Ностальгия

Эдуард Зайцев
Память всё чаще возвращает меня к годам активной работы в авиации. Иногда утренний сон возвращает  в кабину, где теплом твоих рук согрет штурвал,  и небо распахивает свои объятия под стремительный взлёт самолёта.
 
  С затаённой грустью просматриваю  видеофильмы, где  воздушный лайнер, начинает разбег. Ил-76 - моя судьба! Кажется, снова чувствуешь запах этого самолёта, уют привычной кабины и характерный свист турбин.  Штурвальчик  руления плотно зажат в руке,  самолёт начинает движение к полосе. Перебор команд, по карте обязательных проверок, ещё звучит в ушах, а ты уже в небе.
 На старте, прижатый нос самолёта, мощью взлётного режима, приподнимается, после освобождения от тормозов. Машина устремляется в небо.
 Вот уже облака рядом, и солнце слепит глаза.

  Под музыку видеофильма любуюсь полётом красивого лайнера, вместе с которым прошла жизнь целого поколения авиаторов. Вышло на пенсию поколение, осваивающее этот самолёт после его рождения, постарел и наш любимый самолёт. Но полёт его, по –прежнему, завораживает.
 
 Каждое приземление корабля – это искусство пилота.
 Проход по глиссаде, подход к посадочной полосе, как по ровной линии, не простое дело. Такое мастерство приходит только с годами.  Над торцом ВПП, высота 8 метров. Штурвал «живёт» в твоих руках.
 Сумей плавно прикоснуться к земле, и ты станешь МАСТЕРОМ.  Повелевать многотонной машиной, в воздушной стихии на скорости в 200 км/час, может только МАСТЕР своего дела.
  Наше поколение многое умело. Возможности этого самолёта, в полной мере, были раскрыты в экстремальных полётах в «горячих» точках.
 Заход на посадку с максимальным градиентом снижения до 25 м /сек, взлёт на 3-х двигателях, или на пробитых колёсах шасси, - все эти случаи сделали  самолёт популярным во всём мире. От северного полюса, до льдов Антарктики, раскинулись просторы, где побывал этот самолёт. Везде он снискал заслуженную славу.
 Полёты в «боевых порядках» - это особая глава в истории военных пилотов. К таким полётам лётчики готовились годами. Произвести «сбор» в боевые порядки в воздухе, после взлёта, с интервалом в 2 минуты - задача, требующая особой подготовки.
 Часто такой «сбор» проходил в облаках, при отсутствии визуальной видимости. Только индикатор радиолокатора обозначал ведущего маленькой точкой, к которой надо было пристроиться на удалении в 2-3 км. Затем длительный полёт всей группой на заданных дистанциях.
 Развороты, снижения, изменение скорости для десантирования воздушного десанта, - все эти маневры надо было произвести в расчётных точках, не потеряв своё место в строю и не нарушив дистанции до ведущего.
  Помнится злополучный случай, когда мой экипаж выполнил разворот всего на несколько секунд раньше других. Это привело к разрыву общего строя. 
 Более 20 кораблей отстали и вышли на площадку десантирования на увеличенной дистанции. Этот случай едва не стоил мне отстранением от участия в учении.
 Итогом групповых  полётов всегда был результат десантирования. Нормативы были жёсткие. Вся группа должна была выйти на цель с отклонением по времени для ведущего не более 1 мин., а точность десантирования,  по приземлению первого парашютиста, не должна была выходить за 100 метров.
 Облегчение наступало после того, как последний парашютист покинул самолёт.   Но впереди был обратный путь.  Снова, надо всем вместе, подняться на высоту эшелона, дойти до аэродромов посадки, произвести роспуск группы и на интервале в 2 минуты произвести посадку. Эта работа была по силам только хорошо подготовленным экипажам.
Любуюсь полётом наших воздушных кораблей. Ловлю себя на мысли, что наши самолёты, каким - то неуловимым свойством, не похожи на самолёты западного производства. У них разные «лица».
 
Может они сделаны людьми с разной душой. А может это моя ностальгия возвращает меня в привычную жизнь прошлого.