Страдания молодого гения Эпизод 10. Секретное зада

Игорь Коровин
Эпизод 10. Секретное задание.

Эпизод 10. 1 Начало
                Игорь идет по коридору

  Голос Игоря: После первой беседы со следователем я шел, опустив голову, на меня свалилась беда, которую я сам сдвинуть не в силах. Летело все - и карьера, и честолюбивые замыслы. Это было такое состояние, когда люди спокойно прощаются с жизнью.

                Навстречу по коридору идет высокий и симпатичный парень,

Представитель Заказчика: Ну, что Иванушка не весел, буйну голову повесил?

Игорь: (взрывается) Иди ты к черту! Мне вешаться пора, а ты лезешь!

Голос Игоря:  Это был начальник группы представителей Заказчика. Такие группы создавались на всех предприятиях, работающих над оборонными заказами. В их задачу входил  контакт с предприятием, слежение за сроками и качеством изготовления, они помогали доставать дефицитные комплектующие и диагностическую и испытательную аппаратуру.
Этот начальник  был всегда с веселым настроением. С другим настроением на этой должности сойдешь с ума. Постоянный срыв сроков, сюрпризы на испытаниях. И  сутки в цехах, особенно под Новый Год, когда шло выполнение годового плана.

Представитель Заказчика: (берет Игоря за рукав) В чем дело? Я-то тут причем?

Игорь: Тут меня таскают в Доблестные Органы. Клеят выдачу Государственных секретов, несанкционированная переписка с иностранцем, поддержка  нарушителей порядка и  Государственного строя. И, наконец, похищение секретных документов.

Представитель Заказчика: Стоп, стоп!
(смотрит в свою записную книжку)  Кажется, я могу уладить этот вопрос. Но от тебя мне нужно кое-что важное. Зайдем в мой кабинет.
                Игорь и представитель Заказчика заходят в кабинет.

Игорь: Ну, что там у тебя.

Представитель Заказчика: (заваривает крепкий кофе) Не торопись. Попробуй  кофе.
                Оба  пробуют и убеждаются в его доброкачественности,

Представитель Заказчика:  Несмотря на то, что ты имеешь нужный уровень допуска, все же прошу никому ничего, пока мы не договоримся.
Есть срочная работа. Я твердо убежден, что если я попрошу руководство Вашей фирмы, оно мне не откажет, но поставит годовые сроки и запросит большие деньги. А нам позарез нужен результат. Так вот, слушай.
                Подходит к окну и видно собирается с мыслями.
   Тут в Средиземном море назревает заваруха, и как всегда выясняется провал. Ты же в курсе об электронной защите. При пуске управляемых ракет есть две соперничающие системы – система наведения и система противодействия. Так вот, неожиданно оказалось, что у них, - (кивает через плечо), введена новая система противодействия, которая полностью давит нашу систему наведения. Нам срочно надо менять кодировку сообщений и даже переделывать неустойчивую к управляемым воздействиям аппаратуру. Моё предложение: готовь бригаду. Все остальное я  и моё начальство обеспечим. Комплектующие, изготовление, стенды.
Игорь: Для меня это неожиданно, поскольку  у нас и за рубежом это было дело большого и умного коллектива. И умный одиночка   с коллективом 15 человек за такое не взялся бы.
(Пауза)

Игорь: Но после всех этих бесед  не выхода. Ты меня отмажешь?

Представитель Заказчика: Я уже сказал -  «Ладно!».

Игорь: Ну, тогда и я говорю: «Ладно!».

Представитель Заказчика: Ну, я верю в тебя!

            Вынимает  бутылку с армянским коньяком. И коньячные рюмки.

Представитель Заказчика: Давай по чуть-чуть за победу.

                Игорь сидит дома. Думает. Тихо читает стихи.
Голос Игоря:

Когда б Вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи, как лебеда.

Сердитый окрик, запах дегтя свежий.
Таинственная плесень на стене….
И стих уже звучит, задорен, нежен
На радость вам и мне.
Анна Ахматова
Идея пришла внезапно. Навеяна она была нашим переездом в новую квартиру.

              Показывается дверь новой квартиры. Фундаментальное сооружение.

Предыдущий хозяин этой квартиры был озабочен защитой от воров. Вход в квартиру имел две железные двери, большой толщины. Самую большую гордость хозяина  составлял ключ.
Показывается ключ и далее картинка иллюстрирует слова.

Он состоял из двух половинок, которые соединялись с помощью специальной резьбы. Одна из половинок была собственно ключом с «бородкой» секрета, а другая просто рукояткой. Половинка с «бородкой» могла заменяться на такую же, но без секрета, т.е. на болванку.
Уходя их дому, ты закрывал дверь на ключ. Потом вынимал его и заменял рабочую половинку  болванкой. Снова вставлял ключ в замок и свинчивал ручку ключа с болванки. Так что вставить в замок  любую отмычку было невозможно.
Второй секрет действовал при открывании двери. Сначала надо было извлечь болванку и заменить её рабочей половинкой. Затем  вставить ключ в замок и повернуть ключ два раза в одном направлении и три раза в обратном. Я видел в этом некое подобие коду «2 из 5».
Эту идею я и применил. К сожалению, тогда я ещё не владел теорией криптографии  так,  как теперь.
 Поскольку у меня была программа синтеза, мне осталось задать алгоритм и через секунды, я получил программу, реализующую алгоритм программу на одном из формальных языков  соответствующую схему аппаратуры на одной из заданных систем логических элементов.  Осталось создать модель и проверить ее работу. Для этого надо было  сформировать работоспособную бригаду.

               Снова кабинет представителя Заказчика. Входит Игорь.

Представитель Заказчика: Ну, как наши дела?

Игорь: Если о программе, то она двигается. Мне надо сформировать новую команду.

Представитель Заказчика: А старая не годится?

Игорь: Нет, тут нужны молодые мозги, не засоренные старыми идеями

Представитель Заказчика: Осталось понять, где их взять.

Игорь: Ты знаешь, что теперь, я по совместительству преподаю в Университете. Я отобрал 20 головастых студентов. Не все круглые отличники, но я уверен, что с ними у меня получится.
Представитель Заказчика: Ну и бери их!

Игорь: Если бы так было просто, я бы к тебе не пришел. Дело в том, что начальник Отдела Кадров. Сам определяет кому из этих студентов, где работать.

Представитель Заказчика: Опять ты меня впутываешь не в мое дело.

Представитель Заказчика: (Нервно ходит по комнате).

Ладно!
         Подходит к телефону, нажимает кнопку.

Голос в трубке: Приемная директора.

Представитель Заказчика: Это из представительства, соедините.

            Голос директора  в трубке: Слушаю внимательно.
Представитель Заказчика: Хочешь иметь хороший Заказ, с большой перспективой, с большой премией.
Голос директора  в трубке: А кто не хочет? Заходи, побеседуем.
Представитель Заказчика: Но пока речь идет о мелочи.  Дай указание начальнику отдела кадров, чтобы Роговой мог отобрать из текущего выпуска 20 молодых специалистов.
Голос директора  в трубке: Если мне твое предложение понравится, то это не вопрос. Заходи!

Представитель Заказчика (Игорю), Считай дело сделано. Иду охмурять директора.

    Голос Игоря: Бригаду я сформировал из молодых студентов, выпускников Университета. Это была их первая работа,  и работали они самозабвенно.
Создание коллектива только из молодых  людей вызвало всеобщую зависть. До этого всех молодых специалистов распределяли в разные лаборатории по одному,  и в этот год другим не досталось. Все административные начальники бросились оспаривать, но мой шеф из военного представительства держал слово и не дал меня в обиду.

                Игорь в лаборатории, окруженный молодыми людьми.

Игорь: Ребята послушайте! Я вас собрал в один коллектив, чтобы решить важную задачу по защите информации от внешних воздействий. Мне нужны молодые мозги, не отягченные шаблонами как у опытных работников.
Один из молодых людей: Что Вы от них хотите, они микроволновку  две недели осваивают. А для нас освоить  вычислительную машину также просто, как включить холодильник

. Игорь: И это правда – упомянутые  Вами старики имеют  плохое представление об уже появившихся микропроцессорах и о программировании на них. Но вы еще побуксуете при промышленной реализации. Знания разработчика начинаются не с того, что он знает как надо. А с того, когда он узнает, как не надо.    Жизнь всегда преподносит массу непредвиденных ситуаций, и вывернуться из них может не каждый. И гораздо лучше в таких ситуациях опыт, хотя не всякий.
Объясняю  идею. Вся защита была построена на алгоритмах, заимствованных из поворота ключа, и кодов, которые открывают входы для приема информации и передают дальше на обработку правильную информацию, отбрасывая ложную, которая не соответствует проверочным кодам.

Голос  Игоря: Позже я включил всю свою изобретательность и уговорил 40- летних женщин помочь ребятам, как своим детям. Так что  молодежь учили бесплатно и доброжелательно.

             Проходит два месяца. На столе в лаборатории стоит прибор.

Игорь: (окружившим его ребятам). Итак, прибор и программы к нему   сделаны. Вы молодцы не жалели себя. Теперь  настал момент, когда наши  руки дошли до разработки программы испытаний.     Это моя самая нелюбимая работа. Надо предусмотреть все слабые стороны того, что мы сделали, а потом разработать и сделать контрольную аппаратуру, которую сразу после испытаний выбросят.

Один из молодых людей: Мы знаем все алгоритмы и коды. Так что  быстро найдем методы противодействия защите.

Игорь: Я предлагаю следующие испытания. Даем случайным людям отвертку, а они ею замыкают  в устройстве любые цепи.
              Показываются люди, которым дается отвертка, они погружают ее в прибор. На                дисплее гаснет сигнал. Как только, отвертку убирают, прежний сигнал на дисплее    восстанавливается.

        Один из молодых людей:  А можно еще сделать так.

Голос Игоря: Своими идеями я активизировал деятельность сотрудников, и начались аналогичные предложения по проведению испытаний прибора.
Показана толпа молодых, которые возятся с прибором, при этом дисплей искажается и восстанавливается.
Я до сих пор чувствую себя неудобно, хотя ничего гадкого не делал, но простота хуже воровства.
Это была типичная самоуверенность Незнайки, которая потом отомстила за себя. Все знают, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих ошибках.
Мы утвердили методику испытаний и продемонстрировали прибор начальству и военной приемке.
Все прошло на  «Ура» и нам дали зелёный свет для испытаний на полигоне.

Эпизод 10. 2.Полигон

          Аэропорт в Москве. И, Р. и всю нашу команду  встречают военные люди. Из грузового отсека бережно вынимают упакованный прибор и кладут в спец. автомобиль. Людей усаживают в другие УАЗики.  Вереница УАЗиков долго едет по дороге, наверное, километров 50 – 70.
               Вдруг встает чистый городок, состоящий из двух- и одноэтажных зданий, покрашенных в бело-желтый цвет. Аккуратные газоны, доска почета и клумба, где в середине засажены красные цветы по рисунку  пятиконечной звезды.
УАЗики сразу не пропускают, нас высаживают пассажиров и смотрят  наши документы, сверяют лица с фотографией, осматривают снаружи (не ощупывая). В то же время проверяют внутренности машин. Наконец, пропускают. Как ни странно, что совсем не далеко играют дети и проходят явно гражданские женщины, перенося покупки из магазина.
    Приезжих, провожает вежливая женщина администратор гостиницы в весьма чистые комнаты с умывальниками. В обычном номере по 2  кровати, у меня одна, столик со стаканами и красивые кружевные занавески
(Это описание комнат важно, чтобы далее была   понятнее   обстановка).

Администратор гостиницы: Потом приглашаю вас  в столовую. Там дешево и вкусно. 

Столовая: И.Р. С сопровождающим сидят за столом. Радушные официантки. К ним подходит официантка.

Официантка: Здравствуйте. Вы, что приезжие?

Игорь: Откуда Вы узнали?

Официантка: Да мы тут всех знаем. Добро пожаловать!

Игорь: Мы приехали с особой миссией от ООН. Перезнакомится со всеми красивыми девушками!
Официантка: (смеется и смущенно отходит)

Сопровождающий: Ты осторожнее со своим остроумием. Здесь работают жены, проживающие в этой зоне.
 Игорь: (оглядываясь по сторонам). Поэтому здесь так хорошо. Видно, что они делают свое дело с теплом и лаской.

          В столовую входит группа офицеров. В этой команде выделялся красивый полковник.
 
Семенов: (подходит к столику и представляется) Семенов. Ваш условный враг.
Игорь: Очень приятно!

Семенов: Буду постоянно Вам портить нервы! Главное, что постоянно. Как говорил Людовик IV: «Когда наш враг нам изменяет это обидно!». Много слышал о Ваших теоретических успехах. (после небольшой паузы). А практику мы еще не видели. Как говорил Суворов. « Теория без практики есть,  мертва, практика без теории есть слепа». Так что посражаемся.

Вечер. Игорь сидит в гостинице. Входит полковник Семенов

Семенов: Вы не можете передать нам ваши алгоритмы, которыми  Вы пользуетесь для защиты.

 Игорь:  (столбенея.) Если я выдам Вам алгоритмы, Вы быстро выведет из строя систему. Потерпите полковник, до конца испытаний.

Голос   Игоря:     Я не понимал, что я говорю чушь и грубость.

Семенов: (с презрением и злостью, сквозь зубы): Тогда до конца испытаний!

   Спортивная площадка военного городка. Игорь и  его команда играют в волейбол с местными мальчишками

Голос   Игоря: Пока устанавливали на полигоне аппаратуру, мы жили, в свое удовольствие.  Со стороны могло показаться странным, зачем собрали столько  бездельников.

                Командир подходит к Игорю.

Командир: Аппаратура и полигон подготовлены, сегодня вечером вас отвезут  на полигон. Утром испытания.

 Полигон широкая степь с антеннами  установками для запуска.
Землянка с пружинными кроватями, сбрасывающими  лежащего на  ней при его любом неловком движении.

Голос   Игоря: Нас привезли вечером. Я хотел спать и, несмотря на то, что в комнате находилось много народа, я  взял с полки простыню, быстро постелил её и бросился в постель.
                Игорь слышит сквозь сон

Сотрудник I: Ха! Да здесь есть домино!

Сотрудник II: А я захватил картишки! Ну, что садимся.
 я слышал, что не спящие разделились на команды и собрались за столами.

Голоса: Рыба!

Пас! Ты с чего ходишь! А у меня другой карты нет. Вист!

                Стук домино

И.Р. Ребята, потише!

                К Игорю подходит один из сотрудников

Сотрудник III  (показывает пальцем на потолок) Посмотрите на потолок.

Голос Игоря: Я перевел сонный взгляд на потолок и сон мгновенно слетел с меня.

На потолке дружная команда насекомых, предположительно клопов собиралась в цепочку, чтобы точно спикировать на И.Р..

Голос Игоря: В эту ночь я спал сидя на стуле, а молодежь всю ночь развлекалась играми. На другую ночь мы попросили спальные мешки и, выветрив их на солнце, пользуясь теплой погодой, легли вне землянки.

Эпизод 10.3. Испытания на полигоне. Первый день.

    Росистое и холодное утро.  На часах 6 утра

Дежурный офицер:  Вставайте!

Помывка.

Дежурный офицер: По машинам! Едем на место запуска.

           Вереница автомобилей. Место запуска. Дежурный офицер проводит в укрытие.

. Дежурный офицер: Система противодействия размещена в другом месте. Реакцию системы вы можете наблюдать, только увидев на экране суммарный сигнал.
Игорь:  (с пульта в микрофон). Внимание всем командам. Проверяем работу системы  без внешних воздействий. Службы воздействия Вы меня слышите. Подтвердите прием!
Голос Семенова: Поняли! Системы воздействия отключены! Успеха Вам!

Дежурный офицер: Волнуешься.

Игорь: (задумчиво глядя): А чего волноваться? Все рассчитано.

Дежурный офицер: Против тебя лучшие криптографы.

Игорь: А чем мы хуже?

Дежурный офицер:  Ну, у тебя и нервы.

Дежурный офицер (в микрофон): Обратный отсчет!

                Оба припадают к радарам
Идет счет. 10, 9,....... Пуск! На экране двигается точка. Сверху на экране видна цель.
Дежурный офицер: Покажите сигнал!

На другом экране идет четкая и закономерная комбинация.

Дежурный офицер: Пока порядок.

                Точка достигает на экране цели.

Дежурный офицер: Все закончено в расчетное время.

Игорь: Начинаем испытания с посторонним воздействием.

Дежурный офицер: Подготовитесь к внешним воздействиям.

Голос Семенова: Поняли! Системы воздействия включены! Держитесь!

. Дежурный офицер: (в своем отсеке) После запуска передаем команды по тому же списку.
Дежурный офицер (в микрофон): Обратный отсчет!

                Оба припадают к радарам

Идет счет. 10, 9,....... Пуск! На экране двигается точка. Сверху на экране видна цель.

Дежурный офицер: Покажите сигнал!

                На другом экране идет четкая и закономерная комбинация.
Дежурный офицер: Пока порядок.

                Комбинация на экране меняется.

Дежурный офицер: Противник начал активное воздействие.
Покажите экран - траекторию.

Показывается экран. На экране видны, как возникают различные посторонние помехи. Но точка идет к цели. Наконец, на экране, сплошная помеха.
Показывается лицо Игоря, видно, что каждая смена воздействия или команды, отзывается в нем как толчок и последующая зубная боль.

Дежурный офицер: Полезного сигнала не видно. Они его забили. Покажите экран – траекторию.
                Точка четко идет к цели.

Игорь: Так оно и будет до конца

                Другой зал. Зал воздействия. Семенов   и солдаты. Те же экраны.

Семенов:  Красиво идет. Покажите анализ.

                (На экране компьютера бесконечный ряд цифр).

Семенов:    Ну, что за программа! (Обращаясь к офицеру) ты её делал?

Офицер: А кто же?

Семенов:   Я тебе яйца оторву  и к другому месту представлю. Смирно!
Вы где учились? На курсах Ворошиловский стрелков или Вас учили математике и программированию. И это лучшие кадры! Завтра пошлю всех на Курилы!

Дежурный: Ракета дернулась с курса!

(на экране точка дрожит, но возвращается на место).

Семенов: Попросите разрешения, на повторную передачу сигналов. Мы постараемся их накрыть.

Голос Игоря: Группа управления начала снова включать команды по тому же списку. Наша система  игнорировала помехи группы воздействия   и  выделяла сигнал в «белом шуме», т.е.  когда мы и не могли угадать, что передается.    Через некоторое время аппаратура стала фиксировать  замедление реакции на правильную команду. Но все было в норме. «Развлечения» длились весь день,  и мы прекратили испытания после заката солнца и опять вернулись к нашим землянкам.

      Другой зал. Зал воздействия. Семенов   и солдаты, те же экраны.

Офицер (подходит с распечаткой): Товарищ полковник!

Семенов (зло) Ну, что?

Офицер: Кажется нашему компьютеру, нашей программе удалось расшифровать код защиты.

Семенов: Выхватывает распечатку. Жадно смотрит. Садится за стол. Чего-то вводит в компьютер.

Семенов: Ну, молодцы! Проверьте, на примерах. Сделайте имитационную программу. Ночь спать не придется.

           Потрясая распечаткой. Ну, чертовы гении! Дилетанты! Откуда вы беретесь со  своим нахальством. Завтра выясним класс.

Игорь возвращается в свою землянку, проходить около укрытия, где работает группа Семенова.

Семенов: (улыбается широкой улыбкой): Завтра жди неприятностей.

Голос Игоря: Это прозвучало  в его устах нежно и доброжелательно, как «Спокойной ночи!»

Эпизод 10.4. Испытания на полигоне. Второй день

Голос Игоря: Второй день начался, как и первый со стандартных испытаний.

Дежурный офицер (в микрофон): Обратный отсчет!

                Оба припадают к радарам
Идет счет. 10, 9,....... Пуск! На экране двигается точка. Сверху на экране видна цель.

Дежурный офицер: Покажите сигнал!

На другом экране идет четкая и закономерная комбинация.

Дежурный офицер: Пока порядок.

      Точка достигает на экране цели.
Дежурный офицер: Все закончено в расчетное время.

Игорь: Начинаем испытания с посторонним воздействием.

Дежурный офицер: Подготовитесь к внешним воздействиям.

Голос Семенова: Поняли, системы воздействия включены! Держитесь!

Дежурный офицер: (в своем отсеке) После запуска передаем команды по тому же списку.
 
Дежурный офицер (в микрофон): Обратный отсчет!

                Оба припадают к радарам

Идет счет. 10, 9,....... Пуск! На экране двигается точка. Сверху на экране видна цель.

Дежурный офицер: Покажите сигнал!

 На другом экране идет четкая и закономерная комбинация.

Дежурный офицер: Пока порядок.

Комбинация на экране меняется.

Дежурный офицер: Противник начал активное воздействие.
Покажите экран – траекторию.

Показывается экран. На экране видно, как возникают различные посторонние помехи. Но точка идет к цели. Наконец, на экране, сплошная помеха.
Вдруг на экране появляются закономерные сигналы, которые появляются, пропадают и опять появляется

Дежурный офицер: Противник начал активное воздействие.
Покажите экран – траекторию.

На экране точка начинает  менять траекторию. И начинает хаотически менять направление.
Дежурный офицер: Ракета ушла от цели в неизвестном направлении.
На экране точка полностью исчезает. Пустой экран.

Игорь сидит за столом, закрывая, глаза руками. Команда Игоря бросается в другой зал, на котором написано «Идут испытания, не входить».
Их не пускает охрана.

Сотрудник Игоря: Игорь, что они творят. Скажи, чтобы пропустили.

Голос руководителя испытания: Вашей группе даётся один час, на разбор ситуации, а потом повторение!

Игоря и его команду допускают в зал с аппаратурой. Ребята окружают Игоря.

Голос I: Что будем делать?

Игорь: Чего смотрите! Полный провал! Они открыли наш код.

Голос II: Давайте поменяем код, у нас есть небольшие возможности».

Игорь: Делайте!

Пауза. Все сидят, ждут. Сотрудник подходит к Игорю.

Сотрудник: Код сменили.

Игорь: Дежурному офицеру.

Игорь: Мы готовы продолжать испытания.

Дежурный офицер: (микрофон) Продолжаем испытания.

Голос Семенова: Поняли

        Идет повторение испытаний
Дежурный офицер (в микрофон): Обратный отсчет!

Идет счет. 10, 9,....... Пуск! На экране двигается точка. Сверху на экране видна цель.
Дежурный офицер: Покажите сигнал!

                На другом экране идет четкая и закономерная комбинация.
                Комбинация на экране меняется.

Дежурный офицер: Противник начал активное воздействие.
Покажите экран – траекторию.

      Показывается экран. На экране видны, как возникают различные посторонние помехи. Но  точка идет к цели. Наконец, на экране, сплошная помеха.
Вдруг на экране появляются закономерные сигналы, которые появляются, пропадают и опять появляется

Дежурный офицер: Противник начал активное воздействие.
Покажите экран – траекторию.

На экране точка начинает  менять траекторию. И начинает хаотически менять направление.

Дежурный офицер: Ракета ушла от цели в неизвестном направлении.

На экране точка полностью исчезает. Пустой экран.

Игорь: Все! Я проиграл!

          К нему подбегает команда.
Голоса: Давай попробуем еще! Предлагаю ввести случайный генератор.

Игорь: Я сказал вам все! Я проиграл!

                Голоса смолкают
Игорь: Послушайте анекдот. У одного еврея дохли куры, и раввин ему предложил сажать кур в начерченный на земле треугольник. Не помогло. Тогда посоветовал сажать их в квадрат, потом в круг.  И, наконец,  когда ему сообщили, что все куры сдохли, - он с сожалением вздохнул – «А у меня было еще столько вариантов!».
                Полное молчание.
               Зал, сидит комиссия
Игорь: (сидит отдельно, ему подносят документы).

Дежурный офицер: Это нужно для акта. Список преданных команд. Подпишите. (Игорь:  подписывает)

Дежурный офицер: Параметры сигналов. (Игорь подписывает)

Дежурный офицер: Реакции на команды. (И.Р. подписывает)

       Тот же зал. Председатель комиссии читает акт.
Генерал: А теперь общее заключение. Аппаратура не может быть принята из-за существенных недостатков. (Игорю)
Вы согласны
.
Игорь: Да!

Генерал: Подпишите.
            Игорь подписывает
     Столовая городка. Игорь сидит один. За другим столом сидят: Представитель Заказчика, подполковник Семенов и его команда. Как всегда весело и шумно.
Представитель Заказчика: Слабак!  Ни одного возражения. Мог бы побороться и выторговать повторение через месяц.
            Игорь сидит одинокий и оглушенный.
От компании отделятся сотрудник Семенова.

Сотрудник Семенова: Не расстраивайтесь! Вы проиграли лучшему криптографу и аналитику кодов.
Он раскрывал и не такие коды, а у вас очень простой код. Для обработки его на ЭВМ даже 10 мин не понадобилось. Он поиграл с Вами.

Игорь: Не хочу даже вспоминать. У меня на душе итак, противно, а после вашего сочувствия  стало еще противнее.

             Игорь едет в машине по городку, летит в самолете.

Голос Игоря: Я искал выход и не мог найти. Я понимал, что дело в кодировании информации. Тут я понял, что влез в область, в которой я ничего не понимаю.
Как всегда, в таких случаях, я поклялся больше не лезть в такие дела, однако надо посмотреть про эту науку.  Такое любопытство не раз приводило меня к новым  увлекательным задачам.

Эпизод 10.5. Криптография.
   
                Телефонный звонок представителя Заказчика.
Голос представителя Заказчика:  Зайди!

Представитель Заказчика: Ну, что закрываем тему.

Игорь: (резко). Нет!

Представитель Заказчика Ты же показал себя полным щенком перед полковником Семеновым.
Игорь: Я хочу сыграть с ним еще один тайм.

Представитель Заказчика: Давай, и мне тоже это надо для оправдания. Учти, если мы проиграем,  ни ты, ни я больше не подымимся.

Лаборатория. Игорь сидит за своим столом, подходит сотрудник.

Сотрудник 3: «Что будем делать?»

Игорь: (автоматически) Снять штаны и бегать!

Игорь: Пойми и передай ребятам для меня сейчас очень трудный момент. Мне сейчас не нужен весь коллектив. Он очень понадобится, когда будет уже ясен план. А пока – даже 100 обезьян не создадут за 100 лет «Войну и мир». Если даже без сна и отдыха будут непрерывно  печатать  на машинке. А пока займитесь, чем хотите, например, подберите новые менее габаритные элементы для уже сделанной аппаратуры, и ждите.

Игорь: (смотрит на сотрудника). Ты, что обиделся про обезьян. Я буду рад, если вы мне что- нибудь подскажите. А пока, если меня будут спрашивать: я к Василию, а потом в библиотеку
   
Обычное кафе. Вася и Игорь. На столе высокие бокалы с пивом
Вася: Не могу привыкнуть к этим бокалам. Кружки были. Лучше.
Подходит буфетчиц, которая была в пивной.

Буфетчица: Вася, знаю! Сейчас принесу кружки.
Приносит кружки и как всегда садится рядом и слушает разговор.

Игорь: Вася! У меня неприятности.

Вася: Слышал, весь Институт гудит. Но зачем пришел? Хочешь, чтобы я тебе посочувствовал? Слезы твои утирал. Так это не ко мне. Найди себе хорошую бабу (указывает на улыбающуюся буфетчицу), и рассказывай ей, какой ты герой и как тебе не повезло.
Ты же ученый. А за одного ученого трех неученых дают.
Давай, помыслим. Семенов не опроверг идеи защиты.
Первое. Он просто разгадал код.
Вывод: надо сделать такой код, чтобы  ни одна вычислительная машина, ни по одному из признаков не могла его угадать.
Второе. Код надо сделать непостоянным, чтобы его можно было менять, это затруднит его подбор.
Третье. Чтобы защитить информацию ее надо преобразовать.
Четвертое. Преобразование должно быть такое, чтобы ее раскрытие было недоступно.
    Математически  это звучало так - «Надо найти такую прямую функцию, чтобы  обратное преобразование было невозможно».

Игорь: Стоп!  У меня в голове всплыл пример. Например, сложение многих чисел в одно число, обратное действие не сможет точно указать слагаемых, даже если их два.  Можно только перебрать возможные варианты, и по какому–то признаку установить первоначальный вариант. Аналогично с умножением.
Вася я попробую найти  систему аналогичных  известным нам арифметическим системам (полей и колец).

Вася: Молоток действуй. Только не забудь, что ты в криптографии серый, как грязный  сапог. Так что загляни в библиотеку.

Голос Игорь:   Общие положения складывались в цепь, реализация ускользала.
Публичная библиотека. Игорь: стоит у стойки.

Игорь: У вас есть что –нибудь по криптографии.

Женщина библиотекарь: Есть, но это в секретном отделе. Доступ туда существенно ограничен.

Игорь: стоит расстроенный.

Женщина библиотекарь: Могу порекомендовать одну художественную книгу «Энигма». Она посвящена немецкой шифровальной машине. С таким же названием «Энигма». Был даже фильм по этой книге.

Голос Игоря: Я взял эту книгу.

                Кадры старого кино
 Это было «слюнявое» повествование о любви немецкого офицера к женщине, которая была  агентом английской разведки.
                На экране постель. В постели мужчина и женщина – агент.

Женщина–агент: (неестественным голосом старого кинематографа) 
Я такого мужчину, как ты не встречала. Расскажи мне, что-нибудь о твоих подвигах.

Мужчина – шифровальщик: Я не могу тебе рассказывать ничего. Это серьезная и опасная тайна. Я работаю шифровальщиком.

Женщина–агент: Как интересно и таинственно. Мне захотелось, чтобы ты написал мне только одну зашифрованную фразу. Я тебя люблю!

Мужчина – шифровальщик: Никогда! Если узнают, я пойду в тюрьму.

Женщина–агент: Никто не узнает, я буду носить эту записку вот здесь (показывает на грудь) и буду вспоминать твои руки  и тепло. Я всегда буду желать тебя мой котеночек!

Мужчина – шифровальщик: Нет! Никогда!

 Женщина–агент отворачивается к стенке. Шифровальщик пытается её обнять, она вырывается.

Женщина–агент: Все, больше никогда мы не будем близки.
Мужчина – шифровальщик: (после долгих сомнений). Ладно. Только одну фразу.

             Английская разведка времени 1930-ых годов.
Офицер английской разведки держит зашифрованный текст, под которым написано по-немецки: I libel dich

Офицер английской разведки: Наконец мы раскрыли принцип шифрования  этой машины «Энигма»!
Конец фильма.

                Игорь: сдает книжку.
Голос Игорь: Наряду с любовными перипетиями книга содержала редкие, но полезные знания по шифрованию.

Например, принцип  (не путать с Киргофом), Мне стало стыдно и неудобно, когда я этой книге прочел  о принципе одного из первых шифровальщиков Круитгофа. Этот принцип предписывал шифровальщикам, что алгоритм шифрования должен быть открытым.  Я вспомнил, что это и запросил у меня полковник Семенов, и он сразу понял, что  я не знаком с шифрованием.



Женщина библиотекарь: (шепотом) Посмотрите на английском языке труды Клода Шеннона.

Игорь: Я его читал.

Женщина библиотекарь: Один читатель такой, как Вы интересовался криптографией и нашел раздел по шифрованию в полном собрании сочинений Шеннона.

Голос Игорь: Немного рассеяв свое невежество, я стал размышлять дальше. Как же это привязать к математике. Тут мне пригодились знания, полученные мной на математическом факультете Ленинградского Университета.
    После  окончания института, я поступил (довольно легко) на курсы усовершенствования математико-механического отделения Ленинградского Университета.  И эти знания определили всю мою жизнь. После того, как что–то началось вырисовываться. Я снова пришел к Васе.

                Рабочее место Васи.
Вася: Чагой-то ты зачастил. Со мной плохо, а без меня хуже?

Игорь: Сделай кофе.

Вася: (приготавливая кофе)  Куда катимся от алкоголиков в пивной, до наркоманов с кофе. Пей травяные настойки очень пользительно. Ну и что? Зачем пришел?

Игорь: Мне всегда нравилась «королева математик» - теория чисел. Она всегда оперирует с простыми объектами - целыми числами. Результаты понятны всем, а доказательства безумно трудны. Известны две  прекрасные теоремы Ферма.
Вася: И ты полез к чокнутым. Ты же знаешь психическую болезнь «ферматик». Доказательство одной из них он не раскрыл.  Формулировку этой простой теоремы Ферма написал на полях книги Диофанта «Арифметика». В коротком  тексте формулировки он написал: «Я нашел поистине чудесное доказательство, но поля книги слишком узки для него».
С тех пор много людей пытаются ее  доказать и даже появился почти медицинский термин «ферматик». И ты туда же?
Игорь: Не тренди! Дай договорить. Я подумал, что многие положения теории чисел просты и сложны, поскольку он дают многозначные ответы.
    Так,  было известно, что возведение в степень в теории чисел просто, а получение логарифма  требует почти бесконечных вычислительных ресурсов.
    Поэтому  зашифровать любую информацию было достаточно легко, но раскрыть довольно сложно, а самое противное, что его было не раскрыть и в приемнике.
    Я придумал несколько закономерных формул, которые позволяют шифровать на стороне передатчика и на обратном конце, зная исходную закономерность вычислять старые значения.
Вася: Покажи!

Игорь: протягивает листы с выкладками.

Вася: Мы хошь мы Академиев не кончали, но кое- что об этом слышали.
                Смотрит выкладки.
Вася: Оставь. Почитаю на досуге. А то по телевизору нечего смотреть. Небось, неделю писал, а  мне сразу надо разобраться.



                Игорь: На рабочем месте
Голос Игоря: Насколько наивно выглядит сейчас этот способ. Теперь уже получены более серьезные  результаты, но в тот момент для меня было важно выскочить из ямы, в которую я попал. Так что мои ограниченные мыслительные способности были не причем.
                Телефонный звонок.
Голос Васи: Можешь зайти? Поговорим

Рабочее место Васи. Он сидит с пачкой рукописей и собственными заметками

Вася: Ну, посмотрел. Вроде сходится. Коды образуются случайно. Ни одна вычислительная машина и не сможет раскрыть их в реальное время. Поздравляю.
Но ты заметил, что твоя аппроксимация с некоторой вероятностью дает неправильные результаты. Это приведет к искажению информации.

Игорь: Посмотрим.

          Они садятся рядом. Показываются окна НИИ. Постепенно гасятся все окна. Утро.  Рабочее место Васи. Грязные чашки из-под кофе.

Вася: Ну, кажется все. Теперь ты посмотри еще раз. И вперед на реализацию.
Показывается, работа бригады на компьютерах, монтаж микросхем.

Голос Игоря:     Далее было дело техники. Все невероятные по сложности алгоритмы были синтезированы моей программой, а ребята из моей бригады дозавершили эту эпопею.    У меня не было ни страха, ни вдохновения.

Голос Игоря:  И вот опять повторение пройденного, городок, полигон, полковник Семенов.
На экране полигон

Дежурный офицер: Подготовитесь к внешним воздействиям.

Голос Семенова: Поняли, системы воздействия включены! Держитесь!

Дежурный офицер: (в своем отсеке) После запуска передаем команды по тому же списку.
Дежурный офицер (в микрофон): Обратный отсчет!

                Оба припадают к радарам
Идет счет. 10, 9,....... Пуск! На экране двигается точка. Сверху на экране видна цель.
Дежурный офицер: Покажите сигнал!
На другом экране идет четкая и закономерная комбинация.

Дежурный офицер: Пока порядок.

Комбинация на экране меняется.

Дежурный офицер: Противник начал активное воздействие.
Покажите экран – траекторию.

Показывается экран. На экране видны, как возникают различные посторонние помехи. Но точка идет к цели. Наконец, на экране сплошная помеха.
Вдруг на экране появляются закономерные сигналы, которые появляются, пропадают и опять появляется. На экране появляются другие закономерные сигналы.

Дежурный офицер: Противник начал активное воздействие. Ваша система защищается от воздействия
Покажите экран – траекторию.
  На экране точка начинает  менять траекторию, но потом возвращается на курс и устойчиво держит его.

Голос Игоря:      Испытания шли неделю, шифры, расположенные в аппаратуре, надежно защищали передаваемые команды и внутренние операции против атак. Кроме того, они менялись по случайному закону.
                Зал, сидит комиссия
Игорь: (сидит отдельно, ему подносят документы).

Дежурный офицер: Это нужно для акта. Список переданных команд. Подпишите. (Игорь подписывает)

Дежурный офицер: Параметры сигналов. (Игорь подписывает)

Дежурный офицер: Реакции на команды. (Игорь подписывает)

                Тот же зал. Председатель комиссии читает акт.
Генерал: А теперь общее заключение. Аппаратура  может быть принята на вооружение. (Игорю)
Вы согласны.
Игорь: Да!
Генерал: Подпишите.
  Игорь. Подписывает.
Генерал: Заседание закончено.
Игорь выходит на улицу.
Сотрудник: Игорь, ну, как?
Игорь: Акт положительный. Аппаратура принята.

                И тут же на улице открывается шампанское. Игоря несут на руках в гостиницу.

Гостиница. Игорь сидит один. Стук в дверь.

Игорь: Войдите!

                Входит Семенов

Семенов: Поздравляю! Аппаратура – класс! Правда, я бы тебе посоветовал....
                Далее идет оживленная  беседа.

    Семенов: Изложи мне на бумажке свои математические  мысли.
Игорь: В смысле в секретной тетради.
Семенов: Разумеется.


                Далее на столе появился коньяк. Через некоторое время

Игорь: Признаюсь тебе. Я не очень уважал представителей армии. Как правило, строгая дисциплина, побочные обязанности по воспитанию солдат и прочее  губят творческие задатки.
Семенов: А зря. Военная стратегия тоже наука. Этой наукой не владели ни Буденный, ни Ворошилов, руководившие армией в начале войны. Потом пришли люди,  для которых война шахматная игра. В этом и хорошие и плохие стороны.
Как Жуков угадал удар. Он же всю артиллерию Балтийского флота, большую часть  войск с Карельского перешейка. И  угадал направление удара и одержал Победу до начала сражения. Победа на Пулковских высотах заставила командующего немецкой группы армий «Север» 
Генерала-фельдмаршала фон Лейба отказаться от наступления и перейти к обороне. После этого началась эпоха полководцев. Василевского, Рокоссовского и других.
Очень много царских генералов перешло на сторону большевиков. И это определило их победу. Хотя бы взять для примера Михаила Дмитриевича Бонч-бруевича, который был начальником штаба при Троцком, организовал Оборону Петрограда в 1918 году. В отличие от других он рано понял опасность игры в политику и быстро стал геодезистом или еще кем-то. А большинство погибло при чистках.

Камера удаляется от беседующих.

Голос Игоря:    Семенов  был удивительный эрудит. Мы расстались с Семеновым друзьями.