Положительный герой

Карин Глейзер
               
         Посвящается неискушённому зрителю       
         или               
         Советы начинающему сценаристу

Он

Воспитывает сына, рождённого бывшей женой от любовника.
Недоумевающие по этому поводу члены семьи – подонки и мерзавцы, их
естественное нежелание делиться имуществом с чужим человеком – низкое и
непристойное корыстолюбие.
В его анамнезе роман с обязательно провинциальной или социально
неблагополучной партнёршей; они упоённо влачат великую взаимную любовь,
что не мешает ни ей подниматься по служебной лестнице за счёт своих
прекрасных глаз и поддержки других множественных представителей сильного
пола, ни ему перманентно жениться на нелюбимых женщинах своего круга,
чувства которых, натурально, значения не имеют. Если законная жена,
отчаявшись, ищет спасение даже в платоническом романтическом знакомстве,
то она – бестыжая дрянь.

Она

Воспитывает дочь, рождённую от любовника, что не мешает ей время от
времени пробно выходить замуж ещё минимум за троих. Параллельно в неё
влюблены еще несколько страдальцев-претендентов.
Одинокая мать (как правило!) пользуется добровольными услугами
родственников (редко – своих, т.к. те и сами не упустят случая изловить
спонсора, чаще – родни кавалеров, временно отвергаемых, но припасённых на
запас, согласных ждать свистка вечность и предоставить любую помощь в
любой момент, даже будучи в отставке), коллег (само собой разумеется,
боготворящих героиню и безусловно признающих её над ними превосходство, по
ходу пьесы никак не проявленное, но подразумеваемое априори), соседей,
друзей, случайных знакомых и просто прохожих. Все с первого взгляда
осознают, какой подарок судьбы им дарован в лице героини, и, пренебрегая
интересами своей семьи и работы, восторженно несут силы, время и деньги к
подножию пьедестала, на который возводится самозванка.

Он

Состоятельный человек (иначе зачем он нужен главной героине, в планы
которой входит покорение столиц и переквалификация из свинарки в президента
академии каких-нибудь наук). Бесхарактерный, послушный сын мамы-стервы,
стандартно образован (юрист или бизнесмен), в любой более или менее
неординарной ситуации идёт на поводу у родни или наличествующей в данный
момент жены, лечит душевные раны алкоголем.

Она

Героиня (не забываем – положительная!), фактически преследуя героя (также по
умолчанию положительного), ненавидит его семью, не одобряющую мезальянс,
но с поразительной, неослабевающей настырностью стремится в эту семью
втереться.

Миманс

Конвенциональные специалисты (т.е. не перескочившие экстерном из
разнорабочих в профессора, а вынужденные, вероятно, в силу слабых
умственных способностей, долго и нудно грызть гранит науки) непременно
оказываются склочниками, бездарями и карьеристами. И только тем, кто
искренно принимает близко к сердцу трудный путь восхождения героини из
грязи в князи, кто героически сражается за её благосостояние и моральное
первенство, скромно отходя на второй план, позволено оставаться в группе
поддержки, а стало быть, заслужить благосклонность зрителей.

Все без исключения положительные герои, долженствующие вызывать
симпатию, понимание и сочувствие, не совершают ничего, что можно включить
в категорию ум, честь и совесть. Практически в каждой семье, заявленной в
сценарии как нормальная, а иногда – и образцовая, воспитывают не своих
детей. Правовые законы нарушаются с грациозным изяществом (сложнее
сказать, когда они выполняются), моральные нормы переформулированы с
точностью наоборот. К примеру, если муж возражает против свиданок жены с
её любимым человеком, то он изверг и негодяй. А если готов поддерживать
годами бывшую жену-лимитчицу, её поклонников, отца-пьяницу, мать-
проститутку и детей от разных самцов, то эталон благородства. Законный брак с
человеком своего круга – всегда постыдный брак по расчёту.

Сюжет можно обогащать однородными сценами, варьируя и перетасовывая их
несчётное число раз. Поэтому продолжительность фильма не принципиальна –
от одной до ста серий. Следить за стыковкой событий тоже незачем. В
предыдущей серии персонаж в десять вечера уезжает на Колыму, в следующей
– в девять возвращается из Стокгольма. Вошёл в комнату в красном галстуке,
вышел в синем. Антракт при просмотре можно сделать произвольно – выйти
покурить, поболтать по телефону, помыть посуду, погулять на вечеринке у
друзей или съездить в отпуск.

Без положительной героини фирма мужа разорится, работники перегрызутся и
обнищают, а философский камень так и не будет найден.
Как правило, в любом сюжете всех спасти и примирить должен человек
пролетарского происхождения (неплохой вариант – детдомовский). Veni, vidi,
vici, а проще говоря, я к вам пришел навеки поселиться:
Фирма получает заказ на грандиозный проект (догадайтесь, кто назначен его
руководителем!). Иностранные инвесторы умоляют сделать милость и принять
их ко двору. Нобелевская премия за открытия в области физики и лирики
присуждена понятно кому. В коллективе – мир и благодать.
Воры и убийцы занимаются благотворительностью и поют в церковном хоре.
Непристроенные одиночки разных возрастов искусно скомпонованы в пары,
чётность чётко соблюдена, лишние гибнут в дорожных авариях или
отправляются в монастырь.
Самый отвратительный персонаж тяжело болен (собаке собачья смерть!), но
его избавляет от справедливого наказания – кто? Правильно, положительная
героиня, у которой оказывается именно та редкая группа крови, что необходима
для оживления покаявшегося проходимца.
Последние кадры: новогодняя ёлка и/или свадебный пирог. Голливудские слюни
и русский лубок – прелестная компания. На фоне собранных с неимоверными
усилиями всех действующих лиц (наверняка явились за гонораром!) плывут
титры.

Пауза…

Дворняжка, снующая между танцующими (её подобрали на помойке, позже
выяснилось, что она на удивление умна и интуитивна), нечаянно задевает за
угол комода, открывается тайник, а в нём...
Не нужно быть провидцем, чтобы, не глядя на экран, предсказать финал.
Конечно же, в тайнике хранится документ, подтверждающий дворянские корни
героини. А уж родственница ли она Петра Первого, Елизаветы Второй или
Людовика ...надцатого, это, пожалуйста, придумайте сами.

© KG 2011


Опубликовано в журнале "Время и место", выпуск 2 (50), NY 2019