Глава 20. 1971 год. Новые детские болезни

Вячеслав Вячеславов
     5 января. У Влады словарный запас всё увеличивается. На куклу говорит «кука». В других словах, только первые слога, как дельфины в повести Р. Мерля «Разумные животные». Вместо «мокро» – «мо». Садится на горшок и начинает ездить на нем по комнате. Ловко у неё это получается. Очень капризная, и понимает, что может своего добиться.

Сильно потеплело, и дети много времени проводят на улице. Влада так любит гулять на бульваре, что поднимает рёв, когда направляемся домой. Любит Катю, хотя у той очень глупые выходки, не соображает, что можно делать, а что нельзя. То начнет пугать Владу, колет, с удовольствием бьёт, когда Влада нарушает ею данный запрет.
Власта уже боится ходить сама. Приходится водить за руку, и она сияет от удовольствия. Тоже капризная, когда что-то не по ней.

15 января.   Власта начинает ходить сама, делая короткие пробежки от предмета к предмету, чтобы ухватиться, потом идет дальше. С утра у неё почему-то опухают мешки под глазами. В понедельник сдадим её мочу на анализ.

У Влады появилась дурная привычка, грызет ногти на пальцах. Всё время пальцы во рту. Возможно, переняла от Кати, которая до сих пор сосет большой палец. Лишь когда играется, то забывает о пальцах. Ревнует Власту и бьет её. Дает всем сдачи и очень много бегает.

Жизнерадостная девчонка. Иногда с увлечением о чем-то рассказывает, с трудом можно понять, что она говорит. Изредка вставит знакомое слово, а то всё на своем, детском. Мы смеемся, что для неё нужен переводчик. Сейчас бегает по комнате и кричит во всё горло. Вчера выпал первый снег. Сегодня день солнечный  и снег почти весь растаял, но морозно. Днем Вика выводила детей на улицу, Влада раскраснелась от мороза.

Власте очень нравятся апельсины. Три дня ела досыта, высасывала сок, но потом появились мешки под глазами, и Вика заподозрила, что в этом виноваты апельсины, и прекратили давать. А она, как увидит апельсин, так и тянет руки, кричит:
— Дай! Дай!

29 января.   Влада уже две недели как сама садится на горшок. Но, когда я дома, любит, чтобы я держал над горшком. Любит шнуровать ботинки. Всё ещё плохо засыпает вечером, много капризничает. Ночью просыпается и плачет. Говорит:
— Попа болит.

Уже три дня её поносит, но не сильно. Власта ходит уже лучше, но иногда шлепается на попку, а встать не может, если не за что взяться.

10 февраля выпал обильный снег, какого не помнят с 49 года. В городе лежал метровый слой, а за городом и того больше. Некоторые горные села снесло лавиной снега. Были жертвы, о которых привычно умолчали. Лишь рассказали о мужестве спасателей. Снег сыпал три дня с перерывами. В день рождения Власты мы перешли жить к моей матери. Всё же там удобств больше, есть паровое отопление, газ, и детям просторнее, могут играть в прятки.

23 марта.  Власта мочится в штаны. На горшок не просится, потому что мы не наказываем за это – на горшке сидеть не хочет, вся выгибается, кричит. Но за последний месяц появились успехи. Стала проситься на горшок. Даже, когда не хочет. Попросится и убегает. И ещё смеется, что обманула нас.

Утром я её нахлопал за то, что намочила в штаны. Стала проситься, и даже сходила по-большому на горшок, что для неё редкость. Уже три часа ходит сухая.

Вика начала работать. Мать смотрит за детьми только тогда, когда мы делаем пересменку. В начале марта обе болели стоматитом. Вике дали бюллетень.

 Первый день, когда Вика начала работать, Власта всё время просилась на руки, скучала по матери. На другой день уже играла с Владой, или одна, потому что старшая обижает её, отнимает игрушки, бьёт её. Вдвоем не умеют играть.

Словарь Влады обогащается. Сегодня сказала:
— Баба, возьми меня.
Очень бойкая. Почему-то стала бояться кошек и собак. Как увидит, сразу просится на руки. Капризная и разбалованная. Власта тоже научилась топать ногами, когда ей что-то не по нраву.

Хотели отдать их в ясли, но там нет мест. До сих пор молочную кашу едят с соски, причем Власта съедает гораздо больше. Пробовали давать с ложки, но они стали есть меньше. И мы, думая, что они голодные, наливаем кашу в бутылку. Тогда они доедают всё.

Дни солнечные и ветреные. Дети по утрам кашляют.

19 апреля. Кашлять скоро перестали. Было потеплело, потом снова похолодало. Вчера была пасха. Моросило, и дети не пошли к бабушке. Купили им качели. Подвесили в дверном проеме. Посадили Владу. Моя мать так сильно раскачала, что Влада испугалась. Вдобавок, веревка перетерлась и оборвалась. Влада больше не захотела садиться, а Власта, которая не падала, раскачивается с удовольствием.

Власта всё ещё не просится на горшок, то и дело снимаем с неё штаны и сушим у рефлектора, иначе не успевают сохнуть к следующему конфузу. После обеденного сна Влада подошла и сказала:
— Кэчэ буду.

Это означало, что она позавидовала Власте, которая получает удовольствие, а ей только приходиться смотреть. Начала раскачиваться и ей так понравилось, что не хочет уступать Власте, которая тоже хочет на качели.
Власта уже залезает на детский стол и стул. Стоит, качается. Несколько раз падала, но, всё равно, лезет.

22 апреля.   Вчера у Влады поднялась температура +38,6. Позавчера бабушка водила её к своим знакомым, у которых много детей, и, вполне возможно, там заразилась «свинкой», подбородок припух. Кашляет.

Вечером не стала есть, только попила чай. Температура упала. Лишь два месяца не болела: поправилась, лицо округлилось, набрала вес, и вот снова болезнь. Врача не можем вызвать, то я, то Вика на работе. Мать дома не бывает. Даже на пересменку детей приходиться оставлять одних. Ладушке нравится черкать шариковой ручкой. За день исписывает всю пасту, потом говорит:
— Кончи. 
Дни стоят холодные. +12.

24 апреля.   Пришел врач и сказал, что «свинки» нет, простуда. Прописала кальций, горчичники, стрептоцид и тетрациклин от поноса. Ночью плохо спала. Вероятно, болело горло. Съела всего 100 гр. каши. На улице моросит.

26 апреля.  Ладушке стало гораздо хуже. Насморк. Глаза красные и гноятся. Подозрение на корь. Две недели назад Вика заходила к Зое, у которой Ромка болел корью. Детям разрешили вместе играть, и Влада заразилась. Власта чувствует себя пока хорошо. Будет плохо, если и она заболеет. На Владу больно смотреть, так плохо выглядит. Ест очень мало. Кроме каши ничего в рот не берет.

Мать говорит, что если это корь, то комнату нужно затемнить и повесить всё красное, иначе Влада ослепнет. Если бы это помогло, то так бы и сделали, но это пахнет шарлатанством.

29 апреля. Врач подтвердила, что это корь. У Влады уже высыпали красные пятна по всему телу и лицу, стала некрасивой. Большая температура. Ничего не ест, только сладкий чай. Вика пошла в город и купила большую куклу за 13 рублей. Кукла чуть меньше ростом Власты, и она часто с ней падает. Поэтому Власта не любит с ней играть. Комнату затемнили красным покрывалом.

С вечера стали делать укол пенициллина, стрептомицина и витамины. Благо, фельдшерица живет этажом ниже. На другой день Ладушке стало лучше, ходила по комнате. Вечером температура +38. Начала понемногу есть. Власта любит носиться с горшком, становится в него обеими ногами. Дни солнечные и очень тепло.

3 мая. У Влады застудили укол, или плохо растерли. На месте укола образовалось затвердение, и оно очень болит, не может сидеть на горшке, даже ходить больно. Лежит в кроватке. Много кашляет. Вчера у Власты поднялась температура, стала кашлять. К вечеру температура пропала, но симптомы, как у Влады. Завтра Власте должно стать хуже. Решили больше уколов не делать. Фельдшерица неопытная, всего год работает.

4 мая. Власте хуже не стало. Может быть, её корь и минует. У Влады ягодица так болит, что она боится садиться на горшок и делает под себя. Сделали компресс на спирту, и он сжег ей кожу. Стали делать на камфарном спирту, но улучшения нет.

 Приходила врач и сказала, что, возможно, придется вызывать хирурга, если будет гной и температура. Но температуры не было, и через два дня Влада стала ходить. Кожа сильно сожжена, в размер рублевой монеты.

У Власты появилась температура +39. Мало ест. На третий день появилась сыпь. На шестой день сыпь уменьшилась, краснота начала сходить, и Власта повеселела. У неё корь протекала в более легкой форме. Влада пытается говорить многие слова, хотя и неправильно произносит.

14 мая. Качели стоят пустые. Подходит Власта и просит посадить её. Влада это замечает и тоже кричит:
— Хочу на качели!
Выбираю, кого из них посадить первой. Сажаю Владу, как более натерпевшуюся от болезни.

 Власта кричит, падает на пол и ревет. На другой раз я посадил Власту первой.
 Лада смотрит на меня и кричит. Я не обращаю на неё внимания, и она, неумело, подражая Власте, опускается на пол, ложится на спину и кричит. Я отхожу  и не смотрю на неё. Тогда она поднимается и находит себе занятие.

Уже несколько раз заметил, что она подражает Власте в каких-то поступках. Власта уже научилась драться. Бьёт Владу по лицу, когда та ей мешает. Влада в рев и идет к нам, сдачи не пытается дать. То ли знает, что мы не разрешим бить Власту.

 Влада видела, как бабушка молится, или, может быть, под её наущением, стала становиться на колени, сложив руки перед собой, и говоря, что-то вроде:
 — Боже. Боже.

 И ещё что-то, шевеля губами, смотря куда-то в стенку, а потом бухается головой об пол. Поднимается, копируя бабушку, сначала одну ногу, придерживаясь за пол рукой, потом ставит вторую ногу и медленно выпрямляется.

 Я с Викой только смеемся, но не заостряем внимание, чтобы не получить запретный плод. Дни по-прежнему холодные, дети мало бывают на улице. Спокойней, когда они в комнате.

29 мая. Сначала у меня вскочил ячмень, потом у Влады один за другим. Но второй, на верхнем веке, быстро прошел. Вчера было тихо и спокойно.

 Бабушка водила Владу на море. Власта становится похожей на сестру Вики – Свету.
Когда дети гуляют на улице, Влада хочет отнять игрушки у детей, иногда предлагает свою игрушку взамен, несмотря на то, что своя лучше. Ханжески проявляет заботу о Власте, которая без игрушки:

— Дай Ляле. — Тонкий намек, что её сестренка не может без игрушки. Свою игрушку она в счет не берет. Качели им уже надоели. Но стоит одной проявить желание, как другая тоже рвется, и начинается скандал.

23 июня. Вчера Вика пожалела детей и дала четвертинку огурца, а сегодня у Власты сильнейший понос. Ночью кашляла и была температура. В субботу они ели семечки. Влада уже сама выплевывает шелуху, а иногда и глотает. И засорила желудок. Даже в кале шелуха семечек. У Власты целые, непровареные семечки выходят, но шелухи нет. На другой день стало лучше.

29 июня. Через день у Влады сильные рези в желудке. Вызвали скорую, и отвезли в инфекционную. Сказали: Коллит.
Нужно лечить. Влада микстуры и лекарство не хочет пить. Насильно зажимаем рот, но она задерживает дыхание и выплевывает. Сделали левомицитиновые свечи, и на следующий день она уже бегала.

Влада думает, что хлеб существует для того, чтобы его давать птичкам с балкона. Сами они мало едят хлеб, а что остается, идет крошить на балкон. Так научила их бабушка. Детей замучили ячмени, то у одной вскочит, то у другой. Хорошо, Зоя подсказала, что помогает дибиомициновая мазь. Намазали, и всё очень быстро зажило. Великая вещь — знание.

26 июля. Влада не перестает поносить, сидит на диете. Очень мало ест. Ничего не помогает. У Власты, то закрепится желудок, то снова начинает поносить. Как-то Вика позвала меня:
 — Папуля!
 На другой день Влада кричала:
— Апуня!

Словарный запас обогащается, но очень медленно. Всё ещё плохо говорит. У Власты тоже что-то получается. Обе капризные. Это всё последствия нескончаемых болезней, когда с ними носимся на руках и не знаем, чем ублажить, чтобы легче стало. За весь июль только два солнечных дня.

Вчера приехала Света с Вовой и Ирой. Влада с Властой облепили Вову и игрались с ним. Власта по-прежнему не идет к чужим на руки: орет и вырывается.

 Вова спросил Вику:
— Когда вырасту, можно жениться на Владе?

Дневник Вики.

«8 августа. Лада с Властой продолжают болеть. У Лады всё тело покрыто ранками. У Власты одна ранка на подбородке, но она стоит всех ладиных. Всё это от купания на море. Сейчас у многих детей такие ранки по всему телу. Вдобавок, простудились. Власта три ночи так сильно горела, что спать не могла. Пришлось вызвать врача. У обоих грипп. Пришлось срочно идти в венерический диспансер. Выписали лекарство и от этих болячек. У Лады одни ранки засыхают, но появляются другие.

У Власты одна ранка, но она всё увеличивается. Очень неудобное место. Мочить нельзя, а если ест сама, то обязательно намочит ранку. Выписали ей реванолевые примочки, после них надо мазать стрептомициновой мазью. Хорошо, что у меня сейчас отпуск (наш апуня на сборах), так каждые полчаса меняла ей примочки, а теперь уже мажу мазью. Вроде бы лучше. Посмотрим, что будет дальше.

Ладушка и Власта так пьют пертусин от кашля, что готовы выпить всю бутылку сразу. Я как-то сказала, что много нельзя, так Лада подхватила, и как только начинаю давать им пертусин, а Власта просит еще, так Лада говорит:
— Много нельзя.
Очень любят лимонад. Лада готова выпить всю бутылку, а Власта повторяет, что Лада говорит на лимонад:
 — Дай мад.

А вчера Лада говорит: — Хочу котлетку. – Так и Власта за ней: — Дай каку. – «Котлета» у неё не получается, так она переиначивает на свой лад.
Нелли за что-то ругала Манану, так Лада пока всем не сказала, что Нелли «югается», не успокоилась. А когда Манана стала плакать, так она говорит мне: — Манана плачет.
 – А я продолжаю читать. Тогда она:
— Вика, слушай, Манана плачет.

Так вышло у неё это красиво. Стали обе очень капризные. Встают на балконе и зовут «апуню». Особенно Власта скучает за папой. Ручки протягивает и говорит:
 — Иди, иди, папа. – Лада не очень.
 Когда её спрашивают, где папа, она отвечает – на работе. Власта очень любит жаловаться на Ладу. Чтобы с ней не случилось, всё Лада ей ваву сделала.
Дети целыми днями на воздухе. Утром, как уходим, так часов в девять приходим. И, все равно, не хотят домой».

30 августа. Сегодня в первый раз отвел детей в ясли. Воспитательница позвала Власту на руки. Я хотел было сказать, что Власта к чужим не идет, как Власта уже была у неё на руках, и они, не оглядываясь, пошли вглубь комнаты. До них не дошло, что я не останусь с ними. Вероятно, завтра будут умнее, поднимут крик. Сейчас всё думаю, как они там привыкают?

Не привыкли. Каждое утро Влада оборачивается с коляски и жалобно говорит:
 — Не хочу садик.
Видя, что я не реагирую, начинают ныть. За дорогу раз пятьдесят повторит, что не хочет в садик. Девять дней они походили в садик. Там им дали молоко, и у Влады появился сильный понос, а у Власты расстройство желудка. Пришлось Вике лечь с ними на Барцхану. Пробыли там 12 дней. Решили больше не отправлять детей в ясли.

 Ладушке нужна диета. Сейчас желудок у неё закрепился, но всё же иногда поносит. Корольки хорошо закрепляют, хотя они очень тяжелы для детского желудка, плохо перевариваются.

20 октября. Власта начинает понемногу разговаривать. Кажется, немного раньше Влады принялась есть самостоятельно, хотя сильно пачкается, ест небрежно. На аппетит не жалуется. Как просыпается, сразу начинает просить есть. Лада меньше ест, и больше непослушная.

24.  В субботу Влада стала сильно кашлять. Грудной, тяжелый кашель. Тянет рвать, но только плюется. Видно, простудилась на улице, хотя небо безоблачное. За ночь Влада часто просыпалась, от кашля, тянуло рвать.

 Утром проснулась поздно, в половине десятого. Выпила чай и поела немного булки с маслом, от плова отказалась. У Власты кашель и насморк. Лежать Влада не хочет.
Отдали ей новые, красные ботинки, и бегает с Властой по комнате. Температуры нет. И, если бы не кашель и хрипота в груди, то чувствовала бы себя хорошо. Подозреваем ангину или воспаление легких. Вызвали врача.

Почему-то Влада всегда начинает болеть в субботу, или в пятницу. Если игрушка одна, и я даю её Власте, то Влада говорит, что это её игрушка:
— Купи Власте игрушку.
— Власте она не нужна.
Влада настаивает на своем, а я, на своем. Тогда она говорит, протягивая игрушку Власте:
— На, Ляля.

Власта протягивает руку. Влада торжествующе смотрит на меня, и поспешно убирает руку с игрушкой, чтобы Власта и в самом деле не взяла.
— Видишь, Власта хочет.
Мне возразить нечего. Уела своей логикой.

5 декабря. Пока чистили картофель, Власта съела три маленькие сырые картофелины. Все удивляются. Влада тоже. Для неё это не еда. Она с удовольствием достает ещё одну картошину и протягивает Власте. Аппетит у неё лучше, чем у Влады.

27. Влада уже разговаривает лучше. Пытается рассказать, что она ходила к бабушке Мусе и звала её домой, но слов не хватает, жестикулирует и задумывается, как школьница, не выучившая урок. Забавно у неё получается, мимика богатая. Впору быть актрисой. Целыми днями сидят дома. Если бы была одна, то ей было бы скучно, а так они вдвоем играют и ссорятся. Друг с друга берут пример. Обезьянничают.

28. Если достанем нужные справки, то с третьего января пойдут в ясли.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/03/22/465