Вечный спор

Затворник Антон
 В комнате полумрак: откуда-то из коридора струится мягкий свет,
тихо звучит музыка, горит свеча, стол накрыт для приятного
ужина, в Глубоких креслах в расслабленных позах сидят двое он и она,  ужин прошел свой зенит и понемногу клонится к концу, настало время для разговоров на вечные темы.
 - Ты веришь в бога? – спросил он после некоторого молчания.
 - Да, - проговорила она.
 - Хочешь жить вечно? – усмехнулся он.    
 - А ты разве нет?
 - В таком раю какой описан в библии, нет.
 - Почему?
 Он не много подумал и сказал:
 - Человек слишком натура динамичная, ему все время нужно куда-то стремиться, что-то преодолевать, о чем-то спорить. А рай статичен, что он в нем будет делать, сидеть под пальмой и есть банан: так он через год взвоет от скуки, через сто взмолится о смерти а через тысячу рай для него превратиться в ад.
 - Так он как-то преобразиться.       
 - Например каким образом, как ты думаешь?
 - Не знаю… - протянула она, - может быть изменит свою сущность, может быть улучшит свою личность.   
 - Что такое сущность человека? – спросил он.
 - Ну, это наверно его природа, то есть, что он человек а не обезьяна, возможно, это какая-то нравственная основа, - подумав
 отвечала она.   
 - А что такое личность?
 - Ну, блин, ты меня загружаешь, такие головоломки задаешь!
 - Зарядка для ума, - улыбнулся он и взял бокал, - ты вроде всегда любила кроссворды.
 - Ты знаешь Антоша, я их никогда не запивала вином, - засмеялась она, взяв дольку апельсина и после не большой паузы  добавила: - а ты сам как бы ответил на этот вопрос, что такое личность человека?
 - Это память, - твердо произнес он.
 - Память?
 - Да, наше знание на котором формируется человеческая личность заключенная в память, отними у него ее и человек уже не личность а овощ, ты видела настоящего склеротика?
 - Нет.
 - А я видел, грустное зрелище, - глубоко вздохнул он сделал пару глотков вина и продолжал: - но дело в том, что наша динамика тоже исходит из нашей памяти, и поэтому если и может существовать человек где-то в краю блаженства, то он обязательно должен лишиться всего земного опыта, чтобы не нарушать гармонию.
 - То есть, умереть?
 - Совершено верно, потому что на мой взгляд, люди все-таки ассоциируют себя больше со своим прошлым чем со своим телом, а когда прошлое исчезает, человек умирает, остается только его био машина, а где находится она, гниет ли в могиле или обитает в раю, по сути дела должно быть все-ровно.
 - Гм, интересная теория, Сократ прям.
 - Почему обязательно Сократ, моя идея скорее похожа на взгляды Канта.
 - Хочешь быть Кантом, будь, - рассмеялось она, допила бокал потом заметила: - кстати говоря, из твоей теории становится более понятно, почему монахи так стремятся уйти от желаний.
 - Ты хочешь сказать, что они надеются войти в будущую жизнь полноценными личностями? - улыбнулся он.
 - Да.
 - может быть, может быть, я как-то об этом не думал, я вообще считаю, что христианство религия для единиц.
 - А эта еще почему?! – удивилась она, - Послушай Антоша, твою Головушку такие мысли удивительные сегодня посещают.
 - Все благодаря вот этому чудесному напитку с трудно произносимым названием, - с этими словами он взял бутылку и наполнил бокалы.               
 - Да, вино и в самом деле хорошее.
 - А я наивный человек, думал, что они тебе его из Франции привезли.
 - С ума сошел, вес ведь!
 - Действительно, вес огромный, - ухмыльнулся он.
 - Да кто я им такая, чтоб вино вести, - с чуть заметным раздражением сказала она, - когда его можно у нас купить на любой вкус и любой кошелек.
 - Россия страна подделок, - с иронией заметил он.
 - Да, но будем надеяться на лучшее, самое главное оно вкусное, а об остальном можно и не думать. Но мы кажется отклонились от темы, почему ты считаешь, что христианство религия для единиц?
 - Ты когда-то вдумывалась в заповеди Христа?
 - Да.            
 - Ну, какой вывод?
 - Ты имеешь введу выполнимы они или нет?
 - Разумеется.
 - Я думаю, что они являются целю для каждого настоящего Христианина, он должен стремится выполнять их, - твердо произнесла она.
 - Послушай Маш, - после не большого молчание сказал он, - очень многое, что написано в Евангелии, по-моему вообще не реально для выполнения большинства людей. Скажи мне пожалуйста, как может, например полноценный человек проживший определенное количество лет на этом свете, который уже имеет свои взгляды и позиции, уподобиться ребенку чтобы войти в царствие божье, да это же, абсурд! потому что для этого нужно перестроить всю психику, а наша психика сродни нашему телу, ведь нелепо просить сорокалетнего мужика, чтобы он снова стал мальчиком.               
 - Я думаю, что ты слишком буквально трактуешь эти слова.
 - Как слишком буквально?! Я, прежде всего под ними понимаю, что человек должен воспринимать окружающий мир с новизной, как в первый раз, без прежнего опыта, но это бывает только в детстве, когда кажется деревья большими а дни бесконечными, - с запалом произнес он, затем отпил из бокала, взял апельсин и после паузы продолжал: - или «молитесь за врагов ваших», но, как я могу молиться за человека который сжег мой дом, убил мою мать, искалечил моих детей.
 - Ну, ты чересчур хватил.
 - Почему чересчур? Да ведь этот поддонок тоже мой враг, я его тоже должен возлюбить, потому что молитва без любви ничто. И вот таких моментом в писании, как я уже сказал очень много.               
 ¬¬- По-моему ты все-таки не прав, потому что сутью любой религии, и христианство тут не исключение является духовное совершенство человека, но поскольку все мы разные, для одного великий подвиг подать нищему милость, а для другого ничего не стоить снять с себя нижнюю одежду когда у него просят верхнюю, я конечно утрирую но тем неимение, поэтому в Евангелии описываются разные ступени духовного совершенства, разумеется на самую вершину этой духовной пирамиды там где дело связано, как ты сказал с психикой, получится войти далеко не всем, но это абсолютно не означает что христианство вообще не для масс.
 - Значит ты полагаешь, что в райские кущи можно попасть через милость нищему?
 - Дело не в сути поступка а в его действие на человека: если милость меняет его душу, делает его добрее, открывает что то ему. Тогда почему бы и нет, главное на мой взгляд это то, что милость должна даваться без задних мыслей и с добрыми намерениями.               
 - А, так разве бывает?
 - Что?
 - Чтоб без задних? Я не так давно, эсэмэску на благотворительные цели отправлял, так меня при этом такой сноп разных мыслей и чувств обуял, так что если в них как следует покопаться то можно найти, пару, тройку, достаточно мерзопакостных мыслишек.               
 - Ну, ты ее все-таки отправил?
 - Разумеется!
 - Вот видишь… вера не пассивное состояние человека, при ней он должен трудиться над собой, над своей душой.
 - Гм, Маш ты как поп с кафедры вещаешь, не ожидал, - усмехнулся он.
 - А я вчера была в храме, как раз попала на проповедь батюшки, кое что запомнила, - улыбнулась она, - а потом у нас ведь спор, кстати ты в него меня первый втянул, я как-то должна защищать свою позицию, или тебе больше нравится с куклой Барби беседовать?
 - Конечно нет!
 - А то, что моя точка зрения, совпадает с традициями православной церкви, так это все мое воспитание.
 - Ты пока еще пост не соблюдаешь? – с иронией спросил он.
 - Пока нет, хотя надо.
 - А если у тебя отнять надежду на будущую жизнь, ты по-прежнему бы верила свой абсолют?   
 - А ты думаешь, что люди верят в бога только из за надежды?
 - Ну, наверно не только, но эта основная составляющая любой религии - так сказать краеугольный камень. Я конечно понимаю, что страх перед смертью, самый сильный страх какой может испытывать человек. Как себе представишь, что ты умрешь и больше никогда не увидишь всего этого, - он обвел вокруг себя рукой, - не услышишь дроби летнего дождя по крыше, не будешь любоваться закатом Солнца в морскую гладь, не будешь вдыхать волшебную смесь: морского бриза, жареного мяса и пряный запах духов проходящих мимо людей, сидя в кофешки на набережной. То тебя возьмет такая жуть, что в любую химеру поверишь. А самое главное это то, что все это будет продолжаться: и звон бокалов в новогоднюю ночь и детский смех и полетят люди на луну и будут там строить города, просто мы этого никогда, никогда не увидим. Представляешь, Пушкин «Наше Все», не знал всего этого: не телевизоров, не самолетов - он даже паровоза не видел, а Высоцкий, наверно не думал не гадал, что скоро появиться вот такие телефоны, - при этих словах он взял мобильник, лежавший на краю стола, - а прошло всего на всего тридцать один год: а что будут через сто, двести, триста лет?
 - Ты у нас Антоша, не только Кант, но и Чехов, - беря бокал засмеялась она.
 - По-видимому у него как у меня, тоже была тоска по будущему, – отпив вино заметил он.               
 - А эволюция, разве не химера? -  спросила она, взяв колечко сухого кальмара.
 - Нет! ты читала Происхождение Видов Дарвина?
 - Не приходилось.
 - А я читал, там все логично.
 - Что логично, то, что человек произошел от амебы?
 - Не утрируй пожалуйста.   
 - Да я не утрирую, я просто для контраста соединила первую фазу живого организма с последним - да это бред, Антон?!
 - Почему ты не считаешь бредом, что вся материя состоит из атомов, которые не возможно даже в микроскоп увидеть но то, что эти атомы имеют свойства соединяться во все более и более сложные системы, тебя приводит в недоумение?         
 - Да кто придумал эти свойства?
 - Ты полагаешь, что возникший хаос не мог в конце концов сам собой упорядочится и выработать свои законы?
 - Конечно нет!
 Он в знак не согласия пожал плечами и взял банан.
 - А потом, твоя наука до сих пор еще не ответила, почему произошел Большой Взрыв? – сказала она.
 - Моя наука, как ты выразилась, несколько столетий назад думала гадала, что поместить в центр вселенной, Землю или Солнце, прошло время и эти два объекта заняли свои законные места и не в центре вселенной, а на окраине в одной из множеств Галактик. точно так, пройдет время и наука объяснит почему произошел Большой Взрыв, а если не объяснит, то выдвинет какую-нибудь другую теорию и будет отстаивать ее. Дело в том, что наука в отличии от религии живая, она всегда в процессе, она всегда в поиске. А Христианство окаменело во времени, оно как сформулировало свои догмы, две, полторы, тысячи лет тому назад, так с тех пор ни одного слова не изменило.
 - Потому, что оно отвечает на внутренний мир человека а он не изменим.
 - Я очень сомневаюсь, что сегодня внутренний мир человека, остался таким же как был две тысячи лет назад. – сказал он, сделал паузу и продолжил: - хорошо, допустим что мир создал бог и человека естественно тоже. Тогда у меня возникает вопрос, где у этого самого человека божья искра - не приходящая нравственная первооснова?
 - То есть?
 - Объясняю, мы знаем все картины предположим, Леонарда Да
Винчо но если даже вдруг сегодня появиться какая-то новая картина приписываемая ему, то все ровно профессионал узнает его
руку, сможет точно сказать, что это подлинник или нет. То есть я хочу  сказать, что в любом творение видна рука творца, и знаток всегда сможет назвать его имя. Но, вот перед нами ребенок, еще до зомбирования нашей культурой - ну ты понимаешь?
 - До воспитание?
 - Совершенно верно, до воспитание, то мы видим в этом ребенке, маленького, эгоцентричного, вечно орущего, вечно что-то
требующего звереныша, и если его оградить от человеческой  культуры, поместить в какой-то вакуум, то из этого ребенка вряд ли выросте Франциск Ассизский, скорее всего из него получиться злобная обезьяна без жалости и пощады, которая будет напоминать, больше продукт эволюции чем венец божьего создания.
 - На самом деле на этот вопрос достаточно легко ответить, - сказала она допив свой бокал.
 - Д-а-а?! – удивился он.
 - Да, начать хотя бы с того, что такое поведение ребенка, обусловлено жизненной необходимостью, без него он просто погиб бы, и тебе это должно быть известно, как не кому другому. Во-вторых, я конечно не знаю, что из
человека вырастит в вакууме, наверно все-таки не Франциск Ассизский, но в нравственном плане, я больше чем уверена, он будет превышать самую умную обезьяну, в-третьих божья искра в человеке это его разум, оттуда исходят все категории. И на конец, давай разберемся, что такое нравственность, ведь это определенное ограничение, но господь дал нам величайший дар, свободу выбора, и внедрять в нас еще, как ты сказал не приходящую нравственную первооснову, было бы не логично. Бог хочет, чтобы человек добровольно пришел к моральным ценностям.
 - Профессор богословия, блин, - расхохотался он потом сделал последний глоток вина и добавил: - да, свобода  выбора это великая вещь.
 - На конец-то, хоть в чем-то сошлись!               
 - Не зря говорят, что истина на дне, правда не вполне ясно чего, впрочем у нас все пусто! – улыбнулся он.
 - Это точно! – засмеялось она, - ну, что Антоша, надо закрывать наш диспут, уже поздно?
 - Да, действительно засиделись что-то мы с тобой сегодня.
 - А завтра мне опять на работу - ох, как она мне надоела! – с этими словами она встала и начала убирать со стола.