Будущее оправдание на основании дел?!

Инквизитор Эйзенхорн 2
БУДУЩЕЕ ОПРАВДАНИЕ НА ОСНОВАНИИ ДЕЛ?!
Корнелис Венема

 
«Оправдание верой – это то, что происходит в настоящее время, то есть положение основания ожиданию возможного судебного решения, которое будет возвещено на основании всей жизни в будущем (Рим.2.1-16)»
Н.Т.Райт. Свежий взгляд на Павла
 
Одной из замечательных особенностей переформулировки Н.Т.Райтом протестантской доктрины оправдания является его акцент на «будущее оправдание» на основе дел. По мнению Райта, апостол Павел ясно учит, что верующие будут судимы в соответствии с их делами (Рим.14.10-12, 2 Кор.5.10). Это будущее решение на основании дел является, по мнению Райта, эсхатологическим завершением оправдания верующего. Райт определяет оправдание как акт верности Бога Своему Завету, что включает в себя эсхатологическую защиту тех, кто принадлежит к его семье. Когда Бог оправдывает тех, кто являются членами Его сообщества Завета, Он делает это в перспективе «окончательного оправдания» на последнем Суде. Соответственно мы должны признать, что оправдание происходит в три этапа – в прошлом, настоящем и будущем. В прошлом через Крест и Воскресение Христа Бог уже показал, что Он будет делать в конце истории. Иисус, Который умер как Представитель и Мессия Израиля, был оправдан Богом в Его воскресении из мертвых. Это событие Воскресения представляет собой оправдание Иисуса Христа как Сына Божия – Мессии, через Которого исполнено обетование завета с Авраамом («и благословятся в тебе все племена земные» - Быт.28.14). Прошедшее событие оправдания Христа становится для нас реальностью через веру. Все, кто верят в Иисуса как Мессию и Господа, оправданы, то есть призваны Богом к тому, чтобы быть членами одной великой семьи веры, состоящей из евреев и язычников. Поэтому подлинная реальность оправдания сосредоточена на членстве в сообществе Завета, и крещение во Христа является событием, приводящим в действие это оправдание. Хотя оправдание, таким образом, включает прошлый и настоящий этап, его окончательная стадия еще находится в будущем. На окончательном Суде и оправдании Бог примет решение в пользу Своего народа, то есть сообщества завета и обетования Аврааму. Это окончательное оправдание народа Божия будет включать в себя дела. Комментируя Рим.2.13, Райт утверждает, что «те, кто будет оправдан в последний день – это те, на чьих сердцах и жизнях Бог написал Свой Закон, Свою Тору». Дела закона, которые исключают оправдание – это только те знаки еврейской идентичности, которые препятствуют язычникам стать членами сообщества Завета. Оправдание не исключает, однако, тех дел закона, которые порождает послушание веры.
То, что Райт определяет окончательное решение как заключительное оправдание верующих, является радикальным компромиссом с библейским учением о том, что оправдание никак не основано на делах или возможностях человека (Рим.3.20-28, Гал.3.10-14). С исторической точки зрения позиция Райта почти не отличается от средневекового католицизма, который также утверждал, что учение Реформации об оправдании только верой не отражает библейское учение об окончательном судебном оправдании Бога, основанном на делах. Если, как утверждает Райт, оправдание верующих требует заключительного этапа или завершения, которое будет определяться делами оправданных, то представляется очевидным, что он учит доктрине оправдания верой плюс делами. Учение апостола Павла о том, что дела полностью исключаются в качестве основы для оправдания верующих, несовместимо с идеей, что окончательное оправдание будет в итоге основано на делах. Павел действительно касается оправдания как окончательного эсхатологического благословения, которое предусматривает конечный и бесповоротный вердикт Бога в отношении верующих. Но понятие окончательного оправдания на основе дел неизбежно ослабляет утверждение, что уже в настоящее время нет никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе (Рим.8.1). Окончательное оправдание на основе дел также подрывает смелую декларацию Павла, что против тех, кто во Христе, не может быть выдвинуто обвинение ни в настоящем, ни в будущем (Рим.8.33-34). Вместо того, чтобы рассматривать окончательный суд как еще одну главу в оправдании верующих, мы должны обратить внимание на учение Павла о роли дел в этом решении с точки зрения понимания им всего, что влечет за собой спасение как единение со Христом. Поскольку верующие обновляются Духом Христа, их оправдание на последнем Суде будет публичным подтверждением подлинности их веры, а не приговором на основании дел. Несомненно, поскольку верующие принимают Христа ради праведности и святости (1 Кор.1.30), они не спасаются без добрых дел. Но эти дела суть плоды веры, а не основание для будущего оправдания! Поэтому Павел и говорит о суде по делам, а не на основании дел. Вместо путаницы между оправданием и окончательном решении по делам у Райта мы должны признать библейскую мудрость пуританина Томаса Мантона: «Праведностью веры мы оправданы от греха, праведностью же дел, то есть подтверждением истинности нашей веры, мы оправданы от лицемерия».

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn