Болтун

Зоя Слотина
Однажды случай свёл меня с незабываемо красивым евреем. Днём я прибыла к своему знакомому Пашке, большому любителю тусовок. У него часто собиралось местное эмигрантское общество. В этот раз праздновалось какое-то (не могу вспомнить какое) событие.  Народу собралось много. По сути мероприятие грозило быть для меня скучным.  Всех  гостей я знала, и все они  были или родственниками хозяина этого хлебосольного дома или как-то связаны  с его бизнесом. Я - инородное тело в этой компании, и явилась невзначай неприглашённой  по важному для меня поводу. Моё мелкое дело решилось в пять минут, но я осталась до вечера как раз из-за этого красивого парня. Он заинтересовал меня не только внешним видом, но  и нестандартным разговором. 

У Пашки всё было как обычно. В доме и во дворе  у бассейна толпа знакомых мне лиц  неприкаянно передвигалась по случайным траекториям. Гости с ленцой кучковались и переговаривались в ожидании кулинарных изысков хозяйки и сопровождавших их алкогольных возлияний. Время от времени кто-нибудь из гостей бодренько поднимал какую-нибудь тему для общего обсуждения и быстро сникал, потому что тема не касалась дела и не обещала никакого навара. А следовательно, это неинтересно.  В сытой до неприличия Америке еда -  это последнее, что интересует людей. Трудно  понять, зачем здесь всегда устраивается застолье?  Но народ охотно валит  за  стол, с безразличным видом молча жуёт и  с отяжёлевшими желудками грузиться в свои автомобили, чтобы отбыть восвояси с чувством хорошо выполненного долга. 
Только скукой однообразной жизни я могу объяснить популярность этих посиделок у Пашки. Может быть прямо физически осязаемый  дефицит общения собирает народ?  Всё это неважно. Важно то, что в этот раз мне повезло встретить интересного человека.
 
Он появился вскоре после моего приезда.  Ранее я его здесь  никогда не  встречала. Яркий, рыжий, конопатый  мужчина был молод,  элегантен, энергичен и коммуникабелен. Если к этому добавить в меру накаченное тело,  в меру высокий рост, яркие синие глаза и невероятно красивые формы лица, то вы меня поймёте. С первого  мгновения он приковал моё внимание, я не могла отвести от него глаз.   Тут же кто-то из толпы просветил меня, что это Яшка с Киева, а та молодая женщина в дверях дома - его жена Тоня. С  приходом рыжего компания оживилась.  Народ  его о чём-то спрашивал, он что-то отвечал, пожимал всем руки. Оказавшись  рядом, он  спросил меня:
-Вы ведь недавно приехали?  Я не ошибся?
Я подтвердила.  Мы познакомились и заговорили о выживании в эмиграции.  Собравшиеся, в отличие от меня, прошли все круги адаптации на чужбине. Их эта тема не привлекла, а у меня был огромный интерес к информации. Народ рассосался, я переместилась поближе к  объекту моего внимания и была вознаграждена.  Красавчик был невероятно разговорчив, а я очень любознательна.  Яша так прекрасно владел словом, что всё, чего он  касался в своих рассказах о жизни приобретало такие краски, такую живость, что я его слушала, как некогда передачу театр у микрофона. Меня попросту гипнотизировали  сапфировые глаза, время от времени сверкавшие из-под густых совершенно прямых рыжих ресниц.  Я поймала себя на том, что больше наблюдаю за игрой его бархатных бровей,  чем думаю о смысле его слов, и совершенно не устыдилась. Я же понимаю и запоминаю его речь.

Во-первых он мне сообщил, что эмигрировал вместе с семьёй в США в поисках лёгкой и комфортной жизни.  Как я его понимала!  Перестроечная кутерьма на родине с её экспериментами по налаживанию экономики за пятьсот дней, с шоковой терапией государства, с  разрекламированной халявой от Мавроди и других проходимцев достала до  печёнок даже самых терпеливых  обывателей.

Но прекрасно устроенная для жизни людей страна встретила  Яшу неласково. Красный диплом Киевского политехнического института не произвёл должного впечатления. Перечень инженерных работ, которые Яша выполнял под руководством неизвестных здесь лиц, нисколько  не прояснил нанимателю его технического уровня. Присвоить себе даже на словах чужие достижения он не мог по этическим соображениям. Он же не вор! Ему прямо  заявили, что от соискателя места под солнцем требовалось умение чего-либо делать лучше других и отличное знание английского языка.  Он должен быть самостоятельной единицей со своими оригинальными разработками. Знания  иврита,  русского,  украинского в фирмах США не котировались. Для работы его разговорного английского было недостаточно.
-Больше я не искал инженерной работы, посчитав, что нигде не нужен.
Я ему безусловно верила.
-Зоя, как вы здесь оказались?- вдруг спросил меня Яша.
-Я..Мы выиграли грин-карту, - отрапортовала я, очнувшись.
-Бывает, что специалистов приглашают на работу. Им легче...А мы беженцы с Украины,  - выпятил грудь Яша.
-Политические?!
-Ну, да. Нас преследовали по национальному признаку.
-Да-а? Я про это не слышала.
-Я принадлежу к древнему талантливому народу.  Иисус Христос был еврей. Карл Маркс был еврей, Энштейн был еврей.  Я тоже еврей и горжусь этим.
-Ну правильно,- немедленно согласилась я.-История знает много таланливых людей из евреев.
-Очень много. Например, Лев Троцкий, Ягода, Ежов, Адольф Гитлер.
-Ну семья не без урода. Я не очень понимаю о чём это вы. Причём здесь вы?
-Да так. Пустое... Комплексую.
-Не стоит.
-Стоит.  Украинцы – националисты и нас никогда не любили.  Продвинуться, сделать карьеру в Советском Союзе  еврею было невозможно.
-Неправда. Все были в одинаковых условиях.
-Вам этого не понять.
-Ещё бы! Если моими начальниками были евреи. Я вообще никогда не задумывалась о национальностях моих сослуживцев и друзей.
-Но притеснение было, по крайней мере на Украине. Мы уехали всей большой семьёй от стара до мала. Надо было как-то обосновываться. И я начал искать место под солнцем.
Яша подробно рассказал как они жили первое время. Его семья особо–то не бедствовала. Они, как все беженцы,  сразу получили поддержку в виде денежного пособия на каждого члена семьи  и дешёвого жилья, которое субсидировалось правительством. Яше с женой едва хватало пособия на скромное существование. Он не переживал. Временные трудности. У кого их не бывает? Сам он твёрдо верил в свою удачу и рассчитывал в  скором времени найти нормальную   работу.
После неудачи с трудоустройством на должность инженера  Яша не растерялся и пошёл работать в магазин за 7 долларов в час, а заодно и на бесплатные курсы английского языка для еврейских беженцев из СССР. Его тут же сняли с пособия. Он не тосковал по нему, потому что зарабатывал больше. Но жена... Он  надеялся на поддержку и понимание родных, а вместо этого он получил удар под дых от самого близкого человека. Жена не желала  понимать причину его неудачи, и семья жены не желала ждать взлёта зятя по карьерной лестнице. А это не фунт изюма, это большая и настоящая беда.

Яков заметался, пошёл  механиком  в авторемонтную мастерскую. Но руками он орудовал хуже, чем языком, потому продержался на работе чуть больше двух месяцев. Добрые люди внушали ему, что в США надо идти учиться и получать сартификат, тогда всё с работой  устроится. Но на учёбу нужно время и деньги, а где их взять? Он бросился в сферу обслуживания стариков и инвалидов, но работа приносила небольшие доходы. Разочарованная жена спокойненько закончила какие-то курсишки,  работала менеджером в кафе и уже затеяла бракоразводный процесс. Красавчик без памяти любил жену и боготворил сына. Он, как лев, боролся за них,  хотел сохранить семью.
Пока суть да дело,  он перепробовал себя на дюжене других поприщ. Кем он только не был! Мыл машины, возил инвалидов. Он настолько выучил язык, что даже пробовал себя в литературе на английском. Пара его рассказов была напечатана в рекламном журнальчике. Но его успехами жена не восхитилась. Хороших денег ему по-прежнему не платили. Последнее его место работы было в ресторане официантом, когда жена с сыном уехали от него. Он их потерял.

В тот день в глубочайшем  расстройстве Яша обслуживал солидного седого джентельмена, который сидел один за двухместным столиком, скучал и потому завязал беседу с симпатичным русским официантом.  Забыв про свои обязанности, Яша уселся за столик доброго господина и под парочку бокалов вина выложил ему всю свою жизнь до донышка, отвёл душу. К ним подошёл разъярённый менеджер и тоже отвёл душу, уволив болтливого официанта.
-Нормально, теперь я полностью в дерме, - философски прокомментировал очередной поворот судьбы неудачник.
-Нет, ты ошибаешься. Теперь взойдёт твоя звезда удачи, потому что я возьму тебя на работу к себе, - заявил его собеседник.
-....? –  Яшины глазки попытались вылезти из арбит, а нижняя челюсть бессильно поползла вниз.
-Ты, Яша, гениальный болтун и, несомненно, нужен моей фирме. То, как ты бездарно потратил целых два года в Америке в поисках работы, следует назвать классикой поведения неудачника. А я, много повидавший  в жизни человек, всегда презиравший неудачников,  тебя слушал, как зачарованный, и всей душой сопереживал. Ты вызвал у меня доверие и симпатию. Поэтому ты мне подходишь.
Минуты три застывший официант сидел с вытаращенными глазами, пока догадался спросить:
-А что я должен делать?
Джентельмен, явно наслаждавшийся призведённым эффектом, неспеша ответил:
-Всего лишь разговаривать с покупателями недвижимости и оформлять для них банковские кредиты. Вам надо закончить шестинедельные курсы, которые я оплачу. Потом, если захотите, пойдёте учиться в колледж за свой счёт.

Яша стал у него работать. Мало того, втечение первого года он стал самым удачливым и продуктивным клерком. У него появились деньги.
-Я удивляюсь людям, Зоя. Они безоговорочно мне верят на слово. А слышат не всё, что я говорю, а только то, что хотят слышать. Заговорить, заболтать человека плёвое дело. Я оформляю кредиты одного банка с абсолютно чёткими условиями. Есть другие банки, и они дают кредиты с другими более выгодными условиями. Я часто проговариваюсь и сообщаю об этом. А это как раз то, что надо было бы утаить, но делу это нисколько не мешает. Никто от меня не уходит. Я талантливый болтун, но при этом не смог сохранить жену. Может быть сумею вернуть сына.
-Ну, я даже не знаю что думать.
-Понимаете,Зоя, у каждого человека есть свой талант. Ваша задача найти покупателя вашего таланта. Надо правильно искать.

Что вам сказать, дорогой читатель. Я была очарована Яшенькой. Я сочла его рассказ бесценной информацией для себя. Я поверила в то, что и у меня тоже есть моя звезда счастья, и она непременно вспыхнет ярким светом и озарит моё будущее. Пока забыв всё на свете, я предавалась мечтам и грёзам наяву, мой очаровательный собеседник исчез. Огорчению моему не было границ. Я надеялась узнать у него больше ценной информации, которая помогла бы мне. Мне нужен был рецепт правильного поведения применительно ко мне, к моим данным. Мне надо было определить мой талант. Но увы и ах!!! Я больше никогда не встречала прекрасного болтуна.