Сусанин из Горбатова

Георгий Спиридонов
   Очерк  повествует о трудной судьбе оперного певца с бархатным басом Юрия Николаевича Сакова.  Выходец из самой что ни на есть глубинки, деревни Комарово Павловского района Горьковской области, окончив после службы в морфлоте за два года экстерном с 5 по 10 класс средней школы, он поступил в столице одновременно в музыкальную школу и на подготовительные курсы в консерваторию. В каком бы оперном театре он впоследствии  ни пел, ему всегда отдавали ведущие партии. Выйдя в 50 лет на заслуженный отдых, он своим постоянным местом жительства выбрал родные места,  глубинку – Горбатов, самый маленький  город в Европе, чтобы ухаживать за больной матерью.

СУДЬБА ГАРМОНИСТА, СТАВШЕГО БАРАБАНЩИКОМ

   Самые любимые воспоминания Юрия – из детства.  Каким бы трудным оно ни было, в памяти человека детство всё равно остаётся счастливым, светлым, радужным, радостным. И чем старше вспоминающий юные годы, тем милее ему то время босоногого детства. Ну, а трудности тех лет – так о них ребятишки тогда и не подозревали:  все соседи почти так жили. И в деревне Комарове, и в соседних Малом Комарове, Захарове, Борке, Жестелеве, даже в большой по численности Ворсме. 
   Название деревни Комарово вполне объяснимо: первые поселенцы этих прекрасных мест около речки, болот и леса ужаснулись, наверное, полчищам комаров, но выбранное обиталище на другое менять не стали – очень им здесь понравилось. Сколково, Вязок, Погорелка, Задняя, Грачи, Яндовская и Букина горы и многие другие названия здешних мест обозначают конкретные участки деревни, округи, леса...   Если встать спиной к барскому дому, то справа от него будет Заманиха, слева – Приклонщина. Это разделение Комарова на две части произошло по давнему экономическому признаку. Заманиха была на оброке, а Приклонщина – на барщине.
   Вот как раз в Заманихе и родился 26 ноября 1931 года Юрий Саков, будущий известный оперный певец. В его роду намешано много кровей: мать Ольга Федоровна (приехала в Комарово организовывать колхоз, здесь  познакомилась с Николаем Борисовичем Саковым)– из дворян с польской, русской и цыганской кровью. Бабушка происходила из рода Сперанских, одна из прабабушек была фрейлиной российской императрицы. Другая бабушка – из рода адмирала Макарова, чью фамилию и носила до замужества. Отец Николай Борисович имел предков-казахов, представителей  древнего рода саков.  Как они попали в Комарово – неизвестно, очевидно, братья Михаил, Борис, Павел и Иван Ефимовичи добирались через Каспий, Волгу и Оку. Саковых теперь тут живет не одна семья.
    Родители уехали строить в Горьком автозавод, Юрий остался с бабушкой Оксиньей Геннадьевной и с дедушкой Борисом Ефимовичем. Это бабушка ему рассказала о большом пожаре в деревне, когда Юрке было три годика: тогда сгорело шестнадцать домов со всеми надворными постройками. В четыре года взял Юра в руки гармошку, которую в гостях в Москве подарил ему дядя Константин Макаров, самоучкой освоил он игру так, что в шесть лет даже пробовал сочинять что-то своё, похожее не на «Сормача», «Цыганочку», «Семёновну» или «Барыню», а на плавные мелодии новых  советских песен, какие слушал в клубе. Да ещё бабушка купила диковинное радио: черную тарелку с приёмником посредине, откуда на всю избу звучали непонятные мальчишке новости и уже понравившиеся марши и песни.
   - Баб, а если вот я на хромке сыграю и частушки спою, в радиве меня тоже услышат?
   - Нет, внучок, это в Москве поют, а мы тут все слышим! А ты вот, Юрк, лучше сыграй-ка для меня, больно уж ловко у тебя получается!
   - Бабушка, как стать счастливым? - спросил он её однажды в церкви после службы.
   - Будь похож на Христа, умей прощать людям зло, а сам делай только добро.
   Учился Юрий в школе, что располагалась на втором этаже бывшего барского дома. С четвёртого класса на уроки ходил с одногодками уже за 5 километров в Ворсму. Шла война, ребятишки за день успевали многое: утром и вечером помочь по дому и огороду, бегом на занятия в Ворсму, да ещё сколько раз за весну, лето и осень председатель колхоза «Путь к социализму» просил школьников помочь в тех или и иных делах. Ни кто из ребятни не отказывался, понимая, что это их посильная помощь фронту.
 Как бы за день не уставал Юрка, а вечером обязательно брал в руки гармошку, дивясь, словно она у него на коленях в первый раз, мелодичному ладу.     Гармонистов тогда в деревнях было много, из музыкальных инструментов хромка, редко баян, да ещё балалайка. Но всё чаще и чаще звали его в некоторые дома, чтобы хромкой развеял грусть-тоску. А за это и первый гонорар – несколько картофелин.
   В пятом классе остался на второй год: по пению пятерки, по математике и геометрии двойки. (Ныне это совершенно забытая эффективная форма воспитания  отстающего ученика,  преподаватели не получали нагоняи за двоечников, а  заставляли  лентяев подтягиваться в получении знаний, многие второгодники впоследствии становились полезными обществу людьми – Г.С.)  Бывало, что некоторые ученики, особенно девчонки, от голода в обморок падали во время урока, тогда учительница просила: «У кого есть корочка хлеба? Дайте обморочной!». Некоторые ученики после занятий  милостыню просили. 9 мая 1945 года Юрий играл на гармошке на центральной улице десять часов подряд. Потом три дня пальцы болели. Но сытнее в послевоенный год не стало – из деревни всё подчистую забирали, отец не выработал трудодни и семье всю оставшуюся картошку конфисковали.
   А тут пришла первая любовь. Юрка выделялся яркой внешностью, мощным голосом, умением так играть на гармони, что захватывало дух, на вечерних посиделках  его музыка снимала всю дневную усталость-тяготу. Деревенские девчонки за ним гурьбой ходили, а ему очень нравилась одноклассница Анечка Васильева. Оставаясь одни, брались за руки, ещё стесняясь поцеловаться, ей, только ей одной посвящал он свои первые стихи... А Анечка, от голода и от тяжелой работы, худела на глазах, слегла в кровать. Когда Юрий узнал, что она умирает, прибежал домой к любимой.
   - Сыграй мне в последний раз, - печально попросила Анечка.
Гармонь плакала, стонала тоскливыми аккордами. На следующий день девушки не стало. Больше такой чистой любви у Сакова не было.
   Не об этом ли случае написал он впоследствии грустную песню:

Мне осталось жить недолго,
Ах, как хочется любить!
Замела тропу позёмка,
Видно, с горем век ходить.

   Поработал, не став учиться дальше, в колхозе – куда пошлют, а потом послали на торфоразработки.
   Во второй послевоенный год отец отвез Юрия в Павлово, в ремесленное училище при заводе автотракторных инструментов, там же его приняли в комсомол, поскольку был активен в художественной самодеятельности, пел в хоре. Руководитель оркестра посоветовал Сакову поступить одновременно  в городскую музыкальную школу по классу баяна. Послушался. На экзамене в школе спел «Вот мчится тройка почтовая».
   - Да у вас, молодой человек, и слуха-то совсем нет! – ошеломил его ответ директора музыкальной школы.
   Юрий не сдался. На заводе выдали ему справку, что он играет в оркестре, поёт, и вообще комсомольский активист. Директору пришлось принять мальчишку и учить его музыкальной грамоте.
   Насколько помнит, он в то время был там единственным учеником из деревни, да ещё не так и близкой от города.  Жил в общежитии от училища, потом снял комнату на Троицкой горе в доме Татьяны Баслиной. По субботам не оставался ночевать в Павлове, торопился пешком в родную  деревню напрямик через аэродромное поле, мимо Малой Тарки и Абабкова... К вечеру воскресения обратно. А если погода хорошая и нет попутчиков, то пел по дороге, чтобы она казалась легче и короче, песни. И точно, вроде быстрее, чем раньше, показывался высокий лазоревый вяз – главная примета Комарова, видная издалека. Он рос напротив дома Куренковых и был таким могучим, что его не могли  обхватить четверо мужиков...  Зимой, если не на лыжах, то, бывало, добирался до разъезда близ деревни на товарном поезде, прицепившись к ступенькам.
   После окончания ремеслухи стал автослесарем в ЗАТИ. Вскоре избран комсоргом сразу четырех небольших по численности цехов. В армию его должны были призвать осенью 1951 года, а весной военком объявил добровольный призыв. Юрий сагитировал ещё двадцать комсомольцев. Парни все вместе пришли в военкомат. (Тогда считалось, что парень, не отслуживший срочную, не достоин мужской дружбы и девичьего внимания, про то, чтобы, выражаясь по современному, «откосить», ни у кого ив мыслях не было – Г.С.) Там Сакову сказали, что направляют его в Тихоокеанский флот: парень крепкий, рослый. Ещё в долгой дороге до Владивостока в поезде, лёжа на верхней полке и глядя в окно на нескончаемую страну, мечтал попасть служить на остров Русский, про который много прежде читал. Кстати, именно на этот остров, где располагались учебные отряды, попали большинство новобранцев из этого эшелона. А Сакову досталась иная служба: флотский кадровик, прочитав в сопроводительных бумагах о музыкальной одаренности парня, рекомендовал его в учебный отряд барабанщиком оркестра.

СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ

   Капитан Емец подбирал новые кадры в ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота: там как раз был нужен солист. Про мощный бас матроса Сакова капитан узнал почти в первые минуты прибытия его на остров Русский. Услышав только одну песню, тут же принял решение забрать его с собой во Владивосток. В ансамбле руководители-профессионалы сразу определили, что новичку место не в хоре, а быть ему запевалой. А для сольных партий подобрали соответствующий   его басу репертуар – арии из опер.
   С ансамблем объехал весь Дальний Восток, начиная с Петропавловска-на-Камчатке. Четырежды был в Китае, пел для несших службу наших моряков и солдат в Порт-Артуре и  Дальнем. Жили матросы срочной службы, зачисленные в ансамбль, в казарме в самом центре Владивостока на улице Ленина. Юрий имел возможность ходить по понравившемуся  городу, который часто вспоминал потом на гражданке. Уже учась в столице, к столетию города написал песню о Владивостоке, которую опубликовал журнал «Советский моряк» и которая заняла первое место на городском конкурсе.
 
Бушует за бухтой безбрежное море
И волны бегут волна за волной...

   По совету руководителей ансамбля Юрий занимался музыкальным  самообразованием, покупал все патефонные пластинки с новыми песнями. Особенно нравилась ему манера исполнения самого известного в стране баса Максима Михайлова. Приобрёл все его пластинки, знал и мог исполнить весь репертуар своего кумира. Особенно ему нравились арии Ивана Сусанина из одноименной оперы Михаила Глинки. И вот радость – в Дом офицеров с концертом приезжает сам Народный артист СССР, солист Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов! Было это в 1954 году. Саков с ребятами из ансамбля слушал его концерт с замиранием сердца.  Спел Максим Дормидонтович и арию Сусанина. После концерта несколько матросов осмелились пробраться за кулисы, чтобы лично выразить своё восхищение его творчеством.
   - А у нас свой Сусанин есть! - похвалился кто-то из моряков.
   - Уж не этот ли? - показал он на матроса  крепкого телосложения и с мощной, как раз для оперного певца, грудью.- А ну спой!
   Исполнил матрос арию Варяжского гостя.
   - Откуда ты?
   - Из Горького.
   - А я из Чебоксар. Да тебя хоть сейчас на большую сцену можно выпускать! Сыном мне будешь, - похлопал по плечу покрасневшего от такого внимания матроса. – Поедем со мной в Москву!
   - Мне ещё год служить.
   - После приезжай! Помогу!- подарил сборник своих песен и оставил свой столичный адрес.
   Вот после этого короткого разговора Юрий поверил в себя и понял, что может стать настоящим артистом.
   Старший матрос, отслужив срочную (после окончания консерватории ему присвоили звание старшего лейтенанта) сперва прибыл домой. В матросской форме, приехав в Павлово, чтобы встать на воинский учет, зашёл в музыкальную школу. Спел директору «Есть на Волге утес».
   - Юра, ты!- наконец-то узнал директор бывшего своего ученика, обнял его и заплакал, - Прости, ошибся я в тот раз!
   Получив паспорт Юрий немедленно помчался в столицу.
   ...Дверь открыла супруга певца Александра Михайловна. Юрий представился. Оказалось, что Максим Дормидонтович гастролирует по Италии. После долгого разговора хозяйка квартиры дала ценный совет:
   - Пробивай себе дорогу сам, без протеже, тем лучшим будет успех!
   Пришел подавать документы в консерваторию. Спел на экзаменах арию Варяжского гостя  «О скалы грозные дробятся с рёвом волны». Да как спел!И. Козловский и М. Максакова зааплодировали, а профессор, известный всей стране тенор Сергей Яковлевич Лемешев, прослушав, долго молчал, а потом сказал, передразнивая разговор на «о» абитуриента:
   - А чего его учить, он всё умеет! Готовый артист, самородок!
   Хоть и сказаны эти слова в шутку, они для Сакова дорогого стоили.
   - А как с грамотностью?
   - У меня пять классов.
   - Иди диктант напиши, проверим!
   Диктант из 68 слов покрылся красным – 48 ошибок! Так что вместо консерватории учился в вечерней школе (за два года экстерном  прошел пять классов, получил аттестат зрелости), одновременно занимался в музыкальном училище по классу вокала и на подготовительных курсах в консерваторию. Но это ещё не вся нагрузка – солист пел в хоре Свешникова, получая за это восемьсот рублей в месяц.
   Наконец-то принят в консерваторию! Пять лет Юрий получал стипендию в двести рублей, да ещё столько присылали родители из дома. Конечно, на четыреста рублей в столице было прожить очень трудно, но спасало нерегулярное, но всё же участие в различных концертах. Из дома всегда возвращался в столицу с боковушей, полной всякой снеди. На модно одетого парня а белой рубашке, плаще и шляпе и с деревенской корзиной за плечами недоуменно оглядывались москвичи. А он невозмутимо шёл в консерваторию. Увидев как-то это, Максим Дормидонтович пошутил:
   - Шаляпин всегда ходил с собачкой, а наш Саков – с боковушей!
    Ни какие бытовые трудности и постоянное отсутствие денег не в счет, когда он стал близко знаком с Лемешевым, бывал дома у тенора Ивана Семеновича Козловского и композитора Арама Хачатуряна, других певцов и композиторов. Когда ему впервые пришлось выступить на сцене Большого театра, он, выйдя на неё из-за кулис, со слезами радости на глазах встал на колени и поцеловал пол – сбылась его мечта спеть на лучшей сцене страны, может, ещё и работать в Большом придётся!
   Совершенствовал исполнение арий Ивана Сусанина, Гремина из «Евгения Онегина», их и спел на выпускном экзамене, на котором присутствовали все директора оперных театров страны. На Юрия Сакова заявку подали театры Горького, Харькова и Новосибирска. Хотелось бы поехать в Горький, поближе к дому, но продолжавший шефствовать над любимым учеником Михайлов посоветовал:
   - Поезжай в Новосибирск, там репертуар, как у Большого театра. Я верю, что ты лет через пять, поработав, как положено, в провинции, вернёшься в Москву!
   К концу учебы Юрий женился на давно нравившейся ему девушке Асе, работавшей в архиве консерватории. В 1961 году у молодых супругов родилась дочка Ольга, ныне она профессор столичной медицинской академии. В Новосибирск молодая мама вслед за мужем не поехала... А Юрий Николаевич до сих пор интересуется жизнью Ольги и внучками Аней и Ксенией, те в свою очередь приезжают в глубинку к отцу и дедушке.
   Без особого труда талантливому певцу в Новосибирске вскоре достались все ведущие двадцать пять оперных партий. Он сразу стал любимцем публики. Но пусть к славе, как известно, не всегда устлан розами. Появились и первые завистники из числа коллег.
   Не раз театр выезжал на гастроли, даже в Москву, в знакомый Большой театр. И искушенных столичных зрителей он покорил своим бархатным басом, когда пел партию Пимена в «Борисе Годунове».
   Новосибирский оперный театр рассчитан на две с половиной тысячи мест. Такой огромный театр отапливался неважно, в помещении сибирской зимой было настолько холодно, что изо рта шел пар. Юрий уже на второй год почувствовал, что его голос начал «качаться». Артист стал часто болеть бронхитом, поэтому был вынужден покинуть сибирскую столицу. Его, естественно уговаривали, не отпускали, но свое здоровье дороже. А некоторые, наоборот, были рады: солисты избавились от талантливого конкурента, руководители – от неуступчивого в конфликтах человека, который не выносил несправедливости, на собраниях всегда выступал с критикой. Но после отъезда из Новосибирска началась у него в жизни черная полоса.

СТРАНСТВИЯ ВАРЯЖСКОГО ГОСТЯ

   Приехал в родной Горький, хотел в оперный театр устроиться, но ему припомнили, что после окончания консерватории к себе приглашали, а он Новосибирск выбрал. Знающий дело профессионал без работы не останется – Юрий был принят в ДК автозавода руководителем хора, который с тех пор стал занимать призовые места на любых смотрах и конкурсах. Но всё же как-то в приватном разговоре директор автозавода Иван Иванович Киселёв сказал:
   - Ты же талант. Здесь ты его погубишь. Я даже не прошу, а настаиваю, чтобы ты, Юрий, вернулся на оперную сцену!
   Да Саков и сам это прекрасно понимал: для него работа в хоре – это словно генерал стал бы командовать не армией, а взводом!
   В Саратовском оперном певца приняли с удовольствием. Коллеги были наслышаны о его бархатном голосе. Да и ему понравился этот уютный город на Волге, где «огней так много золотых». И действительно – вся набережная вечером сияла фонарями. В Саратове он устроил и свою личную жизнь – женился на влюблённой в него Людмиле Ивановне Васильевой. В 1966 году у них родилась дочка Татьяна, которая ныне известная оперная певица, лауреат различных конкурсов, прима Нижегородского оперного театра. Но о Татьяне расскажу несколько ниже.
   Вроде всё только счастливо наладилось, как из Министерства культуры РСФСР вышел приказ: «Сакова уволить и вернуть в Новосибирск». Причина одна – не отработал срок по направлению, чиновникам было наплевать на то, что уехал из Сибири он по состоянию здоровья, а не по актёрской прихоти.
   Но из Саратова Юрий уехал в Свердловск. Его тепло приняли зрители, рассказывая знакомым о новом басе. У входа в оперный спрашивали лишние билеты. Таких аншлагов давно не было! В Свердловске Юрий освоил партии Присыпкина в «Клопе» и Вожака в «Оптимистической трагедии». Да так, что певца пригласили сниматься в одноименных фильмах и играть тех же героев, что и на сцене.
   Руководство театра готово было представить Юрия Николаевича к званию  Народного артиста, а в Министерстве культуры, уже СССР, а не РСФСР возразили под тем предлогом, что Саков верующий и не скрывает этого. Некоторые коллеги по сцене уже стали ставить палки в колеса новой оперной звезде Урала: как же так, мы тут долгие годы работаем, а он приехал – и ему сразу ведущие роли.    Строили и мелкие пакости, вроде якобы ошибки в написании его фамилии в афишах, и крупные – жалобы во все инстанции. А тут и депеша из министерства: вернуть в Новосибирск. Аж сердце заболело.
   В память о Свердловске он уже в 1998 году написал песню:

Урал-река, Урал-река!
Ты бури видела и грозы.
Урал-река, Урал-река!
Хранишь царевича ты слезы.

   Поехал на новую работу не в Новосибирск, а в Нальчик. Заодно и подлечиться. В оперном театре принят радушно: исполнял ведущие партии в операх и опереттах, стал заведовать труппой из 240 человек. Весь Кавказ объехал в гастрольных турах. А вот отдыхать ездил к родителям (они еще в 1952 году продали дом в Комарове и купили такой же старенький в Горбатове на улице Подгорной, 5), а потом брал путевку в недавно построенный санаторий-профилакторий «Ока».
   В Нальчике, который на высоте 850 метров над уровнем моря, стали отекать ноги, несмотря на это он не хотел уезжать из этого города. Но получил печальное известие о смерти отца, а потом и мама заболела.
   Уехал, уволившись с работы и прекрасно понимая, что на большой сцене ему больше не петь, устроился  работать в Горьковскую филармонию, но сразу взял административный отпуск, чтобы на месте старого быстро выстроить каменный дом, ухаживал за мамой. В филармонии исполнял оперные партии, часто с коллегами выезжал выступать на заводы, в колхозы. Супруга Людмила тоже оперная певица, переезжала вместе с мужем в Свердловск, Нальчик, в Горьком подросшую дочку Татьяну отдали в музыкальную школу. Юрий Николаевич, когда исполнилось пятьдесят лет, в 1984 году, ушел на заслуженный отдых. Твердо решил жить в Горбатове, ухаживать за старушкой–матерью. Супруга с дочкой на периферию в дом без удобств не поехала – у неё любимая работа, да и дочка хорошо занимается музыкой.
   Без дела, естественно, не сидел. Был художественным руководителем в  местном СПТУ, его хор мальчишек стал победителем во всех районных и областных смотрах. После закрытия училища (наступили капиталистические времена) устроился в школу-интернат для слабослышащих детей. Участвовал в общественной и культурной жизни Горбатова, Ворсмы, Павлова. С удовольствием выступал перед отдыхающими  в санатории-профилактории «Ока», там и познакомился со своей будущей третьей супругой Ниной Георгиевной Юрициной. С радостью брался за роли Деда Мороза в новогодние праздники, выступал в санаториях и домах отдыха, участвовал в сборных концертах. С 1991 года по просьбе местных властей занимался восстановлением храма в Горбатове. Верующие избрали его старостой, дело по восстановлению церкви пошло споро. Успевал петь и на клиросе в Казанской церкви Ворсмы – для таких разъездов у него был «Запорожец», а потом «Москвич».
   Итог его музыкальной деятельности таков: 60 оперных  партий (лучшими он считает партии Кончака в «Князе Игоре», Гремина в «Евгении Онегине»), 14 оперетт и исполнение бессчётного числа романсов. Когда в Горбатове снимался фильм «Сибирский  цирюльник»  Никита Михалков пригласил Юрия Николаевича на роль священника. 
   Работая в разных труппах, Юрий Николаевич не раз выступал на сцене Большого театра, Кремлевского Дворца съездов. Многие певцы и композиторы и искушенные в музыке зрители, узнав биографию Сакова, удивлялись: человек, приехавший из самой-самой глубинки,  поступивший без протекции в консерваторию, в любом оперном театре сразу занимал благодаря своему таланту  ведущее место. А он удивил и в пятидесятилетнем возрасте: мог бы сделать карьеру в музыкальном мире на любой должности, оставаясь жить в областном центре, а перебрался в глубинку – ухаживать за больной мамой. (Я познакомился с оперным певцом, когда он в начале семидесятых годов прошлого века зашёл к нам в редакцию газеты «Павловский металлист». Она тогда располагалась на втором этаже дома, который находился рядом с бывшим универмагом, на пересечении улицы Шмидта и городской площади и напротив здания милиции. В самом большом кабинете, естественно, редактора, по просьбе М.С. Хорошева он спел тихим голосом одну их оперных арий - так стёкла в кабинете задрожали, словно готовые вот-вот вывалиться из рам. Однажды, уже живя в Горбатове, решил дома спеть для друзей в полный голос – с крыши свалилась труба, которая до сих пор в огороде валяется. И ещё один случай, в школе-интернате для слабослышащих детей один мальчик неожиданно стал хорошо слышать, послушав баян Юрия Николаевича.

МУЗЕЙ ДЛЯ ДРУЗЕЙ

   Задумка создать свой музей была давно. У Юрия Николаевича накопилось много его фотографий в разных ролях, ему особо нравился снимок в образе Собакина из «Царской невесты», а как великолепен Пимен в «Борисе Годунове»! Вот фото, сделанное кем-то из друзей в ту минуту, когда он с  боковушей  за плечами подходит к консерватории. (Ему нравится снимок в морской тельняшке, а мне другое фото - Саков играет на баяне для  гостя, бывшего первого секретаря обкома КПСС Юрия Николаевича Христораднова – Г.С.). А ещё  есть афиши, вырезки из газет и журналов об оперном певце из глубинки, есть ценные подарки  поклонников, старинный самовар, мамина икона...
   Вот так он и собрал музей для своих друзей – приходите, любуйтесь! Впрочем, в этот музей может заглянуть любой желающий. А друзей у него очень много. И в первую очередь не знаменитости, а земляки, живущие рядом  - в  Нижнем Новгороде, Павлове, Ворсме, Горбатове. Если кто-то из известных людей в мире искусства приедет в Горбатов, то обязательно заглянет к Сакову. Прибыл Михалков снимать в окрестностях самого маленького города в Европе давно задуманный фильм «Сибирский цирюльник», так не только попил чай в его доме, но и пригласил на роль священника. Поэт и прозаик Юрий Паркаев приехал посмотреть декорации немецкой крепости к фильму того же Михалкова «Утомленные солнцем – 2», а потом спросил  у первого встречного: «А где живет Саков?»
   Дома у него три гармони-хромки и два баяна. Так что ни дня без игры на одном  из инструментов. Со времени учебы в консерватории пишет песни. Не прошло и месяца после объявления столицы Олимпиады  2014 года, как он написал гимн Олимпиады. В молодости он занимался гиревым спортом и постоянно делал по утрам зарядку.

Горит огонь Олимпиады,
Горит огонь Руси родной,
Идут колонны маршем в Сочи,
Единой мирною семьей!
Вставайте, люди всей планеты,
Вставайте, люди всей Земли,
Зажжем огонь Олимпиады
Во имя мира и любви!

В 2002 году Лукашенко объявил конкурс на гимн Союза Белоруссии и России. Юрий Николаевич, переживший развал Советского Союза как личное горе, за два дня написал гимн и музыку к нему.
 
Славься, Союз, славься навеки свобода!
Русь-Беларусь – священный союз для народа!

   Ноты и текст гимна отправил в Минск. Через три недели в телеинтервью Лукашенко, обсуждая отношения двух государств, сказал журналистам:
- Сейчас думаем о гимне. Кстати, спасибо за прекрасную музыку и текст певцу и музыканту Юрию из Нижегородской области, будем рассматривать и его вариант.
С болью в душе о дальнейшей судьбе страны написал он песню «Грозовые тучи»:

Кружат тучи над Москвою,
Гремят грозы над страной.
Воют бури над землею,
Разрушают край родной.

За "Песенку регулировщика" получил награду от ГИБДД.

Красный горит, красный горит,
Жёлтый горит, зелёный горит –
Будь осторожен в пути.

Песня о Горбатове исполнена по Всесоюзному радио.

В дымке за Окою огонёк горит,
У окна старушка горестно скорбит.
Ты скажи мне, мама, как твои дела,
Зажила ли рана в сердце у тебя.

Эта песня посвящена маме
А вот эта - дочери:

Таня, Таня, Танечка!
Ангелочек мой!

   Татьяна (теперь её фамилия Гарькушова) в детстве  хотела быть врачом и о пении не помышляла. Но её родители, оперные певцы (мама Людмила Васильева –  сопрано, поёт в Нижегородском оперном театре), отдали дочку в музыкальную школу, после окончания которой Таня поступила в музыкальное училище. Потом было первое консерваторское образование – и опять никаких мыслей о пении. Татьяна закончила с отличием фортепианный факультет Нижегородской консерватории и осознавала себя по преимуществу пианисткой.
   Непреодолимое желание петь появилось у Татьяны на последнем курсе фортепианного отделения. Видимо, проявилось родительское наследство. Поэтому в 1992 году она поступила на вокальный факультет консерватории, который закончила с отличием. Всего у неё четыре красных диплома – два консерваторских, музыкальной школы и училища. И дались они нелегко – каторжным трудом, по восемь часов в день за роялем. Но в учебе её вдохновлял пример родителей, их любовь к музыке, желание достичь вершин мастерства.
После консерватории была небольшая пауза: Татьяна вышла замуж, родила дочь – и на два года забыла о карьере. Более того, окончив консерваторию, как камерная певица, она не думала, что у неё будет оперный голос. После рождения дочки она пришла к профессору консерватории Владимиру Васильеву  и попросила её послушать. Прослушав, он сказал: «Срочно заниматься!» – и за два месяца подготовил её к работе в театре. Худсовет Нижегородского оперного театра вынес вердикт: «Настоящая оперная певица» – и её 20 сентября 2000 года зачислили в труппу. Роль Ольги в «Евгении Онегине» до сих пор вызывает у неё волнение – это был её первый выход на оперную сцену.
   Затем была постановка «Реквиема» Верди – серьёзное испытание для Татьяны, поскольку вокалисты всего мира берутся за это произведение в конце карьеры: при его масштабности, одновременно оперности и камерности, очень трудно добиться чистой интонации, идеального слияния голосов. Публика и критики оценили её работу по достоинству. В марте 2004 года коллектив оперного театра был награждён премией Нижнего Новгорода «Творческая удача сезона 2002–2003 года» за оперу Стравинского «Мавра», в которой Татьяна исполнила роль матери. Через год нижегородцы услышали её на авторском вечере Родиона Щедрина в Нижегородской филармонии.
   - Наверное, трудно застать эту певицу в России, - с восхищением сказал Родион Щедрин.
   Каково же было его удивление, когда он узнал, что Татьяна ни разу не была за границей. И только в 2007 году она побывала в США – проходила стажировку у ведущих педагогов и концертмейстеров Хьюстонской оперы. Один из маститых преподавателей оценил необычный голос русской оперной певицы, назвав его лучшим в мире меццо-сопрано. Но Татьяна отказалась от выгодного предложения остаться в Америке, предпочла жизнь в России, Нижнем Новгороде. Часто, навещая отца, бывает в Горбатове.
   Мюзикл «Моя прекрасная леди» стал очередным, пусть и маленьким, триумфом Татьяны Гарькушовой (её миссис Пирс была второстепенным персонажем). Публику поразил её комический дар и неожиданно широкое амплуа. Дальше была партия Вани в опере «Иван Сусанин», затем две разноплановые роли – Полины и Графини – в «Пиковой даме» Чайковского. Кармен Татьяны в одноименной опере Бизе покорила всех любителей высокого искусства. Это сложная партия (героиня четыре действия находится на сцене) и эмоционально разносторонняя.
   Низкий голос, высокий рост, стать у Татьяны Гарькушовой от отца. Она постоянно советуется с ним по каждой партии, по каждому образу, он принимает активное участие в её творческой жизни.
   - Я папина дочка, - говорит Татьяна.- Голос, конечно, – это Божий дар, но я не состоялась бы как артистка, не будь той творческой атмосферы, которая окружала меня с детства, тех талантливых людей, которые бывали у нас дома, певцов и режиссеров. Уходя на работу, отец всегда оставлял мне записки: «Занимайся музыкой, это твой кусок хлеба с маслом». Я как-то спросила его: «А с колбасой?». Он ответил: «Вряд ли, скорее с маслом» – в те далекие годы колбаса была для нас деликатесом. Нашу династию может продолжить дочка Даша, она учится в музыкальной школе по классу фортепьяно. Я прививаю ей привычку работать, терпение, умение слушать и слышать себя. Пока она хочет стать и певицей, и музыкантом, и дай Бог, чтобы это желание у неё не иссякло. Голосочек у неё очень хороший – богатое наследство от папы и мамы. С дедушкой у неё полный альянс: она ему поет, а он сочиняет ей детские песенки и играет их на баяне. Я с детства помню слова моего отца о том, что, когда певец искренен на сцене, замирает любая публика.
   В Горбатове Сакова знают почти все и относятся к нему с больным уважением. Но и плохие вести не лежат на месте – городок-то небольшой. У самого известного их земляка как-то украли с электронной карточки почти двадцать пять тысяч рублей. Копил деньги на лечебный отдых в санатории и на иные нужды…
   Недавно у него умерла супруга, Нина Георгиевна, а весной 2011 года случилось ещё одно несчастье: обварил себе, снимая кастрюлю с плиты, кипятком ногу. За пожилым одиноким человеком стала ухаживать некто Л., периодически перебинтовывая ожог, выполняя и некоторые другие поручения больного.
Женщина показалось ему внимательной, заботливой, хотя кое-кто из знакомых отзывался о ней отрицательно. Но добродушный Юрий Николаевич думал, что это злые наветы. Попросил он как-то Л. снять на текущие нужды деньги с карточки сбербанка, пришлось дать и бумажку с записью пин-кода. Дома карточка лежала чуть ли не на видном месте.
   Однажды Л. не удержалась перед искушением дармовыми деньгами, сняла некоторую сумму, очень быстро потратила, второй раз воспользовалась чужой карточкой, в третий… Но как веревочке не виться…
   Обнаружив, что на его счету денег нет, Юрий Николаевич написал заявление в городской отдел милиции. Л. на допросе сразу же созналась в содеянном. Возбуждено уголовное дело...
   Друзья не оставили в беде Юрия Николаевича, помогали знакомые, по линии управления социальной защиты населения его навещает Татьяна Сергеевна Шушарина, за что он ей очень благодарен. Отдел культуры администрации Павловского района предлагал ему бесплатную путевку во временный дом проживания престарелых, что в Абабкове, путевку за былые заслуги обещал выделить санаторий-профилакторий «Ока»... Но он отказался, боясь, что, раз настали такие бессовестные времена,  в его отсутствие могут украсть редкие экспонаты из музея. Не имеющий временно возможности выходить на улицу, нашёл выход для общения с друзьями: часто разговаривает по телефону с главной администрации Павловского района В.В. Куренковым, главным редактором газеты «Павловский металлист» В.Я. Лебедковым, начальником отдела культуры В.А. Плотниковой, бывшим директором ОАО «Митра» А.Л. Степановым.  А ещё часто беседует по телефону с председателем районного совета ветеранов М.С. Хорошевым,  бывшим директором санатория-профилактория «Ока» А.А. Ливеном, культработником той же «Оки» М.А. Костериным, редактором городского радиовещания Р.В. Батуриной. Не забывает пообщаться с павловским поэтом Н.А. Сычаевым, генеральным директором ЗАО «Горбатовское» Н.Н. Шаниным, его заместителем А.А. Ивановым, заместителем главы Горбатовской администрации Т.П. Самохваловой и её супругом С.И Самохваловым. Постоянно звонит начальнику управления Пенсионного фонда по Павловскому району А.А. Верещаку, автору этих строк, предпринимателю из Ворсмы А.В. Осокину и многим-многим другими. Недаром говорится, что не имей сто рублей, а имей сто друзей. И ежедневные звонки в Нижний дочери Татьяне.
   А в завершение этого очерка расскажу о недавно завязавшейся дружбе Сакова с предпринимателем Александром Викторовичем Осокиным.
Его родители жили почти по соседству на одной улице с родителями Юрия Николаевича и были очень дружны с ними. Александр родился в 1955 году и об оперном певце слышал от родителей и земляков, а вот с легендарной личностью встретился лишь в 2009 году.  С тех пор они стали друзьями.
   После восьмилетки Осокин учился в Горьковском радиотехникуме, поступил в Московский электротехнический институт, не доучившись в нем,позвала романтика, уехал на Дальний Восток. И прожил там 31 год. Окончил Холмское  мореходное училище, в должности помощника капитана рыболовецких и торговых судов ходил по морям Тихого океана, многократно побывал в Японии, Китае, на Корейском полуострове. Были годы, когда в Японии в разных портах и городах, жил больше, чем в СССР.
   Домой приезжал или прилетал редко, а в 2006 году на своем микроавтобусе («Форд» японской сборки) приехал в Горбатов из Южно-Сахалинска, преодолев до родительского дома за семь дней две паромные переправы и более десяти тысяч километров пути. Машину оставил в Горбатове, а сам вернулся на Сахалин дорабатывать морскую пенсию. Окончательно вернулся в 2009 году, купил дом в Ворсме, стал индивидуальным предпринимателем и познакомился с Саковым.     Связала их не только прежняя дружба родителей, но и воспоминания о Тихоокеанском флоте, о местах, в которых бывал во время своей службы Юрий Николаевич. Навещал его Александр всё чаше и чаще, особенно после смерти супруги, несчастья с ногой и кражи денег. Александр Викторович находил любую возможность приехать к нему из Ворсмы, привести с собой продукты, лекарства, приготовить еду... Действительно, друзья, права пословица, познаются в беде.