Гегель и Маркс

Сергей Корягин
"Философский штурм", Игорю Д. Вы хотите на пустом месте построить здание общественной науки, где должен быть «новый адекватный подход и более богатый язык описания современного мира». И предлагаете на первый случай опереться на «борьбу элит». Очень зыбкое и чисто субъективное основание – борьба элит, и никакая наука на нем не устоит. В общественной науке не удастся обойти ни Гегеля, ни его ученика Маркса. Можно обойти деревню Киселево справа или слева, чтобы попасть в деревню Воробьево, в науке это не получится. Маркс – это целая эпоха, марксизм ассимилировал в себе все значимые идеи своего времени и создал на их основе свою цельную концепцию. Цельную настолько, что ее можно назвать тоталитарной. Выйти из марксизма можно только через марксизм,  изучив значимые отступления от гегелевской философии, которые он на свой лад осуществил. Классовую борьбу не Маркс придумал, он просто положил этот феномен в основу своей теории; он очень любил борьбу и видел в ней счастье. Термины  капитализм и социализм – термины «с бородой», Маркс  с умом приспособил их для себя.

Первое и главное отступление. Материальные факторы в общественной жизни не являются ведущими, как полагал Маркс, они составляют лишь основу образа жизни людей. Человек – идеально-материальное существо, и идеальное в нем ведет, определяет направление развития. Общественный коллектив – идеально-материальный феномен общественной жизни, и идеальное в нем ведет, определяет направление развития. Истина в такой же мере субъект, как и объект. Их единство – идея. Идея, но не объект. При всей кажущейся беспристрастности Гегеля к объекту и субъекту, активность он отдает второму. Человек может идти в определенном направлении лишь тогда, когда видит дорогу. Незрячий человек обречен кружиться на одном месте.

Второе отступление. По Гегелю, «Всемирная история – прогресс в сознании свободы». И здесь философ выделил три эпохи: Древний Восток – свободен один (тиран), Античная эпоха – свободны некоторые, Христианская эпоха – свободны все. Не реально свободны, но пока в сознании. Реально свободными люди статут тогда, когда все самосознания признают друг друга в качестве равных и в процессе борьбы добьются равного положения. Нельзя освободить человека, пока он по своему самосознанию раб. В этой ситуации попытка его освободить приведет лишь к тому, что он попадет лишь в другое рабство. Марксово освобождение не связано с развитием самосознания, но связано с изменением форм собственности. На последнем этапе истории (все предыдущие эпохи были предысторией) приходят некие вожди и, используя недовольство пролетариата, революционным способом упраздняют частную собственность, уничтожают ее носителей  и организуют коллективный труд на общественных предприятиях. Так реальное освобождение подменяется освобождением от собственности. И раб по сути, по сознанию, остается рабом, потому что свобода для него – все равно что очки для мартышки.

Третье отступление, оно связано с теорией развития. По Гегелю, закон отрицание отрицания не ведет к тотальному отрицанию одной из противоположностей, но ведет к сохранению обеих противоположностей в неком третьем, более высоком, в более конкретном качестве. По дороге вверх, дух «все свое несет с собой» – и жизнь, и смерть, и добро, и зло, –  идеализируя пройденное. Марксов пролетариат как одна  из противоположностей общественного развития уничтожает буржуазию как класс, якобы потерявший историческую ценность, и строит (под руководством вождей) общество без противоположностей, строит тупиковое общество – коммунизм. Маркс попытался снять бесконечность исторического процесса, насилуя гегелевскую логику.

Четвертое отступление. Отчуждение. Гегелевский дух отчуждает от себя все спрятанные в его тайниках богатства в виде идей, а также в форме реального бытия, реальной действительности, развивающейся во времени, и снимает эти свои отчуждения. При этом снимает неразумное в действительности с помощью работы духа. Революционна ломка в его теории рассматривается как неразумный вариант снятия (Французская революция). Хотя дух переносит все, что «кипит» в его недрах. У Маркса революционному снятию, ломке, срезанию голов отдается приоритет. Революции – локомотивы истории, отсюда – упование на диктатуру пролетариата. Четверг, 22 марта 2012 г.