23 февраля

Владимир Казаков Нн
  13      лет прошло, как  ряды  Вооруженных Сил сомкнулись после моего ухода в отставку. Прослужил 29 лет. Начинал  в высшем военно-политическом училище ПВО в Ленинграде. Затем 5 лет в Латвии замполитом роты охраны. 3 года в Оленегорске на Кольском полуострове.  Академия им. В.И. Ленина в Москве. 5 лет около Балхаша в пустыне Бетпак-Дала. Год в радиотехнической бригаде в Нижнем, 8 лет в зенитно-ракетном училище.

  Было не просто. Представления об армии в 17 лет – практически ноль. И никогда  мальчишкой не то что не мечтал об армии, с пренебрежением относился к ней.

  Но решения в критические моменты жизни принимаю быстро и кардинально, а главное правильные, за которые не стыдно. Я горжусь своей службой в Вооруженных Силах. Через мою душу прошли тысячи парней, самых разных и мне не стыдно смотреть им в глаза. Не стыдно общаться  с их матерями, невестами… Ни один из моих подчиненных не закончил свою жизнь в армии, ни один не стал инвалидом, ни один не попал в заключение. Многие из  них стали мужчинами. А это было сложно, порой невозможно. Для этого  предстояло самому порой в невозможных условиях остаться человеком, идти против течения очень бурной реки жизни, традиций.

  Всё не расскажешь. Но капельку…

  1974 год, сентябрь, только что назначен замполитом в роту охраны на важнейшем объекте страны. 120 человек солдат, 5 офицеров. Каждый день они уходят с автоматами в караул. Остаются одни. За всё, что там случится в ответе в том числе и в первую очередь, замполит. Мне 21 год. Старший призыв солдат старше меня. Днём, когда все офицеры на месте,  всё  как в газете «Красная звезда»…

  Все, да не всё. Не зря же я любил в театры в Ленинграде ходить. Чувствую фальш. Не верю…  Попросил старшину на вечерней поверке подольше в строю всех подержать, а сам как бы домой, но зашел на этаж с пожарного входа с другой стороны здания … 

  Как только закончилась поверка, старшина ушел домой(он и не знал ничего) и что тут началось в казарме... Трагическая смена лубочной картинки декораций на полууголовные  зековские. Всё же смог выдержать просмотр этого  акта спектакля  минут 5. Я хорошо бегаю: за 45 секунд сумел промчаться три этажа вниз и три этажа вверх, смять все выставленные заслоны   «шестерок» и картина « не ждали» была нарисована неизвестным художником…

  Есть такое понятие: энергия «ци». Я раскидал всю эту мразь отношений, хотя, в общем то, интеллигент по натуре.

  Наутро был разбор полетов. Главным итогом, как оказалось  в последствии, стало то, что здоровые нравственно  солдаты  поверили: мне не всё равно. 

  Через неделю днём, ко мне подошел солдат и тихо сказал: «Вам сегодня ночью уходить из казармы нельзя». Всё. Больше ничего. Вызвав сержантов в канцелярию и сыграв роль всезнайки, постучав кулаком по столу, напомнил об уголовной ответственности. Через минуту они признались. Сегодня  утром молодой солдат не встал по подъему и спросонья ударил дежурного. Ночью в курилке его будут делать инвалидом… Это люди, которые каждый день одни на сутки уходят с автоматами…

  С командиром роты построили эту сотню архаровцев. Вывели из строя этого «салагу», отчитали, арестовали на 10 суток гауптвахты и спасли его от расправы… Его фамилия Андрющенко, призыв май 1974 года.

  Через год он стал старшиной…