Чёрные и бедные, умирающие в Новом Орлеане 2005

Мария Донченко
Заявление Социалистической партии свободы по поводу урагана «Катрина».
Чёрные и бедные, умирающие в Новом Орлеане, – побочный ущерб для капитала.
Ураган Катрина, разрушительному действию которого подвергся Новый Орлеан и побережье залива на протяжении 400 миль, показал миру классовые и расовые реалии Соединённых Штатов. На первых полосах газет, в мировых новостях и на местном уровне обсуждался тот факт, что граница жизни и смерти прошла по цвету кожи и материальному положению. К тому же следует добавить, что большинство бедных в Соединённых Штатах – это темнокожие женщины, их дети, пожилые люди и инвалиды. Эти люди в полной мере почувствовали на себе удар урагана, потоки ядовитой воды и пренебрежительное отношение администрации Буша. Бедствие в Новом Орлеане и на побережье – это не оторванное от жизни явление, это прямое следствие погони капитала за прибылью за счёт тех, кого сочли людьми второго сорта из-за их пола, расы, материального положения.
Большинство тех, кто не смог уехать из Нового Орлеана перед ударом «Катрины», были чернокожими бедняками. Это один из самых бедных городов в США: около трети населения живёт в нищете. В городе процветают коррупция, жестокость полиции, неприкрытый расизм, нищета и безработица, неграмотность и насилие. Более двух третей жителей Нового Орлеана были афроамериканцами, в основном потомками рабов, построивших город. В Нижнем Девятом Квартале, районе, принявшем на себя самый сильный удар, чернокожими были 98% жителей.
Когда ураган прошёл, телевидение показало ужасающие картины тысяч людей на крышах, ищущих еду и воду среди развалин или страдающих от голода и жажды в прогнивших «убежищах». Зрители новостей были шокированы видами мёртвых тел, лежащих на улицах по несколько дней или плавающих в затопившей город воде. Число погибших в результате «Катрины» ещё неизвестно, но оценивается в несколько тысяч.
Несмотря на разрушения, насилие, раны, болезни и страх, справедливое возмущение, выжившие продемонстрировали удивительное сочувствие и солидарность. Были опубликованы сообщения о случаях героизма и самопожертвования. В теленовостях рассказали о нескольких матерях, посадивших 17 своих детей в лодку и попросивших мужчину, сидевшего на вёслах, отвезти их в безопасное место, в то время как сами они остались перед лицом прибывающей воды. Канадский журналист опроверг сообщения о хаосе на улицах следующим свидетельством: «Я вижу, как молодые люди заботятся о пожилых, относительно здоровые заботятся о больных, люди делятся своими скудными запасами. Здесь действительно имеют место преступления и насилие, нервы у всех на пределе, людей переполняет чувство безнадёжности (Toronto Star).
Помощи слишком мало, приходит она слишком поздно. Отсутствие заботы о людях со стороны властей проявилось в полной мере при приближении шторма, когда губернатор Луизианы Кэтлин Бланко призвала жителей «молиться об ослаблении шторма» до 2 категории, отказавшись в то же время мобилизовать транспорт для тех, у кого не было возможности покинуть город.
Президент Буш и федеральные власти отреагировали бессердечно, несвоевременно и неадекватно. Рэппер Кейни Вест выразил чувства многих афроамериканцев, когда сказал по национальному телевидению, что США настроены «помогать бедным, чёрным, малообеспеченным так медленно, как только возможно». Он добавил: «Джордж Буш не заботится о судьбе чёрного населения».
Буш дополнительно оскорбил оставшихся в живых своими заявлениями о жёстком обращении с грабителями. СМИ нагнетали истерию о «вооружённых убийцах», творящих беззаконие. В то время, как цветное население боролось за еду и предметы первой необходимости для выживания, полиция получила приказ прекратить поиски выживших, чтобы охранять супермаркеты Wal-Marts.
Массовые убийства, совершённые полицией, не привлекли должного внимания прессы. Зато леденящие душу истории о нападениях и изнасилованиях, не имеющие под собой достаточных оснований, получили широкое распространение. Белые расисты всячески подчёркивают проявления «животных инстинктов» чёрных против белых.
Хотя еда, вода и транспортные средства текли в город тонкой струйкой, нефтяные компании быстро позаботились о себе. Была прервана деятельность более 10 основных компаний по очистке нефти в Мексиканском заливе, но многие из них восстановились уже через неделю. Буш вскрыл федеральные нефтяные резервы, н нефтяные компании воспользовались возможностью взвинтить цены на газ до фантастического уровня. То, что происходило, называется беззастенчивой спекуляцией, причём в наиболее пострадавших районах цена на газ достигла $5.00 за галлон. Буш также немедленно смягчил требования по защите окружающей среды, допуская большее загрязнение со стороны производителей бензина. И всё это в то время, когда четыре крупнейшие нефтяные компании – ExxonMobil, ChevronTexaco, RoyalDutch/Shell Group и BP Group PLC – получили около 100 миллиардов долларов прибыли за последние 18 месяцев.
Капитализм убивает. В то время, как политики заламывают руки по поводу «стихийного бедствия», они не замечают того, что люди погибли в результате их собственной политики. Эта трагедия, которой можно было избежать, высветила губительную капиталистическую систему ценностей, которая ставит прибыли выше человеческой жизни.
Политическая элита получала множество предупреждений, что Новый Орлеан, находящийся ниже уровня моря и окружённый со всех сторон водой, может подвергнуться катастрофическому наводнению. Власти знали, что массовая эвакуация жителей займёт несколько дней. Сценарий «Катрины» был предсказан во многих докладах и научных статьях. Предупреждали, что неограниченное освоение побережья разрушит миллионы акров болот, защищавших прибрежные постройки от штормов. Учёные доказали, что растущая интенсивность ураганов связана с глобальным потеплением и повышением температуры поверхности моря в Мексиканском заливе. Другими словами, неконтролируемая производственная деятельность США приводит к сильнейшим ураганам. Но этот вопрос следует адресовать корпорациям – спонсорам политиков.
В течение десятилетий федеральное правительство – и при республиканцах, и при демократах – сознательно отказывалось поддерживать в надлежащем состоянии или укреплять защитные дамбы Нового Орлеана. Финансирование защиты от ураганов и наводнений снизилось до рекордного уровня в истории Нового Орлеана – на 44.2% с 2001 г. Вальтер Маэстри, руководитель аварийной службы Джефферсон Периш в Луизиане, говорил в интервью “Times-Picayune” в июне 2004 г.: «Похоже, что эти средства из президентского бюджета ушли на обеспечение внутренней безопасности и на войну в Ираке, и я думаю, что это та цена, которую нам приходится платить». Просьбы Корпуса военных инженеров о выделении дополнительно 250 миллионов долларов для работ на Новоорлеанской дамбе не были удовлетворены. Ответ был понятен: зачем чинить дамбы или строить новое жильё для бедных и рабочего класса, если неминуемая катастрофа, очевидно, ляжет на плечи кого-то другого? И не является ли это убийством ради продвижения нефтяных интересов США в Ираке?
Когда шторм пронёсся над Мексиканским заливом и прилежащими штатами, более трети Национальной гвардии Миссиссипи и Луизианы сражались в Ираке. Их снаряжение, включая генераторы, системы очистки воды и другое необходимое оборудование для жизнеобеспечения и предметы первой необходимости, также находилось за океаном. Были затрачены бесценные часы и дни, пока неповоротливая бюрократическая машина доставила необходимое оборудование из других частей страны.
Ничто так ярко не подтверждает тот факт, что в трагедии виновен капитализм, как реальный пример из жизни, как справилось с подобной ситуацией рабочее государство Куба. Примерно за месяц до «Катрины», 14 июля 2005 г., над Кубой пронёсся ураган «Деннис», 4 категории, как и «Катрина». Несмотря на убытки от эмбарго США и отсутствие обширных ресурсов, которые США имеют в своём распоряжении, кубинское правительство смогло снизить число жертв до 16 человек, вовремя эвакуировав 1,5 миллиона жителей. Несомненно, у богатейшей нации в мире была техническая возможность сделать то же самое. Но возможность и желание – две разные вещи.
План социалистов по помощи жертвам «Катрины». Более 500.000 жителей покинули побережье Мексиканского залива. Теперь правительству предстоит гигантская работа по воссоединению семей беженцев, поиску для них еды, одежды, медикаментов, жилья, работы, школ и т. д. Джордж Буш будет делать пустые заявления, о том, что беженцы должны утешиться неизбежностью судьбы и уповать на бога. Halliburton и другие корпорации уже потирают руки в ожидании выгодных контрактов, в надежде на сохранение антипрофсоюзных, расистских, дискриминационных трудовых норм южных штатов.
Чтобы предотвратить развитие этого позорного сценария, мы должны выражать свой протест.
Наши требования:
1. Гарантировать немедленное обеспечение жильём, едой, медицинское обслуживание и заботу о детях всем, кто в этом нуждается, за счёт правительства. Превратить национальные развлекательные комплексы в Вашингтоне (округ Колумбия), ранчо Буша в Кроуфорде (Техас), военные базы и Кемп-Девид в убежища для пострадавших.
2. Учредить широкомасштабные программы помощи и немедленно начать строительство жилья. Разместить оставшихся без крова за государственный счёт и возместить им расходы, связанные с переселением.
3. Компенсировать ущерб беднякам и рабочим, потерявшим дома, личную собственность и работу.
4. Списать всем пострадавшим задолженности по кредитам, аннулировать все долги за уничтоженные автомобили.
5. Установить государственные пределы цен на бензин, дизельное топливо, нефтепродукты и природный газ на уровне, который сокращает прибыли корпораций как минимум на 75%.
6. Немедленно вернуть на Родину Национальную гвардию и все войска из Ирака и Афганистана. Перевести деньги с военных расходов на социальные программы. Президент Буш просит жертвовать средства на помощь жертвам урагана, в то время как деньги налогоплательщиков тратятся на войну – давайте перевернём это уравнение.
Этот кризис должен привести к падению Джорджа Буша и всей капиталистической системы, поддерживаемой республиканцами и демократами. Пора серьёзно задуматься о спасении жизней путём уничтожения эксплуататорской, дискриминационной системы, где во главе угла стоит прибыль, и о замене её плановой, кооперативной экономикой, управляемой рабочими в интересах всех, независимо от расы, пола, возраста или состояния здоровья.
Перевод с английского Марии Донченко