Джастин Мозер. Дела и оправдание верой

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЕЛА И ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ
Джастин Мозер
http://john15.net/core.justify
 

Из всех убеждений христианской ортодоксии природа спасения является тем вопросом, по которому труднее всего найти общий язык. Если бы сотериология не была столь важной темой в христианстве, можно было бы поддаться соблазну «не важно, согласен ты или нет». Однако здесь это не вариант. Спасение по благодати через веру является столь важной частью христианской мысли, что вы не можете отойти от него, отойдя очень далеко от самого христианства.
Тем не менее возможно ли очистить проблему и прийти к таким выводам, которые будут веры для всех ортодоксальных христиан без ущерба Писанию? Большинство евангелических христиан не понимают, насколько важна эта проблема. Хотя они говорят, что верующий оправдывается верою, традиционные церкви, католическая и православная, которые по-прежнему составляют большинство христиан по всему миру, утверждают, что дела, в частности участие в таинствах, необходимы для спасения. Таинства в их понимании несомненно являются как инициацией (Крещение), так и общением святых (Вечеря). Кроме этого, существует загадочная позиция лютеранства, для которого мы оправданы верой, но таинства все равно необходимы. Сам Лютер, построивший всю Реформацию вокруг оправдания верой, настаивал на возрождении через крещение, что означает необходимость крещения для спасения. Излишне говорить о том, что мы должны дважды подумать, прежде чем осуждать большинство христиан как еретиков.
Начнем с первого ключевого отрывка. «Благодатью вы спасены, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2.8-9). Здесь Павел довольно ясно говорит, что спасение только по благодати Бога только через веру. Благодать здесь – это незаслуженный дар тем, кто не сделал ничего, чтобы ее заслужить. Вера же – это просто синоним доверия. Павел имеет в виду веру в Иисуса Христа (Еф.1.13) и доверие к Его искупительному делу за наши грехи, совершенному на Кресте. Здесь не требуется особого искусства интерпретации, ибо язык Павла достаточно ясен: спасение через веру – это незаслуженный дар от Бога. Он делает на этом акцент, говоря: «не от вас, Божий дар». Никакие добрые дела или любые другие действия не позволят заслужить спасение, ибо оно целиком благодатно.
Однако все совсем не так просто. Послание Иакова часто цитируют таким образом, как будто оно противоречит вышеприведенному толкованию. «Вы видите, что человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак.2.24). Иаков, как кажется, говорит нечто прямо противоположное Павлу: дела необходимы для спасения. Он начинает с риторического вопроса: может ли вера спасти человека вне дел? Позже он говорит, что мы оправданы не только верой, но и делами. Какие мы должны сделать из всего этого выводы?
Протестанты обычно дают на этот вопрос два ответа. Во-первых, Иаков может говорить об оправдании в глазах людей, а не Бога. Конец цитируемого отрывка может быть четким доказательством этого: «вы видите, что…». Тем не менее Иаков говорит о том, что вера может спасти человека, и, значит, речь идет действительно об оправдании Богом. Другая попытка ответить на этот вопрос состоит в том, что Иаков использует понятие веры в смысле, отличном от Павла, и говорит о номинальной, пустой вере, а не спасительной вере. Другими словами, он возражает не Павлу, а антиномистам, считающим, что верующий не призван делать каких-либо дел. Иаков даже сравнивает «веру» своих противников» с «верой» демонов, которые знают, что Бог есть. Это хорошее начало, но для правильного понимания этого отрывка оно должно получить развитие.
Здесь полезна аллегория виноградной лозы в Иоан.15.1-18. Я уже разбирал этот отрывок в эссе «Виноградная лоза» и здесь лишь суммирую свои выводы. 1. Без Христа никто не может делать то, что необходимо, чтобы угодить Богу. 2. Те, кто пребывают во Христе по вере, будут делать добрые дела. 3. Дела необходимы в том смысле, что они потребуются на Суде. Отсюда следует вывод, что формальный верующий, не имеющий дел, по меньшей мере страдает духовной анемией, или же, говоря словами Иакова, его вера мертва. Не имея веры, он не в состоянии принести плоды, угодные Богу, и, таким образом, отсекается. Так что не делами заслуживается спасение, но напротив, отсутствие веры влечет за собой отсутствие дел, а отсутствие дел – Божий суд над человеком.
Таким образом, если кто-то спросит, каким образом и Павел, и Иаков правы, наш ответ будет таков. Мы спасены через веру и производимые ею дела, необходимые для спасения. Действительно, если мы вернемся к Еф.2, то сразу же после слов «спасены благодатью», мы читаем: «ибо мы Его творение, созданы в Иисусе Христе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (2.10).  Кроме того, большую часть Послания к Римлянам Павел посвящает объяснению оправдания верой. Но он предупреждает, чтобы мы не верили напрасно.«Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6.12-13). Павел последовательно осторожен, чтобы никто не использовал благодать как предлог устраниться от добрых дел, но лишь как освобождение верующих от греха, чтобы они могли творить добрые дела от Бога. Поэтому спасение следует рассматривать не только как вечную жизнь, но и как качество и характер жизни христианина. Мы спасены не только от ада, но и от греха, и не только в следующей жизни, но и в этой.
Очевидно, что это ортодоксальная позиция в христианстве. Православные, которые наряду с католиками являются старейшей христианской традицией, убеждены, что «человек не может сделать ничего, чтобы заработать свое спасение. Это дар Бога, который желает совершить нечто большее, чем восстановить первоначальные отношения с человечеством» (Православие. Английская Википедия). Католики, составляющие большинство христиан мира, согласны, что человек не может заслужить спасение, хотя и считают таинства необходимыми. Хотя Лютер хотел изъять Послание Иакова из Библии, большинство протестантов согласились, что вера без дел мертва.   
Последний вопрос, который необходимо рассмотреть – насколько важна эта доктрина в христианстве. Все ортодоксальные христиане согласны, что христианство не было бы самим собой без спасения по благодати. Библия дает нам все доказательства того, что любая попытка добавить заслуги к спасению по благодати является ересью. «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1.9). Фундаментальное убеждение Евангелия – то, что мы не можем спасти себя сами, и потому должны верить в Искупление, которое Христос совершил для нас Своей смертью и Воскресением. В некотором смысле Евангелие идет рука об руку с доктриной оправдания верой, ибо вы не можете отрицать одно и не отрицать или не исказить до неузнаваемости другое.
Это становится тем более ясно, когда мы читаем более подробный контекст осуждения ложных евангелий у Павла. В частности, его утверждения связаны с вызовом иудействующих – группы, которая учила, что иметь веру во Христа недостаточно, но уверовавшие язычники должны быть также обрезаны и соблюдать ветхозаветный закон… Обрезание было знаком и печатью закона. В Гал.5.9-12 Павел упоминает о тех, кто ввел многих людей в заблуждение этой ошибкой. Иудействующие пытались увлечь за собой людей сотериологией, где дела закона добавлялись к благодати как нечто необходимое для спасения. Тем не менее Павел считал эту форму синкретизма подрывом евангельской свободы, и он использует довольно сильные выражения, объясняя, почему те, кто вернулись к закону, отпали от благодати. В сущности, если вы добавляете к оправданию какие-либо свои дела, вы теряете его. Мы видим это более четко сформулированным в другом контексте. «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим.4.4-5). Таким образом, если вместо искупления Христа человек рассматривает в качестве заслуги спасения что-то еще, то это значит, что он пытается спастись сам. Но все Евангелие - о том, что человек не может заслужить спасение, и потому Христос был распят. Поэтому в качестве общего принципа можно сделать вывод, что любая богословская позиция, которая взваливает на человека ответственность заслужить спасение, есть отрицание всего Евангелия, и потому заслуживает той же анафемы, которой Павел предал галатийских еретических проповедников. Мы также можем заключить, что этот вопрос абсолютно принципиален, ибо Павел описывает поиск любого рода заслуг как отпадение от благодати. Обсуждение доктрины, что спасенный один раз спасен навсегда, выходит за рамки этой темы, но ясно, что она вытекает из утверждений Нового Завета о необходимости благодати для спасения.
Более чем очевидно, что сотериология «только по благодати только через веру» есть основа библейского и ортодоксального христианства, и отказ от нее является ересью. Это не значит, что традиции, которые признают значение некоторых действий для веры, являются сами по себе еретическими. Скорее, ересь заключается в признании некоторых дел заслугой спасения. Если же дела рассматриваются как то, что человек должен делать, потому что он спасен, а не ради достижения спасения, то это не ересь. Могут быть споры о том, какие таинства или добрые дела являются необходимыми, но пока все это исключает заслуги, проблема не является существенной для спасения.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn