Старые фотографии

Игорь Вайсман
        «До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», всё же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешёнными».
                А.П.Чехов

       – Привет юноша! Как жизнь молодая?
       – А, Толик. Рад слышать! – телефон разбудил задремавшего было перед телевизором старого фотографа. – А как ты? Жизнь бурлит?
       – Да. В пределах: квартира – магазин – поликлиника.
       – Вот-вот, приплыли что называется. Тебе, насколько помню, семь рублей уже стукнуло? Я же на два года помоложе.
       – Стукнуло. Но особо не отмечал, не те сейчас настроения.
       – И у меня так же.
       – Слушай Марк, я что звоню. На меня на днях руководство школы вышло, в которой я когда-то учился. Они задумали школьный музей организовать и собирают информацию про своих бывших учеников. У тебя наверняка сохранились фотографии мероприятий, которые я проводил. Поройся, пожалуйста, а я статьи из газет поищу.
       – О чем речь!  А я как раз вечером в твои края собираюсь. Занесу!
       – Вот и отлично! – Анатолий отключил телефон.
Вечером маститый фотограф навестил старого сослуживца.
       – О-о, целая папка! – удивился тот.
       – Чему ж тут удивляться, я даром хлеб не ел, – Марк даже как будто немного обиделся.
       Анатолий раскрыл папку и стал раскладывать снимки на письменном столе, комментируя каждый.
       – Это я на новогодней ёлке. Это – с заместителем главы Администрации по культуре. Это весь наш коллектив. В каком году? – он перевернул фотографию. – Ага, 1980-й. Ничего так, да тут в пору отдельный музей создавать. А это конкурс красоты пошёл. Вот событие было, помнишь?
       – Ещё бы! – оживился фотограф. – Восемьдесят восьмой год, в стране перестройка и не где-нибудь в столицах, а в нашем родном городе да конкурс красоты, это было нечто! Публика, помню, чуть весь Дворец культуры не разнесла. 
       – Да, были времена! – согласился Анатолий. – А вот и наши финалистки. Я их как сейчас помню. Это Лена Соколова, наша победительница.
       – Вижу, память не потерял. Вот девчонка была, огонь!
       – Не говори! С такой энергией можно сквозь стены проходить. не то что конкурсы выигрывать.               
       – А ее помнишь? – фотограф подсел поближе.
       – Ну, еще бы! Элла Лапицкая. Здорово ты ее снял! Этот снимок любую выставку украсит.
      – А я и размещал ее на выставках. С согласия модели, конечно. Получил море отзывов.
      – О! Света Кондратьева! Вот уж фигурка так фигурка! Как от нее мужчины западали! Фотографировали, записками забрасывали, цветами… Но ничего не выиграла. Все-таки конкурс красоты – это соревнование, одной внешности мало. Побеждают те, кто в данный момент выступили лучше других.
      – Тебе, бывшему мэтру, лучше знать. А ее узнаешь?
      – Узнаю! Надя Луговая. Самые точеные ножки – так мы ее прозвали. Но, мне кажется, ты не совсем правильно ее снял. Надо было чуть развернуть ее влево, а правую руку слегка согнуть в локте.
      – Пожалуй, ты прав, Толик, – согласился Марк. – Бывают ошибки и у профессионалов.
      – А это кто?
      – Это Аня Ефремова.
      – Да-а-а, профиль у нее просто идеальный! Как будто скульптор вытачивал. Ушко - то какое, ты посмотри! Никогда бы не подумал, что ухом можно так восхищаться.
      – Эх, жизнь! Когда все это было! Им же сейчас под пятьдесят уже!.. – вздохнул Марк.
      – Я недавно в «Одноклассниках» Свету нашел. Ничего от ее красоты не осталось. Вот встретил бы на улице, ни за что бы не узнал. А ведь живет в Италии, имеет свой бизнес, жизнью вполне довольна.               
      – А я как-то Лену видел. Приезжала ненадолго из Москвы к родителям. Приятная, конечно, дамочка. Но от того, что было, мало что сохранилось. А Эллу я вообще тогда считал идеалом красоты. Но однажды, года четыре назад, увидел в аэропорту и думаю: а что в ней особенного? Таких много.
      – Постой! А зачем ты сфотографировал пустой тротуар?
      – Что, не узнаешь? – фотограф с хитринкой посмотрел на Анатолия. –Между прочим, по нему ходили ножки твоей любимой. И ты должен хранить эту фотографию, как зеницу ока.
      – Ну, ты остряк!.. – проговорил хозяин квартиры и не узнал собственного голоса. Все в нем вмиг переменилось. «Этот снимок я спрячу в особом месте!» – про себя согласился он с гостем.
      – Ну, и вот… – загадочно, как бы подводя к главному, сказал фотограф и с торжественным выражением лица показал фотографию, где по тому самому тротуару среди прохожих шла та, от чьего облика кровь бросилась в лицо бывшего худрука Городского Дворца культуры. – Сфотографировал случайно, когда приходил к тебе на последнее место работы. Решил порадовать при случае.
       Снимок оказался неважный и нерезкий. Лицо женщины было смазано. Вдобавок она опустила голову. И одета была очень повседневно – ничего общего с финалистками конкурса красоты. Да и к чему ей было шикарно выглядеть – она просто шла на работу.
       – Я бы такой снимок постеснялся показывать, но ты ведь и ему будешь рад, не так ли? Сам понимаешь, при ваших отношениях, она не позволила бы себя фотографировать. Вот и пришлось действовать исподтишка.               
       Приятель, однако, похоже, не слышал оправданий фотографа. Он весь ушел в себя. Гость понял, что перестарался со своим сюрпризом и хозяину сейчас лучше побыть одному. Оставив нужные фотографии, он ушел.
       А Анатолий еще долго смотрел  на подаренную фотографию, погрузившись в нахлынувшие воспоминания. «Как же меня угораздило так втрескаться,  – думал он, – ведь ничего подобного не было с самой молодости? Ведь знал первых красавиц – и ничего! Конечно, она тоже  красива. Но объективно сравнивать ее с кем-либо я не могу. Она всегда будет лучше всех. И лишь потому, что все прочие красавицы – другие, не она».
       Покорительнице сердца на снимке было уже за сорок. И старый мэтр явственно осознал, что ему совершенно все равно, самая красивая она или нет. Самые идеальные у нее черты и формы, или не самые. Когда это случилось, он даже не знал, какого цвета ее глаза. И после долгое время не слишком хорошо представлял себе черты любимого лица. Потому, что видел его чаще всего на расстоянии. А, если иногда и пытался подойти поближе, разговора не получалось. Через полтора года после случившегося, он увидел ее фотографию на стенде и с удивлением обнаружил, что ее лицо отличалось от того, каким он его представлял.
       Нет, не внешность стала причиной его сумасшествия. И распространенная поговорка о том, что мужчины любят глазами – просто неудачная шутка. Иногда в порыве отчаяния  его одолевали эгоистичные, негативные мысли: «Уж лучше бы она была с каким-нибудь дефектом, тогда бы у меня появился шанс!»
       «Чем же она меня взяла? В такие-то годы! – мучительно думал Анатолий и не находил ответа. – Ведь я был глубоко убежден, что переболел сердечным недугом в далекой молодости. Что у меня к нему – иммунитет до самой смерти. Наверное, правы те эзотерики, которые утверждают: любовь невозможно объяснить исходя из представлений материального, физического мира. Она возникает на тонком плане, а наше тело и мозг беспрекословно подчиняются тому невидимому плану, словно компьютер, в который вложили новую программу. Что такое любовь и почему она возникла именно к этому человеку, я, если когда-нибудь и пойму, то только после смерти, когда тонкий план станет моей единственной сутью».