Экзамен по научному коммунизму

Виктор Свиридов
          1965 год. Пятый курс МВТУ им.Баумана. Экзамен по научному коммунизму.
Тут надо сказать, что практически все лекции по таким предметам, как история КПСС, марксистко-ленинская философия, политэкономия социализма и т.д., мы неукоснительно прогуливали (играя в футбол). Но экзамены как-то всё же удавалось сдавать сравнительно легко…
        И вот наступил научный коммунизм… Его преподавал сам зав.кафедрой. Его фамилия Не Ли. Это был китайский коммунист, который в молодые годы участвовал в нашей гражданской войне. Потом жил в СССР. Работал в Коминтерне. Хорошо владел русским языком. Потом долго работал в Китае рядом с Мао. Потом  убежал от Мао в СССР. Говорили, что он великий теоретик научного коммунизма, марксист-ленинец и т.д. А главное, что он суров и справедлив. Но мы, (студенты - большие любители футбола и большие не любители политических дисциплин) привыкли сдавать эти дисциплины сравнительно легко. И потому довольно равнодушно относились к слухам, что справедливость товарища Не Ли весьма сурова. И, как истинный коммунист, заваливает он студентов без пощады.
    Лично я китайского коммуниста товарища Не Ли до экзамена в глаза не видел, прогуляв его лекции все до единой, легкомысленно считая, что данный предмет уж как-нибудь сдам. Ещё была надежда, что вряд ли сам зав.кафедрой будет принимать экзамен.
    Наступил судный день, т.е. экзамен. Принимает экзамен сам НЕ ЛИ.
Я, конечно, ни черта не знаю о чём вообще речь идёт в этом мутном предмете. Уверен, что и мои товарищи-студенты тоже не знают.
Мой друг-товарищ Юра Семёнов (он из другой группы) встретил меня около аудитории. Он уже завалил «коммунизм» и пришёл на разведку: может быть удастся пересдать?
    Мне он поведал, что товарищ Не Ли любит гонять студентов по текущей сегодняшней политике, и любит поговорить со студентами ОТКРОВЕННО. (Конечно, с точки зрения научного коммунизма.) Мол, «Как вы относитесь к советскому присутствию в Анголе? А как вы считаете, почему повысили в СССР цены на мясо-колбасу?»…
    Я понял, сдать экзамен «не светит». Вспомнил, как на третьем курсе в таком же положении сдавал ТММ. Т.е. решил пойти первым, чтобы скорее, не мучаясь, получить «неуд» и спокойно уйти домой. Сказал об этом решении Юре. А он посоветовал прочитать передовицу «Правды». Мол, там можно что-нибудь узнать о сегодняшней политике КПСС. Вдруг пригодится… Юра и дал мне эту сегодняшнюю газету.
До начала экзамена оставалось минут двадцать, и я внимательно прочитал передовицу «Правды». Не думаю, что я хоть что-то понял из прочитанной бредятины. Просто запомнил какие-то фразы, лозунги, цитаты, призывы…
     Набравшись решимости, первым ворвался к экзаменатору, чтобы поскорее закончить само-экзекуцию. Первым подхожу к столу, что бы взять билет. А китайский коммунист Не Ли посмотрел на меня и говорит: «Почему-то, товарищ студент, я Вас не помню…»
Не знаю, что меня дёрнуло за язык, но я нахально ответил: «И я Вас почему-то не помню…» После этого у меня перехватило дыхание… Ну, думаю, сказал что-то не то…
 А китайский коммунист Не Ли ласково предложил мне сесть рядом с ним и предложил просто поговорить с ним откровенно: о чём думает советский студент (т.е. я) по тем или иным вопросам.
     Отказываться было бессмысленно. Я сел, и он задал мне первый вопрос. О чём был вопрос – хоть убейте, не помню. Да и разве можно запомнить ЭТО? Но отчётливо помню, что я спросил его: «Если откровенно?»
«Конечно, только откровенно!», ответил он.
    Я вздохнул, изображая откровенность, и стал нести какую-то белиберду, слово в слово из передовицы газеты «Правда».
Верьте или не верьте… Товарищ НЕ ЛИ молча взял мою зачётку и собственноручно поставил «ОТЛ». Потом мои друзья долго вспоминали этот эпизод…

     Девяносто процентов нашей группы получили от китайского коммуниста «НЕУД». Он никого не мог вспомнить, ибо никто не ходил на лекции по «научному коммунизму». Но времена были гуманными и с третьего раза все сдали этот мутный предмет. Правда, многие лишились стипендии.