Боже, храни Францию...

Сацита Асуева
                ПРИ СОАВТОРСТВЕ С Л.ЧЕЛЕБИ               

               «Ну, расскажи, расскажи, какие они, французы? Правда, ведь, они больше всех на нас похожи?» - звучит в телефонной трубке взволнованный голос моей подруги.
          Да, разумеется, весь мир находится под чарующей властью  величия этой страны, с её славной историей, литературой, искусством  и флёром изысканной чувственности и романтизма. Но чувства, питаемые к Франции в Чечении, носят особый характер.  Здесь всегда были культовыми романы А.Дюма, посвящённые приключениям мушкетёров. Что и понятно, ведь Д'Артаньян – это ведь настоящий чеченец! Дерзкий , отважный и независимый, верный друг и истинный рыцарь. Этот характер невозможно выдумать! 
          Между тем, ряд археологических находок  (среди них - высеченные на каменных плитах  древне-чеченские письмена, в которых наши предки сообщали  о том, что «уходят в Иберию» ( древнее название Испании) ) дал основание для возникновения гипотезы,  предполагающей , что баски, чья кровь текла и в жилах  гасконца Д'Артаньяна, являются прямыми потомками древних чеченских переселенцев. Предания об этом веками передаются у чеченцев из уст в уста. Причём подобные поверья бытуют и среди самих басков.
              Несколько лет назад, коротая время  в ожидании очереди к врачу, я познакомилась в кафетерии больницы с женщиной, ухаживавшей за сыном, аспирантом-антропологом, недавно перенесшим  операцию. Тот вскоре появился и сам,  и,  подсев за  наш столик, поинтересовался: «Простите, Вы баск?» «Нееет...», - удивлённо протянула я. Юноша явно расстроился.    « Видите ли, я жил с басками в одной комнате  общежития  в течение 5 лет  учёбы в университете и узнаю их из тысячи! Я никогда ещё на этот счёт не ошибался. Тогда, кто же Вы?» - продолжал он настаивать.  Услышав же, что я – чеченка, он облегчённо рассмеялся и заявил: «Ну вот, теперь всё ясно! Мои друзья часто рассказывали о том, что пришли в Испанию с Кавказа и происходят от чеченцев! Теперь и я вижу, что они были правы.У Вас совершенно идентичное строение черепа!»

       И вот я здесь, в стране-легенде... Здешнее божество – это СИСТЕМА. Все работает почти безупречно – здравоохранение, образование, транспорт, организация досуга, охрана труда и т.д., и т.п.  Нет нужды «подмазывать», «подмасливать», искать влиятельных родственников и знакомых, быть красивее, умнее, сильнее...    Имеешь право – получи,  проштрафился – плати.
       Трамвай останавливается у центральной городской площади. В вагон входят пятеро респектабельного  вида мужчин, свободное время которых проходит явно в тренажёрном зале, а не на диване – КОНТРОЛЁРЫ. Ненамётанным глазом от остальной публики сразу и не  отличишь: вот  только немного  спустя внимание привлекает необычно высокая концентрация импозантных мужчин на 1 квадратный метр и  то, что  добротные костюмы и куртки на них – одной и той же модели и  цветовой гаммы. Наблюдать за ними в работе – одно удовольствие:  галантны, доброжелательны, остроумны, но от выписанного ими так любовно штрафа  спасенья нет, платить, безусловно, придётся. Желаете – на месте, наличными , а желаете  - переводом со счёта.
      В моём воображении оживают образы одиноких и беззащитных  контролёров (в большинстве своём – женщин), которые подвергаются всевозможным оскорблениям, а порой и побоям,  в российском транспорте. Здесь  система контроля совершенно неэффективна  - бедняги не в состоянии ни заставить кого-либо приобрести билет, ни покинуть салон трамвая или автобуса.
     Но и здесь не всё так безоблачно, как хотелось бы, и демократия проявляется порой в своих побочных явлениях.  Здешние молодые  (и не обязательно) люди любят путешествовать в трамваях с максимальным комфортом, то есть расположив нижние конечности на противоположном сиденьи. Этот способ демонстрации внутренней свободы настолько распространён, что за него даже введён солидный штраф – 147 евро. Свод правил, где это указывается, вывешивается в каждом вагоне на самых видных местах, но эффект – нулевой. Я ни разу не видела, чтобы контролёры предприняли попытку оштрафовать кого-либо за подобную раскованность.  Они ограничиваются устными замечаниями, в ответ на которые нарушители ножки-то подбирают, но,отрицая своё недавнее поведение, разражаются такими возмущёнными тирадами, что  служащим приходится смириться с мыслью, что виденное ими только что было всего-навсего массовой галлюцинацией.
          Особый же «шик» - это смачные плевки в проход между рядами сиденьев, что кажется галлюцинацией нам, вскормленным тоталитарными режимами. Ну это, правда, в отсутствие контролёров...
            Но ничего, потихоньку от гнёта ненужных условностей потихоньку избавляемся и мы!  Я замечаю знакомое лицо курда-езида, проживающего с семейством в  общежитии для азилянтов. Он вальяжно раскинулся, разбросав ноги на противоположных сиденьях. Рядом – дочь-подросток...
       Французы – народ сдержанный, весьма... Я стала свидетелем одной сцены, когда интеллигентной внешности пожилой человек сделал, добродушно улыбаясь, замечание двум юнцам, распластавшимся на четырёх сиденьях одновременно. Слова его молодёжь очень развеселили, и поз они, разумеется, не изменили. Пусть слабым, но всё же утешением  мне послужил мысленный перенос  этой сцены в антураж моей исторической родины. Там она наверняка  завершилась бы для хамов в лучшем случае – в больнице.
      Но в основном СИСТЕМА всё же работает. Система, перед которой равны все. Нуждающиеся обеспечиваются бесплатными продуктами, одеждой, кровом. Для их получения достаточно простой справки об уровне дохода.
         В памяти всплывают брезгливые воспоминания о псевдо-исламской благотворительной организации Дениз фенери (маяк, в переводе с турецкого), которая прибегает к унизительнейшим методам при распределении продовольственной помощи, что грубо противоречит канонам ислама, предписывающего строжайшую конфиденциальность в делах благотворительности и уважение к чувствам тех, кому оказывается помощь. Чтобы удостоиться милости в виде нескольких пачек макарон и круп, обратившиеся сюда должны смириться с тем, что агентами «Дениз фенери»  будет сделан обход соседей, которые должны подтвердить, что люди, о которых идёт речь, действительно абсолютно нищие и находятся чуть ли не на грани голодной смерти! , зачастую раскрывая тем самым их самую постыдную тайну. Более того, в большинстве случаев гуманитарная помощь выдавалась лишь при условии, что момент «облагодетельствования» оказавшихся в безвыходной ситуации несчастных будет показан в одноимённой  передаче, где бедняги, вместе с «растроганными» ведущими, будут рыдать в голос от благодарности, а на самом деле - от стыда...
      Название этой организации приобрело довольно широкую мировую известность в 2008 году в связи с украденным 41 миллионом евро. Эти деньги были собраны в Германии с 21 тысячи человек. Несколько служащих этой ассоциации, проходивших по делу, получили тюремные сроки, среди них – Мехмет Гюрхан, управляющий филиалом в Германии. Однако «Дениз фенери» и по сей день остаётся верным своим традициям...
     Как-то в Турциии, обсуждая эту ситуацию с моей  знакомой, радикальной практикующей мусульманкой и активисткой одной из благотворительных организаций, занимающихся помощью детям, я сослалась на бережное отношение к людям в Европе. Моя собеседница грустно усмехнулась и произнесла поразившие меня в её устах слова: «Знаете, в европейцах есть всё, что должно быть в истинном мусульманине. Им не хватает только Корана. А у нас, кроме Корана, больше ничего и нет...»
    Здесь много азилянтов со всего мира. Но все рекорды бьют, безусловно, выходцы из постсоветского пространства. Это, в основном, армяне, грузины, курды-солнцепоклонники, называющие себя езидами в честь Абу-Езида, возглавлявшего в VII в. н.э. своё племя, проживавшее тогда на территории нынешнего Ирака. Он «прославился» организацией вероломного убийства внука пророка Мохаммеда Хусейна и  71 человека, его сопровождавших, включая и его семейство. 
         Это, в подавляющем большинстве, экономические беженцы. Обстановка в Армении и Грузии вполне стабильна. Но, как поделился как-то , покатываясь со смеху, молодой армянин (рядом сидела ожидавшая ребёнка жена), «Наш президент Саркисян сказал, обращаясь к народу : «Ваша Родина там, где вам хорошо»». Судя по тому, что армянский президент на всех официальных встречах без устали гордо повторяет, что армянская диаспора – самая большая во Франции, родиной армян он считает явно не Армению...
             Другая женщина объясняла свою обиду на отечество тем, что «молодоженам  квартиры не выдают»!
    50-летние супруги  из Армении с сыном и снохой. Прожили несколько лет в Германии. Не сложилось. Полтора года назад перебрались сюда. Здесь появился на свет их второй внук. «Не дадут позитива здесь – поедем в Италию»,- делится планами на будущее глава семейства. А пока – жилье и одежда бесплатные, медстраховка, социальное пособие ...
    Азилянтство для многих превращается в образ жизни, страсть, патологию, искусство существовать из расчета 0 евро в день, в то время , как деньги, «падающие с неба», копятся на счету. Типичный случай такой патологии – Татьяна Ш. , 40-летняя русская (о таких в народе говорят «из не шибко грамотных»), явившая себя Франции в 2010 г. Сначала была Германия, брак с немецким гражданином. Что-то там не заладилось. И решила Танюша махнуть за ближайший кордон.  Здесь она продолжила заниматься привычным ремеслом – попрошайничеством, приговаривая то и дело: «А это не стыдно!» Просит 2 евро. Многие дают. При этом социальное пособие капает, кормится Таня в бесплатных столовых для бедных, одежду и обувь получает в благотворительных организациях. Вещей собрано уже так много, что приходится снимать камеру хранения, где хранятся десятки мешков, за 35 евро в месяц. Драгоценности от престарелых поклонников в качестве  «предсвадебных подарков» - это еще одна статья ее  доходов . Всего и не перечесть. Порой бывает бита, но это – издержки профессии, она не в обиде...
       Как минимум, 90% просителей политического убежища используют вымышленные истории:  «Мужа и сына убили, сама уцелела чудом». На самом деле муж умер 20 лет назад естественной смертью, а сын живет и здравствует, и не где-нибудь, а здесь-же, по соседству. У другой – дочку «похитили и зверски убили», но увидев в какое расстройство привела вас эта трагедия, торопится утешить: «Да нет, вообще-то она замужем в Турции, трое детей».
      Есть и более изощренные, те, кто проплачивает в своих странах заказные статьи о собственных злоключениях. Очень распространенный вариант – ссылка на смешанный брак,  чаще всего азербайджано-  или турецко-армянский. Причем в большинстве случаев брак не смешанный вовсе, а «турецкая» либо «азербайджанская» половина пары не знает ни слова на «родном» языке.
                Вот еще один подобный союз.  В официальном браке не состоят. Он – грузин, она – русская. Жили в Москве. Он отсидел несколько лет в российской тюрьме за воровство. Перебрались в Испанию, воровали и там. Не изменяют своему делу и здесь. Официальный повод для просьбы об убежище  просто нелеп: ей нельзя в Грузию, ему – в Россию. Ни в той, ни в другой республике никогда не препятствовали смешанным бракам. Напротив, они даже приветствовались. А у них сработало. Ура! – позитив с рекура.
       У большинства азилянтов – фальшивые документы об образовании. Элементарные вопросы на засыпку ставят их в тупик. Я встречала «врачей», не знавших, сколько живут микробы на неживых предметах; математиков и экономистов, для которых было загадкой количество литров в кубометре; физиков, не знакомых с законом Ома.
     Среди всей этой колоритной братии порой встречаются персонажи прямо-таки анекдотические.   С.П., молодой армянин  из России, поначалу взахлеб живописал подвиги своего деда, отважно сражавшегося некогда за Францию. Аудитория этой истории верить, почему-то, упорно отказывалась, и, испробовав свой вариант на народе, он, вероятно, решил, что и у ОФРЫ (OFPRA) эта версия тоже вряд ли будет пользоваться успехом,   и выбрал что попроще:  10-летний вид на жительство он получил как представитель нетрадиционной сексуальной ориентации, принадлежность к которой он все-таки отрицает. «Я не голубой, я просто умный», - многозначительно парирует он нападки местных остряков.
        Когда бываешь в местах концентрации азилянтов , создается впечатление, что буквально все женщины детородного возраста – беременны. Среди просителей убежища почему-то устойчиво бытует мнение, что население Франции с катастрофической скоростью стареет и необходимо его срочно омолодить. Эту высокую миссию они решили добровольно взвалить на собственные  плечи. Когда я встречаю пары, производящие на свет по трое детей в 2 (с небольшим) года (причем речь идет не о двойнях или тройнях), я с ужасом задаюсь вопросом: «А может и это уже не предел для человеческих возможностей?»
       Среди азилянтов – множество наркоманов и инфицированных гепатитом С. Их лечат, им предоставляют жилье, но чувство благодарности им просто не знакомо. Основной вид их деятельности – кражи. Собственно, причиной их бегства и является серьезность уголовных наказаний за наркоманию и воровство на родине. Здесь же, после недельки-другой относительного комфорта, их отпускают до следующего раза, что можно наблюдать на примере известного здесь семейства-воровской бригады из Грузии, состоящей из мамы, сына и маминого брата, страдающих гепатитом С.  Воруют не от  нужды, государство предоставляет им все условия для жизни и лечения.
       Несколько лет в здешних местах обретался 55-летний Рудик, армянин из Грузии, превратившийся в своего рода местную достопримечательность. Он находился в состоянии перманентного наркотического опьянения. Инфицирован гепатитом С. Средь бела дня он крал велосипеды, которые тут же продавал то за 20, то за 50 евро, в зависимости от технического состояния. Двое сыновей Рудика, оставленные папой дома, похоже, вняли зову крови и сидели в тюрьме. Рудик писал (вернее, за него писали по его просьбе) на имя президента М.Саакашвили сердитые письма с требованием отпрысков немедленно освободить. В противном случае он грозился самосожжением прямо перед зданием Европарламента в знак протеста. Саакашвили угрозам не внял. Рудика же в прошлом году наконец  депортировали.
      «Мы здесь потому, что у нас на родине серьезные проблемы»,- мрачно делятся многие из тех, с кем я здесь встречалась.  Молодой курд-езид, прибывший сюда со своим многочисленным семейством, приложил к своему досье газету с фотографией, где он, раненый, истекает кровью, лежа на тротуаре в Тбилиси. Эффектно... Правда, он «забыл» упомянуть, что стреляли в него при задержании после совершенного им ограбления. На кражах он много раз попадался и здесь. А в прошлом году при задержании в магазине вонзил в охранника шприц, которым он , тоже инфицированный гепатитом С, вводил себе наркотики... Сейчас – в заключении.
      У азилянтов из Закавказья можно приобрести за полцены практически все: электротехнику, обувь, одежду, парфюмерию и спиртные напитки, сигареты и ювелирные изделия. А в самом крупном здешнем приюте для азилянтов  прошлым летом подпольно действовала настоящая мастерская по смене деталей ворованных велосипедов (с целью сделать их неузнаваемыми), которые продавались впоследствии по 50 евро.
     Глядя на полчища откровенных паразитов, которым не выдержать и банального фэйс-контроля в завалящем баре, «Как?- спрашиваю я себя. – Ну как им удалось преодолеть такое множество препятствий, усыпить бдительность стольких искушенных в человеческой психологии изощренных асов юриспруденции?!!!» И не найдя ответа,  шепчу , как молитву:  «БОЖЕ, ХРАНИ ФРАНЦИЮ...»