Рассуждение

Людмила Либерцева
Наш ум или разум проявляются в наших мыслях, которые, как непрерывный поток, текут в нашем сознании, не прекращаясь даже в течение сна.
Епископ Феофан Затворник говорил: «Чаще всего наши мысли толкутся в нашей голове подобно стае мошек, однообразно, беспорядочно, бестолково и бесплодно».

У схиархимандрита Софрония читаем: «Чем дальше отстоит человек от Бога, тем раздробленнее его мышление, тем неопределеннее и беспокойнее его духовные (душевные) переживания".

Самым существенным моментом в аскетическом искусстве является «хранение ума» — то есть не отдавать ума суете мира и извне навязываемым впечатлениям и мыслям.
Преодолевать обычный ход мыслей — для человека настолько трудное дело, что старец Оптинский Варсонофий говорит, что «борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество».

Учитывая нашу слабость в отношении господства над собственным мысленным морем, чаще всего бушующим, нам необходимо стараться оберегать себя от мыслей, идущих из темной стороны мистического космоса. Как учат старцы, это достигается более всего приучением себя к непрестанной молитве.
 
Другое дело - рассуждение. В обычном мирском понимании, это умение задавать мыслям определенный ход, выясняя, что будет правильным в рамках совести, выгоды, пользы, взаимоотношений, в поступках, действиях,принятии решений... Это необходимо и в делах самых обыкновенных, житейских, которые должно избавить от бесплодных мечтаний и направить в русло целеустремленное.

В одном из писем чаду старец архимандрит Иоанн Крестьянкин писал: "Одно из самых важных и нужных нам дарований от Бога есть дар рассуждения, это и в житейских делах необходимо, а наипаче в духовной жизни.
Благодарите Бога за милость обретения веры, но ведь до нее-то, мы хоть и жили во грехе, но не без Бога. Вы получили образование, и не грех ли забывать об этом?
Ну что будет, если все вдруг возьмутся за половую тряпку и будут спокойно спасаться безответственным мытьем полов?
Нет, так быть не должно. И спрос с Вас будет не как с тетушки, мало что понимающей, но как с того, кому много дано".

Но духовное важно уметь отделять от обычного житейского. Нельзя обходиться в миру без собственного рассуждения, благословляться на каждый чих у священника, который возможно не знаком со всеми обстоятельствами нашей жизни, наших отношений. Тогда как в монастыре послушник полностью доверяется духовнику, и вся жизнь послушника проходит открыто перед ним.

В духовной жизни рассуждение - это особый дар Божий, дающий исполнителю заповедей Божиих способность познавать: как лучше и душеспасительнее делом совершить ту или другую добродетель, совершить дело доброе возможно согласнее с волею Божией.

И пока человек не удостоится получить такой дар, он должен отсекать свою волю, даже свое смышление во имя послушания воле Божией, пред старцем или пред тем, к кому он находится в отношениях духовного подчинения. И тогда они руководятся опытом святых людей, имевших несомненно дар рассуждения.

Потому говорят, что послушание есть матерь смирения и рассуждения.
Для православных это азбука духовной жизни.

"Без рассуждения самая любовь, сей верх нравственного совершенства, может обратиться или в буддийское непротивление злу, или же в туманный, расплывчатый, беспочвенный, холодный гуманизм...Самое смирение, сей воздух, коим дышат добродетели, может выродиться в смиреннолукавство" - писал архиепископ Никон.