Трилогия это только начало

Темнов Михаил Юрьевич
В аннотации к этому изданию сказано: "Третьей книгой закарпатский писатель-фантаст Михаил Темнов завершает трилогию "Сады Хаоса"... Я эту трилогию уже успел "проглотить" (спасибо автору – дал почитать ещё на рукописной стадии), а потому не поверил. И оказался прав – сегодняшняя трилогия обещает вырасти в завтрашнюю "многологию". Насколько много – не знает и сам журналист-писатель Михаил Темнов, в понедельник встречавшийся с коллегами в пресс-центре еженедельника "Неділя".
Кто присутствовал на той пресс-конференции – тому было по-настоящему интересно, кто не захотел или в силу тех или иных причин и обстоятельств не смог – что ж поделать, везде никак не поспеешь, всюду никогда не побываешь…
Успевшие ознакомиться с книгой больше интересовались тем, правильно ли они разобрались в авторских задумках и придумках (иначе как сказать, роман-то – фантастический, цельная смесь задуманного и придуманного). Пока ещё не бродившие по "Садам Хаоса" (а таковая возможность у них появилась сразу после пресс-конференции – каждый желающий получил по экземпляру свежеизданного с авторским напутствием), задавали вопросы "вообще".
Из ответов Михаила Темнова мы и узнали о том, что эта книга – последняя, изданная им в ужгородском полиграфцентре "Лира": он решил "переориентировался" на российских книгоиздателей. Не потому, что к "Лире" у него какие-то претензии, наоборот – исполнительному директору ужгородского полиграфцентра Елене Кухарской (которая, собственно, и представляла издание) Михаил Темнов адресовал исключительно благодарные слова. Дело в другом – российская аудитория любителей фантастики намного шире и "подготовленнее" к восприятию нового и необычного. Да и попробуй "достучаться" до украинского читателя, если пишешь на русском языке…
Что можно сказать о самих "Садах Хаоса"? Да, собственно, и сказать нечего. И отнюдь не потому, что книга – из разряда "пустышек". Нет, наоборот, она весьма и весьма насыщена – и глубокими идеями, и красочно выписанными образами, и непредсказуемыми событиями, и на первый взгляд мелкими деталями… Только на первый взгляд мелкими, читаешь дальше – и ещё глубже осознаёшь, что весь наш огромный мир – только на мелочах и зиждется… "По-чеховски" – висящее на стене ружьё обязательно должно выстрелить. "По-темновски" – бездумно сорванный цветок может повлечь такую цепь далекоидущих событий, вследствие которых не то что сад завянет – вся Вселенная может рухнуть. И рушится. Медленно, но неуклонно… Причём, не только в книге – оглянитесь-ка вокруг…
Сказать о "Садах Хаоса" мне лично нечего по совсем другой причине. Я подошёл к книге со своим, сугубо индивидуальным мировоззрением и мировосприятием. У каждого из нас – своя жизненная философия, свои вкусы и предпочтения, свои "понятия", как принято сегодня говорить. А посему – каждый и прочтёт книгу по-своему, увидит героев и события сквозь призму своего индивидуального восприятия-неприятия. И даст личную оценку автору. 
И будет тех оценок ровно столько – сколько и читателей.
Великого множества которых я и желаю автору – Михаилу Темнову.
Владимир Кривошапко
К слову, предваряет третий том вступление-рецензия Алексея Фазекоша. Со многими положениями которой редактор настолько согласен, что решился предложить её и читателям газеты. С позволения самого Алексея Фазекоша, разумеется.
Дверь с той стороны, или Далекая радуга
Как бы и что бы ни говорили о Советском Союзе и той  эпохе, бесспорным, с моей точки зрения, было одно:
пусть и за ширмой идеологических шаблонов, мы тогда были добрее, честнее, оптимистичнее и романтичнее. Мы были одной из самих читаемых наций в мире. Возьмем, например, фантастику, которая была нашей отдушиной. На произведениях Ефремова, Казанцева, Снегова, братьев Стругацких, детской фантастике Кира Булычева росли целые поколения. В этом ряду великих мастеров "Золотого века" советской фантастики, достойное место занимали и украинские фантасты. Их была целая школа: Владимир Владко, Михаил Дашкиев, Николай Руденко и, конечно же, грандмастер украинской фантастики Олесь Бердник. Именно его фантастический роман "Звездный корсар" стал духовным маяком романтиков и искателей свободы в 70-х и 80-х годах.
Мы, любители фантастики, душой впитывали их книги и были не такими, как все. Не лучше и не хуже, просто другими. Для меня двери в мир фантастики открылись в 13 лет, когда я прочитал "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" Марка Твена и "Трудно быть богом" братьев Стругацких. Потом были взахлёб прочтены Саймак, Бредбери, Шекли, а также наши отечественные, Казанцев и Ефремов. Хочу честно сказать, что лучшие произведения мировой фантастики в Советском Союзе переводились, за исключением редких изданий литературы "фэнтези". Фантасты того времени не разменивали воображение на мелочи.
Тот, кто умеет мыслить только приземленно, прагматично-логически, видит в каждой ситуации только две возможности: да или нет. Мир Темнова и реальный мир чурается простых ответов. И именно такой мир рисует нам в своем эпическом цикле и закарпатский фантаст Михаил Темнов. Его цикл "Сады Хаоса" достойно развивает фантастическую тему гибели цивилизации фаэтов и планеты Фаэтон, в свое время очень популярной в советской фантастике. Я в детстве просто зачитывался романом Александра Казанцева "Фаэты". В украинской фантастике эту тему продолжил в свое время «запрещенный» роман Николая Руденко «Волшебный бумеранг», который по масштабности не уступал «Фаэтам» Казанцева. Михаил Темнов развивает эту тему в лучших традициях патриархов отечественной фантастики. Но фантастические миры «Садов Хаоса» масштабнее, эпичнее от произведений этой темы Казанцева, Мартынова, Руденко. Чем-то Вселенная «Садов Хаоса» напоминает Вселенную «Дюны» Френка Херберта. Хотя они считаются эталоном мировой фантастики, именно к такого рода литературе, как по масштабности и эпичности описываемых фантастических полотен далеких миров, так и по стилю написания, принадлежит и фантастический цикл Михаила Темнова, уже третью книгу которого он готовит к выпуску. Прошлое и будущее, древний Фаэтон и Фаэтон технократический, фэнтези и научная фантастика, миры Михаила Темнова действительно тщательно и по крупицам выписаны. Как многолетний любитель фантастики, я затрудняюсь отнести «Сады Хаоса» к фэнтези или, наоборот, научной фантастике. Скорее, это направление, объединяющее и научную фантастику, и «космическую оперу», и фэнтези. Многие из своих романов Олесь Бердник называл космической феерией, и к такого рода направлению фантастики принадлежат, вероятно, произведения Михаила Темнова.
    На первый взгляд, это первоклассная приключенческая вещь, написанная сочно, весело, изобретательно. Но местами средневековый «фэнтезийный» антураж, все эти бои на мечах, галактические горизонты, послужили волшебной палочкой, магически действующей на аудиторию и заставляющей безотрывно читать философский цикл, многослойный и, скажу откровенно, не слишком-то легкий для восприятия. Анализируя причины гибели технократической цивилизации Фаэтона, Михаил Темнов нарисовал фантастический мир, гибридно слитый из реалий тоталитарных режимов ХХ века и сытого «свободного мира», который, по своей сути, является тоже тоталитарным, только эта тоталитарность «сытая». Так, в «Садах Хаоса» родилась фантастическая идея торговать бессмертием, приведшая к появлению клонов без души.
    Чтение – интимное дело. Вмешиваться в него так же бестактно, как в чью-то личную жизнь. Но позволю себе все-таки следующее. Как человек, который прочел лучшее из фантастической литературы, и который в своей библиотеке имеет более трех тысяч произведений фантастики, прочесть «Сады Хаоса» Михаила Темнова искренне рекомендую. В них есть все: фантастическая и приключенческая оболочка, философское содержание и тугая пружина социальной идеи. Такая фантастика способна ставить проблемы любого уровня этической ответственности: от пустячного – нравственно ли раздавить букашку, – до решения судьбы народов, цивилизаций и планет.
    При всем моем уважении к закарпатским писателям, после Феликса Кривина на Закарпатье до появления Михаила Темнова просто не было современной и читабельной литературы, которая могла бы быть востребована как издателями, так и читателями. Кто-то пишет поэзию, может, и неплохую, но явно не уровня Шарля Бодлера или Николая Гумилева. Кто-то пописывает провинциальные детективчики, которые, может, и будут читаемы, но это не романы Агаты Кристи или Конан Дойля. Это далеко не литература с «большой буквы». Китайская мудрость наводит, как страшное проклятье: «Чтобы ты жил во время больших перемен». А у нас то и перемен нет. Маленькие, подленькие и жадненькие люди, а, скорее, людишки, задают всюду тон: и в политике, и в культуре, и в быту. По сути, происходит духовная деградация общества. Мы, выросшие на «Трудно быть богом», «Фаэты» и «Час быка», знали как аксиому и бесспорный закон: нельзя быть скупым, завистливым и подлым. Надо обязательно быть щедрым и добрым, хотя добро должно непременно быть с кулаками, как у дона Руматы из «Трудно быть богом» или Максима из «Обитаемого острова». Это мир больших людей великой страны под названием «Мечта».
    Возможно, возрождение лучших традиций отечественной фантастики и появление таких произведений, как «Сады Хаоса», снова поможет нам стать мечтателями и романтиками. А, может, именно с желания и умения читать хорошую фантастику начнется возрождение нашего Отечества и, наконец, появится украинская национальная идея. Поэтому будем читать фантастику и вспоминать завещание Аркадия Натановича Стругацкого: «Тысячелетия глядят на нас с надеждой, что мы не озвереем, не станем сволочью, рабами паханов и фюреров».
 Алексей Фазекош. г. Мукачево.
 Газета "Европа-Центр" №27 (601) от 11 июля 2011 года.