Чего мы ищем...

Владимир Казаков Нн
   Лица людей иногда украшает, освещает мягкая, добрая улыбка. То есть не у всех и редко.Это доброе начало жизни прорывается через серые, порой мрачные будни. И тогда лицо становится привлекательным, красивым, любимым.
   Сейчас много искусственной красоты, нарисованной, порочной, ведущей к греху. А за грех из рая изгоняют. В серые, мрачные будни. Если вы уловили на своём или не совсем своем лице настоящую улыбку: знайте - вы установили связь с прекрасным прошлым человечества, с тем, откуда его попросили вон..

  В Ветошкино родители первый раз привезли меня на дядином 406"москвиче" поздним июльским вечером 1958 года. Село раскинулось на правом высоком берегу изумительной нижегородской реки Пьяны, а мы остановились на левом, так как годы были 50-е, мосты часто были деревянные на сваях, и их чуть ли не каждую весну уносило половодье.Впрочем, по оставшимся сваям набросали тропинку из досок и с вещами мы перебрались на другой берег. В темноте вошли в мир, который оказался единственным сказочным миром моего детства.

  Отчетливо помню тропинку в гору, ночной мрак, тишину и, неожиданно дошедший до слуха естественный концерт сверчков,запах молока,навоза, сена, яблок,липы. Над высокими темными кронами деревьев появилось мягко освещенное звездное небо. Луны не было.

  Как - то вдруг, слева и справа от дороги появились крыши изб. Электричество  тогда в селе ещё не провели, но керосиновые лампы, а кое-где, помню, и лучины, осветили очень милые, натруженные, приветливые лица родственников отца. Я оказался в среде, где меня любили и относились ко мне с интересом, естественной для родственников нравственной поддержкой.

  Сказать, что Ветошкино красивое село, будет маловато. Примерно в 30-40 км находится известное всей России, Европе  Большое Болдино. Когда в 1999 году праздновали 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича, я, наконец-то, задумался, почему не в Ветошкино, а в Болдино творилось поэтическое чудо России. Почему прекрасных сказок тогда создано много и ни одного намека про это дивное место?

  Даже после юбилейной реставрации и государственного, мирового внимания к Болдино - природа Ветошинской усадьбы богаче, таинственнее. В чем дело? Куда смотрел Пушкин? А смотрел он на свое родовое гнездо и воспел его так, что оно стало сказкой.

  А вот Ветошкино в начале 19 века еще не было. Эти земли великий самодержец Александр-II отдал  в частное владение лишь в 60-е годы 19 века. Тогда то и было на красном яру правого берега Пьяны заложено дворянское поместье, состоящее из дворца, аналогичного зданию Ленинской библитеки в Москве(дом Пашковых), прекрасной  террасы, чудного парка из лип, кедра, сосны, лиственниц, орешника в английском духе на 1,5 км спускающегося с высоты метров 300 к самой реке, подземном проходе из дворца к реке и великолепных садах, прудах вокруг него, огромного числа хозяйственных построек из красного кирпича.

  Рядом с усадьбой образовалась деревенька - она стала естественно красивой, как и природа вокруг. Мои предки были завезены с Дона разводить лошадей в дворянской конюшне. Отсюда и пошла наша фамилия Казаковы.

  В советское время усадьбе повезло: не сразу все порушилось, хотя жизнь как и везде была тяжелой: в поместье организовали с.х. техникум, который закончили не только большинство ветошкинцев, но и юные  представители южных, черноземных районов  нижегородчины. Выпускники и преподаватели техникума создавали такие сорта яблонь, вкус которых помнит несколько поколений нижегородского юга. До сих пор помню и не нахожу яблок с вкусом земляники.

   Огромные парковые территории плавно переходили в подгорный лес и останавливались перед рекой, название которой чудно, но справедливо - Пьяна.

   Вокруг, на левом берегу-старицы, озера, деревеньки. А Пьяна кружит вокруг них, как загулявшая молодица: убегает, возвращается, все ищет свое счастье. Чует сердце -  здесь оно, в кольце берегов, у истока и устья реки. Знаю и верю: так ощущает не только река, но и люди, родившиеся на её берегах.
 
А какие головли ходили в глубинах Пьяны еще в 60-е годы!

  Зайдешь с высокого берега тихонько и смотришь, как они парами величественно поднимаются со дна и мягко исчезают в черной глубине. В воде видел метровых, а ловили с ребятами на подпуски по локоть.  Веселые пескари, надежные и вкусные ерши, сильные жерюхи, дружные окуньки, плотва. И солнечные перекаты: первый, второй... , у каждой деревни свой.

  Вечером в парке, начиная с терраски и под липами игры, "войнушки" с фонариками, невинные заигрывания городских и сельских парней, девчат. Кто-то из местных уходил в ночное пасти коней. Большинство ребят после встречи огромного, по нынешним временам, голов на 250-300 сельского стада коров, овец, коз дожидались парного молока с ржаным куском хлеба или постной лепешки.

    Господи, всё это было со мной, рядом. Телевизор появился позже, и он не был главным дьявольским дирижером жизни.

    Маслята в сосновом парке после дождя, боровики в подгорном лесу на опушке, полуметровые подосиновики в оврагах во время сенокоса, орехи ведрами на красном яру. Футбол с командой из соседнего района, кино на длинных лавках, с семечками в церкви...