Как на себя самого

Александр Касперович
     «Если друг оказался вдруг – и не друг и не враг, а так…» - трудно подобрать более точные слова, характеризующие порой непростые отношения, возникающие между людьми, нежели из песни  Владимира  Семеновича  Высоцкого.  Я бы даже назвал это не «Песней о друге», а «Балладой о дружбе»… Все мы в своей жизни сталкиваемся с подобными проблемами – но разобраться в них по-настоящему удается далеко не каждому. Попробую поразмышлять об этих человеческих чувствах с высоты прожитых лет и попытаюсь все-таки выяснить, что же такое ДРУЖБА…



***


     Очень многие в последние десятилетия стали относиться к понятию «друг» уж как-то легкомысленно – «У меня полно друзей!» - но все ли они друзья? Бабушка моя говорила мне, что друг-то,  в принципе, может быть лишь один – редко, когда двое, и ты относишься к обоим  с одинаковыми, настоящими дружескими чувствами. Так кто же все остальные, коли не подходят они под данную формулировку? Да всё очень просто – это добрые знакомые, приятели, товарищи по работе и службе, интересные тебе коллеги и сослуживцы, да собутыльники, в конце концов – в этом ничего плохого-то нет – просто с этим человеком очень приятно выпивать и общаться при этом на разные темы, но в повседневной жизни он интересует тебя куда как меньше… И непременно важно все эти характеристики для себя уяснить – но об этом задумываются очень немногие, а зря – меньше было бы страданий и разочарований вследствие внезапно рухнувшей, как вы считаете, «дружбы»… 
     Сильна ли армейская, боевая (пусть и не обязательно кровью скреплённая) дружба? Ответ напрашивается сам собой – примеров и в истории нашей, и в жизни многих из нас предостаточно. Но… Собственный опыт – в армии служил, в непростое время и в непростых условиях, друзей имел боевых – так мне казалось – в одной землянке спали, сухарь последний делили… Но на «гражданке» все потихонечку куда-то подевались, остался лишь один – тот, кого я считал своим самым близким другом. Но самый близкий оказался просто подлецом – а ведь не должен был – какая разница, в каких условиях мы сейчас существуем?! Это мне был первый серьёзный урок…
     И совершенно противоположная ситуация – в жёсткое время завёртывания андроповских гаек была в моей жизни очень непростая история – и практически ВСЕ, кого я опять же считал своими друзьями, отвернулись от меня, стыдливо пряча глазки и чуть ли не переходя на другую сторону улицы. Короче говоря, шарахались от меня, как от прокажённого… Это было страшно неприятно, но больше того – неожиданно… Контакты со мной их репутации ну никак не грозили, но думали они почему-то по-другому… Всё это было чрезвычайно мерзко, и я, оставшись один на один со своими проблемами был совершенно растерян – рядом не было никого – а ведь в другие времена и телефон мой не умолкал, и гость везде я был желанный (если не сказать, что просто необходимый)… Потихонечку стал понимать, что были все мои «друзья» просто собутыльниками – теперь их даже приятелями назвать было сложно. Но один из них, кого я «другом» не считал – это был мой приятель, мы вместе музицировали, выпивали иногда, но настоящих дружеских чувств друг к другу не испытывали – очень твердо дал мне понять, что не оставит меня. Более того – он сказал мне, чтобы я успокаивался, отдыхал, а он займется решением возникших у меня проблем. И действительно, приятель мой подключил всех, кого считал нужным для разрешения непростой жизненной ситуации, у меня возникшей, и очень скоро она благополучно разрешилась… И кем я должен был считать его после этого?! Да  ДРУГОМ,  конечно – друзья познаются в беде - но он более прочных контактов со мной не искал и всё осталось по-прежнему. И вот судьба – образовались у этого моего приятеля такие неприятности, что не дай Господи! Совершенно беспричинно он попал под колпак самых настоящих бандитов, которые разыскивали его и встреча с ними могла уж не знаю даже чем, обернуться… И познал Серега всё то, с чем совсем недавно столкнулся и я – его «друзья» ему даже дверь не открывали… Естественно, я помог ему тогда очень значительно, поселил у себя на даче, а после у своих проверенных друзей, и каждую свободную минуту находился, естественно, с ним – хотя мне это грозило точно такими же, как и ему, непредсказуемыми последствиями… По-другому я поступить, естественно, не мог – я всегда себя чувствовал должником перед человеком, сделавшим мне добро и всегда это помнил – вне зависимости от наших теперяшних отношений. Дело это постепенно затихло – бандюки, вероятно, поняли, что ищут не того… Прошло уже много лет, но мы с Сергеем отлично всё помним… Наши отношения не стали ближе – но ДРУЗЬЯМИ мы друг друга называем… Так что понятия «настоящей» дружбы с тех пор для меня конечно же, изменились… «Скажи мне, кто твой друг – и я скажу, кто ты!» - эта великая мудрость приводила меня теперь в совершеннейшее оцепенение, когда я думал о своих прежних «друзьях» и с ужасом представлял себе, что могут подумать обо мне люди приличные, если я у этих подонков в друзьях хожу?! Это был мне урок второй…


***



     Как проверяется дружба? Ну, конечно – в беде – но оказывается, не только. Закрутите со своим близким другом какой-нибудь бизнес – и очень скоро поймёте, что пришла пора выбирать – или дружить, или дела делать… Примеров прекращения дружеских отношений по этому поводу – море, и люди-то очень приличные, и дружба их была крепкой и долгой…  Многие замечательные музыкальные коллективы, пока их отношения не коснулись бизнеса и денег, были действительно дружны – но как только перед ними замаячили перспективы различных коммерческих предприятий – всё, кранты… Поклонникам их остаётся только безутешно горевать – никакой дружбы между ними больше не наблюдается – лишь на публике они будут контрактно улыбаться, а за кулисами в сторону друг друга даже не посмотрят…
     Ну и женщины, конечно… Но я даже не буду рассматривать соперничество друзей за право обладать какой-либо им обоим приглянувшейся дамой и вследствие этого с дружбой расставшихся. Тут немного другое… Конечно, многие наши жёны и подруги прекрасно понимают наши отношения с друзьями и вмешиваться в в это не хотят – не бабье это дело, но есть и такие, которые слишком ревностно относятся к дружеским контактам своего мужа или молодого человека, пытаясь доказать ему, что все его друзья либо горькие пьяницы, либо ничтожества, пользующиеся его добротой… Как ни странно, но очень часто они оказываются правы – со стороны оно виднее, конечно… Здесь только важен вот какой момент - способна ли ваша подруга отличить настоящую дружбу от просто приятельских посиделок и ни к чему не обязывающей трепотни? И как объяснить ей важность многолетних дружеских отношений? Печальные примеры этому есть, к сожалению…
     Существует такой термин – «друзья по даче». Многие понимают это так – есть какая-то приятная дачная компания для совместного времяпрепровождения, но очень часто люди из этой компании становятся твоими самыми близкими друзьями. Дачный поселок, в котором я живу, образовался более шестидесяти лет назад – а значит, до моего рождения - и в нем прошли мои замечательные детские и юношеские годы – каждое лето я отдыхал там, и многие из тех, с кем я общался, перешли в разряд друзей – знали мы друг друга практически всю жизнь, общались не только на даче, но и в Москве, с годами отношения только крепли и дружба наша была очень чистой и бескорыстной, не взирая на положение, обретенное многими из нас в зрелые годы. Один из нас, Сергей Анатольевич, человек просто замечательный – кристальной честности и большой души – за всё время наших отношений между нами не было даже малейших неувязок… Но в зрелом возрасте настиг его страшнейший недуг – рассеяный склероз – человек с каждым годом всё больше и больше терял возможность самостоятельно передвигаться. Боролся Сергей со своей болезнью, как только мог – но к сожалению, характер её развития и врачам-то неизвестен… Разрушилась семья, сыновья его от отца отвернулись… Причиной, конечно, являлась его жена – скандальная чокнутая баба – мы не могли понять, что могло связывать такого святого человека с этой стервой, но вмешиваться в семейные отношения считали, конечно же, для себя недопустимыми… Сергей до крайней возможности пытался работать – последний год (а он преподавал в Бауманском институте) добраться до работы и приехать домой он мог только на такси… Все мы, кто считал себя его друзьями, поддерживали его, как могли – в поле нашего зрения он был постоянно. И вдруг Сергей познакомился с женщиной, которая тоже преподавала в институте на каких-то коммерческих курсах – и завязались между ними отношения… И когда серьезность этих отношений была подтверждена переездом  Ирины в Серёгин дом – радости нашей не было предела, мы даже  не представляли себе, что так замечательно у него всё может сложиться! Представил нам Сергей свою новую жену на даче – первое впечатление было очень приятным, мы видели, как она заботится о нашем друге, понимает, кто МЫ для него, всегда с радостью нас принимает…  И всё было хорошо…
     Как-то раз, находясь на даче, моя супруга отправилась к Сергею посоветоваться по очень важному вопросу, который касался абсолютно всех, на наших посёлках проживающих. Отмечу, что Татьяна знала Сергея без малого сорок лет – он был свидетелем на нашей свадьбе, отношения между ними были всегда прекрасными, и новоиспечённая Серёжина жена также знала, что дружим мы с ним долгие годы очень крепко и по-настоящему. И вдруг в момент их разговора вылезла Ирина из дальней комнаты и заорала, что Сергей устал, грузить его всяческими проблемами нельзя, ну и всё остальное в подобном тоне… Супруга моя - человек умный, но чрезвычайно жесткий – оскорблений в свой адрес, если только они не были нанесены ей в сердцах при обоюдном скандале, простить не может – ну, может, и может – но отношений прежних не будет никогда, это уж точно… Татьяна обсуждать ничего не стала, откланялась и покинула их дом НАВСЕГДА… Сергей, по причине своего чересчур мягкого характера и конечно, полной зависимости от своей жены, возразить ничего не мог… Зная всё это, к нему претензий-то никаких я предъявить не вправе… Но удивительно другое – Ирина, зная о нашей многолетней дружбе и о том, как мы бережно к этим отношениям относимся, не сделала даже попытки изменить ситуацию – ну, можно было бы к Татьяне подойти и, сославшись  на внезапно открывшийся климакс, извиниться, в конце концов – а там уж, как Бог даст… Понятно, что оскорбления, нанесённые моей супруге я принимаю, как нанесённые мне и, естественно, от дальнейших контактов с Сергеем и Ириной воздерживаюсь. Сергей предпринимал попытки вогнать ситуацию в прежнее русло – звонил мне – я объяснил ему ситуацию, как она мне представляется – и он, конечно, согласился… Мы с ним страшно переживали (и до сих пор переживаем) случившееся – вот так непонятная бабья блажь нашу многолетнюю дружбу разрушила… Конечно, мы поздравляем по телефону друг друга с Новым годом и Днем рождения, но дружбе – конец… Это был для меня третий урок…



***


     В молодые годы все наши друзья и приятели были с нами примерно одного возраста – иначе невозможно было найти интересы, которые могли бы нас связывать. С годами всё изменилось – возрастная грань так же стремительно стирается, как и неизбежное приближение старости… И теперь среди близких мне людей есть и такие, с которыми у меня разница в возрасте довольно большая – но сгладилось всё как-то, и этого несоответствия я например, совершенно не ощущаю… Удивительно и то, что с некоторыми из них у меня настоящих ДРУЖЕСКИХ отношений нет – но их поступки по отношению ко мне сострадательны и абсолютно бескорыстны – я могу положиться на этих людей и всегда готов ответить им тем же. Пожилая женщина, старше меня на десять лет, с которой я познакомился двенадцать лет назад в связи с творческими проектами, над которыми мы совместно работали, не является в широком понимании моим ДРУГОМ – но поступки её в отношении меня иначе, как дружескими, не назовёшь – на помощь приходит всегда, разруливание неприятных ситуаций берет на себя, за меня переживает искренне… Я отвечаю ей тем же, насколько это в моих силах – хотя мы и по жизненному статусу, и по взглядам на многие вещи - личности совершенно разные… Но, не смотря на то, что перезваниваемся и встречаемся мы с ней сейчас нечасто, другом своим я вполне могу её назвать… Величаю я её по имени-отчеству, хотя вполне мог бы просто называть Галей – но дистанция между нами всё-таки есть, не взирая  на многолетнее знакомство, совместные творческие проекты и командировки в разные страны – мне так общаться с ней удобнее (таким нехитрым способом я демонстрирую к ней своё уважение) – хотя в беседах наших мы порой темы затрагиваем такие, какие только между близкими друзьями обсуждаемы…
     Родных братьев и сестёр у меня нет – я всегда очень горевал об этом – хотелось, чтобы в нашей семье у меня был близкий, родной друг. Есть у меня лишь брат двоюродный – моложе меня на семнадцать лет, а поэтому мужские дружеские отношения с ним у меня стали выстраиваться тогда, когда он стал вполне самостоятельным взрослым мужчиной. Не простой человек, брат мой – полной искренности по отношению ко мне у него не наблюдается, многие взгляды на жизненные ситуации абсолютно моим противоположные – и он, зная мою позицию на этот счет, о них старается не распространяться… Но отношения были более-менее дружескими, учитывая конечно, и связи родственные. Я всегда помогал ему, чем мог, никогда не задумываясь об ответных действиях с его стороны – но и они были, признать это необходимо. И, не смотря на ощутимую разницу во взглядах, я всё же считал брата своим другом… 
     Отношения наши испортились настолько резко, что это напоминало неожиданный прорыв канализационной системы  - вырвавшееся на свободу говнище испоганило всё, что только возможно… Брат мой, являющийся по роду своей деятельности профессиональным строителем, принял активное участие в обсуждении и рекомендациях по поводу будущего масштабного строительного проекта, который предполагалось реализовать у нас на даче – застрельщиком этого благоустройства выступала моя жена Татьяна. Учитывая опыт моего брата, воплощенный в уже построенных им сооружениях, супруга моя предложила ему участвовать в строительстве – естественно, не бескорыстно, учитывая объем и сложность предполагаемых работ. Я, в беседах с ней, изначально был против – искренне считая, что деньги могут нанести отношениям между нами довольно ощутимый вред. Чётко аргументировать свою позицию я не смог – но что-то внутри подсказывало мне, что связываться с моим близким родственником не стоит. Татьяна возражала – инициатива помощи исходила от моего брата и материальная сторона вообще не обсуждалась – но, естественно, предусматривалась. Не стану я подробно останавливаться на деталях произошедшего – только суть донесу – но за первый этап выполненных моим братом работ с нас была взята такая сумма, что все мы были в состоянии к немой сцене в «Ревизоре» очень приближенном… Но мы не торговались, не придирались, морды недовольные не строили – заплатили, хотя брат понял, что загнул чересчур – мало того, что не стоит эта работа таких денег, мы же еще и родственники близкие, хотя и поблажек к себе, учитывая это, никаких не требовали. Червячок недоверия зародился тут же – но мы отгоняли от себя эти мысли – наоборот, думали, что человеку должно быть совестно и закончит он свою работу быстро и качественно, тем более, что предстоял ее самый трудоёмкий и ответственный этап. При последнем нашем общении нами была затронута тема одного существенного промаха, который мой брат допустил, чересчур уверовавший в свою профессиональную непогрешимость. Сказано нами всё это было очень деликатно, нормально, вежливо и, учитывая его знания,  ответ на эти претензии (за которые, между прочим, были деньги заплачены, и очень немалые) мы ожидали услышать вполне адекватный. Но случилось по-другому – брат мой обиделся, как курсистка несовершеннолетняя, сел в машину и сказал, что завтра утром он прибудет и свои «косяки» исправит. Не дождались мы его ни на следующий день, ни в течение двух последующих. На звонки не отвечал, и только вызов его моей супругой по чрезвычайному каналу ситуацию прояснил – человек отказывался доделывать то, что ему ещё только предстояло и объяснять ситуацию никак не желал.  Что это было – корыстный интерес, ещё что-то – мне неведомо, но таких действий от него я никак не ожидал. Кинул нас мой братец, если это можно так назвать, под эсэсовские танки, и средства к отражению их атаки нам пришлось искать самим – вплоть до создания «народного ополчения»… Я думал над этим происшествием несколько дней – всё пытался найти причину – но так её и не отыскал. В моей семье отношение к моему брату было всегда добрым, отзывчивым – многие его проблемы мы старались понять и советовали, как ему поступить в том или ином случае – помимо того, что он мой родственник, я еще его и своим ДРУГОМ считал… Человек я отходчивый – и был бы помоложе, да и если бы дело касалось лишь меня одного, возможно ситуацию подобную я бы забыл и брата простил… Но честь моей семьи затронута – естественно, что теперь мой брат в моем доме - персона нон грата, как бы   я это не переживал. Разрушена дружба была в одночасье, возврата к прежним отношениям нет и быть не может… Вот так судьба преподнесла мне четвертый, совершенно неожиданный и очень болезненный урок…


***

     Конечно, с годами мы набираемся жизненного опыта – становимся более разборчивыми в отношениях - обжегшись на жизненных ситуациях, в которых наши, как мы считали, ДРУЗЬЯ, нас предали, с большой опаской заводим новые знакомства, которые могут трансформироваться в отношения дружеские – уж как не хочется лишний раз в человеке разочаровываться! Естественно, что в пятьдесят лет заводить какую-то дружбу глупо и бессмысленно – в моём случае, все мои «друзья» к этим годам куда-то постепенно исчезли – о ком-то остались более-менее добрые воспоминания, к кому-то кроме презрения, ничего… Есть семья – супругу мою, не смотря на многие диаметрально противоположные моим взгляды, я своим ДРУГОМ считаю – уж не знаю, считает ли она меня своим, но поступки её в отношении меня подчас выходят за рамки чисто семейных отношений – и выручить, и поддержать меня она всегда готова – и в этом ей, бесспорно, помогает ее твёрдый, местами даже не женский, характер… И всё же мы, мужики, конечно нуждаемся в общении мужском – настоящем, без утайки и обиняков – в таком, какое может быть лишь у настоящих ДРУЗЕЙ…
     Так что же есть ДРУЖБА? И есть ли она? Да есть, конечно – я по-хорошему завидую тем, у кого есть настоящие друзья. Друг – это человек, без которого ты не можешь жить, общение с которым не должно прерываться, и ты всегда ощущаешь отсутствие дружеского плеча в жизненных ситуациях, когда тебе твой друг по тем или иным причинам помочь не в состоянии… Но если чувствуешь, что вполне можешь обойтись без этого человека, хотя и не ссорясь с ним – вот тут необходимо крепенько задуматься и проанализировать ваши с ним отношения – может это и не ДРУГ вовсе, «а так, знакомец просто» - как говаривал Копчёный из «Места встречи…». Конечно обидно, оглядываясь назад, констатировать, что не всё в жизни сложилось, как хотелось бы – и терять друзей на жизненном пути самое страшное… Но на то она и жизнь – штука жестокая, но прекрасная – и кто сумел в ней обрести для себя поистине настоящих ДРУЗЕЙ – человек счастливейший…


                Бронницы, 2011 г.