Сэм Стормс. Был ли Иисус кальвинистом?

Инквизитор Эйзенхорн 2
БЫЛ ЛИ ИИСУС КАЛЬВИНИСТОМ?
Сэм Стормс
Иоан. 6:37-40,44,65 (см. также 17:1-2,6,9,24)

 

Показать полностью..
В целом ряде случаев Евангелие от Иоанна описывает Божественное избрание таким образом, что Бог Отец дает Сыну определенных людей (6.37-39, 10.29, 17.1-2,6,9,24). В каждом из этих случаев то, что эти люди даны Христу, предшествует получению ими вечной жизни и является ее причиной. Те, кто даны Христу, включают не только Его присутствующих учеников, которые верят Ему, но и избранных всех времен, которые приходят к вере в Евангелие. Иисус смотрит на них так, что они уже принадлежат Ему (Иоан.17.20-21, 10.16, Деян.18.10), хотя они еще не уверовали в Его Имя. Они принадлежат Ему, ибо уже даны Ему от Отца в вечности.
Для нас особое значение имеет то, что Иисус говорит, каким образом те, кому Отец дал прийти к Нему и кто действительно приходит к Нему, никаким образом не могут утратить свое спасение. Полезно посмотреть на три аспекта, благодаря которым это невозможно.
Во-первых, это невозможно, потому что Иисус говорит, что для человека морально и духовно невозможно прийти ко Христу помимо привлечения Отца (6.44,65). Это «морально и духовно» надо максимально сильно подчеркнуть. Люди не приходят ко Христу не потому, что им не хватает ума, воли или чувства, или даже желания. Они не приходят ко Христу, потому что морально и духовно противятся, и охотно и свободно отказываются сделать это. Если они не могут прийти, то не потому, что Бог не позволяет им. Это происходит потому, что они не хотят прийти.
Во-вторых, это невозможно, потому, что для человека, данного Ему Отцом, невозможно НЕ прийти к Нему. «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет». Другими словами, как для человека невозможно прийти ко Христу помимо дела Отца, так же невозможно не прийти к Нему, если Отец привлечет его или ее. Здесь участвуют два важных элемента. С одной стороны, если человек хочет спастись, он должен прийти ко Христу. Активное принятие Христа верой является существенным. С другой стороны, это активное принятие гарантируется силой Отца через привлечение ко Христу определенных людей. Джон Мюррей объясняет это так: «Иисус не говорит: все, кого дает Мне Отец, придут ко Мне. Он использует пассивный залог. Приход ко Христу – это преданность, которая занимает всего человека. Это не то, что в его силах, не то, что, по всей вероятности, возможно, и не то, что кто-то имеет право прийти, но то, что он придет. Это абсолютная уверенность; это Божественная необходимость, последовательность которой обеспечивает порядок Небес» (MurrayJ. IrresistibleGrace // SoliDeoGloria. FS John H.Gerstner. Ed. R.C.Sproul. Nutley NJ,1976. P.59). Греческое слово, переводимое как «привлечет», употребляется только у Иоанна (12.32, 18.10, 21.6.11) и в Деян.16.19. Некоторые считают, что использование этого термина в Иоан.12.32 не обязательно указывает на то, что это действенная благодать. Но, как отмечает Д.А.Карсон, «понятие «все» в данном случае не может быть воспринято абсолютно потому, что речь идет о людях, о которых ясно, что не все они спаслись (12.35-41). В контексте появления эллинов речь идет о том, что «все» здесь означает всего лишь приход других народов, а не только евреев; Иисус не говорит, что Он спасет всех Своей смертью» (CarsonD.A. DivineSovereigntyandHumanResponsibility. Atlanta,1981. P.174).   
Таким образом, невозможно, чтобы избранный человек, данный Отцом Сыну, не пришел к вере во Христа. Иначе говоря, все избранные придут, и привлечение их Отцом действенно. Отец никогда не подведет в Своей подготовке ко спасению тех, кого Он дал Сыну.
Прежде чем мы перейдем к третьему моменту, заметим еще один ключевой факт. Так как тот факт, что дарование людей Отцом Сыну всегда действенно, здесь нельзя ссылаться на т.н. призывающую благодать арминиан. Ясно ли, как они мыслят? Они верят, что Бог восстанавливает у всех людей способности, достаточные, чтобы прийти ко Христу. Ясно, что это универсальное восстановление не может быть замыслом, который описывает Иисус – потому что миллионы мужчин и женщин фактически не приходят к Нему! Тем не менее Иисус говорит, что все, кто дан Ему Отцом, обратятся и придут к Нему. Нет никакой возможности избежать этого четкого и недвусмысленного языка Господа: никто не может прийти, если не дано будет от Отца, но кому дано будет, тот придет.
Некоторые могут утверждать, что Иисус не говорил, что другие не даны Ему от Отца. Однако, если на самом деле кто-то дан, то он должен быть спасен, потому что Иисус четко говорит, что все, кто дан Ему Отцом, должны прийти к Нему. Иными словами, если избрание универсально, то таким же всеобщим должно быть и спасение.
К двум предыдущим «невозможно» Иисус добавляет третье. Он сказал, что невозможно прийти к Нему, если Отец не даст, и невозможно не прийти, если Отец даст. Теперь Он говорит, что тот, кто придет к Нему по замыслу Отца, не может быть изгнан. Еще раз посмотрим на ст.37: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Дело в том, что те, кого Отец дает Сыну и кто таким образом приходят к Сыну, даны Ему и не погибнут вовек.
Глагол, переводимый как «изгнан», используется у Иоанна несколько раз: (2.15, 6.37,9.34, 10.4,12.31) и всегда означает, что изгнание уже состоялось. Иначе говоря, речь идет не просто о получении, но о состоянии спасения. «Иоан.6.37 утверждает, что те, кто дан Иисусу, не только придут к Нему, но Он спасет каждого из них лично» (MurrayJ. Op.cit. P.84).    
Кто осмелится предположить, что Иисус Христос откажется принять тех, кого Иисус дал Ему? Если Отец рад одарить Своего Благословенного Сына некоторыми из грешных людей, то можно быть уверенными, что Сын не отвергнет и не презрит милостивой щедрости Отца. Это уверенность в конечном и абсолютном спасении всех, кто приходит к Сыну. Их жизнь во Христе вечна и бесповоротна, потому что это воля Отца даровать их Христу и Его дело, направленное на достижение этого. Что пришел сделать Иисус? Он пришел исполнить волю Отца, чтобы все, кого Он дал Сыну, были полностью и окончательно спасены. Как славен этот замысел!
Поэтому я спрашиваю вас: есть ли у вас опыт неодолимой благодати Искупителя? Были ли вы очарованы Его красотой? Тянуло ли вас к Нему так, чтобы вы вложили в Его дело всю жизнь? (Murray J. The Father’s Donation // CW. Edinburgh,1976. 3:207). Если да, то вы можете быть уверены, что Отец дал вас Сыну, и Сын отдал Себя за вас. Таким образом, Его вечная любовь к вам действенна. Вы отказались от самих себя, чтобы жить Его верой. Его любовь к вам неодолима, и ваша должна стать такой же.
Мой вывод: да, Иисус – кальвинист!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn