Т. Гумбатова 28 августа-День памяти о депортации н

Тамара Гумбатова 2
28 августа – День памяти о депортации немцев
 Именно в этот день в 1941 году  появился на свет Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья в Казахстан»,опубликованный на русском и немецком языках . Мероприятия, посвященные этой грустной дате у  немцев проходят практически во всех республиках СНГ.
   Исторические факты свидетельствуют, что российские  немцы вместе с другими народами испытали немилость царей, гнев коммунистов и репрессии Сталина. Во все времена, являясь не коренным народом Российской империи, его положение зависело от взаимоотношений глав государств и политики властей в области международных связей этих стран. А жертвой этих отношений всегда является народ.
      Сталинская депортация была не новой и  не неожиданной. Повторилось то, что сделал последний царь Российской Империи Николай 11 во время первой мировой войны. Затем, после прихода к власти большевиков в 1919 году был заключен договор с Германией  о беспрепятственном выезде немцев на свою историческую родину .   Но в сентябре 1929 года Постановлением ВЦИК была прекращена выдача разрешений на свободный выезд. Советы  начали  жестоко наказывать немцев за попытку вернуться на историческую родину. Дверь в Германию захлопнулась для многих навсегда.
     В 1933 году к власти в Германии  пришли  фашисты  во главе с Гитлером , что моментально  отразилось на положении немцев в Советском Союзе. Это коснулось и немцев, которые с 1818 года проживали на территории Азербайджана. Тысячи талантливых и честных немцев были физически уничтожены только потому, что имели с Гитлером одну национальность. 
       23 августа 1939 года между СССР и Германией было подписано тайное соглашение, известное под названием »Пакт Молотова- Риббентропа», согласно которому к СССР присоединяли Прибалтику, Западную Украину, Западную Белоруссию и Бессарабию. Это привело к эмиграции в Германию прибалтийских немцев, а с 22 февраля 1940 года - волынских.Началось движение и среди немцев Азербайджана. Реакция была быстрой.  30 ноября 1940 года из Москвы пришла директива: »Среди немецкого населения Азербайджана развернута, под антисоветскими националистическими лозунгами,  работа по организации переселенческого движения в Германию». Перед НКВД республики ставилась задача: «арестовать активистов- антисоветчиков, ведущих работу по взбудораживанию  немецкого населения и создающих переселенческие настроения». К ним относились члены б. Закавказского немецкого совета, Лютеранского синода, б. члены» Конкордии» и лица, имеющие связь с германским посольством и с заграницей. 9 января 1941 года  уже  рапортовали об исполнении директивы - аресте многих немцев Баку и районов Азербайджана. 22 июня 1941 года началась немецко-советская война. Ни Сталин, ни Гитлер не любили свой народ. Поэтому поступили очень просто - принесли их в жертву  своим амбициям и не осуществленным бредовым идеям. Советские немцы, по большому счету, оказались разменной картой, а каждый из них считался потенциальным «антисоветским элементом».28 августа 1941 года последовал Указ о депортации немцев с Поволжья в Казахстан. Вскоре эта участь постигла и немцев Азербайджана.     Гитлер рвался к бакинской нефти. Азербайджан был тем сладким тортом, который он бы съел с аппетитом. Фашисты было хорошо осведомлены о состоянии немецких колоний в СССР. Об этом свидетельствуют документы организованного 20 сентября 1941 года  Рейхкомиссариата »Украина» во главе с Рейхгауляйтером Эрихом Кохом.  В Государственном архиве  Высшей власти Украины в фонде штаба  Имперского руководителя Розенберга  есть карты всех немецких колоний, полные списки колонистов и письма некоторых из них о ситуации в селениях. Хранится отчет Особой команды доктора Штумфа по исследованию немецких колоний за  Кавказом. Гитлер, безусловно,  рассчитывал на немцев, проживавших на тех территориях, которые он планировал захватить. Более того, он собирался переселять немцев с Поволжья не в Германию, а на Кавказ. Фашисты в эти годы уже осуществляли переселение немцев с Волыни  в дома украинцев.                28 августа 1941 года немецкие войска   были в Днепропетровске и  успешно двигались в сторону Ростова.  Не удивительно, что при такой ситуации 8 октября 1941 г. было издано Постановление Государственного Комитета обороны (ГКО) СССР »О выселении немцев, проживающих на территории Грузинской, Армянской и Азербайджанской ССР». Немцев огульно предполагали в шпионаже и в пособничестве фашистской Германии.
 Военное время имеет свои требования. Согласно переписи 1939 года  в Азербайджане  проживало 23 тыс.немцев.  С 15 по 30 октября 1941 года в принудительном порядке было выслано около 20 тыс. немцев. Не тронули только женщин, которые были замужем за лицами другой национальности. В Еленендорфе остались две семьи -  недавно скончавшегося Виктора Клейна и Вальтера Локка.  Последний,  в 1941 года исполнял должность председателя исполкома Ханларского горисполкома и,  по данным М.Джафарлы,  покончил жизнь самоубийством в 1946 году.Бывшие немецкие колонии  в Ханларском, Шамхорском, Таузском и Казахском районах были окружены солдатами и взяты в кольцо с целью предотвращения попыток к бегству. В Анненфельде (Шамхор) окружение длилось пять суток, до тех пора пока все не были выселены из своих домов.     Была депортирована и семья заведующего хозяйством Еленендорфского  учотдела Эмиля Христофоровича Коха: его сестра Ильза, мать, жена Алида Георгиевна и дети- Ильза (1911г.),Вернер(1925) и Элла(1918). Как вспоминает Элла Эмильевны,  она только окончила  Бакинский университет   и,   вдруг все рухнуло.  На сборы дали три дня и  разрешили взять с собой  столько, сколько можно было унести. Но что можно было унести, кроме кое-какой одежды и некоторых продуктов на дорогу? Все были   в  невообразимом ужасе  перед новыми испытаниями.
   В соответствии с инструкцией »оставшееся имущество и недвижимость выселяемых немецких граждан в республиках Закавказья подлежит переписи представителями советских органов и передаче в собственность колхоза». Члены специальной комиссии, отправлявшей людей, забрали ключи и сами закрыли и опечатали комнаты, подвалы и подсобные помещения. Затем подогнали полуторку ГАЗ-АА и привезли до станции Кировабад, где погрузили в товарные вагоны и повезли в Баку. С 18 октября началась отправка немцев на  баржах до Красноводска. Никто не знал, куда их везут. Им обещали возвращение через 2-3 недели. Этому обману верили только дети, которые толпились на палубе. Многие из них впервые видели море и большие волны. Не понимая происходящего, они весело пели немецкие песни. В Красноводске царил беспорядок, скапливалось всё больше и больше людей, терялись вещи, плакали дети.
         С Красноводска, набив людьми телячьи вагоны, их повезли в Акмолинскую область Казахстана. Ехали целый месяц ноябрь. Проверка наличия выселенцев проводилась не реже одного раза в сутки. В сутки давали черный хлеб по 400 г. на человека и один раз в сутки( а то и раз- в двое) похлебку из зеленой капусты и головы селедки. На остановках брали кипяток  и пили чай со своей едой, которую взяли еще из дома, а на больших станциях получали кашу, о которой дома люди понятия не имели. Приехали уже зимой. Там их на санях развезли по аулам. Казахи совершенно не знали русского языка, но приняли немцев, в отличие от власти, приветливо.
      Начался  долгий период истребления немецкого народа: лагеря и трудармия, насильственная  ассимиляция и голодное существование в условиях разжигания  недоверия  и ненависти ко всему немецкому. Было запрещено все- родной язык, религия, культура, праздники. В итоге -  сотни тысяч загубленных жизней и тысячи разрушенных семей и покореженных судеб.
Вот как описывает эти события б. колонист  Иоганес  Маейр  :
Ich bin im Deutschen Reich geboren
Zu Wurttemberg im Schwabenland
Ich war auch dorten auserkoren
Zur Burgerschaft im Vaterland.
Doch anders hat es Gott ersehn;
Ich muSte aus der Heimat gehn.
Es war an einem fruhen Morgen,
am 27. August
fast alles Scnlaft noch ohne Sorgen,
Als schon das Dorf umzingelt ist
Von einer Horde Raubervolk
Die,s Dorf bedeckten wie, ne Wolk.
Da wurd geschossen und gehauen,
Geplundert und getotet gar,
Es war erschrecklich anzuschaue:
Ein jeder war in Todesgefahr,
Ein jeder rief- Verlas mich nicht,
Mein Gott, mein Gott, in dem Gericht!»
       Немцы стойко пережили тяжелые времена и надеялись на возвращение в родные дома после окончания войны. Но этого не произошло. Декретом Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года было  установлено: «...изгнание немцев сохранить на «вечные времена, ...при удалении от места поселения без разрешения – 20 лет каторги». Такие жестокие ограничения продолжались до середины 1956 года. Позорная комендатура была упразднена и им разрешили  выезд , но  запрет на возвращение немцев на их родину( Кавказ) оставался в силе. Они дали подписку о невозвращении на родину и об отсутствии у них претензий на конфискованное имущество. Фактически это была конфискация всего, что было нажито за трудовую жизнь не одного поколения. Всё, начиная с домов и кончая личными вещами, было отдано переселяющимся  в эти места репатриантам-армянам  из Ирана и Армении. В 1948-1953  годах   заселяли в населенные пункты Шамхорского и Ханларского районов. По данным М.Джафарлы, в дом Эмиля Коха был заселен А.Б.Рзаев, работавший ранее в Армении надзирателем в тюрьме.  В течение почти двадцати лет дома выселенных немцев оставались бесхозными и только в 1960 году были взяты на баланс коммунального фонда. Так что, немцам практически некуда было возвращаться. Позже, в Шамхор вернулись две немецкие семьи (Эстерле и Лукас) , в Ханлар –пять.
     Несмотря на все страшные эксперименты государства с советскими немцами, жизнь шла своим чередом. В 1991 году  Закон  «О реабилитации репрессированных народов» формально снял все обвинения советской власти с немцев. Многие открыто задавались вопросом :»Кто же виноват? Сталин или Гитлер,  которых  уже нет?!  Элла Эмильевна  Кох  говорила :  «Сталин, конечно, свинья, но он же выиграл войну! » и считала несправедливым, что его останки вынесли из Мавзолея. Такова логика.
 Распад Советского Союза создал новую ситуацию. Были попытки восстановить Поволжскую Немецкую республику, но политическая неразбериха девяностых заставила  немцев принять наиболее рациональное на то время  решение. Их позвала  историческая родина - Германия. Но только тех, кто действительно остался немцем по культуре, традициям, родному языку и, главное, по национальности, запечатленной в пятой графе советского паспорта. И это справедливо и достойно.                Но уехали не все. Для многих родиной оставался Азербайджан. И вот ,   немцы и их потомки каждый год имеют возможность зажигать свечи памяти об ушедших , поминать тех невинных людей, чья национальность периодически становилась «не модной» и молиться о мудрых правителях.
 АВГУСТ 29,