Крис Райан. Свобода, Декалог и христианская этика

Инквизитор Эйзенхорн 2
СВОБОДА, ДЕКАЛОГ И ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА
 
Крис Райан
 

 
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства
Исх.20.1
 

Показать полностью..
Каждый ценит свободу (1). Америка гордится тем, что она свободна. На протяжении всей истории нашей страны мы воевали, чтобы защитить свободу своих граждан. Нигде любовь к свободе не становится более очевидной, чем тогда, когда права отдельных групп находятся под угрозой или полностью игнорируются. Мы дорожим теми моментами нашей истории, когда такие группы обрели или получили, иногда после трудной борьбы, свои права. Для многих американцев эти права характеризуются словами Томаса Джефферсона, как жизнь, свобода и стремление к счастью. В своей Декларации молодая страна смело утверждала, что эти права вытекают из нашей свободы как творений Бога, и что они как таковые являются самоочевидными. Однако из-за плюрализма и все более светского характера американского общества связь между нашими правами как людей и тем, что мы существа, созданные премудрым Творцом, была размыта или даже потеряна. Проблему создает то, что когда мы не признаем себя созданием Творца, мы теряем какие-либо объективные основания для нашей свободы, добытой столь дорогой ценой. На самом деле трудно найти какую-либо другую основу для очевидности человеческих прав. Как пишет К.С.Льюис,  «если ничто не очевидно, ничто не может быть доказано» (2). Кроме того, само собой разумеется, что чем больше наша свобода, тем больше наша ответственность. Мы понимаем, что мы действительно свободны лишь тогда, когда нашу личную свободу уважают другие. В этом отношении мы видим, что всякая свобода должна быть некоторым образом ограничена. Иными словами, мы не свободны делать все, что хотим. Это приводит к двум важным вопросам: каковы ограничения нашей свободы и кто имеет право устанавливать их? На эти вопросы можно ответить надлежащим образом только в контексте объективного стандарта, заложенного в законе Бога Творца.
Это очевидный исторический факт, что, где свобода существует, люди пытались использовать ее в своих корыстных целях. Правительства были созданы во многих случаях исключительно с целью защиты общих прав и установления их ограничений. Энциклопедический словарь «Этика» отмечает, что «нравственная задача правительства состоит в том, чтобы люди были свободны использовать свою собственность, как они считают нужным, чтобы поддерживать и повышать уровень жизни». Далее говорится, что «правительству, таким образом, предоставлено право прибегать к принуждению с целью защиты прав личности» (3). Из этих заявления вытекают две вещи. Во-первых, свобода, как мы уже сказали, есть вещь первостепенной важности для всех. Во-вторых, правительства, чтобы защитить эту свободу, должны использовать законы, защищающие права личности. Соотношение между правом и свободой является наиболее интересным и важным. В самом деле, как пишет Рашдуни, «закон управляет людьми и обществом, поскольку он устанавливает и объясняет смысл справедливости и правды, тем самым будучи неизбежно религиозным» (4). Чтобы сказать, что закон имеет религиозное значение, надо сказать, что он регулирует то, что принципиально важно для жизни человека и что его предписания являются чем-то самим собой разумеющимся, иначе говоря, самоочевидным. Рашдуни далее утверждает, что источник права есть божество данного общества» (5). В данный момент мы стоим перед выбором: либо мы предоставляем определять нашу свободу божеству человеческого мнения, либо мы предоставляем ее Богу-Творцу, Который управляет Своим творением. Если мы идем первым путем, мы обречены качаться на волнах общественного мнения и основа нашей свободы становится совершенно субъективной. С другой стороны, если мы принимаем закон Бога Творца, и с этого момента я буду ссылаться на Бога Библии, Ветхого и Нового Заветов (6), мы будем жить в свободе, которая по своей сути является неизменной и вечной.
Многим трудно принять Библию как слово Божье к человеку. Здесь моей целью не является доказывать достоверность Ветхого и Нового Завета. Тем не менее я намерен показать, как Писание, в частности, касающееся Закона, было изложено для использования народом Божьим. Я согласен с К.Райтом, когда он утверждает, что хотя многие не могут согласиться с Откровением в качестве основы для этики, это определенно не относится к древнему Израилю и миллионам христиан (7). С традиционной протестантской точки зрения Писание дано Богом через вдохновение Святого Духа. Авторы Библии, хотя и вдохновлены Богом, не занимались автоматическим письмом. При толковании Библии мы всегда должны учитывать исторический и культурный контекст, в котором она была написана.  Это имеет чрезвычайно важное значение для толкования ветхозаветного закона. Для многих очень трудно увидеть какие-либо признаки человеческой свободы в книгах еврейских Писаний. Еще труднее увидеть взаимосвязь между суровыми законами Моисея и заповедью Христовой любви в Новом Завете. Однако, оценивая контекст этих двух систем, мы должны заключить, что закон Моисея не только одарил своих приверженцев свободой, но закон Христа и Моисея тесно связаны друг с другом.
В целом ветхозаветные законы можно разделить на три категории: касающиеся гражданского управления, культово-церемониальные и нравственные. В каждой из этих областей мужчины и женщины Израиля были обязаны повиноваться закону Божию. «Новый словарь христианской этики» отмечает, что «через соблюдение закона Божия… они продолжали  испытывать Его благословение и защиту, а также становились живыми свидетелями благости Божией между народами» (8). Означает ли это, что отношения Бога с Израилем были строго законническими? Если бы это было так, они были бы в прямом противоречии  с Иисусом и авторами Нового Завета. Именно здесь мы должны понять, что закон не появился в Израиле из ниоткуда. Иными словами, «закон возник в контексте истории» (9).
Вся история начинается с Быт.1.1, где мы узнаем, что Бог есть Творец и потому Господь всех вещей. Позже мы видим, что Бог создал человека по образу Своему, отметив для него особые отношения и цель. В Быт.3 мы видим, что человек отпал от своего изначального состояния и отвернулся в непослушании от своего любящего Творца. Человечество в лице Адама и Евы было изгнано из рая и получило наказание в виде неизбежной смерти. Эта смерть была явлена в изгнании из Эдема как места присутствия Бога и Его особых отношений с человеком (10). Христиане воспринимают это событие как грехопадение или духовную смерть человечества. При поверхностном восприятии этого места можно подумать, что для человечества осталось мало надежды, ибо Бог оставил людей и землю. Однако, читая о проклятии змея, мы видим, каков план Бога для будущего Своего народа: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (11). Еврейские и христианские комментаторы отличаются в понимании того, кто есть это семя. Очевидно лишь, что Бог планирует использовать линию Адама и Евы, чтобы победить линию змия, сатаны и зла. Позже в Книге Бытия мы встречаемся с Авраамом, с которым Бог заключает завет с обетованием потомства, многочисленного как звезды небесные. Мы видим, что Бог объединяет людей для Себя. Тем не менее потомки Авраама попадают в рабство в Египте. Моисей, чудом спасенный при рождении, возвращается в Египет после встречи с Богом в пустыне. С Божьей помощью он требует от фараона отпустить народ Божий для поклонения Ему. История спасения Богом Его избранного народа в Книге Исход начинается с язв Египта и кончается пересечением Красного моря и встречей с Самим Богом на Синае. Синай подтверждает, что Бог заключил завет с потомками Авраама и даровал им Закон.
Здесь должен быть ясен ряд фактов. Во-первых, история Израиля сконцентрирована не вокруг Закона, но вокруг искупления. Во-вторых, прежде чем дать Закон, Бог действовал таким образом, чтобы создать связь со Своим народом. Искупление, предвозвещенное при изгнании из рая, было до некоторой степени исполнено в искуплении Израиля из рабства и поражении Египта у Красного моря.   Важно отметить, что Бог действовал по собственному почину, чтобы спасти Израиль. Его действия вполне были Его милостью. В другом месте Моисей так объясняет причину спасения Богом Израиля: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, -
[] но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. []Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор.7.7-9 (12)).
Израиль был искуплен любовью Бога, заключившего Завет. Именно это должны были понять мужчины и женщины Израиля, ожидая слово Господа на горе Синай. Когда Израиль получил Закон, было совершенно ясно, что он был дан именно в контексте этого завета любви. Кристофер Райт отмечает, что соблюдение евреями закона было «ответом и благодарностью в личных отношениях, а не слепым подчинением правилам или соблюдением неких вечных принципов» (13). Евреи должны были жить таким образом, чтобы прославить любящего Бога и Его Имя, тем самым исполняя Его завет с ними. Они не должны были соблюдать закон с тем, чтобы Бог их спас, потому что они были уже спасены. Когда Моисей принес им закон Бога, они уже стали Божьими людьми. Они были спасены, и потому, по благодати Божией, призваны хранить Его заповеди (14). Но хотя израильтяне были призваны соблюдать Закон, и прежде всего Декалог, из благодарности Богу, это означало нечто еще большее. В самом деле, существует прямая связь между избавлением из Египта и новым, освобожденным образом жизни. Декалог был получен в силу искупления и ради свободы Израиля.
Ради экономии времени я не буду здесь рассматривать каждую из Десяти заповедей  (15). Я буду иметь дело преимущественно с прологом Декалога. Мы впервые встречаем Десять заповедей в Исх.20.1-2 Об этом отрывке можно говорить много и будет лучше, если мы разделим его на три части.  «И изрек Бог все слова сии, говоря:
[]1. Я Господь, Бог твой, 2. Который вывел тебя из земли Египетской, 3. из дома рабства» (16). Во-первых, как уже упоминалось ранее, закон Бога был дан в контексте отношений. Здесь Бог использует Свое Личное Имя и тем самым являет Свои близкие отношения с Израилем, со Своими людьми. Он не только Бог, но он именно их Бог. Опять же, это показывает, что Закон сам по себе не устанавливал эти отношения, но отношения предшествовали Закону. Во-вторых, мы должны помнить, что Закон сконцентрирован на Искуплении. Бог действовал для того, чтобы избавить Израиль из Египта. Он услышал Свой народ, помнил Свое обетование и оказал милость к Своим людям. Он явил тем самым Свою любовь и сострадание к Своему народу, явив ему Самого Себя. Наконец, Бог вывел Израиль из рабства и кабалы. В самом деле, когда Бог ранее явил Себя, Он назвал Себя освобождающим Богом, верным Своим обещаниям. Следствия этого двояки. Во-первых, Бог именно по Своей милости освобождает Свой народ от рабства. С другой – мы не можем переоценить тот факт, что Израиль действительно был в рабстве. Это рабство было многосторонней реальностью. Евреи не просто были лишены всех прав и трудились под принуждением. Кроме этого, многие из них отвернулись от Бога и фактически перешли к египетскому идолопоклонству (17), так что они оказались и в духовном рабстве.  Когда мы рассматриваем этот аспект рабства в контексте всей истории Израиля, мы понимаем, что Бог освободил евреев несмотря на их поведение (18). К счастью, освобождение Божие было не только физическим, но также моральным и духовным. Потому Закон призван был научить святости Бога и показать Израилю разницу между тем, что делает Он, и тем, что делает весь мир. Позднее в Писании Ветхого Завета Бог предупреждает, что продолжение поклонения чужим богам и безнравственный образ жизни евреев не просто оскорбят Его, но приведут их обратно в рабство. Декалог был дан для того, чтобы защитить народ от рабства – рабства греха и его разрушительной силы. Йохем Даума кратко резюмирует эту идею: «Пролог Декалога оберегает нас от его превращения в набор рецептов к наведению порядка. Это правило жизни для свободных людей, которые не должны быть настолько глупы, чтобы добровольно вернуться в рабство» (19). Свобода, данная Богом Израилю в Исходе, «не должна быть потеряна, но должна быть ответственно сохранена на основе исключительной верности Господу» (20).
До сих пор мы видели, что Закон Божий, в частности Десять заповедей, был дан народу Израиля в качестве средства к жизни в свободе и благодарности Господу. Следствия этого очень велики. Закон был необходим Израилю как руководство морали. Как народ Божий евреи должны были отражать славу Бога всех народов и устанавливать Его власть на земле. Питер Энс в своем комментарии на Исход отмечает, что Декалог «объединяет порядок общественный и космический» (21). Иными словами, Бог осуществляет Свой порядок на земле с помощью верного послушания Его Закону. Интересно сравнить это с поручением, данным человеку в Книге Бытия, где он как образ Божий должен был владычествовать над землей. В подлинном смысле слова Закон отражает образ Божий. Филипп Райкен справедливо отмечает, что «закон всегда раскрывает характер законодателя. Это особенно актуально на горе Синай, где каждая из Десяти заповедей скреплена властью и атрибутами Бога Вседержителя» (22).  По Закону сыны Израиля должны были стать царством священников и народом святых. Другими словами, соблюдая Закон, они будут отражать этический характер Бога.
Иисус, верный еврей, понимал значение этого очень хорошо. Когда мы читаем Евангелие, мы видим, что Он считал Себя Представителем Бога на земле (23). Есть также доказательства того, что Он понимал Себя как Образ Бога (24). Ясно, что все авторы Нового Завета видели в Нем Образ живого Бога. Павел отмечает, что Христос есть Образ Божий (25). Позднее автор Послания к Евреям пишет, что Он есть «сияние славы Божией и Образ ипостаси Его», поддерживающий вселенную Словом Его силы (26). В силу особого статуса Иисуса Он имеет право толковать и возвещать волю Бога для Своего народа. Это вполне относится к Закону Божию. Райкен пишет: «Если мы хотим понять Десять заповедей должным образом, мы должны знать, как интерпретировал их Иисус» (27). Чтобы христиане могли понять, как Закон относится к правилу их поведения, они должны смотреть на Иисуса.
Как утверждают христиане, Иисус есть истинный Израиль, потому что Он совершенно повиновался заповедям Божиим. Он избран явить миру характер Бога. В Своем повиновении Иисус может служить примером тем, кто будет следовать Ему во все века. В самом деле, Он призывает Своих последователей к тому, чтобы их праведность, отражая закон и характер Бога, превзошла фарисеев, не имеющих доли в Царстве. Выдвинул ли Иисус Божию народу просто несколько правил для подражания? Мы должны помнить, что Бог требует от нас совершенства, то есть идеальной преданности, а не просто невиновности. Иисус свел Закон к двум заповедям: любить Господа Бога нашего всем сердцем, всей душой и всем разумением нашим, что есть наибольшая и первая заповедь,  и любить ближнего как самого себя (28). Любовь к Богу и человеку подводит итог всему Закону. Иисус здесь даже не оригинален (29). Он просто призывает народ Израиля, избранный народ Божий, жить в соответствии с призванием, которое он получил и которое отражает характер Бога. Ясно, что Христос явил высокий взгляд на Закон. Он Сам исполнил его и призвал всех сделать то же самое. В Нагорной проповеди Иисус  говорит именно о полном исполнении Закона.  Его слова в Мтф.5 образуют фон для всего остального: «не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить закон пришел Я, но исполнить» (30). Когда Иисус говорит о Законе и пророках, Он имеет в виду все ветхозаветное Откровение. Иными словами, Он не пришел разрушить Ветхий Завет или покончить с его заповедями. Он пришел не нарушить, но исполнить. Джон Мюррей пишет, что Иисус «понял всю меру, смысл и цель закона и пророков» (31), чтобы довести их до Своей цели. Иисус как Представитель Израиля совершенно повиновался Закону и довел до реализации все пророчества о Мессии. Каковы же последствия этого для Его последователей? Следующие стихи дают нам ответ:  «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. [] Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. []Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мтф.5.18-20).
Подводя итог сказанному, Иисус делает значительный акцент на важности Закона и всех его деталей, до йоты и черты. Он обнаруживает также тесную связь между принадлежностью к Царству и послушанием Закону. Чтобы проиллюстрировать это, Он противопоставляет праведность фарисеев праведности тех, кто войдет в Царство. Лицемерие религиозных лидеров Израиля было постоянной темой  учения Иисуса. Праведности фарисеев не хватало искренности и истинного послушания. Мюррей пишет: «Праведность большая, чем у книжников и фарисеев, являет характер и поведение, соответствующие истинному пониманию заповедей Божьих» (32). «Она выражает праведную волю Божию для Своего народа, и Иисус повелевает следовать ей не для того, чтобы получить праведность у Бога, а чтобы угодить Богу, Который уже искупил нас» (33).
Иисус пришел не противоречить тому, что Бог открыл Израилю на горе Синай. Это становится вполне очевидным, когда мы  узнаем, что Иисус, как второй Моисей, пришел, чтобы спасти людей Своих от грехов их. Иисус подтвердил праведность Закона как явившего волю Божию. Тем не менее это не означает, что Закон окончен как таковой. Это означает, что народ Божий нуждается в соблюдении Закона с тем, чтобы принять участие в благословении, приобретенном благодаря жертве Иисуса Христа. Как и Моисей, Иисуса дал путь и нравственную норму жизни, основанную на характере Бога, чтобы Его народ мог жить в любви и благодарности Богу, искупившему его. Христос спас Свой народ от рабства греху, как Моисей освободил Израиль от рабства в Египте. Христиане должны жить в этой свободе, а не воспринимать ее как лицензию на то, чтобы поступать как хочется, и осуществлять праведность, которая воистину угодна Богу. Иоанн пишет в своем Евангелии: «если Сын освободит вас, то будете действительно свободными». Свобода есть право угодить Богу и благодарно подчиниться Его Закону.   

(1) Свобода человека как таковая является сложным вопросом, который не будет подробно рассматриваться здесь. Для дальнейшего чтения см.: Ethics, John Roth ed. L.,1995; The New Dictionary of Christian Ethics & Pastoral Theology. David J. Atkins ed. Downers Grove,1995
(2) Lewis C.S. The Abolition of Man. Grand Rapids,2001. P.40
(3) Roth, John, ed. Ethics: Revised Edition, Pasadena,2005. V.1. P.540
(4) Rushdoony R.J. Institutes of Biblical Law. Nutley NJ,1973. P.4
(5) Ibid.
(6) Сильную философскую защиту христианского Бога содержат классические труды Корнелиуса Ван Тила и Френсиса Шейфера, а также, в последнее время, Джона Фрейма и К.Скотта Олифанта, особенно его «Обоснование веры» (Scott Oliphant K. Reasons for Faith. Philipsburg, n.d.)
(7) Wright C.J.H. Old Testament Ethics and the People of God. Downers Grove,2004. P.32
(8) The New Dictionary of Christian Ethics & Pastoral Theology. P.539
(9) Wright C.J.H. Op.cit. P.26
(10) Автор Бытия, и как мы убеждены, это сам Моисей, отмечает, что муж и жена «услышали голос Господа, гуляя утром в саду» (Jewish Publication Society). Эта и другие языковые конструкции побуждают многих комментаторов рассматривать Эдем как прототип Иерусалимского Храма как места особого присутствия Бога среди Своих людей. Для дальнейших разъяснений этого момента см. комментарий Гордона Уэнхэма: Genesis: Word Biblical Commentary. Nashville,1987
(11) Быт.3.15 NIV
(12) См. NIV
(13) Wright C.J.H. Op.cit. P.25
(14) Ibid. P.28
(15) Для подробного изложения см.: Уотсон Т. Десять заповедей. DRTS,2001; Douma J. Ten Commandments. Philipsburg,1996
(16) См. NIV
(17) Этот момент истории Израиля подтверждается всей историей народа и его постоянными бунтами против Бога.
(18) Douma J. Ten Commandments. P.7
(19) Ibid. P.3
(20) Wright C.J.H. Op.cit. P.54
(21) Enns P. Exodus - NIV Application Commentary. L.,2000. P.411
(22) Ryken P.G. Written in Stone. Exeter,2003. P.14
(23) См. Мк.9.37, Лк.10.16, Иоан.7.16 и др.
(24) См. Иоан.14.6-9
(25) 1 Кор.4.4
(26) Евр.1.3
(27) Ryken P.G. Op.cit. P.44
(28) Мтф.22.37-39
(29) См. Втор.6.5, 11.13, 13.3
(30) Мтф.5.17
(31) Murray J. Principles of Conduct. Philadelphia,1957. P.150
(32) Ibid. P.156
(33) Ryken P.G. Op.cit. P.25

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn