Любовь к жизни

Василий Бабушкин-Сибиряк
Я познакомился  с  этим  человеком в  1953   году,   когда  после  смерти  Сталина  из  лагерей  были  выпущены  не  только  "изменники Родины",  но  и  уголовники.  Он  был  отцом  моего  друга  Генки, почти  всю  войну  с  Германией   провёл  в  фашистском  лагере  Освенцим. Освободившись  после  войны,  вернулся  домой, женился  и, не  дождавшись  рождения  сына, снова  отправился  в  лагеря,   но  теперь  в  свои  родные, советские. Когда  спрашивали, за  что, Он говорил: «Не  могу  не  ответить  подлецу». Я был  у  Генки, когда  Он  вернулся, мы  с  Генкой  были  поражены  Его  худобой  и, забившись  в  угол,  смотрели, как мать  Генки,  плача,  стаскивала  с  Него   грязную  рубашку. Это  был  скелет,   обтянутый  кожей, но  на  худом  лице выделялись добрые  и  смеющиеся  глаза –  это  было  страшно. Мне  стало  неуютно,  и  я  убежал  домой.

Он  нигде  не  работал. «Какой  с  него  работник!» - жалостливо  говорили  бабы  и  всегда, проходя  мимо  Него,  старались  сказать  что-нибудь  доброе  или  пошутить.  Он мог  целый  день  сидеть  на  своей  скамеечке  под разросшейся   рябиной, смотреть  на  восход солнца, на речку, что протекала за  огородом,  и  слушать,  как  там кричат купающиеся  ребятишки  и  хлопают  вальками бабы, стирающие  свои  половики.

Постепенно  я  подружился  с  Ним.  Сам  Он  ничего  о  себе  не  рассказывал,  а  хотелось  знать  многое, и  приходилось  Его  обо  всём  расспрашивать.  К  тому  времени   рассказы  фронтовиков  об их  подвигах  стали  приедаться, хотелось  нового. Об  Освенциме  Он  рассказывал подробно,   даже  был на  пионерском  сборе, куда  Его  однажды  пригласили, но  о  наших  лагерях  молчал, а  когда  и  говорил,  то  в  глазах  Его  стояла  боль, а  порой  и  ненависть.  Лицо  Его  при  рассказе  не  выражало  ничего,   но  в  глазах  отражались  все  чувства. 

В  то  время  я  зачитывался  рассказами  Джека  Лондона,   его  герои  с волей  и  жаждой  к жизни  восхищали  меня,   но  я  не  понимал  тогда,   что  вот  рядом  со  мной такой  же  герой,   но  гораздо  живее  и  героичнее. Он   жил – словно пил ледяную воду из Змеёво - перехватывает дыхание, а пить хочется…

Однажды  Он  стал  причиной  ссоры  моих  родителей.  Наша учительница  по  литературе  задала  сочинение  " Что  такое  Родина?"  и  перед  этим  подробно  всем  объяснила,  что  это  наша  могучая  страна  с  мудрыми  правителями  и родной  партией  и  что  за  эту  Родину  наши  отцы  и  деды  умирали  и  проливали  кровь,  и  мы  должны  следовать  их традициям.

Когда  я  спросил Его,   что  такое  Родина,   Он  удивлённо  посмотрел  на  меня   и  сказал: "Знаешь,   это  можно  только  понять   к  концу  жизни,   но  у  каждого  человека  своя  Родина. Может,  это  место, куда  тебя  тянет  всегда. Я  знал  людей, которые считали, что  их  Родина –  Царство  Божие, а  жизнь  на  Земле  как  командировка.  Для  меня  Родина – это  мой  детский  мир… Я  всегда  и  везде  вспоминал  только  его,   когда  мне  было  трудно. Место, где  я  родился. Пусть этот  мирок  небольшой  и  даже  невзрачный,   но  мне  он  дорог,  и  я  всегда  жил, чтобы  его  снова  увидеть.  Вот  я  сейчас  вижу  его –  и  мне  легко, он  даёт  мне  силы".

Вот  об  этом  я  и  написал  в  своём  сочинении… Учительница  вызвала  отца, прочитала  ему  мой  труд   и  выразила  своё  мнение: как это у героя-фронтовика  сын  не  понимает,  что  такое  Родина.  Отец  от  обиды осушил  пол-литра  и  вечером стал учить  меня  любить  Родину.  Попало  бы  мне  крепко,  если  бы  не  мама:   многие  удары  ремнём доставались  ей. 

- Я  знаю,  от  кого  ты  наслушался  этого! От  изменника   Родины!  А  своего  родного  отца, который  шёл  на  пулемёты  с  криком:  «За  Родину! За  Сталина!» -  ты  и  слушать  не  хочешь!   Да  я  его  сейчас  пойду   и  удавлю,  как  фашиста,  и  мне  ничего  не  будет!

-   Нет,  будет, - впервые  сказала  мама поперёк  отцу, - не  те  времена, когда  можно  давить  всех,  как  фашистов.  Ты  спрашивал, почему наши  бабы  жалеют  и  уважают  его? Так  я  отвечу  теперь  тебе…  Потому  что  он  страдалец  за  правду,   он  как  Христос  переносил  всё,  что  ему  судьба  преподносила,  не  прятался, не  подличал  и  не  молчал, когда  все  остальные  мужики  думали  так  же,  как  и  он,  а  помалкивали.  Женщину  не  обманешь,   она  сердцем  хорошего  мужика  чувствует. И  не  хвастайся  своим  геройством  на  фронте. Будь  он  рядом   с  вами  там,   то  не  стал  бы  тоже  прятаться  за  чужие  спины,   а  первый  бы  шёл  на  пулемёты.

Отец,  хлопнув  дверью, ушёл, но  после  того  разговора он  никогда  не  произносил  слова  "изменник Родины".

Я  помню,  как  хоронили  Его.  Не  было  ни  речей,  ни  пышности,   но  собралась  вся  деревня и  прошли  за  гробом  до  самого  кладбища.  Наверное,  многие  испытывали  какой-то  необъяснимый  стыд   перед  покойным.

  Мы  выросли с  Генкой  и  уже   прожили  свои  жизни. Генка  закончил  политехнический  и  строил  дома,   вырастил  трёх  дочерей  и  сына,   сын  лицом очень    похож  на  деда,   жаль,  что  тому  не  пришлось  этого  увидеть.  Бывая на  Родине,   я  всегда  прихожу  на  кладбище  и  обхожу  всех,  кого  любил  и  знал. Я  давно  понял, что  и они – частичка  моей  Родины.  На  Его  могиле   я  всегда  задерживаюсь,   сижу  и  вспоминаю Его  и  то,  как  он  любил  жизнь  и  как  учил  меня  черпать  силы, чтобы  достойно  прожить  её.


                (март 2013)