Гибель массовой коммуникации

Александр Гончаров Красс
На первый взгляд, кажется, что говорить о предстоящей смерти массовой коммуникации, по крайней мере, преждевременно. Но системный анализ современного состояния mass communication приводит нас к некоторым неутешительным выводам. Оговоримся, что мы не относимся к группе исследователей, считающих массовую коммуникацию явным злом для духовного состояния человеческого общества. Впрочем, она не является и неким неоспоримым благом, она  просто нейтральна,  она просто существует…
Журналистика играет в массовой коммуникации первостепеннейшую роль. Большинство журналистских текстов, как уже неоднократно отмечали исследователи, создаются в постмодернистской манере, наблюдается так же и искусственная консервация  состояния диффузии жанров. Сама по себе диффузия ведет к усилению творческого императива в журнализме, но вот консервация обладает явно негативным потенциалом. И если рассматривать жанры как носители и формы сохранения эстетически преобразованной информации, то «законсервированная» жанровая диффузия неизбежно усиливает  информационный голод при избытке информации. Занимаясь изучением религиозной прапублицистики Классического Востока, мы обнаружили, что нечто подобное наблюдалось в Древней Месопотамии (данную цивилизацию вполне можно охарактеризовать как потребительскую и она обладала рядом черт, роднящих ее с современной). То есть нам грозит весьма своеобразное возвращение назад (технологии XXI века отнюдь не препятствуют, а скорее способствуют этому)…
Одним из основных «богов» массовой коммуникации являются информационные технологии и при дальнейшем совершенствовании их возможно сосредоточение функций коммуникатора в руках отдельных замкнутых групп (информационных каст), генерирующих информацию на разных уровнях. И не важно, кто установит контроль над информационными потоками: властные наднациональные или национальные структуры, религиозные фундаменталисты, коммерческие объединения и т.д. Это приведет к тому, что массовая коммуникация плавно перетечет в тоталитарную коммуникацию и тогда такие понятия как «демократия», «свобода», «общечеловеческие ценности» превратятся в пустые звуки. «Четвертый мир» (по М. Кастеллсу) разрастется до неимоверных границ.
Другим «богом» mass communication следует признать свободный доступ к информации. Но что делать, если появляется все больше и больше пользователей Интернет, которые ищут, да и сами распространяют абсолютно «узкую» информацию. Коммуникаторы и коммуниканты такого типа группируются вокруг каких–то определенных тематических сайтов (иная информация этих «целеустремленных» пользователей не интересует, они сами ограничивают свою свободу выбора, они как бы самозамыкаются в круге своих интересов). Несомненным является так же «бегство» ряда людей в интернетовскую виртуальную реальность из мира реальной реальности. Кстати, уже сейчас при помощи мобильной телефонной связи  совершается еще один уход из действительности – зацикливание на  SMS – сообщениях. Плюс к тому, если идея Э. Тоффлера о возникновении «электронных коттеджей» станет явью, то массовая коммуникация вряд ли сохранит свою массовость (тогда, например, может победить замкнутость в профессиональном информационном поле). Исходя из сказанного,  нельзя отвергать возможность атомизации массовой коммуникации и постепенной ее деградации. Не следует увлекаться и заманчивыми перспективами интерактивности. Например, интерактивность на телевидении может убить самою себя.
Мы полагаем, что опасность развоплощения массовой коммуникации очевидна. Чтобы помочь ей сохраниться, необходимы дальнейшие исследования в этой сфере.