Закон тайги. учительница. повесть

Светлана Золотухина
                1

   Когда Маша пришла в отдел кадров Дальневосточной железной дороги в Хабаровске, ей предложили поехать на большую станцию Высокогорная.
   - Школа там большая на тысячу двести учеников, замечательный коллектив... А какая там природа! Дальневосточная Швейцария!
   Рядом с Машей стояла немолодая женщина, и заведующая отделом кадров с некоторым беспокойством поглядывала на неё, наконец, не выдержав, повернулась к ней:
   - Нина Васильевна, выйдем на минутку... Мария Ивановна, вы нас подождёте?
   Только вышли в дверь, улыбка сразу слетела с губ завотделом и лицо приняло умоляющее выражение:
   - Нина Васильевна, умоляю, помолчите о Высокогорной.
   - Да я молчу, Евгения Павловна!.. Можно, я приду к вам попозже...
Примерно через полчаса...
   - Да, да, конечно, спасибо вам...
   Евгения Павловна зашла в кабинет одна. Она продолжала рассказывать о дикой природе Высокогорной, о коллективе школы, о романтике. Маша слушала рассеянно и думала о своём: в этом году она окончила Ленинградский педагогический институт имени Герцена и уехала на Дальний Восток, оставив в Ленинграде папу с мамой, людимого, который... изменил ей. Она была в таком состоянии,как ребенок, который долго плакал, успокоился, наконец, но ещё полон детской обиды и невыплаканных слёз. Мама уговаривала - не ездить так далеко. Можно было устроиться в Парголово, в лесную школу/ Папа молчал и много курил. Она бы не поехала, если бы не Коля... Они поссорились из-за пустяка, Маша думала, что помирятся, но Коля пришёл и вдруг сказал, что женится. Машу как ударили, она даже пошатнулась, но сказала тихо:
   - Поздравляю...
   Коля заглядывал ей в опущенные глаза, но она подала ему руку и отошла к окну, встала спиной и даже не проводила. Хлопнула дверь, а Маша зарыдала, зажимая рот, чтобы мама не услыхала... На распределении она выбрала Дальний Восток, и сейчас ей было всё равно, куда ехать...
   Вечером отходил поезд на Комсомольск-на-Амуре. Мария Ивановна заняла своё место в купе и смотрела в окно на старинный вокзал Хабаровска, который таял в сумерках. Было почему-то грустно. Поезд тронулся, в купе вошёл офицер, звякнули ордена и медали на походной гимнастёрке. Он был большим, каким-то объёмным, складным.
   - Я не помешал?
   - Нет, что вы!
   - Приятно познакомиться, Николай!
   - Маша, очень приятно.
  - Смотрите, мы мост проезжаем!
   За окном мелькал пролётами мост, один из самых длинных в мире. Почему-то хотелось считать пролёты, а поезд грохотал, гудел, рвался вперёд. После станции Волочаевка поезд повернул на комсомольскую ветку. В Комсомольск поезд пришёл утром, надо было переходить на паром. Николай оказался попутчиком. Стояли на палубе парома, амурская волна гулко плескала в борт, молчали, каждый думал о своём. Противоположный берег, крутой и обрывистый, надвигался лесом, еле просматривалась среди деревьев небольшая деревянная станция Пивань. Здесь надо было ждать до вечера поезда на Совгавань. Но вдруг объявили, что до Высокогорной идёт хлеборазвозка (паровозик и два вагончика: один товарный, с хлебом и продуктами, а другой - пассажирский). Две женщины пошли на хлеборазвозку, Маша решила ехать с ними. Николай проводил её до старенького вагончика, пожал руку, дал свой адрес (номер полевой почты), вагончик тронулся. Женщины улыбались Маше:
   - Смотри не испугайся! Знаешь, почему пассажирский ночью отправляется? Там линия над обрывами идёт, некоторые дамочки как посмотрят в окно - сознание теряют. Знаешь историю?
   - Не знаю. Расскажите...
   - Жила старушка в Высокогорной, задумала в Орочи поехать. Села в хлеборазвозку, сразу и заснула, а вагон на подъёме отцепился и своим ходом мимо Высокогорной докатился до Хурмулей. Встал вагончик, проснулась бабуся, выглянула, спрашивает   - Это Орочи?
   - Хурмули, бабуся, Орочи выше!
   Маша смеялась до слёз.
   - А ты к нам зачем?
   - Я учительница. В школу работать еду...
   - А как вас по имени отчеству?
   - Мария Ивановна.
   - Не печальтесь, Марь Иванна, жизнь у нас весёлая!
   Маша взглянула в окно и обомлела: прямо от вагона уходила вниз пропасть, заросшая елями и пихтой, и не видно было конца, а с другой стороны резко поднималась отвесная скала...
   - Ничего, Марь Иванна, не боись, не упадём! - ободряли женщины.
   Ехали почти весь день, останавливались "у каждого столба", выгружали хлеб, муку и другие продукты. На Кузнецовском перевале всего несколько домиков. Женщина показала Маше могилу Кузнецова и рассказала, что ещё до войны он был начальником геологической партии по разведке трассы железной дороги, у геологов кончились припасы, на радиограммы никто не отвечал, и Кузнецов сам пошёл на лыжах и погиб в пургу... Женщины угощали Машу домашними пирожками и молоком, Маша стеснялась, женщины улыбались и уговаривали, как родную дочь. Приехали под вечер. Марию Ивановну встречал директор школы.
   - Как вы узнали, что я еду с хлеборазвозкой?
   - Здесь всё известно - железная дорога! Давайте знакомиться: Борис Петрович.
   - Очень приятно. Мария Ивановна.
   Борис Петрович подхватил машин чемоданчик.
   - Тяжёленький... Что у вас там, камни?
  - Книги, - улюбнулась Маша.
   Бори Петрович привёл Машу в железнодорожное общежитие.
   - Временно поживите здесь. В этой комнате девушки-медсестрички живут, они хорошие, вас не обидят, комната тёплая, вам будет хорошо.
   Он говорил озабоченно, даже хмурился, а девушки, как будто речь шла не о них, занимались каждая своим делом. Борис Петрович ушёл. Маша в нерешительности стояла у двери. К ней повернулась высокая полная девушка с пышными вьющимися волосами:
   - Ну, проходи, вон твоё место, - указала она Маше на койку в углу.
   - Как тебя звать-то?
   _ Мария Ивановна... Маша...
   - Ну, Маша, вперёд! Я Валя Должина, Оля беленькая у окн, Лида за столом силит, Нина завтра придёт, она на дежурстве.
   - Так вас же четверо! Мне тут места нет.
   - Всё в порядке, Машенька, поместимся! Только Лида заберёт с твоей кровати свои подушки и одеяло, а ты сходи к дежурной, пусть постель поменяет и одеяло даст.
   Так и стали жить в маленькой комнатке впятером на четырёх койках, одно преимущество - комната была тёплая, а морозы в Высокогороной - за шестьдесят. Девушки были медсёстрами скорой помощи, и поэтому одна всегда была на дежурстве, остальные занимали три кровати, постоянных мест не было, не беспокоили только Машу...
   А в школе шёл ремонт, Мария Ивановна включилась в работу: красила полы, стены, чинила парты, хорошо, что папа её кое-чему научил, как он говорил, "гвозди забивать". Завуч Екатерина Ивановна распределила нагрузку. Маше достались пятый, шестой и девятый классы. Надо было писать календарные планы, но в институте этому не учили. Учили античную литературу, Маша писала дипломную работу по творчеству Байрона. Она хорошо знала старославянский язык, философию сдала на отлично, но не имела представления ни о календарных, ни о поурочных планах.
   Маша честно призналась Екатерине Ивановне, та рассмеялась, порылась у себя в письменном столе, достала прошлогодние планы и новую программу и посоветовала сверить с программой и расписанием. Написать по старой схеме на новый лад, она показала, как пишутся поурочные планы. Из школы Маша приходила усталая, но надо было писать планы, а в комнате работать было невозможно: девочки завели патефон, к ним пришли парни, танцевали...
   Маша ушла на первый этаж, на общую кухню, нашла укромный уголок за большим столом и писала до часу ночи, сидела, накинув пальто, было зябко, на дворе уже были заморозки, а в общежитии не топили. Конец августа, сопки расцвечены всеми красками, лёгкий морозец оставляет на траве иней. Сопки окружают посёлок со всех сторон, и это создаёт здесь особенный климат, и на весь посёлок шумит-гремит бешеная горная речка Мулинка.
   Маша идётб по широкой улице, усыпанной крупной галькой (когда-то тут было озеро). На одной сопке Маша увидела шест, воткнутый в груду камней, она спросила у пожилого дядьки-машиниста, который шёл тоже в сторону станции, что там такое.
   - Там могила. Ешё до войны приезжали сюда геологи на разведку трассы железной дороги. Кончились припасы, пришла зима, они погибли: как жили в землянке на сопке, так и нашли их весной, беспокоить мёртвых не стали, завазлили землянку валунами и водрузили флаг, полотноистрепалось, а шест торчит... Там с ними девушка была, говорят, красивая... Теперь, если ветерок подует, слышно, будто она плачет, жалуется...
   - Что же им не помог никто?
   - Да, видно, забыли их здесь. Шёл 37-й год, одно начальство поарестовали, а новому не до них было...
   Маша вообразила, как умирали геологи, даже представила себя на месте девушки-неологиги, стало страшно, защемило сердце. В столовой на станции кормили по-домашнему, хозяйничала тётушка-стряпуха и готовила как у себя дома, а в общежитии готовить было негде, плита в кухне большая, надо растопить, дров из тайги принести, канитель такая - легче на станцию пройтись...
   После обеда Маша переходила железнодорожные пути и поднималась на сопку. Она смотрела на посёлок, который лежал перед ней как в огромной чаше, окружённый сопками, а на сопках такие могучие ели, огромные берёзы, стройные лиственницы. Маша шла по тропинке, стараясь не шуршать листьями и вдруг услышала тихий разговор, остановилась.
   Трое мальчиков сидели на поваленной берёзе над самым обрывом. Они мечтали вслух. Один из них хотел уехать далеко-далеко, стать космонавтом или изобретателем.
   - Куда ты поедешь? Тебе одна дорога - в железнодорожное училище, потом помощник машиниста, машинист... - хмуро сказал другой.
   - Да... Отец пьёт, маму бьёт...
   - А я хочу быть художником... - тихо сказал третий.
   Маша тихо отошла и задумалась. Мальчики были такими серьёзными, взрослыми, что она показалась перед ними школьницей, не знающей жизни...
   Перед первым сентября Екатерина Ивановна просмотрела у всех поурочные планы, кое-что подправила, кое-кому подсказала, особенно Маше.
   - Волнуешься? - спросила она, заглядывая в опущенные глаза девушки.
   - Знаешь, Маша, я который год волнуюсь перед первым сентября...

                2

     Первого сентября дети и учителя собрались во дворе школы около огромной ели, немного холодно,всего-то минус пять,зато как свежо,ясно,солнышко встаёт из-за сопки. Ребтишки разбираются по классам,образуется большой круг вокруг могучей ели.Мария Ивановна стоит
рядом со своим пятым классом и смотрит,как мальчишки толкаются,кричат,девочки стоят спокойно.Мария Ивановна подумывает,что трудно ей будет установить порядок в таком классе.
   но вышел директор в середину круга и стал говорить.Разом все замолчали и уставились на него такими широко раскрытыми глазами,что Маше даже смешно стало..
    Речь директора была короткой. Потом вышел старшеклассник,посадил на плечо малышку-первоклассницу в белом фартучке,и она зазвонила в старинный колокольчик из тех,что были сняты по церквям,на нём ещё было что-то написано славянской вязью. Ребята потянулись в школу…
  Когда Мария Ивановна начала делать перекличку, в классе поднялся шум, ребята вертелись,кричали что-то друг другу через весь класс,наконец Мария Ивановна не выдержала,отвернулась и стала смотреть в окно.На глаза набегали слёзы.Класс понемногу притих.Она встала,оглядела класс.
- Вы,наверное,не хотите со мной знакомиться?
 Ребята молчали.
- Я думала,что мы станем друзьями,я расскажу вам много интересного, вы многому научитесь,но,видимо,вы не хотите учиться.Зачем же вы пришли в школу?
-Меня мама послала,- тихо сказала девочка.
А мне папаня велел,-пробасил мальчишка.
-Придется мне собрать завтра вместо вас ваших пап и мам и спросить,зачем они послали вас в школу.
-Не надо,меня папаня отлупит как следует,-заявил басом самый большой мальчишка.
- А что делать? Не могу же я вас учить при таком шуме…
Встал мальчишка,который говорил,что отец отлупит.
- Мы больше шуметь не будем.
- Честно?
- Чес слово!
  Окончила перекличку Мария Ивановна в полной тишине, рассказала,что учить их будут разные учителя,что она будет учить с ними русский язык и чтение,продиктовала расписание,а когда осталось пять минут,начала рассказывать историю.
  Когда-то в детстве Маша читала книгу Каверина " Два капитана".Вот и начала рассказывать о мальчике Сане,как он потерял отца… Прозвенел звонок.Мария Ивановна остановилась чуть ли не на полуслове:
- Интересно? ( Дети зашумели - да -)
-Будем слушать дальше,еслина уроке всё пройдём по программе, а сейчас - перемена!
   И побежали дни учёбы… Мария Ивановна осваивалась в пятом ишестом, с девятым классом ей было легче: она очень интересно умела рассказывать, а ученики любили слушать, хотя отвечали всё по учебнику,почти слово в слово. Но Маша на это не обращала внимания…до первого сочинения.
  В общежитии ещё не топили,хотя на улице было минус пятнадцать,а в комнате день и ночь была включена электроплитка,но атмосфера была более чем бодрящей.Девочки-медички шутили:
- Привыкай,Марь Ванна! Закаляйся!Ещё и не то будет!
Они уже пережили зиму и знали,что говорили.
   Мария Ивановна побывала в пятом классе на уроке истории и удивилась. Когда Вера Васильевна вошла,все дружно встали,вышли из-за парт.Учительница посмотрела на класс:
- Я вижу - все к уроку готовы: дневник,тетрадь,ручка,учебник - всё на месте.А где
у нас атласы?
Класс дружно полез в сумки и портфели за атласами.
- Так…У всех рубашечки заправлены,пиджачки застёгнуты,у девочек заплетены косы…
 Аня,почему косички расплела?На праздник собралась?Выйди,приведи себя в порядок.
Аня послушно пошла за дверь.
- Здравствуйте,дети!
Все молча наклонили головы.Вера Васильевна взмахнула рукой - все тихо сели.Урок начался с викторины,интересные вопросы,на которые отвечали с места,даже не вставая,иногда учительница показывала картинку и просила объяснить.Ученик вставал и рассказывал,иногда очень подробно.Вера Васильевна всё время делала заметки в своей записной книжке,затем подвела итоги:
-Лучше всех отвечали Вася,Павлик и Маруся.Я ставлю отметки в журнал:Васе - 5,Павлику - 5,Марусе = 4,а Женя и  Саша тоже отвечали,но я ещё спрошу их на следующем уроке и тогда поставлю отметки,а теперь откройте карты и тетради и будем внимательно слушать.Она рассказывала очень интересно,слушать было легко,как сказку,но время от времени дети записывали,что она диктовала,смотрели по карте,
записали в дневник задание,убрали всё с парт и,как по заказу,прозвенел звонок.
Потом в учительской Маша спросила,зачем такие строгости.
= А как же,надо приучать детей к порядку,иначе трудно будет вести урок.Не думайте,
что я каждый раз провожу викторину и делаю фронтальный опрос,по-разному бывает:
можно карточки дать и к доске вызвать,а в старших классах дать доклад на тему…
Маша поняла,что ей ещё многому надо учиться…
   Мария Ивановна после уроков подолгу оставалась в школе. Протапливали печки,в учительской было тепло.Маша писала конспекты,проверяла тетради…В классах всё понемножку налаживалось,особенно ей нравилось в девятом. Ученики с интересом слушали,Мария Ивановна старалась дать им как можно больше. Всё было прекрасно до тех пор,пока она не дала классное сочинение по пьесе А.Н. Отровского "Гроза".
 Мария Ивановна постаралась подобрать темы для размышления:"Кто прав во взглядах на жизнь- Катерина или Варвара?,"Правильно ли оценил образ Катерины Добролюбов?",а третья тема была традиционной:"Катерина и Тихон".
  Когда Маша в учительской разбирала тетради по темам,удивлялась - все взяли третью тему,стала читать - и сразу потянулась к учебнику: целые абзацы были просто списаны,можно было ставить на полях номера страниц,о том,чтобы рассуждать на тему,- следа не было.У Мащи просто опустились руки.Столько было рассказано!Столько обсуждали!
 - Екатерина Ивановна,что же это такое?
Екатерина Ивановна посмотрела одну тетрадку,другую…Улыбнулась:
 -Они всегда так писали…Я уверена,если вы поставите им двойки в тетрадях,а тем более в журнал,они страшно возмутятся.Я бы посоветовала проверить,оценок не ставить,объяснить,что не так,и поучите писать…Я бы начала с мини-сочинения,с картинки в учебнике.Можно сравнить портрет Кабанихи в учебнике с тем,что видят дети после прочтения "Грозы". На следующем уроке разразился скандал:кричали все сразу,не слушали Марию Ивановну,когда она старалась объяснить что-то,наконец все замолчали,и
Мария Ивановна попросила,чтобы кто-нибудь один объяснил причину всеобщего возмущения.Встала девочка-отличница:
 - Мария Ивановна,мы так всегда писали,нам говорили,что так по программе полагается,мы не списывали,мы выучили,мы по-другому не можем.
 - Хорощо,а как вы будете писать на выпускных экзаменах?Там надо писать своими словами и выражать свои мысли,а не заученные страницы из уебника.Тему дадут совсем не похожую на то,что в учебнике,а вы не сумеете раскрыть…Тогда поздно будет учиться,надо начинать сейчас.Оценок я вам не поставила.Мы будем учиться,а потом напишем настоящее сочинение.Мария Ивановна открыла учебник Зерчанинова на той странице,где была иллюстрация:Кабаниха в исполнении известной артистки.
 - Посмотрите,как одета купчиха,её костюм напоминает одежду простой крестьянки…
 -Я не согласен,- поднял руку щупленький мальчик в больших очках.
 -Да,её головной убор похож на крестьянский,но это определялось домостроем,но шаль у неё дорогая,такой у крестьянки не могло быть.
Девочка подняла руку:
- У неё на портрете такое спесивое выражение лица…
- Ей кажется,что только она знает,как надо жить,- добавила,чуть заикаясь,другая девочка.
Разбирали отдельные черты портрета,сравнивали с тем впечатлением,которое осталось от чтения пьесы.Дома надо было написать сочинение по картинке из учебника: по портрету Кабановой,Дикого,Катерины,прибавив свои впечатления от пьесы. Прозвенел звонок,ученики окужили Марию Ивановну,задавали вопросы,о чем-то спорили…
   После уроков Мария Ивановна ходила обедатьна станцию.Последнее время она ничего не могла есть.Кружилась голова,тошнило.В столовой на станции готовили холодец,Маша просила порцию бульона по цене холодца.С ней за стол садилась Лариса,медсестра из местной больницы.Сначала она посмеивалась над машиной диетой,но когда Маша рассказала о своём самочувствии,она стала серьёзной.
 - Знаешь,у тебя горная болезнь,ты не переносишь здешний климат.Кто тебе посоветовал ехать сюда?
 - В отделе кадров направили.Говорили,что здесь настоящая Швейцария.
-Что они не знают,что ли?Здесь не все могут - большая высота и повышенная радиация.
Было установлено,что люди больше трёх лет здесь жить не должны,а для того,чтобы приехать сюда работать,нужна справка от врача.
 - Но люди живут здесь по 15 лет!
 - Да,все забыли об этих правилах,а живут потому,что хорошо платят. Тызаметила,что многие дети плохо слышат,а другие заикаются?Они выросли здесь,понимаешь?
 Маша вспомнила,как увела заведующая отделом кадров немолодую учительницу во время их разговора…
 - А ты ,Лара. тоже приехала…
 - Я - другое дело,я с мужем.Он машинист,скоро нам дом дадут,будем жить,как люди,год проживём,заработаем и уедем в Совгавань.
 После обеда Мария Ивановна возвращалась в школу,проверяла в учительской тетради,
писала конспекты уроков и вдруг вспомнила своего попутчика,отыскала в записной книжке номер полевой почты и стала писать письмо.Она писала о хорошем и плохом,
о трудностях,о настроении(порой не очень важном),писала так,как не смогла бы рассказать даже маме с папой.Письмо получилось большое и не очень складное,но Маша
отнесла его на почту,хотяне очень надеялась на ответ,просто ей надо было поделиться с кем-то наболевшим.
  Пришла в общежитие поздно.Девчонки лежали по кроватям и стонапи:
 - Маша,Марь Ванна, не сердись,мы посылку получилии,малость попраздновали,там,в бутылке,тебе оставили,а закусь на столе…Мы завтра уберём,- стонала Валя Должина.
Маша глянула на стол и пришла в ужас:грязные тарелки,разлитое по скатерти вино и подливка,куски даже на полу,а запах…И всё это почти вплотную к её кровати,а девочки лежат и охают - перепили… Маша собрала грязную посуду и объедки в тазик,скатерть туда же,бутылку и то,что можно было есть,убрала на хозяйственный столик за шкаф и пошла на кухню посуду мыть,объедки выбрасывать,даже скатерть выстирала,потом попросила у дежурной тёти Веры швабру и ведро и вымыла полы в комнате,наводила порядок,а девочки только охали и приговаривали:
 - Ну что ты делаешь,оставь,мыпотом уберём,ложись ты спать…
 - Ладно,спите,девчонки,я сейчас лягу…

                3

   Ночью пошел снег…Это не был реденький снежок,который тонким слоем покрывает мерзлую землю,снег валил крупными хлопьями,плотной белой стеной,ветра не было,но снегопад был такой,что в посёлке по радио объявили чрезвычайное положение:из домов не выходить,детей в школу не пускать,даже поезда не ходили.Так продолжалось три дня,а когда снегопад прекратился,все начали откапывать двери,чтобы выйти,а потом раскапывали улицы,линию железной дороги,и с громкими призывными гудками по линии пошёл старенький заслуженный паровоз.Он один сможет дойти до Пивани и открыть путь.
  Занятия в школе продолжаются.Скоро конец первой четверти,надо выставить оценки,заполнить и сдать сводную ведомость своего класса.На перемене Мария Ивановна не ушла в учительскую - у нее был еще один урок,она просматривала журнал.Ребята выбегали из класса,другие сидели на местах.К Наташке Юрковой подошел Мишка Попов.
 - Подвинься,я сяду.
 -Со мной Миненков сидит.
 - Подумаешь,малёк,гони его,я сяду!
 - Не выгоню я никого,подумаешь,какой!
 - Какая цаца!-И Мишка выругался грязным словом.
 Мария Ивановна подняла голову от журнала:
 - Зачем так,Миша, извинись перед девочкой.
 -Не буду я извиняться перед девчонкой!
 -Ты находишься в школе,в классе,да ещё при учителе.
 - Извините,Марь Иванна!
 - А теперь вспомни: ты рыцарь,ты защитник прекрасной дамы,как Айвенго…
 Мишка с улыбкой встал на одно колено,взял руку Наташки:
 - О неприступная леди Ровена!Позвольте просить прощения!
 - О мой рыцарь!Прощаю вас всем сердцем!Можете сесть рядом.
 Подошел Ваня Миненков,молча собрал книжки и ушел,Мишка гордо сел рядом с сияющей
 Наташкой.Маоия Ивановна скрыла невольную улыбку.Дети играли в героев книг,которые
 рассказывала она в редкие минуточки после напряженного урока.

                4

    Начались осенние каникулы.У Маши такое чувство,будто её отпустили на свободу.
 Не надо писатьпланы каждый день,отчёты и ведомости все сданы… "Лёгкость в мыслях необыкновенная…"-как сказал когда-то Гоголь.Екатерина Ивановна пригласила Машу в гости.(Маша и раньше бывала у неё).
 Маша вышла из общежития в шубе,под шубой безрукавка на собачьем меху,а под ней
костюм и лыжные штаны заправлены в валенки,меховая шапка с длинными ушами,рукавицы-шубенки,но впечатление такое,что на ней легкое платье.Ветра не было,но мороз пробирал крепко,выжимал слёзы из глаз,дыхание осыпалось инеем прямо от губ.Снег слежался и скрипел под ногами.
  Маша толкнула тяжёлую дверь маленького домика и вошла прямо в кухню,впустив клубы морозного пара.Екатерина Ивановна ходила по кухне с маленьким на руках.Васятка увидел Машу.Маша быстро раздела шубу и взяла Васю.Он хлопал ручонками по её лицу,
 Маша смеялась,Вася гукал.
 - Когда у тебя свои будут?- улыбалась Екатерина Ивановна.
 - А надо?
 - Еще бы!
 - Я ещё папу не выбрала… Скажите,Екатерина Ивановна,что на улице твориться?Иду в
 шубе,а кажется в одном платье…
 - А ты посмотри за окно на градусник.
Маша подошла к окошку(Вася заснул у неё на руках),взглянула и ахнула:на градуснике
было минус 62 по Цельсию!Она никогда не видела такого!Екатерина Ивановна смеялась:
 - Вот какой у нас климат!Но пора к столу,давай тихонбко Васю уложим.Попробовали
 уложить Васю в кроватку,он пошевелился,захныкал,пришлось Маше сесть за стол с
ребёнком на руках.
 - Потерпи,Машенька,- говорила Екатерина Ивановна,
 -он приболел,две ночи не спал,ему не климат здесь,уезжать надо…
 Маша рассказала,как ей плохо бывает порой.
 -Это горная болезнь,тебе тоже не климат.Дотянешь до конца года?
 Маша только улыбнулась в ответ.Прибежала старшая дочка Екатерины Ивановны Света,пришел папа,Иван Арсеньич,он работал в депо электриком.Обедали,Света помогала маме подовать на стол.Маша сидела с Васяткой на руках.Она заговорила о школьных делах.Екатерина Ивановна поморщилась:"Давай отдохнём,Машенька!"
  Уходила Маша поздно,согретая теплом семейного дома.
 Снегпад повторился ещё два раза,потом снег утрамбовался,можно было ходить и не проваливаться.Забор между общежитием и школой скрылся под снегом,можно было пройти по верху,но дорога работала,электричество светило,в общежитии было не то ,что тепло,но жить можно.
  Пришло письмо с полевой почты.Николай писал,что не хочет обманывать такую хорошую девушку.Он женат,у него двое детей,адрес дал сгоряча,не думая,что получит такое хорошее письмо.Он очень рад,что нй нравится работа,а жизнь понемногу наладится,
и она ещё встретит хорошего человека…Он желал ей большого красивого счастья
Маша читала и улыбалась,будто иного и не ждала…
   А на ноябрьские праздники вдруг приехал из Ленинграда Коля.Как он узнал,где
Маша,осталось великой тайной,но тот,кто любит,всегда найдёт.он явился прямо в
общежитие и стал клятвенно уверять,что придумал свою женитьбу,думал,что Маша будет умолять его остаться с ней,и тогда он предложит ей замуж,но с некоторыми условиями…
  Маша слушала его и удивлялась,чтомогла переживать из-за него,плакать.Сейчас он казался ей каким-то злым и даже некрасивым.
 -Машенька,что с тобой?Скажи же что-нибудь! И как ты здесь можешь?Уедем!Поезд ночью идёт на Совгавань,а оттуда самолётом…Ты посмотри на себя:похудела,побледнела…А одета как - ужас!
 -Я никуда не поеду.А ты уезжай,тебе даже переночевать негде…
 -Поедем,Машенька,я всё устрою.
 -Не надо ничего устраивать,я не поеду…И я тебя разлюбила,ты чужой.
  Разговор кончился тем,что Николай ушел,бросив на прощанье:
 - Ты ещё пожалеешь,ты всомнишь,кого ты потеряла!
  Хлопнула дверь,но Маша не плакала,ей даже как-будто легче стало.
    Во время каникул в школе вдруг впыхнул пожар.Загорелось ночью на втором этаже,в одном из классов.Но пожар потушили быстро,набежали из общежития дюжие парни,подключили шланги,заработала помпа…Всё-таки выгорела половина верхнего этажа.Маша смотрела на пожар издалека(женщин к огню близко не подпустили),видела,как пламя рвалось из окон,какразлетались искры…
  Думали,что долго не будет занятий,но из депо пришли рабочие,пол-этажа разобрали,остальное починили,забили досками,утеплили.И получилась школа при одном этаже с половинкой,всё подкрасили,подмазали.Работали всем посёлком:нашим детям учиться надо - мы сделаем.Сделали в пять дней то,что и в месяц не сделать.Маша помогала вместе с другими учителями красить,утеплять,мыть…Чья вина - дознались сразу.Вшестом классе был Ваня Зуев,учиться не хотел,пьяный отец его из дома гонял частю,Ваня ночевал в школе.На каникулах в школе топили мало,было холодно,Ваня разломал стул,сунул в печку да и заснул,а уголёк выскочил из открытой дверцы…
Ваня сам чуть не сгорел.Ваньку из школы исключили при всех,а Маше его было почему-то жалко.
   Новая четверть началась вовремя.Начальную школуперевели в здание милиции,старшие классы поместились в погорелом здании.Мария Ивановна ведёт урок.Она одетав тёплый свитер,костюм,а сверху безрукавка на собачьем меху,лыжные штаны заправлены в валенки.В классе горит электролампочка,двенадцать дня,а солнце ещё не показалось из-за сопок. Дети сидят в пальто и телогрейках,многие в шапках,в варежках.Но вот краешек солнца показался из-за сопки,брызнул лучами,покатился выше.Все,как по команде повернули головы к солнцу,Мария Ивановна тоже смотрит в окно.Потом все очнулись,и Мария Ивановна сказала:
  - Давайте писать мини-диктант,Миша,будешь проговаривать.
 Солнце щедро освещает класс,становится теплее,но когда Маша выйдет из школы,она увидит большие, мохнатые звёзды над деревьями.
   После уроков Мария Ивановна написала письмо в "Литературную газету". Она писала
о ненужности сочинений натемы из пройденного материала по литературе.Ученики списывают с учебника или с других источников,своево ничего нет и быть не может,а сочинение от слова"сочинять",но сочинять не получается.Что можно узнать из таких сочинений?Как ученики владеют словом?Но они списывают,значит и слова,и мысли не оригинальные.Некоторые темы сочинений настолько сложны,что годятся для кандидатской диссертации.Это не творческая работа.Такое сочинение не может выявить способности ученика рассуждать,нельзя на таком примере научить излагать свои мысли.

                5

   Вобщежитии девушки затеяли танцы.Сломив отчаянное сопротивление комендантши,которая сначала не давала ключ от красного уголка,потом грозилась кому-то жаловаться,собуались танцевать.В красном уголке сдвинули столы с подшивками газет,которые никто никогда не читал,принесли патефон,пластинки(и на рентгеновской плёнке тоже),подмели шваброй пол - танцплощадка готова!
   Девочки из машиной комнаты решили нарядить Машу,накрасить,сделатьпричёску(бабет-ту)"Мы тебя преобразуем - сама себя не узнаешь!"Под всеобщий смех начесали волосы накрасили,одели в модное платье.Маша не сопротивлялась,ей стало весело и легко.
Девочки полюбовались на своё "произведение",и назвали Машу Зиной.Куда делась училка
в лыжных штанах,валенках и собачьей безрукавке!Со смехом девчата повели её на танцы.Маша танцевала от души,от кавалеров отбоя не было,особенно один от неё не отходил,мальчик лет восемнадцати,всё приговаривал:
 -Зина,Зина,я за тебя жизни не пожалею!
 На следующий день у Маши был только третий урок,но её по телефону вызвали к первому,она как-то быстренько собралась и не опаздывала.Когда спускалась по лестнице,ей встретился вчерашний кавалер:
- Скажите,а где Зина?Я её всё утро ищу.Вы её старшая сестра?Вы очень на неё похожи…
  Маша улыбнулась:
-Зина уехала в Хурмули.
  Маша улыбалась всю дорогу до школы и думала:"Вот что значит навести тень на ясный
день!"Но был кое-кто на этой вечеринке,кто хорошо присмотрелся к Машеньке и потом узнал её,но знакомиться не торопился…
   Морозы были не ниже 40 градусов,но ветране было,от самой двери общежития вела
 в сопкилыжня.Лыжи были в общежитии для всех.Маша подобрала себе лыжи на валенки
с полужесткими креплениями и в воскресенье собралась в сопки покататься.Когда она
на выходе подгоняла лыжи,подошел парень огромный,лицо широкое,глаза такие голубые,
даже смотреть больно.
 - Вы собираетесь на прогулку?Давайте я вас провожу.
 - Не надо,я хочу побыть одна.
 - но там опасно,там звери ходят.Вы можете упасть,ушибиться.
 - Ничего,я справлюсь.
 - Ну,смотрите,как знаете.
 Маша вышла на лыжню и побежала к сопкам по замёршей речке,по кустам.Мороз был небольшой,градусов 35.Солнце светило во всю,дышалось легко.Поднялась на сопку,
кружилась голова,но настроение восхитительное.Спускалась стремительно,зигзагами,
как при слаломе:везде торчали пеньки и росли молодые деревца.Маша увёртывалась,
как могла,но всё-таки села верхом на пенёк,но не ударилась,снег около пенька был
рыхлым.Поднялась,разобрала лыжи и только теперь увидела того парня,что предлагал проводить.Он стоял чуть поодаль.Но его большая фигура не казалась теперь неуклюжей,
всё было ладно:и лыжный костюм,и то,как он стоял на лыжах.
- Ну вот видите- упали.
- Все падают.
- А если бы ногу подвернули?
- Нет,я падать умею…
 Обратно пошли вместе.Он рассказал о себе:машинист,водит поезда на Пивань.
- А у вас очень нервная работа.Ребятишки,наверное,шумят.
- Нет,ничего,я с ними дружу,а не воюю.

     Приближался Новый год,В школе наряжали ёлку.Все что-то резали,клеили,пачкались красками.Смех,возня,разбитые шарики,и Маша в этой кутерьме клеит цепи из цветной
бумаги,кому-то примеряет костюм Снегурочки и подшивает подол,несёт на машинку прошить,смеется,и дети к ней идут ,будто к старшей сестре.Со старшим братом пришел
исключенный Ваня,принесли ёлку.Все встретили ёлку с таким восторгом,что язык не повернулся сказать,а что здесь делает исключённый.Ваня с братом устанавливали ёлку,
а учителя будто не замечали Ваню.Когда они с братом уходили,в дверях Ваню остановила Екатерина Ивановна.Маша не слышала слов,только Ваня стоял,опустив голову,а Екатерина Ивановна говорила,слегка взмахивая рукой.
    Ёлка приглашает всех,дружит,веселит.Покружились малыжи в хороводе,поиграли в "Золотые ворота",в "рыбки",станцевали "калинку-малинку",гопак,и заливался баян в руках Володи Кадочникова,помощника машиниста,принесли из депо подарки…А вечером был бал старшеклассников.
   В десятом классе учились братья Визгерты - Серёжа и Антон.Целый вечер они танцевали толбко с Марией Ивановной,пытаясь узнать,кто из них лучше танцует и кому
она больше симпатизирует.Маша смеялась,отшучивалась,наконец,ей это сверхвнимание
очень надоело,и она отпросилась у Екатерины Ивановны и ушла в общежитие.А там
гремела музыка,танцевали в комнатах,в коридорах в красном уголке.Маша ушла на кухню,там было темно,прохладно и пахло чем-то кислым.Миша села в уголок прямо в шубе,в шапке,в валенках,её тошнило,голова кружилась,может быть от того,что она
забыла пообедать.Она пригрелась,задремала.Проснулась от тишины,и вдруг эту тишину
прорезал пронзительный визг:
- Я жить хочу!Спасите!Хочу жить!
 Крики неслись со второго этажа.Захлопали,вниз сбежала Валя Должина,на ходу застёгивая халатик,стала будить дежурную:
 -Молока,тёть Вера,скорее! Сверху Лида вела девушку в наброшенном на плечи
ватнике,приговаривая:
 -Нашла время травиться,три часа ночи,перебудила всех!Дура!
Увидев Машу,крикнула:
 -Вызывай скорую!Скажи,тут одна дура уксусом отравилась!
 Маша бросилась к телефону…

                6
  На каникулах шестиклассники пригласили Марию Ивановну покататься на лыжах.
 Шли долго за линию железной дороги,через тайгу на Лысую сопку.Ребята удив-
лялись,что Марь Иванна ходит на лыжах не хуже,чем они. Лысая сопка была повыше и покруче,чем та,с которой Маша каталась в первый раз,но не было пеньков и других препятствий,съезжали со страшным криком:
 -Алямс!
Почему так,Маша не спрашивала.Было весело - и всё.С ними на сопку пошли Володя Кадочников и тот здоровый парень Максим.Они катались,смеялись,но зорко поглядывали кругом.Уходили,когда начинало темнеть,а когда подходили к подсёлку,на небе сияли большие мохнатые звёзды.
   Время как-то незаметно подкатилось к марту.Маша очень уставала.Ей дали ещё одиннадцатый класс и вечернюю школу(уехала практикантка),с пятым классом Маша готовила вечер сказок.Но порой даже на уроке у неё кружилась голова,она чуть не падала.Ваня стал приходить в школу,бродил по коридорам,стоял около двери в шестой класс.Мария Ивановна ведет урок чтения,а Ваня стоит за дверью.Она подошла иоткрыла дверь:"Что стоишь за дверью,зайди,сядь,послушаешь…"-"А можно?"-"Иди,я не скажу."
 Ваня стал тайком приходить к Марии Ивановне на уроки,спрашивал у ребят задание по другим предметам,иногда просил:
-Марь Иванна,проверьте у меня геометрию…
Маша проверяла,Ваня уходил довольный.Однажды, во время урока,вкласс заглянул директор.Все встали,он оглядел класс и увидел Ваню.
 -Это кто у нас?
 -Я сейчас уйду,Борис Петрович!
 -Ты учиться так сильно хочешь?
 -Хочу,интересно же…
 -Ну,ладно,сиди,я сегодня учителей соберу,придёшь после уроков,решим,что стобой делать…
 - Ване разрешили учиться.
    Наступили мартовские каникулы.Учителям надо было ехать в Хабаровск на
конференцию.Доехали до Пивани хлеборазвозкой,ночевали у знакомых учителей пиванской школы и вместе с ними пошли пешком через Амур.Ветер лютовал на льду Амура,валил с ног,женщины падали на колени,поднимались,шли дальше.Многие учителя были даже слишком не молоды. Директор пиванской школы Ворон,ветеран Отечественной войны,
был беспощаден:
- Мы дойдём,мы всё-таки дойдём!Вперёд!
 Но Борис Петрович  замахал рукой,собирая своих:
 -Что за издевательство!Хватит!Поворачиваем!Я отвечу за всех!
 Учителя школы Высокогорной повернули назад.В деревянном помещении вокзальчика
 приходили в себя:кто разбил колено,кто обморозил щеки.У жены начальника станции
 нашлась аптечка и даже гусиный жир.Лечили ссадины,разбитое колено,обмороженные
 щеки и руки смазывали гусиным жиром.
    А учителя Ворона дошли до Комсомольска-на-Амуре! Три километра по льду при
 ветре,метели…Двоих немолодых учителей пришлось положить в больницу в Комсомольске
с сердечным приступом,многим оказали медицинскую помощь.Сам Ворон,бывший фронтовик,как-то сумел дойти,даже не обморозившись.

     Васю положили в больницу.Екатерина Ивановна ходила сама не своя.Пока были каникулы,она почти целые дни проводила в больнице.Ей медики советовали уезжать,но до конца года  она не могла…Маша тоже чувствовала себя плохо.Она пошла к врачу,попала к заведующему поликлиникой.Он померил давление,такое низкое,что только головой покачал:
-Надо вам уезжать,здесь для вас не климат…
   Маше не хочется покидать Высокогорную.Люди здесь хорошие,детей она полюбила.

     Солнце всё чаще заглядывает в класс,на перемене дети больше шумят и бегают
 Маша радуется солнышку,часто на перемене играет с детми в "Третий лишний",
в"Рыбки."Девчонки висли у Маши на руках,мальчишки старались быть рядом.Пятиклашки
и шестой класс были доверчивыми,открытыми,а старшеклассники любили спорить и
выяснять вопросы.Однажды,когда не смогла прийти Екатерина Ивановна,Маше пришлось
объединить два девятых класса.Мария Ивановна вошла в класс и ахнула:учениеи сидели по трое за партами,на подоконниках,стояли в проходах.Мария Ивановна послала в соседний класс за скамейками,и когда все уселись,решила:
 - Вас много,спрашивать очень сложно.Сделаем так:у вас в программе есть творчество Шекспира,но мы не успеем о нем поговорить,я расскажу сегодня,а вы внимательно слушайте.Она начала рассказывать биографию Шекспира,как сказку:"Жил в английском городе Стретфорде Джон Шекспир,он шил перчатки,а в его семье в 1564 году родился третий ребенок,назвали его Вильям…"Она рассказывала,как Вильям вырос,как измалень-
кого городка уехал в Лондон,как стал сочинять пьесы Стала рассказывать о пьесах
Шекспира.Как они слушали!Ахали,когда умирали Ромео и Джульетта,переживали с Гамлетом,жалели Офелию,Дездемону,негодовали,когда дочери выгнали короля Лира…
 Широко открытые,такие доверчивые глаза смотрели на Маарию Ивановну.Приоткрылась
дверь,заглянул директор:
-А я думал,что здесь нет никого…Сидите,сидите,занимайтесь!
Когда прозвенел звонок,поднялся крик:
-Дальше!Дальше!
Мария Ивановна докончила рассказ.


                7

   Скоро весна!Столбик термометра не опускается ниже 30.Дышать стало легче,солнца больше.Ребята на перемене высыпают во двор,гоняют мяч на снегу,и Мария Ивановна с ними.Екатерина Ивановна стоит в дверях школы в длинной по самые кончики валенок
рыжей лисьей дохе,смеётся и кричит:
 =Мария Ивановна! Простудитесь!У нас тут гриппом не болеют - сразу воспаление лёгких!
Маша смеётся:
 - я тепло одета,всё хорошо!
 Маше стало лучше,меньше кружилась голова,хотя работы было по-прежнему много,спала
она 4-5 часов в сутки,питалась на станции,тетради проверяла и к урокам готовилась
в учительской.
   Воскресенье.Маша сидит в комнате общежития,в халатике с короткими рукавами,хотя в комнате очень даже прохладно,шьет что-то,рядом примостился приезжий геолог,
выокий парень с чубом пшеничного цвета,лицо - с таких,наверное,иконы писали.Он что-то говорит,вынимает пачку трёхрублёвок,раскладывает веером перед машей на столе:
 - Вот,мне деньги дали на хозяйство,а я могу их потратить,как хочу.Хотите,вам отдам?
 - Зачем?Это же казённые деньги!
 - Ну,половину можно…Обойдёмся…
 - Не надо мне чужого!Я сама зарабатываю.
 - Гордая какая!Неужели не понимаешь,о чем я говорю?
Геопог заглянул ей в глаза:
 = Странно…Ты не любила что ли никого?
 - За деньги? Нет и не буду!
Поднялся,собрал свой"веер" и ушел,хлопнув дверью.
       Ученики девятого класса понемногу научились в сочинении выражать свои мысли.
 Мария Ивановна старалась давать оригиналные темы,поэтому списать было невозможно.
 На этот раз Мария Ивановна задала домой свободную тему:
 - Вы - журналисты,сделайте зарисовку одного дня,прожитого вами,не важно,какого года,какое время года,но самый интересный день,что вы видели,что запомнилось.Можно
нарисовать картину природы.Если вы не хотите,чтобы читала ваше сочинение в классе,сделайте приписку:"Не читать в классе."
    Читая сочинения, Мария Ивановна удивлялась,как живо,сколько наблюдений!
 Ребята приняли её условия.Они старались писать так,чтобы читатель поверил,
чтобы было интересно.Девочка описывала день,когда выпал большой снег.Он сверкал
на солнце алмазами,деревья стояли пушистые,как наряженные к празднику,кругом огромные сугробы переливались разноцветными огнями…А Миша Чернышов написал такое,что без слёз читать невозможно.Он писал про выходной день.Мама готовит завтрак,сёстры накрывают на стол.Вдруг мама,взглянув в окно,побледнела,чуть не уронила блюдце и сказала только:
  - Идёт…
 Сёстры начали быстро убирать всё со стола.В комнату вошел папа,взлохмаченный,
сильно выпивший,злой.Он бросил матери на руки грязный пиджак,сел на стул,протянул ногу:
- Разувай!
Мама нагнулась стянуть сапог,и он,схватив со стола тяжелую поварёжку,стал бить её по голове,по спине,мама упала.Миша подошел сзади,заломил ему руки,сестра связала руки полотенцем,мужчина рычал,ругался,но дети вдвоём утащили его на кровать,сестра осталась с отцом,уговаривала,гладила,пока не заснул.Миша бросился к маме,у неё голова была разбита в кровь,на лице ссадины.Младшая сестра повела маму к умываль-
нику…Кончалось сочинение фразой:"И так бывает у нас очень часто,и я не знаю,что
делать."И приписка:"Только не читайте в классе!"
    На следующем уроке Мария Ивановна читала лучшие сочинения.Все признали самым
 сочинение о снежном дне,но Мишино сочинение отложила сразу.Миша подошел на перемене,когда все разошлись.
- Что же будем делать,Миша?Хочешь,я дам прочитать отцу твоё сочинение?
- Давайте!Будь что будет!
Мария Ивановна вызвала мишиного отца в школу.Он пришёл трезвы,в чистой рубашке.Она молча протянула ему тетрадку.Он прочитал и низко опустил голову:
 - Я перед ними виноват кругом,а вот пить бросить нет сил…
 - А вы найдите в себе силы.У вас такая хорошая семья!И не обижайте Мишу.Ему через год идти во взрослую жизнь.Он вас так любит…Надо сделать,чтобы не стыдился.
 - Я постараюсь…
Мужчина ушел,сутулясь,а Маша подумала,не попадёт ли Мише за сочинение?
     Мария Ивановна получила ответ на своё письмо в "Литературную гаэету."
Ей писали,что материал интересный,но не очень согласуется с программой средней школы,утвержденной Министерством просвещения. Маша читала казённые слова и ловила себя на мысли,что другого ответа не ожидала.В голову лезла такая мысль:для того,
чтобы что-то изменить,надо идти в аспирантуру,заниматься методикой.И всё-таки хорошо,что сама почувствовала,как в школе бывает!Наверное теперь не уйти от школы,от детей,но что-то надо менять…

                8
     В апреле снег понемногу стал оседать,испаряться,между школой и общежитием появился забор(нельзя было пройти напрямую),обозначились тротуары из трёх-четырёх досок,но на реке ещё стоял крепкий лёд.В воскресенье Маша с Валей Должиной пошли
на речку Мулинку.На берегу крепко выпившие охотники стреляли в целб - маленькую
крышку от банки.
 - А вот учительница сейчас нас поучит,как метко стрелять!
 Охотник зарядил оба ствола охотничьего ружья и утвердил его на высоком пне.
 - Стреляйте с упора,а то ружьё тяжелое - не удержите.
 Маша подошла и еле разглядела желтенькую крышечку,прицел,с одного выстрела крышечка повернулась(Маша попала в краешек),со второго - опрокинулась.
  - О! Учительница-то наша - настоящий охотник!Поздравляем!
 Девушки пошли дальше.Валя встала на лёд,потопала,вроде крепкий.Они пошли по льду,
но скоро послышался треск,повернули - трещит.Валя закричала - прибежали охотники,
один принёс длинную доску.Положили доску на лёд,и девушки по одной прошли на берег.
 -Ну куда же вы полезли!Это же бешеная Мулинка!Утонуть же можно!-сердито говорил
пожилой дядька.Девушки смеялись,но охотникам было не до смеха.Оопасна горная речка.
  А по вечерам за домами река буквально рычала от неумолкающего хора лягушек,это было не кваканье,а нечто похожее на грозный рёв водопада.
  Утром Маша выходит из общежития на деревянную дорожку.Туман плывет,закрывая Машу
 до пояса,она слышит: в тумане кто-то гремит банками на помойке.Из тумана возникает
 фигура лосёнка,он удивлённо уставился на Машу,а вот и лосиха,длинноногая,с маленьким чёрным выменем.Она повёртывает лобастую голову без рогов в сторону девушки.Маша отступает в дверь общежития,она очень испугалась:лосиха может лягнуть копытом,защищая своего лосёнка.Когда Маша выглянула снова,ни лосёнка,ни лосихи не было,будто всё привиделось…

    Весёлый месяц май,кончили учебный год средние классы.На последнем классном часу в пятом классе дети сели тесно за первые парты,поближе к Марь Иванне,она взяла стул и села прямо у первой парт.Пришлось досказывать историю,которую не успели докончить,потом Мария Ивановна раздала табеля,похвалила отличников да и других отметила,говорила только о хорошем.И пошли в широкий коридор,где был накрыт стол
для всех,кто сегодня окончил учебный год.Здесь хозяйничали мамы,и пятый класс уже ждапи.Чего только не было на длинном столе!Торты,сладкие пирожки,булочки,хворост -
и всё сделано руками мамочек.Они разливали чай,угощали.За столом шум,смех,так хорошо,все сидят за одним столом: и ученики,и учителя,и Екатерина Ивановна здесь,и директор. После выпуска средних классов у Марии Ивановны остался девятый и  выпуск-ные в дневной и вечерней школе.

                9

    Выпускники писали сочинение первого июня всразу: и дневная школа,и вечерняя.
В большом классе на последних партах сидели дюжие парни и дядьки-машинисты.За окном
сыпал снежок,хотя всего 6-8 градусов.Маша удивлялась:
 -Видела я снег в начале мая,но чтобы в июне!
 В классе тишина,чтобы списывать - даже мысли нет. После экзамена всей комиссией
проверяли сочинения,а потом Маша осталась,чтобы ещё раз проверить сочинения вечерников.Вместе с директором они обошли всю школу,убедились,что никого нет,
директор ушел,а Маша закрыла входную дверь на огромный крюк и вернулась в учительскую в полной уверенности,что в школе никого нет,достала из сейфа пачку
листочков и села проверять с карндашом,чтобы поставить точку на полях,если что-нибудь заметит,чтобы потом обсудить с комиссией.Вдруг Маша явственно услышала
шаги.Кто-то спускался со второго этажа!Но в школе никого нет,директор с Машей
проверили и первый,и второй этажи.Кто-то идёт по коридору к учительской.
Мария Ивановна на всякий случай прячет сочинения в сейф.Дверь приоткрылась,и в учительскую просунулась лохматая голова Визгерта-младшего.
 - Марь Иванна,скажите оценки!
 - Ты как тут очутился?
 - А я наверху дверь забитую открыл,она тремя гвоздями заколочена - и проник.
 -Уходи сейчас же!Ели узнают,что ты здесь был,придётся сочинение всем снова писать!
  Будет скандал!
 - Ухожу,ухожу,уже ушел…
Он потопал наверх,там послышался стук молотка…
 Проверять не было смысла,Маша закрыла учительскую и школу и отнесла ключи
Екатерине Ивановне,как договорились.
      Девятые классы решили пойти в тайгу праздновать окончание учебного года.
  Дождя давно не было,стояла небывалая сушь.Когда стали разжигать костёр,кто-то
 взмахнул горящей веткой - и сразу загорелись ветки лиственницы,и пошло полыхать!
   Маша писала отчёт в учительской,посмотрела в окно - сопки в зелени стоят,небо
синее.Вдруг на сопке возник столб дыма и пошел стеной на зеленую тайгу и голубое небо.Минут через двадцать в посёлке объявили мобилизацию на пожар.Все мужчины
ушли тушить тайгу,но женщин не допускали,кроме медсестричек скорой помощи.
   Ночью сопки выделяются тёмными контурами на алом небе.Вдруг на сопке факелом
 вспыхивает дерево,потом другое,третье…Толко речка Мулинка,бешено крутясь,не пус-
 кала огонь в посёлок.Все мужчины из общежития ушли на пожар,девушки скорой по пчереди дежурили там.Утром Лида с Валей стоят у входа в общежитие,только сменились,
пришли с пожара,а перед ними парень в красной рубахе выхваляется:
 - Не пойду я туда,пусть дураки тушат!М не своя жизнь дороже!
 Позади парня большая яма(чинили трубы отопления),девчата смеются,а сами чуть подталкивают его то плечом,то рукой - и он падает в яму,выбрался весь белый,ногу
ушиб,но ниего не сломал,обошлось.
 - Вы что убить меня хотели?
 -Ты у нас неубиваемый!Тебе жизнь дорога!
И опять грянул дружный смех.
               

                10

    Маше стало совсем плохо.Она почти ничего не ела,побледнела,похудела.Лариса советовала немедленно уезжать,но Маша не могла бросить школу,учеников.Лариса
негодовала:
- Ну,Маша,невозможно же! Тебе здесь явно не климат!
 Екатерина Ивановна тоже собиралась в Хабаровск.Васятка всё время болел,и она боялась за жизнь ребёнка.Хотел уехать и Володя Кадочников.Он очень хотел увидеть Ленинград и попробовать с аттестатом вечерней школы попасть в пединститут имени
Герцена. Скоро выпускной в дневной,а потом и в вечерней школе.
  В дневной школе праздновали в классе на первом этаже.Многие мальчики пришли прямо с пожара.У кого повязана голова,у кого рука на перевязи.Школа гордилась ими:наши герои!А Миша из девятого оказался в больнице с ожогами…
  У вечерних школьников застолье разгулялось во-всю.Многие вечерники,дядечки средних лет,машинисты,с которых вдруг в отделе кадров спросили аттестат за среднюю
школу.Пришлось пойти учится!А молодые парни,окончившие в своё время железнодорожное училище,тоже хотели иметь законченное среднее.Сейчас,когда можно было повеселиться,
развернулись от души.Машу тоже заставили выпить,ей стало нехорошо.Все танцевали,а
она села возле Володи Кадочникова,который играл на баяне,и смотрела на всех с грустью,думая,что уедет отсюда навсегда.Посмотрела на часы:пять утра,тихонько сказала:"Володя,играй марш на выход,хватит…"Володя грянул"Прощание славянки".
  Шли по широкой улице посёлка и громко пели что-то,кажется,"Броня крепка и танки
наши быстры…"А потом железнодорожную:"Мост впереди,свет на пути,вперед,машинист,
гляди,удачи тебе в пути!"
   Наступил день отъезда.Машу провожали всей комнатой.Накрыли стол,пришел директор и удивился,в каких условиях она жила всё это время.
 -Мне бы раньше сюда зайти!Что ж вы молчали?
Маша только улыбнулась в ответ.
   Поезд подошел в два ночи.Сели в переполненные вагоны.Проводнички искали место тем,кто сел,не хотели беспокоить спящих.Володя хотел  в одно купе с Машей,но не
получилось,потом вдруг  всё устроилось,кто-то уступил,кто-то перешел,и вагон закчался,убаюкивая сонных пассажиров.И вот Маша опять на пароме.Резкий ветер ерошит волосы,она смотрит на голубое небо,от которого отвыкла в последнее время.Сердитые волны Амура подгоняют паром.Какая-то большая радость ширится в груди,а рядом молча
стоит Володя и улыбается,глядя на ее взволнованное лицо.
      Она ещё не думает о будущем,но ей радостно от того,что она уносит с собой
частичку тепла,что подарили ей в том суровом краю,где невозможно выжить,не отдавая тепло своей души другим.А жизнб хороша!Ветер свежий гонит волну,солнце светит в голубом небе, и что-то в душе поёт.