Местное самоуправление как зеркало политики

Дмитрий Мудриченко
Приближается 2001 год, начало нового века, нового тысячелетия. В нашем городе следующий год – год выборов. Согласно решению городской Думы 18 февраля шахтинцы избирают мэра и пятнадцать думских депутатов – местные органы самоуправления.
    Первый и главный вопрос для жителей Шахт – как это повлияет на нашу жизнь? И большинство горожан сами отвечают на него: «Скорее всего никак не повлияет, по крайней мере, лучше не будет…» Причин для такой апатии достаточно, но в этой статье не ставится задача их анализировать. Необходимо прежде всего разобраться, что такое местное самоуправление и каковы его цели и полномочия. Тем более, что даже представители местной власти подчас не могут точно определиться с ответом на эти вопросы.
    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (Конституция РФ 1993 г., глава 1 ст. 12).Такое разделение выглядит относительно новым для России. В СССР местные советы считались органами прямого народовластия и, разумеется, включались в систему государственной власти. Признак государственной власти – наличие «аппарата насилия», проще говоря, силовых структур. С этой точки зрения, наши органы городского самоуправления формально являются тем, что, декларируется в действующей Конституции. Вместе с тем, так называемое «хозяйственное» взаимодействие местной администрации с городским судом, прокуратурой, УВД в реальности превращает органы самоуправления в своего рода довесок государственной власти, эдакого «младшего брата». Действительно, местное самоуправление может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, как указывается в статье 132 п. 2 главы 8 Конституции. Но подразумевается здесь, конечно, не «теневой» процесс, да и специального закона, включающего действие вышеуказанного положения, пока ещё не существует.
    Нашим органам самоуправления Конституцией предоставляются следующие полномочия: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка и иные вопросы местного значения. Разделение самоуправления и структур госвласти – не отечественное нововведение, это положение существует довольно давно в ряде европейских государств – к примеру, в Германии, Франции и других. Но в данных государствах установление и взимание налогов (за редким исключением) – прерогатива именно центральных органов власти. То есть самоуправление в целом не сращивается  со структурами государства.
    В принципе, всё это политико-юридические тонкости. Главная цель местного самоуправления – обеспечить участие граждан в решении вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью посредством прямого волеизъявления (референдум) и формирования органов местной власти. Реализуются ли на практике в нашем городе эти  благие намерения? Отвечать на данный вопрос не имеет смысла, и так всё предельно ясно… Местное самоуправление у нас в городе, да и не только у нас, предстаёт как некая фикция. В чём же здесь дело?
    Сама идея местного самоуправления предполагает минимум бюрократических структур (контор и учреждений), а также прямое волеизъявление населения по основным вопросам (в том числе сборам и налогам) местного значения.  Таким образом, местная власть становится ближе к реальным заботам граждан. В Шахтах всё это с точностью до наоборот. Если внимательно рассмотреть состав администрации города, городской Думы и её аппарата, а также других местных бюрократических структур, станет понятно, что большинство из них (если не все) представляют интересы определённых кланов (союзов семей). Эти кланы стоят у руководства наиболее богатых частных, государственных и «общественных» структур нашего города. Наиболее крупные кланы – торгово-рыночное руководство плюс начальство ряда городских «частно-государственных» предприятий и «угольная» верхушка («Ростовуголь» и Росуглепроф). Почти все депутаты шахтинской Думы – начальники предприятий, бизнесмены или их представители. Администрация города – в основном люди пришедшие с бизнесменом С.А. Понамаренко.
    Вместе, все представители местного самоуправления, составляют в социальном плане определённую «управленческую корпорацию» - сообщество кланов. В итоге в неё входят и почти все независимые депутаты, и технические специалисты – чиновники и представители системной оппозиции (к примеру, КПРФ). Наличие этой своеобразной корпорации не только не отрицает, но и предполагает конкуренцию и борьбу между кланами за экономическое жизненное пространство. Но всё это внутренние «корпоративные» разборки.
    Разумеется, управленческая корпорация крайне не заинтересована в проникновении в органы местного самоуправления «чужих», то есть тех, кто не вхож в кланы и корпорацию. Уверен, на предстоящих выборах вы не увидите в списках кандидатов рабочего, простого учителя или участкового врача. Такие претенденты отсеиваются ещё на стадии выдвижения или «проваливаются» при голосовании, потому как обыкновенно ничего обывателю не обещают. Кланы противятся даже применению местного референдума, хотя эта процедура в целом не опасна их власти.
    Естественно, что нынешние органы самоуправления никак не допускают принятия простого и эффективного правила отзыва избирателями мэра и депутатов – это серьёзно ударит по клановым экономическим интересам. Кроме того, представители шахтинской управленческой корпорации крайне зависимы от интересов кланов. Отсюда и непомерное раздувание всякого рода бюрократических структур в городе, они необходимы не столько для дела, сколько для того, чтобы пристраивать «нужных людей» из различных «семей». Личные и клановые интересы они активно защищают, а проблемы населения города для них – вещь второстепенная.
    Такова в общих чертах корпоративная система нашего общества, сложившаяся в России, очевидно, ещё два-три десятка лет назад. Шахты здесь отнюдь не исключение.
    Понятно, что в корпоративной системе власть легко конвертируется в деньги, тем более действующие законы не только не препятствуют, но и способствуют этому!
    В европейских странах, также не свободных полностью от корпоративных тенденций, местное самоуправление играет важную роль в публичной политической жизни. Различные партии, в том числе не признанные на центральном уровне (коммунисты, национал-революционеры и другие), ведут открытую борьбу за местные органы власти. В России всё обстоит несколько иначе. Вот как оценивает политическую жизнь России видный исследователь кланово-корпоративной системы социолог С.Б. Морозов: «Политическая борьба при глубокой корпоративности общества – фикция для масс, самый натуральный обман. Только в замутнённом массовом сознании существуют такие понятия, как «демократы», «патриоты», «государственники». В разговорах между собой власть имущие ничем подобным не пользуются. У них проще – клан выступает против клана. …Корпоративный политик, серьёзный, значащий политик – это фишка на шахматной доске… Истинная борьба за Россию, умная борьба – вне официальной политики».
    Власть и политика в современной России – вещи весьма далёкие. Политика предполагает определённую публичность, то есть всеобщность и открытость, у нас же в моде «подковёрное дзюдо». Как видите, факты и объяснения лежат на поверхности. Только большинство СМИ и официальных аналитиков почему-то ничего о них не сообщают. На такие политико-социальные исследования наложено своеобразное табу.
    А в принципе, у нас в провинциальном городке все маски уже сброшены. Наши «отцы города» давно называют себя не политиками, а «опытными хозяйственниками» (или «хозяевами жизни»?). Надеюсь, всем скоро станет понятно, что никто у нас не получит ни достойной работы, ни справедливой платы за неё, пока мы с вами серьёзно не потесним кланы в захваченном ими жизненном экономическом пространстве. Хотя бы в пределах отдельно взятого города.


Д. Мудриченко.
Политолог
Декабрь 2000 г.