Рецепт возрождения

Замир Осоров
И практика подавления
 
Кыргызстан, в сущности, остается единственной страной в мире, в которой мастера, занимающиеся  прикладным художественным творчеством, не только не получают помощь со стороны государства, как это должно быть, а, наоборот, из года в год их организация подвергается попыткам госчиновников растащить и прихватизировать стабильно работающую отрасль. 
У  кыргызского народа есть замечательная поговорка, которая гласит:  «аккан арыктан  суу агат» -  вода бежит по накатанному руслу. Есть еще пословица  инфраструктурного содержания, которая говорит о том, что новые дороги прокладывают  всегда  поверх старых троп и дорог, и только в этом случае они будут функциональными.
В  чем суть этих пословиц? Казалось бы, все просто: если хочешь построить канал или проложить дорогу, то для успеха дела всегда  делай это  на основе старых «схем» и «чертежей», дополняя и совершенствуя их. Потому что в  противном случае, если вы будете строить водопроводный канал или дорогу в горах, без учета ранее существовавших троп и каналов и русел, то ваш проект будет обречен на провал. 
 Трасса Бишкек –Ош и Бишкек – Нарын потому и оказались успешными  и единственно возможными проектами, что были проложены  вдоль  магистральных трасс древнего Шелкового  пути.
В отношении дорог и каналов мы разобрались. Но дело в том, что и в отношении развития производства, промышленности, сокращения бедности и безработицы, быстрый успех дела возможен только в случае, если  мы будем следовать и развивать традиционные навыки  и инфраструктуры. Одним словом, вода всегда течет  по старому руслу и никак не иначе.
С  чего начинались наши фабрики и заводы, которые были построены в период индустриализации? С многочисленных артелей художественных ремесел, гончарных  и кузнечных мастерских. Так обстояло дело  даже в эпоху невиданной  индустриализации, когда Советская власть, стремилась действовать вопреки существовавшим традициям, отвергая их, даже при таком  чудовищном волюнтаризме и насилии над законами экономики и природы, заводы и фабрики появлялись на месте существовавших до этого инфраструктур, также как и колхозы и совхозы, новые города и села закладывались не на  пустом месте, а там, где до этого уже существовали на протяжении веков населенные пункты. И даже богатства, ресурсы, земли и скот, коль разговор зашел о колхозах и совхозах, взялись не с потолка, а были экспроприированы у настоящих их владельцев.
Сегодня, когда мы создаем, или пытаемся создать современное  производство, основанное на законах рынка и права, экономической свободе, освоении человеческого потенциала, тем более важно опираться на традиции, если мы хотим добиться быстрых  перемен в нашем обществе.
Согласно мировой статистике в отраслях, связанных с народным  художественным творчеством заняты не менее десятой части  населения.  В странах Востока,  и в  особенности у  кочевых народов, число занятых в этой сфере  может быть намного  большим.
Один мастер-ремесленник в нашей республике  может производить  на 6-7 тысяч сомов  собственной продукции в месяц, или в среднем  на 70-80 тысяч сомов в год.
 Учитывая, что мы можем занять в народных  художественных промыслах 113 тысяч  жителей Кыргызстана (такую цифру  приводят официальные данные исследований по областям и регионам страны), нетрудно подсчитать, что  мы можем на  этой основе создать мощное производство, которое будет  выдавать  продукции в год на 9.5 миллиардов сомов и обеспечить существенное сокращение или даже сведения на нет существующей безработицы в Кыргызстане. Вот что значит  строить каналы и дороги поверх существовавших русел и троп.  Мы можем решить многие наши проблемы, если  поддержим народное творчество, да иначе и быть не может!
Надо сказать, что правительство Кыргызстана понимает важность данной проблемы. Еще в 2005 году Жогорку Кенешем были приняты и подписаны тогдашним президентом Кыргызской Республики законодательные акты, направленные на развитие народных художественных промыслов как одной из приоритетных отраслей экономики, способной при относительно малых затратах в короткий срок приносить существенную отдачу. Однако дальше слов дело так и не пошло. Обещания выделить на поддержку и развитие ассоциации и предприятий малого бизнеса, каковыми являются предприятия народного промыслам остались на бумаге.
Новые власти также, понимая значимость поддержки народных промыслов,  попросили от руководства «Кыяла» и палаты художественных ремесел Кыргызстана – эти организации, в сущности, представляют сферу народного творчества страны, -  чтобы они составили перспективный план работы с обещанием  помочь финансами.
В результате  специалисты  народных промыслов  в короткий срок предоставили  проект программы  комплексного финансирования народных промыслов  в разрезе всех семи областей на  период 2012 -1015 годы. Это был и остается, без всяких  преувеличений, уникальный во всех отношениях  инфраструктурный проект, представляющий огромную значимость для Кыргызстана не только в плане сокращения безработицы, повышения бюджетных поступлений, но и носящий ярко выраженный  характер возрождения духовного и нравственного потенциала нации.  Кыргызы ведь  всегда были мастерами  прикладного творчества.  В каждом селе имелись и имеются  по сей день мастера по изготовлению седел, ширдаков, юрт,  кузнечного дела, гончары, специалисты по плетению, ювелирных дел мастера. Это сегодня многим горожанам  представляется, что цивилизация пришла к кыргызам со стороны.  Между тем  исторические раскопки  свидетельствуют, что на территории современного Кыргызстана  существовали самые древние металлоплавильные печи. Вообще за древними кыргызами закрепилось название - железные люди.
Так вот благодаря вышеупомянутому  проекту удалось бы начать процесс возрождения  повсеместно в Кыргызстане  народных ремесел, генетической памяти кыргызов, обеспечить не только создание тысяч новых рабочих мест, но и заложить прочный фундамент  для технологической модернизации всего нашего общества.   Общая стоимость проекта составляет 3 миллионов долларов США. При этом основные статьи расходов приходятся на закупку современного оборудования – швейных станков по коже, для тяжелых тканей, ковроткацких станков, компьютерных швейных машин, в том числе и с программным управлением, машин для обработки шерсти, покраски, ткацких станков-терме, печатного оборудования по шелкографии и  многое-многое другое. Отдельной статей предусматривалось создание сырьевого запаса: закупка шерсти стриженых овец, войлока, пряжи, бархата, кожаного сырья, красителей  и так далее и тому подобное. Подумайте об этом, ведь в стране по причине  отсутствия производственной базы, наши животноводы   подчас не знают, как избавиться от шкур овец и коров, шерсти. В лучшем случае, это драгоценное сырье скупается за копейки иностранными  перекупщиками. И, конечно же, предусматривались курсы и семинары по подготовке и переподготовке народных умельцев, чтобы они работали на уровне, это когда продукция соответствует международным стандартам качества и начинает пользоваться спросом не только в селе, но и за рубежом. Подумайте об этом тоже, ведь  наши экономисты много говорят о повышении экспортного потенциала Кыргызстана, забывая часто, что именно  товары, производимые народными умельцами, зачастую пользуются наивысшим спросом у покупателей Америки и Европы.
Сегодня многие говорят о том, чтобы учиться у стран, которые добились выдающихся результатов в реформировании  своих экономик –  таких, как Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Китай. Все подчеркивают, что эти страны  продвинулись далеко вперед благодаря передовым  западным технологиям  и сильному патриотическому духу самого народа. Так вот Кыргызстан может и должен сделать тоже,  опираясь, прежде всего,  на свои богатейшие традиции  народных промыслов. Как это сделали до нас те же самые тайванцы и корейцы, японцы,  чьи всемирно известные компании по производству электронных и прочих товаров, такие как Samsung, Sharp, начинались с кустарных компаний и артелей  тамошних народных промыслов. Кстати, Япония и Южная Корея  как две страны, которые дальше всех продвинулись  в своем технологическом развитии, уделяют первостепенное внимание всемерной поддержке своего традиционного прикладного искусства и национальных глубинных традиций, как, впрочем, и США, Финляндия и любая другая цивилизованная страна. Да что ходить далеко -  в России и Белоруссии народные умельцы освобождены от уплаты НДС, а за  участие на международных выставках им выплачиваются премии  от государства.
Правительство же Кыргызстана вроде бы и понимает, что следует поддерживать народное творчество, но никак не может решиться пойти на это, вот и теперь  более четырех месяцев не дает никаких ответов за свой собственный запрос, само же потребовав составления плана работы  и  стратегических реформ.
Между тем заложенные по проекту 3 миллионов долларов США  народные умельцы просят у государства не в качестве гранта, а кредита, уверенные в том, что смогут вовремя расплатиться с долгом. Почему же наше правительство и общество в целом, в котором, казалось бы, достаточно людей, которые думают о том, чтобы как можно  скорее поднять экономику страны и предлагают различные пути решения этой задачи никак  не могут разглядеть оптимальные схемы и стратегии восстановления отечественной экономики, духа предпринимательства, творчества и инициативы? Почему мы то и дело, вопреки здравому смыслу, начинаем прокладывать новые каналы и дороги совсем не в том месте, где следовало? Составляем какие-то надуманные кластеры производства, учимся под копирку у соседей – ближних и далеких, когда под боком у нас существует огромный отряд народных умельцев, которые еще, слава Богу, живы и здоровы и могут передать секреты производства будущим поколениям? Хотя многое уже утеряно -  и безвозвратно - за двадцать лет наших бездарных экспериментов, когда мы подражали то Швейцарии, то Малайзии, то еще кому-то. Когда следовало просто поддержать в массовом  порядке   своих мастеров, и они сами сумели бы обеспечить рекордный взлет нашего ВВП и превращение страны в экономического тигра. И Япония, и  Китай и все прочие  цивилизованные страны мира  начали свой подъем с поддержки  своих национальных промыслов, во всех этих странах  с  первого же взгляда вы почувствуете глубокое уважение  национальных традиций  в искусстве.   
  Мы уже неоднократно писали о попытках приватизации «Кыяла». Каким-то чудом  удавалось избежать развала стабильно работающего предприятия  в годы Акаева, Бакиева.  Временное правительство  также предприняла максимум усилий для того, чтобы переподчинить  «Кыял»  в ведение какого-то министерства, без учета  мнений самих ремесленников.
 Новые власти тоже  продолжают игнорировать  высокодоходную отрасль, способную приносить миллиардные прибыли. Кыргызстан, в сущности, остается единственной страной в мире, в которой мастера, занимающиеся  прикладным художественным творчеством, не только не получают помощь со стороны государства, как это должно быть, а, наоборот, из года в год их организация подвергается попыткам госчиновников растащить и прихватизировать стабильно работающую отрасль.  Во всех  развитых и цивилизованных странах мира государство и общество постоянно оказывают поддержку этому сектору производства, получает большой доход за счет этого и изделия  народного творчества  являются  предметом национальной гордости.
Но, похоже, перемены происходят и у нас. Как бы там ни было, мы  живем в условиях пусть и несовершенной, но парламентско-президентской формы правления, при которой  уже не допустимо игнорировать  общественное мнение и интересы коллектива, в особенности, когда речь идет о таком большом коллективе, как многотысячный отряд  народных умельцев. Растет в стране и число сторонников «Кыяла», которые уже хорошо информированы обо всех перипетиях закулисной борьбы и интриг, которые на протяжении всего прошлого года плелись  вокруг  предприятия.
В настоящее время в стенах Жогорку Кенеша готовится принятие специального нормативного акта о «Кыяле», который позволит, будем надеяться,  наконец-то, не только   решит  дело в пользу народных мастеров и оградит  их от дальнейших покушений  со стороны приватизаторов,  но и покажет дорогу другим подобного рода предприятиям, которые страдают от произвола чиновников.  Напомним, что все предыдущие комиссии  по проверке деятельности «Кыяла», организованные по инициативе противников этого стабильно работающего предприятия и просто завистников, клеветников и потенциальных  мародеров и прихватизаторов, не дали никаких результатов. Но так было всегда у нас - критике и проверкам подвергались те, кто работают, а те, кто принципиально не способно создать что-нибудь новое, всегда рвались в руководители.   
 На снимке: творческий актив  объединения  «Кыял», который зарекомендовал себя, по оценке зарубежных экспертов, одним из самых успешно работающих предприятий подобного рода, в то же самое время в Кыргызстане  активно подвергающийся всевозможным атакам со стороны представителей властей в попытке переподчинения его руководства и структуры таким образом, чтобы  сами представители народного творчества –  более  ста тысяч  человек в стране -  уже ничего не решали. Даже если вопрос касается их собственной судьбы.