь люди живут природой и ценят её больше, чем деньги и золото. Они не причинят вам вреда.
Я взяла Нок за щупальце и поплыла с ней к острову. Ребятня затихла и попятилась назад, но никто не убежал. Любопытство взяло верх.
- Нок, ты можешь прочитать их мысли? У меня не получается.
- Страх и любопытство. И ещё, они думают, что ты русалка, а я – чудовище. В общем – мы сказочные герои.
- Они не узнали меня в водолазном костюме. Давай устроим им представление!
Мы вволю повеселились, развлекая малышню. Нок кружилась волчком, плавала вверх щупальцами. Я отплыла в сторонку и снимала всё на камеру. Зрители были в восторге, подруга – в творческом экстазе.
- Нок, в тебе спит великая актриса!
- А кто это?
- Я тебе объясню потом. Ты не опоздаешь?
- Впервые в жизни я забыла о времени, опаздываю на заседание Совета. До свидания!
Подруга взмахнула щупальцами и метнулась в глубину со скоростью кометы. Через минуту её и след простыл. Ребята с восторгом хлопали в ладоши, провожая её глазами. Пока они были отвлечены, я незаметно уплыла в своё укрытие.
Следующие несколько дней мы специально приплывали к этому берегу, где нас уже поджидали благодарные зрители. Мы подплывали всё ближе, и ребята перестали бояться. На третий день один из них, самый смелый, протянул руку и погладил протянутое Нок щупальце. Та позволила себя погладить и сделала своеобразный водный реверанс. Тогда вся ребятня, толкаясь, стала протягивать руки, чтобы погладить морское чудо, как они называли мою подругу между собой. То, что я – человек, они уже давно сообразили, на их острове дайвингом занимались многие. Нок пришлось протянуть детям ещё несколько щупалец, чтобы никого не обидеть. Подруга была счастлива от такого внимания.
- Лана, а какого уровня эти человечки?
- Первого. Многие ещё не ходят в школу.
На следующий день встреча с детьми началась с рукопожатия. Потом неожиданно один из мальчиков прыгнул в воду, схватив Нок за щупальце. Выросшие на берегу моря, все дети острова отлично плавали, о чём я предупредила подругу.
- Он не утонет. Следи только, чтобы его голова была над водой.
Нок покружила смельчака. Тому этот аттракцион ужасно понравился. Увидев, что их товарищу ничего не угрожает, остальная малышня посыпалась в воду. Я схватила камеру и начала снимать. Подруге пришлось нелегко, очень пригодилось круговое зрение. На всех её щупальцах повисло по одному – два наездника. Она сначала медленно, потом всё быстрее закружилась в воде. Те радостно визжали и хохотали. Через пять минут Нок по одному высадила всех на берег. Мы отплыли подальше в море. Дети дружно махали нам руками и кричали, приглашая приплыть ещё.
- Как тебе такие друзья? – спросила я Нок.
- Они забавные, в них столько доброй энергии. Я не против такой дружбы. Сегодня об этом расскажу на заседании Совета.
- Нок, я давно хотела тебя спросить – почему острусы не сделают костюм для выхода на сушу? Мы же себе изобрели для подводных плаваний!
- К сожалению, это очень сложно. Острусы дышат всей поверхностью кожи. Кислород усваивается или из проточной воды, или из очень чистого воздуха определённой влажности, которые придётся подавать ко всем щупальцам. Представляешь себе Сворга с его тридцатью щупальцами в костюме! Легче засунуть его в полый шар, но шар будет большого размера и на суше не сможет передвигаться. Если только покатается по прибрежной полосе. Не стоит труда.

Вечером я показала Питеру отснятый материал. Он был в восторге. После небольшой редакции выложил фильм на сайте, назвав его – «Острусы глазами детей». Люди поверили, посыпались отклики, вопросы: Где снято? Когда? Нет ли ещё отснятого материала. Сразу увеличилось число посетителей сайта.
- Лана! Процесс пошёл! Я говорил, ты приносишь удачу!
- Я и Нок.
- Да, вы великая пара!
Просмотрев всё, что мы отсняли с подругой, он выбрал ещё несколько сюжетов и выложил их в Интернет.
 
На следующий день, когда мы с Нок приплыли к берегу, то увидели среди детей несколько подростков, и даже одного старика. Здесь тоже пошёл процесс! Подруга исполнила прежнюю программу, изобразив карусель. Когда дети, нарезвившись, были высажены на берег, в воду спрыгнули подростки. Они с опаской приблизились к Нок и взяли её за щупальца. Та медленно закружилась. Она читала по глазам и знала, как себя вести, чтобы не испугать новых знакомых. Подростки осмелели, Нок ускорила кружение, дополнив его движением вверх и вниз. Подростки восторженно вскрикивали, погружаясь в воду и поднимаясь над её поверхностью. Сделав большой круг вблизи острова, наездники были аккуратно высажены на сушу. Старик смотрел на всё это и качал головой, не веря своим глазам – дрессированный спрут.
Я выбралась на берег, сняла маску:
- Это не спрут, это разумное существо, которое живёт в океане.
- А ты – жена нашего нового доктора, я тебя узнал. Где ты познакомилась с этим чудом?
Старик говорил по-английски, и я его понимала, не зря полгода зубрила язык!
- Это острусы – морской народ. Они спасли меня, когда я тонула в море. Их немного, чуть больше, чем жителей на нашем острове. Острусы боятся, что люди, засорив океан, погубят их цивилизацию. Я и Питер должны помешать этому.
- Да, трудная задача вам досталась. Есть над чем подумать. А как вы общаетесь, они что – умеют говорить?
- Они читают по глазам. Вон плавает Нок, так зовут мою подругу, вы можете передать ей привет!
Старик, сощурившись, стал вглядываться в глубину моря, сделав козырьком ладонь с узловатыми пальцами. Нок, поняв, что он плохо видит, подплыла совсем близко.
- Доброго здоровья, почтенный человек! – обратилась она к старику.
- Здравствуй, неведомое чудо! А я уже собирался умирать, как хорошо, что я с этим повременил! А ведь я её понимаю! – обернувшись ко мне, удивлённо сказал старик. И она меня тоже! Как жаль, что мне уже немного осталось, хочется узнать их поближе!
Я, как заправский журналист, теперь не выпускала из рук камеру, и всё происходящее фиксировала – потом Питер выберет нужные эпизоды. Старик вновь обернулся к морю.
- Её зовут Нок! А меня Пабло. Приплывай завтра, Нок. Я буду ждать!
Нок взмахнула щупальцами, прощаясь. Все, кто стоял на берегу, замахали ей в ответ. Сегодня в стане наших друзей большое пополнение.
- Лана, жди меня завтра здесь, на берегу! – обратилась подруга ко мне, прежде чем уплыть. Я, кажется, догадалась, что она задумала.

Когда вечером мы с Питером просматривали отснятый материал, я спросила его о Пабло.
- Он был у меня на приёме. В отличие от многих других, Пабло и правда болен. Ему уже восьмой десяток, он почти ослеп от катаракты, плохие сосуды и слабое сердце, артрит суставов. Это ещё не весь букет его болячек. Но старик не любит и не хочет лечиться, его привели ко мне внуки. Я выписал таблетки и капли в глаза, но не уверен, что Пабло их принимает.
Когда мы зашли на сайт, чтобы выложить новое видео, были приятно удивлены, насколько популярен он стал. Несколько дельцов предлагали большие деньги за новые сюжеты, с условием, что мы не выкладываем их в открытый доступ. Мы им сразу отказали. Среди посетителей были несколько учёных. Они задали ряд вопросов по существу. Питер, выложив новый материал, начал с ними активную переписку. Я делала устные советы, так как плохо писала по-английски. Армия наших единомышленников растёт!

На следующий день я пришла на берег пораньше, чтобы пообщаться со стариком. Вся компания была уже на месте, число подростков значительно увеличилось. Десятки глаз следили за поверхностью моря. Старик, сгорбившись, сидел в сторонке.
 Я установила камеру на штатив, наладила и включила её. У меня было предчувствие, что сегодня будет потрясающий материал. Ещё до прибытия Нок я расспросила Пабло о жизни на острове, о его самочувствии. Было видно, как он стар и болен, но силён духом.
- Я уже достаточно покоптил небо, пора на покой, освободить место под солнцем. Жаль, что не увижу, чем закончится знакомство с умными спрутами. Мне так понравилась Нок!
В это время глазастая ребятня загалдела:
- Плывёт! Плывёт! Смотрите, с ней ещё один, какой большой!
Я направила камеру на море. Предчувствие меня не обмануло – рядом с Нок плыл Бурвиль. Подруга направилась развлекать детей, а чудо-доктор подплыл к нам.
- Лана, приветствую тебя! Это и есть больной, который с первого раза научился с нами общаться? Нок мне все уши прожужжала, какой Пабло замечательный!
Он протянул щупальце старику. Тот, наконец, пришёл в себя и робко пожал его.
- Дочка, какой он огромный! Посчастливилось перед смертью увидеть такое! Погоди, молчи, я сам с ним поговорю.
Прищурившись, он стал смотреть на Бурвиля. Затем, обернувшись ко мне, спросил:
- Его зовут Бурвиль и он доктор, правильно?
- Пабло, ты гений! Всё верно. И как это ты так быстро научился с ними разговаривать?
Тем временем Бурвиль, обхватив тонким щупальцем старика за запястье, заставил его сесть на самом краю берега, а затем, загипнотизировав, лечь. Когда-то он также поступал со мной. Тонкие щупальца быстро забегали по телу спящего пациента. Затем он обратился ко мне:
- Да, у него очень больной организм. Но многое ещё можно поправить. Его бы ко мне в лабораторию на несколько часов! С кем решить этот вопрос?
- Я не знаю его родственников, но среди детворы наверняка есть его внуки или правнуки. Но видишь, что там творится? Нок у них вместо карусели. Это надолго. Я уверена, что никто не будет против, если дедушку подлечат. Сейчас полчетвёртого, когда ты его вернёшь?
- Около семи. Не будем терять времени.
Бурвиль обвил щупальцами тело ничего не подозревающего старика, превратив в кокон, и, поместив его куда-то внутрь своего огромного организма, быстро нырнул в глубину, успев напоследок передать привет Питеру. Так вот как они транспортируют людей – в коконе из щупалец!
Детвора веселилась от души, у них на острове явно не хватает парка аттракционов. Подруге тоже нравилось общение с детьми, я видела, как она довольна. Когда, наконец, утомлённая ребятня была благополучно высажена на берег, я подошла к ним.
- Дедушку Пабло позвали в гости. Он вернётся вечером, пусть родные не беспокоятся, а приходят сюда к семи часам – встречать его.
- Тётя Лана, а правда, что Нок живёт в подводном городе? И там их много! Она нам рассказала!
Чудеса! Дети тоже общаются с Нок, мне даже не пришлось их учить. Всё происходит само собой.

Когда я пришла  к нашему домику, чтобы рассказать мужу последние новости, то увидела, что он сидит в шезлонге совершенно без сил.
- Они пошли ко мне уже по третьему кругу. Наверное, где-то имеется расписание: кто и когда ко мне идёт. И каждый раз требуют полное обследование: температура, давление, посмотреть горло, послушать лёгкие, постучать по коленкам. Я не жалуюсь, но у меня уходит на это почти весь световой день. А по-настоящему больных очень мало. Приносили несколько маленьких детей с диатезом, да Регита чем-то отравилась, промывал ей желудок.
- Бедненький! Ты наш кормилец! Мне кажется, со временем им надоест играть в больных, они не будут ходить к тебе так часто, потерпи чуть-чуть. А у меня хорошие новости – сегодня к семи к острову прибудет твой друг – Бурвиль. Как я и предполагала, Нок приплыла с ним, он осмотрел Пабло и забрал к себе в Остлэнд, чтобы подлечить.
- У меня была такая мысль, посоветоваться с ним насчёт Пабло. Но старик не любит лечиться, в отличие от многих. Как тебе удалось его уговорить?
- Он сам не знает, что его будут лечить. Бурвиль его загипнотизировал! Ты пойдёшь на берег встречаться с другом?
- Конечно! Ещё спрашиваешь! К семи часам приём закончится. А вот и новые больные!
К нашему дому приближалась мать с двумя ребятишками и лукошком фруктов.

К семи часам на берегу собралась целая толпа. Оказалось, что у Пабло очень много родственников. Когда дети вернулись без него, они не на шутку встревожились. Рассказам об умных спрутах никто не поверил. Грешным делом, родня подумала, что старик мог уснуть на берегу, упасть в воду и утонуть. Треть населения острова собралась у моря и шумно решала, что делать. При нашем приближении толпа утихла, и все с надеждой уставились на Питера. Я поняла, каким авторитетом он уже пользуется. Мне такой ещё долго придётся завоёвывать.
- Тётя Лана! Скажите им – дедушка Пабло ушёл в гости в морской город, где живёт Нок. Нам никто не верит!
С десяток ребятишек облепили меня, ища поддержки. У меня тоже есть своеобразный авторитет!
- Пабло скоро вернётся. Рядом с нами в море живут наши друзья. Дети уже познакомились с ними. Сегодня познакомитесь вы. Предупреждаю – не пугаться! Они очень добрые, читают мысли по взгляду. Не обижайте их.
- Плывут! Плывут!
Как всегда, дети первыми увидели приближение гостей. Я оглянулась в сторону моря. В тропиках день равен ночи, к восьми часам после полудня уже начинался вечер. Солнце склонилось к самому горизонту и слепило глаза. Но вскоре и я увидела в прозрачной воде силуэты трёх острусов. Значит, Сворг тоже плывёт сюда.
Дети и подростки скучились у самой воды, поджидая свою любимицу. Взрослые отступили назад и боязливо смотрели в воду широко открытыми глазами. В них читался ужас и любопытство.
Пока все отвлеклись, я быстро наладила видеокамеру и включила съёмку.
Питер, чтобы всем показать, что бояться нечего, подошёл к самой кромке воды. Первой подплыла Нок. Ребятня с восторгом приветствовала её и стала уговаривать покатать их. Они хватали Нок за щупальца, гладили и умоляюще на неё смотрели. Я видела, что Сворг разрешил на полчаса отвлечь детей, чтобы не мешали общению взрослых. С криком и хохотом ватага прыгнула в воду, и облепленная ими подруга отплыла подальше.
Бурвиль осторожно положил на берег спящего Пабло и  провёл щупальцем по его лбу. Старик открыл глаза и недоумённо оглянулся.
- Ого! Я что, уснул? Почему столько народа?
Толпа молча смотрела на всё происходящее, ожидая продолжения. Пабло сел, оглянулся вокруг и с недоумением воскликнул:
- Что случилось? О, Бурвиль, и ты здесь! А почему я так хорошо вижу?
Он встал и сделал несколько шагов.
- Что с моими ногами, почему они не болят? Я привык к боли, уже лет десять с ней не расстаюсь!
Толпа зашевелилась и загалдела. Пожилая женщина, по-видимому, дочь, подбежала к Пабло, обняла его и заплакала.
- Кого благодарить за это чудо? Мой отец здоров, а уже собирался умирать и готовил гроб. Люди, это морские боги ему помогли! Мы должны им поклониться!
Видя, что события принимают не тот оборот, Питер решил взять ситуацию в свои руки.
- Это не боги. Это такие же существа, как мы, только они живут в море и на нас не похожи. С детьми развлекается Нок. Это – доктор Бурвиль, он вылечил вашего Пабло. Самый большой – Сворг, он из правительства острусов, так называется морской народ. Они приплыли, чтобы обратиться к вам. Я буду переводить.
Все замолчали. Величественный Сворг приблизился к берегу и поклонился, приветствуя толпу.
- Люди Земли, – Питер стал переводить, – мы давно хотели наладить с вами контакт. И не случайно выбрали для этого ваш остров. Здесь живут очень хорошие и миролюбивые люди. Мы долго за вами наблюдали и поняли, что сможем с вами подружиться. Мой народ не умеет воевать. Поэтому мы так скрытны. Я, от лица всех острусов, прошу вас обратиться к остальному человечеству, чтобы они не убивали природу, берегли Землю – нашу общую колыбель. От деятельности людей гибнут животные, рыбы, а они тоже имеют право на жизнь! Следующими погибнем мы сами.
Толпа зашепталась. Я услышала удивлённые восклицания – многие понимали Сворга без перевода.
- Но что мы сможем сделать? Вы подскажите, научите, вы мудрее нас!
Сворг подплыл к самому берегу, протянул одно из щупалец и взял за руку Пабло.
- Мы будем связываться с вами через этого почтенного человека. Вы доверяете  ему? Помогать ему будет Питер и Лана. Они давно наши друзья и кое-что предприняли, чтобы решить этот вопрос. Но они молоды, у них не хватает жизненного опыта и мудрости, многие люди, по-видимому, не доверяют молодым. Но почтенному старцу они должны поверить!
Все согласно загалдели. Вернулась Нок с весёлой ватагой ребятни. Все зашумели, засуетились, обсуждая ситуацию. Солнце уже коснулось моря, начертив на нём золотую дорожку. Наши гости взмахом щупалец  попрощались с жителями Косэ и поплыли по этой дорожке, растворяясь в морской глубине. Я смотрела им вслед и чувствовала, что между ними и теми, кто стоял на берегу, протянулись невидимые нити, как когда-то между мной и Нок, а позже между Питером и Бурвилем. 


16 марта 2011 года.