Сентиментальная муза. Белая Гвардия

Самая Счастливая Эльфийка
26 мая 2010 года, ТЮЗ, концерт «Белой Гвардии» и Зои Ященко (организатор – бард-клуб «Пилигрим»)

«Собралась-таки написать громадный отчёт.+) Будет ли статья? Будет. Не сразу. В «Калининградской правде» её всё равно, скорее всего, не напечатают, а для истории – и для будущего блога – напишу.

Итак, сначала отчёт.

Вечер был дождливый, моя любимая погода. И кто придумал, что дождь символизирует что-то грустное? Где-то в учебнике по лексикологии я вычитала про эмоциональный анализ текста. Так вот: одно и то же явление – тот же самый дождь – в Европе ассоциируется с печалью, а в Индии и вообще на Востоке – с радостью. Вот так вот. Интересно, а чем был дождь для индейцев майя?»

«Зонт я не брала намеренно – зачем? Да и вообще, когда дождь идёт горизонтально, а вдобавок к нему ещё и машины так и норовят оросить тебя водой – зонт не спасёт+)
ТЮЗ (Театр Юного Зрителя) я отыскала быстро. В холле купила билет, стала присматриваться к пришедшим людям. Некоторые почти ничего не слышали из творчества Зои Ященко, кто-то был более «подкован».
- Чего Вы ожидаете от концерта? – спросила я поочёрёдно у задумчиво смотрящей в пространство девушки, потом у одного парня, потом у женщины лет сорока пяти, пришедшей на концерт с сыном. Ответы будто сговорились звучать в унисон:
- Жду, как обычно, волны положительных эмоций. Любимые песни – «Всего лишь смерть», «Приходила мама», «Дорожный блюз».
- Концерт – способ отдохнуть от работы. Отдохнуть душой.
- Я пришла, чтобы послушать замечательный голос, очень нравится репертуар – по крайней мере то, что я слышала.

А чего ожидала от концерта я? Не только знакомства с группой, из творчества которой слышала очень мало, но и – знакомства с музыкантами.
Как сказал один знакомый исполнитель, сцена – проверка для группы. Во время живого исполнения может произойти что-то форс-мажорное, и если группа блестяще выходит из затруднения, она действительно профессиональна. Скажу, забегая вперёд, что «Белая Гвардия» все мои ожидания оправдала.

Название первой песни не объявили-(... А жаль, я на самом деле немного знаю из творчества группы. Такой чистый голос... Как будто замаскировавшийся ангел на Землю слетел. Отрывок песни записала.

- Добрый вечер, - приветствует зал Зоя Ященко. – Спасибо вам за то, что вы сегодня с нами. Мы в Королёве уже второй раз (в этом зале – первый). Хотелось бы уточнить, кто был в Королёве на нашем концерте полтора года назад?
...(волна поднятых рук)...
- А теперь мне интересно, кто сегодня пришёл вообще первый раз послушать нашу группу?
...(ещё более обширная волна)...
- Ого... Какими судьбами? Мне правда очень интересно. Если вам не трудно, напишите мне, пожалуйста, в записочках, какими судьбами вы оказались на нашем концерте. Вообще мы практикуем такое общение через записки, если у вас есть вопросы. И лучше это сделать в первом отделении, чтобы я в антракте успела их прочитать и выявить повторяющиеся вопросы.
Сегодня наша программа называется «Это всё ты...» По той простой причине, что... На данный момент у группы вышло 12 альбомов. Альбом «Это всё ты...» вышел много лет назад, в 1999 году... В прошлом тысячелетии. Поскольку это была первая серьёзная студийная работа, мы наделали очень много ошибок. А я этот альбом очень люблю, и мне всегда хотелось его переписать, чтобы он «по-взрослому» звучал. И вот это событие случилось: буквально месяц назад мы его переписали, и сегодня программа называется «Это всё ты...» Вообще... это Питерский альбом, летний... Но до лета остается всего несколько дней, так что можно его поиграть. Прозвучат и новые вещи.
Ехали мы очень долго, и я рада, что мы все доехали, потому что за пять минут до начала были не все музыканты.

(...кстати говоря, редкостная пунктуальность для музыкантов: «Белая Гвардия» начала выступать всего лишь на 15 минут позже времени, означенного в билетах+)

Вторую и третью композиции группа тоже не объявила... В третьей песне появился скрипач. Кстати, надо же о звучании сказать+) Две гитары, аккордеон и скрипка создают то, что музыкальные критики и сами музыканты именуют сентиментальным роком. Если задать себе вопрос, а на кого же, собственно, похожа группа «Белая Гвардия», я бы ответила: на Павла Кашина. На его музыку – этакую... кислородную подушку для человека, которому нелегко дышится в бетонных клетках, на музыку, которая, что называется, доходит до сердца. Чем-то ещё и на «Аквариум» смахивает. Я не стала говорить всего этого Зое Ященко во время интервью – иногда музыканты не любят, когда их ещё с кем-то сравнивают, я просто решила быть как можно деликатнее с этим человеком. Но про «Аквариум» ещё будет сказано позже...+)

- Чем больше живёшь, тем четче понимаешь, как мало вообще можно выразить словами то, что чувствуешь, то, что замечаешь. Очень много подтекста в жизни, а он-то, оказывается, и есть жизнь.

(...Группа исполняет песню «Вы – там»)

- 2009 год был очень урожайным для группы. Как в Индии – три раза в год там собирают урожай. Вот так и мы выпустили за этот год три альбома, один летний, один зимний и – Димин сольный альбом (Дмитрий Баулин – гитарист, бэк-вокалист группы, аранжировщик), вышедший за три дня до Нового года. В начале второго отделения он споёт свои песни из этого альбома.
Я очень люблю лето, просто расцветаю в это время года, мне кажется, что я живу вообще только летом, а зимой я впадаю в спячку. Песня так и называется – «Я так люблю лето».

(...Перед очередной песней группа знаками переговаривается со скрипачём, который спрятался за кулисы+)

- Нет, со скрипачём всё в порядке, - успокаивает зал вокалистка. – Просто наш основной скрипач – его сегодня нет, у него то ли экзамен в консерватории, то ли ещё что-то. И сегодня у нас на замене другой человек. Мы разбираемся, знает он песню или нет. И он сказал, что эту песню он не играет. Ну ничего, мы и втроём справимся.

- Следующая песня связана с Индией. Мне улыбнулась удача, я побывала в Индии уже пять раз. Очень люблю там бывать. Мне друзья говорят – мол, почему ты не хочешь посмотреть другие страны? Вьетнам, к примеру. А у меня какое-то упорство – я еду в Индию. Мне кажется, что это моя прапрародина, я там когда-то жила. Там я чувствую себя дома. Эта страна открывает для меня много нового. Например, очень давно именно в Индии я ощутила, что человек может быть сильнее стихии.

...После песни Зоя Ященко представляет всех музыкантов – скрипача, гитариста, аккордеониста. Чем-то поведение вокалистки и музыкантов походит на то, как держит себя на сцене группа Meldis. Вокалистка как бы за штурвалом, бэк-вокалист и гитарист – боцман, остальные музыканты – гребцы-матросы. Такое вот напрашивается распределение ролей.

- Сейчас я спою совсем новую песню, она, что называется, только что «из печки» - «Кузнечик». Рэй Брэдбери как-то сказал – не ручаюсь за точность цитаты, - что человек – сам себе машина времени, потому что он в любой момент может силой своей мысли и воображения отправиться в любую точку своей жизни, в будущее или в прошлое.

- Хотелось бы спеть ещё одну песню... о маме. Моей мамы уже нет более одиннадцати лет, но я стараюсь очень внимательно относиться к снам, в которых она приходит. После того, как её не стало, первые два года меня вообще не отпускало, она снилась каждую ночь. Я прислушивалась к советам, как сделать, чтобы так не происходило, поскольку это было очень мучительно для меня. У нас с ней была настолько сильная связь, что когда она ушла, меня это событие никак не отпускало. Через два года всё как-то прекратилось, но иногда она приходит, и я стараюсь запомнить, что она говорит. Это песня-сон, он приснился мне прошлой осенью. Честно говоря, я не знаю, что он означает, я просто проснулась и записала его.

- Посвящение маленькой дочери. Песня была написана в 2004 году. Я запомнила это время, как нечто очень страшное, потому что в Москве взрывались дома, какие-то жуткие вещи происходили в других городах России. Это сейчас мы знаем, что это было. А тогда ты приходил домой и боялся лечь в кровать. И вот рождается ребёнок, и ты волнуешься за его будущее, конечно, думаешь, что это будущее – будет. И вот в ту пору была написана эта песня («Кукла в кармане»).

- Лето практически началось, а летом очень хочется куда-то съездить. Я очень люблю Крым. Кому-то больше нравится Турция, Египет, а я иногда еду в Крым. И вот следующая песня о том, как там хорошо – рядом тёплое море, с которым ты проживаешь какой-то маленький кусочек твоей жизни, но тебе хочется, чтобы так – было всегда.
(...Звучит «Танго» - самая понравившаяся мне песня на концерте. Ещё запомнилась «Кукла в кармане».)

Завершила первое отделение «Песня попрошайки»

Довольно краткий сет – всего в три песни – сыграл Дмитрий Баулин.

- Мой альбом был записан 30 декабря 2009 года, - отметил Дмитрий. – Он очень долго вынашивался, и поэтому включает в себя песни разных лет. Хорошо ли это? Не знаю, но в любом случае, это лучше, чем если бы альбома не было вовсе. Сначала я вообще думал, что он будет выпущен в 2005 году. Самая первая песня на альбоме – и самая ранняя – благодаря которой мы с Зоей познакомились.

(Названия не сказал, но по номеру я её вычислила – это композиция «Я с тобой» - ассоциируется у меня не то с «Аквариумом», не то с «Калиновым Мостом». Этакий... «растаман из глубинки»+)

- Сейчас, только тональность вспомню, - произносит Д. Б. перед второй вещицей. – Вспомнил. Песня относительно новая, она написана недавно, называется «Самолёт».

Самая понравившаяся песня. Она-то и напомнила мне Холдена Колфилда – героя произведения «Над пропастью во ржи». Или лирического героя стихотворения Светланы Носенковой «Символ эры».

- Хочу представить вам ещё одного музыканта – он может играть очень долго, выполняет мои команды: я наступаю на педаль – и он играет. Ему даже имя дали на одном из концертов – назвали Фёдором. Это мой гитарный процессор. Теперь у него есть имя, а, значит, есть и душа.

(Звучит композиция «Причины» - тоже напоминает солнечное регги с лёгкой дымкой горечи. Да, я же ещё не назвала по именам всех музыкантов. Андрей Ладейщиков (скрипка), Александр Тарасов (аккордеон), и, как уже было означено выше – Зоя Ященко и Дмитрий Баулин (гитары, вокал и бэк-вокал).)

Возвращается Зоя.

- Я тут разобрала записки... – говорит она. – Я почитаю, а вы сходите покурите пока, - предлагает она музыкантам. Тем уговоры не требуются – сцена почти моментально почти опустела+) – Все, наверное, я читать не буду. Есть повторяющиеся, есть просьбы спеть те или иные песни. Ещё не буду зачитывать записки, в которых вы отвечаете на вопрос, почему вы сегодня первый раз пришли на наш концерт. Но ответов очень много, и это для меня важно. Ведь такая музыка, как наша... Я не могу сказать, что она невостребована – может, и востребована, но о ней почти никто не знает. Иногда кажется, что нас больше слушают в Интернете, чем в реальности, потому что никто нас не поддерживает – ни ТВ, ни радио, никто не пишет о нас в газетах, потому что мы – неформат. Я очень долго постигала, что это такое, потом поняла. Фабрика – это Алла Пугачёва, Дима Билан... Понятно, что у нас – жанр другой. Но мне всё равно кажется, что авторам старших поколений повезло немножко больше, потому что у них была информационная поддержка, газеты... То, что происходит сейчас, называется свободой слова. Но её – нет. Когда наша группа только родилась, о нас иногда писали в газетах, а теперь – нет. Так что на самом деле свободы слова сейчас нет. И я очень радуюсь, когда приходят на концерт новые люди, то есть что-то происходит естественным образом. Как цветок: он вырастает – сначала стебелёк появляется, листики, потом закрытая чашечка цветка, всё это очень медленно, и когда цветок раскрывается – появляется тонкий нежный аромат. Чем больше расркывается чашечка, тем сильнее этот аромат. Мне кажется, что с такими группами, как у нас, всё происходит именно так. На что-то другое надеяться трудно в современном мире. Поэтому спасибо вам и низкий поклон за смелость, которую вы проявили, приходя на группу, которую вы не знаете.(Далее Зоя читает записки и сразу же отвечает на содержащиеся в них вопросы).
- «Поёте ли Вы песни на стихи других авторов?» Вы знаете, нет. И я вообще не считаю себя певицей – я не кокетничаю, я говорю как есть. Я вообще думаю, что я – поэт. Но поскольку я когда-то давно вычитала у Иосифа Бродского, что в нашей стране поэзией интересуется только один процент населения – очень трудно быть услышанным, будучи поэтом. Поэтому я решила, что есть петь то, что ты хочешь сказать, то музыка – будет ближе людям. Ведь нет людей, которые вообще не поют. Поют по-разному, но поют ВСЕ – до глубокой старости. И поскольку я считаю, что я не совсем певица, я не имею права исполнять чужие стихи. У меня и голос-то – я же почти нашептываю. Есть очень много других людей с хорошими, сильными голосами. А я буду петь то, что пишет наша группа.

- «Зоя, а что после смерти? Какая духовная традиция Вам ближе?»
Знаете, я отношусь к тем людям, которые ни на чём не зацикливаются. А традиций, духовных поисков – их настолько много, и хочется за мою короткую жизнь узнать как можно больше. Я человек, не исповедующий какую-то конкретную религию, а человек, интересующийся религией.

- «Очень нравится партия баяна, может быть потому, что сам когда-то учился играть на этом инструменте. В целом вся группа гармонична. Саша сам пишет аранжировки?» (на самом деле Александр Тарасов играет не на баяне, а на аккордеоне, но Зоя нечёткой формулировки тактично не заметила). На самом деле Саша – человек уникальный, лауреат многих международных конкурсов. Я не стала учить их названия – это совершенно нереально, но, мне кажется, когда человек играет – сразу слышно, что играет он хорошо. Аранжировки в нашей группе пишет Дима. Он у нас самый главный человек. Где-то ещё была записка с вопросом «Кто у вас занимается организацией?» Дима. Он же – директор группы, саундпродюсер, все альбомы с 1999 года записывает он. Аранжировщик, музыкант... Я его называю «староста класса»: он всем ноты раздаёт, следит за соблюдением дисциплины, чтобы все вовремя приезжали на концерт.

- «Название «Белая Гвардия» - символ заката или будущего возрождения?» Были ещё записки с подобным вопросом. «Белая Гвардия» - это вообще белый цвет, который сочетает в себе все остальные существующие в природе цвета. Поэтому «Белая Гвардия» - это Гвардия, которая служит Белой Богине (в греческой мифологии – муза). Есть такой вот ответ на вопрос. А почему мы так назвались... Произошло это случайно. Песня «Белая Гвардия» была представлена на одном Грушинском фестивале. Мы вышли на сцену, а группы-то тогда как таковой ещё и не было – просто собрались друзья, которым нравилось играть вместе музыку. Перед жюри надо было положить листочек с текстом, что мы и сделали. Итак, песня называлась «Белая Гвардия», и тут нас спросили: «А как называется группа?» И к этому вопросу я готова не была. Растерялась... Вижу этот листочек с текстом, и с перепугу говорю: «Белая Гвардия». Я думала, что это на один вечер, а потом мы хорошо подумаем и придумаем красивое название... «Ногу Свело», например. (По залу пролетела искорка веселья, кто-то рассмеялся). Словом, что-то неоднозначное, потому что все считают, что с нынешним названием мы имеем отношение к белому движению. Всё произошло очень быстро. На Грушинском фестивале собирается около трёх тысяч людей, и на следующее утро ходили люди по территории и спрашивали: «А где группа «Белая Гвардия»?» И я поняла, что по крайней мере тем летом по-другому называться было уже нельзя, не будешь же каждому объяснять, что ты не тот, кем себя назвал. А потом всё так и осталось. Я мучилась. Потому что бывали случаи, когда конферансье, выходя на сцену, объявлял: «А сейчас выступает группа «Красная Армия». (Вторая порция веселящего газа выпущена в зал). Ему казалось, что он ничего не перепутал. Много было курьёзов. И однажды я задала вопрос Борису Борисовичу Гребенщикову, который навсегда отбил у меня охоту менять название. Мы случайно оказались вместе в одном путешествии, и я говорю: «Вот что мне делать? У Вас такое красивое название – «Аквариум», а у нас... Он отвечает: «Да ты что! Ни в коем случае не меняй, сама подумай, как сокращенно будет: «БГ». А если между «Б» и «Г» поставить «О» - получится «Бог», так что это название Богом дано. И не спорь». Я больше и не спорю.

- Прочитаю одну записку с ответом на вопрос «Почему Вы пришли на концерт «Белой Гвардии»?», поскольку она созвучна моему настроению сейчас. «Альбом «Это всё ты...» выручил меня восемь лет назад после расставания, помог обрести устойчивость, до сих пор помню каждое слово. И сейчас альбом меня очень трогает». Для меня альбом «Это всё ты...» тоже очень важный, потому что я его тоже написала в момент расставания. Я осталась одна с дочкой – у меня сейчас их две, одна большая , другая маленькая. Я совершенно не понимала, как мне жить. И эти песни... Знаете, наверное, надо выплакать всё, и тогда приходит что-то новое, душа очищается. Этот альбом – и слёзы, и свет, надо было всё выговорить, чтобы пришло новое. Очень важно для меня, что этот альбом, наконец, появился в хорошем качестве, без ошибок. Стилистика сохранилась, но он стал нежнее. ...Мне тут из-за кулис показывают, что я много разговариваю. Ну что ж, значит, три песни вычеркиваем (недовольный гул слушателей...)
Зоя просит прощения за то, что некоторые песни группа не сыграет – дело в томо, что не все песни знает скрипач, да и не все созвучны концепции концерта.
- Сегодня у нас другой скрипач, и мы с ним очень немногое успели отрепетировать. Прошу прощения.

- «Как изменились Ваше мироощущение с рождением ребёнка?»
До рождения дочери я всем желала любви, вдохновения, творчества... Когда она родилась, я стала всем желать нежности и терпения.

- «Поёт ли Ваша дочь?» В каких-либо кружках, школах – нет, не поёт.

- «Мы слышали песню «Королева», и она нам очень понравилась. Сыграете ли Вы её? И какова история её написания?» Нет, увы, не сыграем, по вышеизложенным причинам. История написания... Я подумала, что каждая женщина должна хотя бы однажды почувствовать себя королевой. Пусть даже она живёт скромно, бедно, и у неё нет возможности путешествовать, поужинать в дорогом ресторане... Хорошо бы, чтобы хотя бы раз сложилась такая ситуация, чтобы она почувствовала себя королевой. В это время в неё все влюбляются, она покоряет сердца и чувствует себя уверенно, у неё всё получается. А сама песня о том, что этот промежуток времени – очень маленький. Вышла она на альбоме «Заводной сверчок».

Приглашаю музыкантов на сцену, и - последняя записка, детским почерком: «У меня сегодня День Рождения, есть ли у вас особая песня? И зовут меня Софья Алексеевна». Что ж, для Софьи Алексеевны надо спеть. Когда у человека День Рождения, он просыпается и понимает, что сегодня всё – для него, что сегодня всё очень особенное. Поэтому я хочу спеть песню (она взрослая, конечно...), она называется «Это всё ты...» Потому что в этот день всё – для тебя, и ты – причина всего.

Звучит означенная композиция... Скрипка так живо напоминала извечный сюжет в метрополитене: толпа, жара, гонка на выживание на эскалаторе, и – какая-нибудь девушка со скрипкой, стоящая у стены – как будто она из параллельного мира, её не тревожат ни спешащие пассажиры, ни возможные взрывы... Она словно баюкает своей мелодией растревоженный осиный рой, заговаривает змею, готовую сделать смертельный бросок. И некоторые люди прислушиваются к её игре, да и не заметить её – нельзя...

Жаль, на этом концерте не было флейты...

Далее звучит «Дорожный блюз» и ещё одна неназванная композиция. Отмечу экспрессивную, яркую манеру Дмитрий Баулина вести себя на сцене, он играет и двигается так, будто вызывает – не то на дуэль, не то на колючий, бескпомпромиссный разговор, где нет места даже намёкам на лицемерие, где царит прямота и честный взгляд в глаза.
«Посвящение Марине Цветаевой» напомнило строки, которые посвящали Поэту многие... И, не стану скрывать, я тоже. Может быть, немного кривые, зато честные. Во время исполнения по залу бегают маленькие дети, ускользнувшие от бдительного ока родителей – такие... светлячки в темноте зала. Поётся – о прошлом и немного о настоящем, а они – дети – это будущее... Которое непременно есть, даже для Марины Ивановны.
«Колыбельная для большого города» - насколько я успела уяснить, очень характерная для группы песня – но опять же таки, очень не хватает флейты...

- Сейчас будет маленький сюрприз, - объявляет Зоя. – Наши скрипач и аккордеонист – это вообще дуэт, когда свободны от игры в группе. Мне бы хотелось, чтобы они сыграли для вас, потому что это совсем другая музыка. В группе им не развернуться. Так что сейчас они вам покажут.

И показали. Сначала была Музыка, и Музыка была у группы «Белая Гвардия»+) Александр Тарасов и Андрей Ладейщиков блестяще отыграли свой сет, и на какой-то миг мне показалось, что я где-то в тридцатых годах или даже в более раннем времени. Закрыв глаза, можно было не думать о том, что сидишь в зале ТЮЗа в городе Королёв. Музыка говорила, что я – где-то на светском вечере, или в кафе «Бродячая собака», где собирались поэты Серебряного века...

Звучит песня «Питер» (которую в записках просили исполнить многие слушатели-зрители). «Поэтому – «Питер», - провозглашает Зоя).
Одно из самых ярких впечатлений концерта. Завершает же выступление песня «Белая Гвардия» - посвящение Александру Галичу и, по словам вокалистки, «всем, кто вынужден был уехать из России».

...Я до сих пор пою «Питер», а в планах – найти и послушать все альбомы «Белой Гвардии» и снова прийти на концерт+)»

Долгожданное интервью+) Побродив по сцене, поговорив немного с Михаилом Новиковым, который меня приглашал пойти в «поход выходного дня» (в который пойти очень хочется, но выходные у меня будут – после сессии+) К которой надо готовиться+), я поднялась в гримёрку. Зоя выглядела немного уставшей и в то же время радостной.
 - Я начну интервью немного не так, как Вы, наверное, ожидаете и как привыкли: я отвечу на Ваш вопрос: откуда я знаю о группе «Белая Гвардия»? Однажды я услышала Вашу песню в электричке.
 - Где?! – недоумевает Зоя.
 - В электричке, - повторяю я. – Иногда ходят по вагонам молодые и не очень люди, поют для пассажиров. И однажды в вагон вошла девушка и, как водится, начала наигрывать на гитаре мелодию. Я вслушалась – в мелодию, в слова... И поняла, что это Музыка. Набрала пару строчек из песни в Интернете – и обнаружила, что автор – группа «Белая Гвардия».
 - Ничего себе... Никогда раньше такой истории не слышала, - чуточку застенчиво произносит вокалистка.
 - В одной из Ваших песен сегодня прозвучала строка: «Этот мир не изменить». Что Вы вкладываете в эти слова? Действительно ли, по-Вашему, мир не изменить? Можно ли изменить мир и людей к лучшему – и если всё же да, то как?
 - Наверное, если бы я думала, что мир совсем не изменить, то я не занималась бы тем, чем мы сейчас занимаемся. Я бы просто не пела. Мне кажется, что можно изменить совсем чуть-чуть – только то, что вокруг тебя. Но это доступно каждому. Когда начинаешь разбираться, думать, в глобальном плане – становится страшно, жутко, и понимаешь, что ты такой маленький, и ты мало что сможешь сделать. Хорошая музыка, молодёжные движения могут что-то менять. Но на мой взгляд, не глобально.
 - Пусть Ваша музыка внесёт свою лепту в объединение людей, чтобы изменения произношли более масштабные. И в связи с этим второй вопрос: что бы Вы сказали, обращаясь ко всем людям на Земле?
 - Знаете... Я очень люблю бывать в Индии... И... сложно одной фразой сказать. Но вот, к примеру, мы ехали в поезде, а там принято – если что-то человек съел, выпил, то обёртку, фантик – сразу бросил на пол. Потому что у них так принято. И когда люди увидели, что мы убираем что-то после себя в пакет, они очень сильно удивились. Им такое даже в голову не приходит. Другой пример... Мы сейчас живём в Мытищах. Стоит войти в лес – и первые полтора километра напоминают свалку. Цивилизация, называется. А дальше – людям уже лень идти, дальше – это далеко. Там и  начинается лес, и вокруг чисто и красиво, и ты понимаешь, что ты в лесу – прекрасные запахи, прекрасный вид... Вот если бы человек жил чисто и красиво... Он порой не думает, что сорит, что говорит некрасивые слова, обижает ими других.... Просто потому, что не привык думать: сделал что-то некрасивое – и всё. И если бы каждый жил чисто и красиво – мир бы изменился.
 - Как бы Вы описали Ваши впечатления от Королёва? Вы здесь уже второй раз, наверное, есть у Вас своя картина этого города?
 - Очень маленький уютный городок, и столько сосен. Я их очень люблю, сосна – моё дерево. Очень люблю королёвский воздух.
 - Ваши пожелания жителям наукограда?
 - Когда посмотришь вокруг... В других странах люди понимают, что такое процветание, а здесь его не хватает. Когда человек процветает – он красив, он свет излучает. Так что королёвцим – процветания!
 - Благодарю!
С этими словами я взяла у Зои Ященко автограф – очень дружелюбно восприняла она мою просьбу и подписала свою книгу, которую я приобрела в антракте и которую продолжаю читать. А после я непременно найду и послушаю все её альбомы. И снова приду на концерт. И напишу статью, буду «информационной поддержкой».+)

...Фф-у-ф... Нет, такого ощущения, будто разгрузила вагон угля, у меня нет. Есть ощущение, будто пишу летопись. «В штабе отсиделся, писарем»+) Наверное, статью назову «Сентиментальная муза». И, наверное, писать её буду в этом же файле. И потом принесу в «Неделю в Подлипках» (естественно, только статью, настоящий отчёт – для истории и, если левая пятка изъявит согласие, для избранных+) И псевдоним возьму.


Сентиментальная муза

Музыку, которую исполняет группа «Белая Гвардия», сами её участники называют сенти-ментальным роком. Пожалуй, такая музыка – как сказал бы Иван Ефремов – «на лезвии бритвы», это – союз чувств и разума, начал Инь и Ян. 26-го мая этот замечательный коллектив посетил Королёв в рамках концерта, организованного бард-клубом «Пилигрим».
Признаться, до концерта я знала всего пару песен группы. Однако эти песни прочно обосновались в моей памяти, и при виде афиш с именем Зои Ященко я спешно решила посетить концерт.
Он начался в ТЮЗе в 19:15 (редкая для рок-групп пунктуальность!). Зоя очень приветливо обратилась к залу, более половины которого, как выяснилось, творчество «Белой Гвардии» тоже знает неважно.
 - Я очень радуюсь, - отметила Зоя Ященко, - когда приходят на концерт новые люди, то есть что-то происходит естественным образом. Как цветок: он вырастает – сначала стебелёк появляется, листики, потом закрытая чашечка цветка, всё это очень медленно, и когда цветок раскрывается – появляется тонкий нежный аромат. Чем больше раскрывается чашечка, тем сильнее этот аромат. Мне кажется, что с такими группами, как у нас, всё происходит именно так. На что-то другое надеяться трудно в современном мире. Поэтому спасибо вам и низкий поклон за смелость, которую вы проявили, приходя на группу, которую вы не знаете.
Программа, с которой выступал коллектив, носила название «Это всё ты...» - так же, как одноимённый альбом. Музыканты рассказали, что этот альбом давний, но очень ими любимый, и, поскольку им хотелось бы добиться «взрослого» звучания, он был перезаписан.
Удивительно по-дружески Зоя вела концерт, но отдельного слова заслуживает и гитарист Дмитрий Баулин, спевший три композиции со своего дебютного альбома «Один шаг». Дмитрий – саунд-продюсер и директор группы. Держится на сцене очень уверенно, и в каждом жесте – вызов, не то на дуэль, не то на честный разговор или взгляд в глаза.
Концерт состоял из двух отделений – в перерыве можно было приобрести диски группы и книгу песен и рассказов Зои Ященко.
Если говорить о звучании – пожалуй, следует сказать, что оно очень непохоже на звучание большинства современных рок-групп. Две гитары, перкуссия, аккордеон и скрипка вызывают ощущение, будто находишься в прошлом тысячелетии, годах в тридцатых, а то и вовсе в Серебряном веке.
«Белая Гвардия» практикует на своих концертах разговор со зрителями через записки. И на этот раз их было очень много, процитирую лишь пару вопросов и ответов.
 - «Название «Белая Гвардия» - символ заката или будущего возрождения?» Были ещё записки с подобным вопросом. «Белая Гвардия» - это вообще белый цвет, который сочетает в себе все остальные существующие в природе цвета. Поэтому «Белая Гвардия» - это Гвардия, которая служит Белой Богине (в греческой мифологии – муза). Есть такой вот ответ на вопрос. А почему мы так назвались... Произошло это случайно. Песня «Белая Гвардия» была представлена на одном Грушинском фестивале. Мы вышли на сцену, а группы-то тогда как таковой ещё и не было – просто собрались друзья, которым нравилось играть вместе музыку. Перед жюри надо было положить листочек с текстом, что мы и сделали. Итак, песня называлась «Белая Гвардия», и тут нас спросили: «А как называется группа?» И к этому вопросу я готова не была. Растерялась... Вижу этот листочек с текстом, и с перепугу говорю: «Белая Гвардия». Я думала, что это на один вечер, а потом мы хорошо подумаем и  придумаем красивое название... «Ногу Свело», например. (По залу пролетела искорка веселья, кто-то рассмеялся). Словом, что-то неоднозначное, потому что все считают, что с нынешним названием мы имеем отношение к белому движению. Всё произошло очень быстро. На Грушинском фестивале собирается около трёх тысяч людей, и на следующее утро ходили люди по территории и спрашивали: «А где группа «Белая Гвардия»?» И я поняла, что по крайней мере тем летом по-другому называться было уже нельзя, не будешь же каждому объяснять, что ты не тот, кем себя назвал. А потом всё так и осталось. Я мучилась. Потому что бывали случаи, когда конферансье, выходя на сцену, объявлял: «А сейчас выступает группа «Красная Армия». Ему казалось, что он ничего не перепутал. Много было курьёзов. И однажды я задала вопрос Борису Борисовичу Гребенщикову, который навсегда отбил у меня охоту менять название. Мы случайно оказались вместе в одном путешествии, и я говорю: «Вот что мне делать? У Вас такое красивое название – «Аквариум», а у нас... Он отвечает: «Да ты что! Ни в коем случае не меняй, сама подумай, как сокращенно будет: «БГ». А если между «Б» и «Г» поставить «О» - получится «Бог», так что это название Богом дано. И не спорь». Я больше и не спорю.
- «Поёте ли Вы песни на стихи других авторов?» Вы знаете, нет. И я вообще не считаю себя певицей – я не кокетничаю, я говорю как есть. Я вообще думаю, что я – поэт. Но поскольку я когда-то давно вычитала у Иосифа Бродского, что в нашей стране поэзией интересуется только один процент населения – очень трудно быть услышанным, будучи поэтом. Поэтому я решила, что если петь то, что ты хочешь сказать, то музыка – будет ближе людям. Ведь нет людей, которые вообще не поют. Поют по-разному, но поют ВСЕ – до глубокой старости. И поскольку я считаю, что я не совсем певица, я не имею права исполнять чужие стихи. У меня и голос-то...  я же почти нашептываю. Есть очень много других людей с хорошими, сильными голосами. А я буду петь то, что пишет наша группа.
В финале состоялось краткое интервью с вокалисткой. У неё чуточку застенчивое, задумчивое, вдохновенное лицо, такое, словно она про себя напевает колыбельную песню, словно у настоящей Музы из Древней Греции. Отмечу, что Зою Ященко интересовало, каким образом люди, пришедшие на концерт группы первый раз, узнали о «Белой Гвардии». Каково же было её удивление, когда я произнесла:
 - Зоя, я впервые услышала Вашу песню... в электричке. Однажды в вагон вошла девушка и начала наигрывать на гитаре мелодию. Я вслушалась – в мелодию, в слова... И поняла, что это Музыка. Набрала пару строчек из услышанной композиции в Интернете – и обнаружила, что исполняет её «Белая Гвардия».
В одной из Ваших песен сегодня прозвучала строка: «Этот мир не изменить». Что Вы вкладываете в эти слова? Действительно ли, по-Вашему, мир не изменить? Можно ли изменить мир и людей к лучшему – и если всё же да, то как?
 - Наверное, если бы я думала, что мир совсем не изменить, то я не занималась бы тем, чем мы сейчас занимаемся. Я бы просто не пела. Мне кажется, что можно изменить совсем чуть-чуть – только то, что вокруг тебя. Но это доступно каждому. Когда начинаешь разбираться, думать, в глобальном плане – становится страшно, жутко, и понимаешь, что ты такой маленький, и ты мало что сможешь сделать. Хорошая музыка, молодёжные движения могут что-то менять. Но на мой взгляд, не глобально.
 - Пусть Ваша музыка внесёт свою лепту в объединение людей, чтобы изменения произношли более масштабные. И в связи с этим второй вопрос: что бы Вы сказали, если бы у Вас была возможность обратиться ко всем людям на Земле?
 - Знаете... Я очень люблю бывать в Индии... Сложно одной фразой сказать. Но вот, к примеру, мы ехали в поезде, а там принято – если что-то человек съел, выпил, то обёртку, фантик – сразу бросить на пол. Потому что у них так принято. И когда люди увидели, что мы убираем что-то после себя в пакет, они очень сильно удивились. Им такое даже в голову не приходит. Другой пример... Мы сейчас живём в Мытищах. Стоит войти в лес – и первые полтора километра напоминают свалку. Цивилизация, называется. А дальше – людям уже лень идти, дальше – это далеко. Там и  начинается лес, и вокруг чисто и красиво, и ты понимаешь, что ты в лесу – прекрасные запахи, прекрасный вид... Вот если бы человек жил чисто и красиво... Он порой не думает, что сорит, что говорит некрасивые слова, обижает ими других.... Просто потому, что не привык думать: сделал что-то некрасивое – и всё. И если бы каждый жил чисто и красиво – мир бы изменился.
 - Как бы Вы описали Ваши впечатления от Королёва? Вы здесь уже второй раз, наверное, есть у Вас своя картина этого города?
 - Очень маленький уютный городок, и столько сосен. Я их очень люблю, сосна – моё дерево. Очень люблю королёвский воздух.
 - Ваши пожелания жителям наукограда?
 - Когда посмотришь вокруг... В других странах люди понимают, что такое процветание, а здесь его не хватает. Когда человек процветает – он красив, он свет излучает. Так что королёвцам – процветания!
 - Благодарю!
С этими словами я взяла у Зои Ященко автограф – очень дружелюбно восприняла она мою просьбу и подписала свою книгу, которую я приобрела в антракте и - которую продолжаю читать.
А после того, как прочитаю, непременно найду и послушаю все её альбомы. И снова приду на концерт.