Немые диалоги. Часть 5. Жизнь вслепую

Ирина Вахитова
ЧАСТЬ V. ЖИЗНЬ ВСЛЕПУЮ
ДИАЛОГ 1-ЫЙ. СЛЕПОЕ ВРЕМЯ
Прошел год. Я ослепила время. Я никак не могла понять, почему я совершенно не чувствую свою судьбу. Казалось, нужно совсем немножко сил, и я подниму темное покрывало времени и увижу его глаза. Весь год я ощущала небывалый подъем: я совсем не вспоминала иркутянина, новые отношения с мужем казались прорывом из тоннеля черного времени. Вскоре время и я стали идти рука об руку, не глядя вперед: я все чаще замечала, что мой муж снова сделался тусклым и черным, подолгу смотрел вдаль и молчал. Вместе нам хорошо было так недолго... Он ведь все время скучал по ней. Я вспомнила ее безудержный смех, вспомнила свою боль. И снова стало страшно.
 
- О чем ты все время думаешь? - грустно заглянула в черные глаза, обняла и села рядом.
-  О работе, - устало отмахнулся.
-Ага... Так всегда говорят, когда нечего сказать... Кроме того, работа – это такое место, где можно не думать. И это все?
-Наверное, нет. На самом деле не беспокойся, все хорошо.
-Так хорошо, что мы снова онемели. Бесконечный дождь и пустота.
-Мне пора уходить.
-Да ты настоящий беглец. Все время бежишь и бежишь, даже не оглядываешься. Не ускользай, прошу тебя...
-Мне, правда, нечего рассказывать. Вот думаю о новой музыкальной вещи.
-А обо мне ты думаешь? - прекрасно понимаю, что эти глупые женские вопросы все мужчины избегают постоянно.
-Ну, ты же рядом... Я же с тобой... - как же не хочется ему оправдываться.
-Ну-ну... А о ней ты думаешь? - пытаюсь разыскать крохи тепла на уставшем лице.
-Не знаю... Ничего не знаю, - уходит вглубь.
-Думаешь... Твои глаза кричат об этом... Жаль, что я все вижу. И вижу твою раздвоенность, ты ведь не здесь, ты растекаешься по своим мыслям.
- И все же... тогда, когда я сделал выбор, мне стало тут же спокойнее.
-«Спокоен как пульс покойника»... помнишь? Наша любимая поэма... Ты успокоился, и больше нечего желать.
-Улыбнись... прошу тебя. Я много чего желаю.
-Да, конечно... Желаешь всех, кроме меня, - надула губки, но как же хотелось верить его словам.
Ненавижу это слепое время. Почему оно не видит нас?
-Но ты тоже часто желала не меня...

ДИАЛОГ 2-ОЙ. САМОЛЕТНЫЕ МЕЧТЫ
Случайный человек из Питера меня не обманул. Наступило следующее лето, совсем скоро приближалось время моей поездки в Иркутск и на Байкал. За этот год я многое поняла, стала тихой, сонной... Меня стало как будто бы меньше, я была бесплотна и невесома. Я жила спокойной жизнью, меня радовала моя цель. За этот год я все пыталась искать Сашу из Иркутска, но слишком простое имя его давно кто-то стер. Конечно же, его образ померк, стал глуше и тише... И только иногда высвечивалось название гостиницы «Radisson Sas», которое рождало сплошные асСАСциации. Где-то там в глубине держалась тонкая нить за его нежелание класть трубку. Так. Стоп. Резко и решительно. Я еду на Байкал, к мечте, но все же не к нему.

-Серега! Даже не верится, что через месяц я буду на Байкале.
-Все будет! Я же обещал! Я никогда не бросаю слов на ветер.
-Как это здорово! Это рождает надежду.
-Непременно едем в августе. Только билет покупай уже сейчас туда и обратно. Так будет дешевле, - его решительность и уверенность чувствовалась на расстоянии.
-Да! Конечно... Я и так с ужасом думаю, что денег хватит только на дорогу, - я продолжала радостно ворковать о сборах).
-Не волнуйся. На самом деле я сам не спокоен.
-Ты? И не спокоен? - мне в это с трудом верилось.
-Я очень хочу вернуть свою девушку. 2 года назад мы расстались, я только сейчас понял, что всегда нужна мне была только она. К тому времени, как ты приедешь, я надеюсь, мы будем вместе встречать тебя.
-Ну и самоуверенность... 2 года назад и ты...
-Уверенности нет, но я всегда четко знаю, чего хочу.
-Завидую тебе. Однако сейчас я точно хочу увидеть горы, Байкал и Иркутск.
-Ириш! Все будет хорошо! Вот увидишь! Сходим в горы, увидишь Байкал. Жаль, что у тебя будет всего 5 дней.
-Для меня эти 5 дней – уже целая вечность. И вообще целое приключение. Я так далеко одна никогда не ездила. И поразительно, как с тобой просто и ясно.
-Ты только не вздумай ЕГО тут искать... - видно было, что он несколько раз начинал писать эту фразу и стирал...
-Кого?  - состроила из себя непонимающую. Прекрасно поняла, кого он имел в виду, я и не ожидала, что Серега помнит эту историю. Я уже не знала, насколько я сама все забыла...
-Ой... да ладно, Ириш, ты же знаешь, о ком я.
-Нет, на сей раз все в прошлом. Я еду к тебе, а вовсе не к нему, - сказала и сама даже в это поверила.
-Я рад. Очень не хочу, чтобы ты переживала.

ДИАЛОГ 3-ИЙ. ПРИЗРАЧНАЯ ДОРОГА В ИРКУТСК
Безумная Ирка собиралась вот-вот испить шлемом Иркута. Сборы в такой далекий путь были полны решимости и гордости. Неизвестность манила. Где-то в полутумане метался образ Саши-иркутянина, но я гнала его от себя, точно призрак: его адрес и телефон был давно смят и уничтожен. До поездки оставалось всего несколько дней. Август в смятении мялся у моего порога...
... И вот сейчас я нахожусь в аэропорту Шереметьево и с трепетом жду объявления посадки. Впервые в жизни я лечу самолетом, что ж, почти птица, вот-вот расправит крылья... Только бы он долетел вместе со мной...

- Девушка, у вас такой растерянный вид, - прервал мои мысли незнакомец, сидящий рядом.
-Да я просто волнуюсь, поездка для меня слишком уж нереальная, - я подняла глаза на мужчину лет 40. Как легко у них в России заговаривают с незнакомыми.
-Вы что на самолетах никогда не летали? - чувствовалось, что мужчина так просто не отстанет, подсел ко мне ближе.
-Нет, не летала, самолеты для меня вообще полны мистики... Они всегда летали надо мной, а теперь со мной полетит... Страшновато. Смотрели фильм «Небо. Самолет. Девушка»?
-Нет, не смотрел, -он засмеялся, - да что вы так боитесь?! Самолеты обычно разбиваются на взлете или на посадке.
-Ага, можно подумать, мне будет легче от того, где он разобьется... Мне пока что здесь надо быть. Слишком много вопросов останется иначе...
-А вот напрасно вы так иронизируете, подниметесь в воздух, и можно будет расслабиться, все-таки лететь пять с половиной часов.
-Ну, спасибо! Хотя все равно страшно. Руки дрожат, ресницы вздрагивают... Здесь вообще, как в моем сне. В любом случае, не думаю, что я умру в воздухе.
-А вы что, –  знаете о своей смерти? - прищурился незнакомец.
-Вовсе нет... Я о себе вообще мало что знаю, к тому же плохо разбираюсь в людях.
-Забавно... А вы мне нравитесь! Полетели со мной в Новосибирск? - лукавит дядька.
-Эээ...нет, - вполголоса процедила я, - предложение заманчивое, но безумной Ирке нужно прикоснуться к реке Иркут.

ДИАЛОГ 4-ЫЙ. ВЛЕТАЮ В РАССВЕТ
Всего через несколько минут я уже сидела в хвосте самолета авиакомпании «Сибирь». Самолет оказался душным, расстояния между сидениями практически не было. В салоне звучала песня про зайцев... «А нам все равно... а нам все равно...» Знали бы эти зайцы, насколько мне было не все равно. Никогда не думала, что в самолетах подбирают «тематическую» музыку. По салону сновали привычные ко всему пассажиры-завсегдатаи. Всего 5,5 часов – и я в Сибири... Мой страх нарастал. Смешно и наивно я всматривалась в людей, как будто каждый второй из них непременно окажется им. Куда же я лечу? Зачем? Где мое пристанище? Меня мутило, в голове бесновались странные картинки. Что я хочу доказать?! Ведь я хорошая девочка, прекрасно могла бы быть сейчас дома... Я ничего не слышала, мои нежные уши оказались слишком уж невосприимчивыми к перелетам. Я мучительно вспоминала слова попутчика, что взлетать и садиться самолету тяжелее всего, но мы уже давно летели ровно-ровно. Спать в самолете было просто невозможно. Мой сон, крадучись, топтался у моего изголовья. И тут я увидела, как мы резко влетели в рассвет. Только что было пятно темноты, а там уже рассвет, Иркутск, Байкал, сон...
Аэропорт, Серега, его девушка Оля и... реальность. Мне трудно было смотреть на солнце. Я щурилась, шла, пошатываясь. Поразительно, но только я ступила на иркутскую землю, тут же из небытия возник Саша. Видимо, далеко он и не исчезал.

- Привет, Ириш! - Серега радостно меня обнял... меня, словно неживую мумию, которая не умеет радоваться, - очнись! Ну, что же ты?! А вот Оля! Это та самая девушка, про которую я тебе рассказывал. Помнишь?
-Ребят, вы извините меня. Я совсем не спала. И вокруг все такое яркое. Скажите, что это не сон? Как-то я плохо вижу... Мне до сих пор не верится, что я здесь, - я говорила тусклым и бесцветным голосом, хотя душа моя, как заклинание, твердила только одно имя... И я сразу же поняла, зачем я сюда приехала. Однако откровения мои здесь были совсем не уместны.
-Ну-ка, соберись!!! У тебя всего 4,5 дня. К сожалению, у меня неотложные дела. Мне срочно нужно уехать. С тобой все время будет Оля. Ты не волнуйся. Она все знает не хуже меня, - Серега явно торопился, я его слушала из тумана и даже не спросила, что у него за дела такие неотложные. Девушка Оля улыбалась открытой сибирской улыбкой, очень похожей на улыбку того новосибирца перед посадкой.
- Хорошо! Главное, на Байкал съездить и горы увидеть. Еще на Ольхон хотелось бы... - а в голове предательски крутились цифры его телефона, ничего мне не надо, так хотелось бы его увидеть...
-На Ольхон, наверное, не получится, это же далеко очень.
-Ой... я, наверное, как тень отца Гамлета смотрюсь. Мне бы поспать хоть немного.
-Какое спать?! У тебя так мало времени... У нас на Иркутск только сегодняшний день, а завтра с утра уже в горы... Но я уже вас покидаю. Поручаю тебя Оле... Не скучай...
-Как же хочется плакать... - пробормотала я будто бы вслед удаляющемуся Сереге.
-Отчего?! - не поняла она.
-Долго объяснять. Очень долго.

ДИАЛОГ 5-ЫЙ. ГОРОД В ОСКОЛОЧНЫХ СНАХ
Я смотрела на Иркутск глазами Саши. Город был в точности таким, каким он представал в моих призрачных осколочных снах. Я щурилась от яркого солнца, кругом было много света, а виделось мне все, как в дымке. Слепое время приближалось ко мне, и я всматривалась в людей, как будто непременно увижу его среди них. Мне безумно хотелось спать, но я невольно вздрагивала при виде людей, среди которых где-то ходит он. Мои сонные глаза блестели безумным воодушевлением. Оля привела меня на набережную реки Иркут. Она что-то говорила и говорила. Я же смотрела вдаль своей мечты. Я не понимала до конца, где я и зачем. Не обращая ни на кого внимания, я легла прямо на набережной и свесила одну руку в реку, чтобы хоть как-то вплыть в реальность... Ирка, Иркут, Иркутск... Мы с солнцем перемигивались слегка, река запускала в меня своих солнечных зайчиков. Молчание окрасилось в золотой цвет теплой воды. В голове предательски крутились цифры его телефона... Я не брала с собой никаких его координат, но 6 цифр упрямо засели в моей голове, из памяти стереть их не получилось.

-Оля, извини, что я все время молчу. Наверное, ты находишь меня странной?
-Нет, что ты... Но рижанок я еще не видела, а на иркутянку ты точно не похожа, - она все время в разговоре так открыто улыбалась. Какая милая, не то что я в своей заторможенности.
-А ты думаешь, рижанки особенные? Я даже говорить не умею по-латышски.
- Ты точно особенная. Серега много о тебе рассказывал.
-Ха-ха... Так и говорил, что «смотрит-то она не по-нашему»? Наверное, говорил, что я постоянно грущу?
-Нет, рассказывал, что ты пишешь песни и стихи.
-Скорее наоборот: это песни и стихи меня «пишут». А он мне тоже заочно тебя представил. Говорил, что хочет тебя вернуть...
-Да там долгая история... Мы ведь расстались два года назад. Он уехал в Питер учиться в Мухинское училище... А тут недавно вернулся за мной. Теперь я буду жить вместе с ним там... - она говорила со мной так легко, будто знала меня давно-давно. Это, наверное, черта сибиряков – быть такими светлыми и простыми. Я же никак не могла унять свою дрожь... Как так, я здесь, а он? Я ему не нужна... И зачем мне он?
 - Да, Серега хороший и деловой, люблю людей с внутренним стержнем. И слов на ветер не бросает. Мне он подарил воздух надежды...
-Вот все у тебя поэтические обороты... Хватит валяться... Пойдем хоть город немного посмотрим.
-Меня особенно интересуют места, связанные с Вампиловым и с декабристами. Оль, что это за дом такой странный?
-А это как раз наследие декабристов. Памятник архитектуры. Видишь, как покосился?
-У него как будто нижний этаж под землей...
-Так и есть. Эти дома словно в землю врастают, их и реставрировать страшно, хочется сохранить в первозданном виде.
-А кто в этом доме жил? - рассматривая дома декабристов, я как-то приободрилась и ожила, очнулась от своего сна.
-Декабристы и жили. Уцелели немногие. Но эти дома оберегают, поддерживают, стараются не трогать. По-моему, это дом Трубецких.
-Моментами я себе кажусь декабристкой. Запросто уехала бы в Сибирь за любимым.
-Нисколько не сомневаюсь. Могу себе вообразить тебя, спускающейся в шахту к закованным в кандалы декабристам.
-По-моему, у них не было кандалов. И вообще меня более интересуют их жены...
-Да ты у нас девушка серьезная...
-Оля, мне очень нужно позвонить. Хочу срочно купить карточку для телефона.
-Родителям будешь звонить? Домой?
-Нет. Хочу позвонить кое-кому в Иркутске.
-Разве ты здесь кого-то знаешь?
- И да, и нет. Вряд ли это так просто объяснить. Это долгая история, - я вовсе не была уверена в том, что это стоит рассказывать Оле.
-И все же?
-Да нечего там рассказывать, все просто и банально.
-Держи мой телефон. Звони.
Дрожащими пальцами набираю слепые цифры. Глухие гудки. Трубку берет его мать. Его нет дома. В призрачной безнадеге диктую номер телефона, представляюсь девушкой из Риги...
Мне кажется, что осколочным снам не суждено стать реальностью. Он никогда не позвонит.

ДИАЛОГ 6-ОЙ. ТУМАННЫЕ НАДЕЖДЫ
Забавно, чем больше я закрываю глаза, тем лучше начинаю видеть. Таинственный город Иркутск, который представлен мне был как грязный и неинтересный, оживал с каждым мгновением. Я ощущала радость, что сумела попасть в этот уникальный мир, слегка прикоснуться к истории. Где-то здесь я видела дома, в которых жили декабристы – Трубецкие, Волконские. Когда-то в этом покосившемся домике едва горела свеча, любящие муж и жена согревали друг друга. И в Сибири тоже живут. Здесь жил писатель Вампилов и погиб на Байкале возле Листвянки... Той самой Листвянки, куда мы вскоре отправимся вместе с Олей. И мне в этом мире вовсе не холодно, только что-то уважения к себе я не чувствую. Мой мир виден только слепым, он окутан туманными надеждами. И я сама не очень-то хочу видеть его внятно. Тот самый загадочный человек мне не звонил. Изредка без всякой надежды, но с волнением я вызывала его к телефону, но всегда прорывали тишину только длинные гудки. Никто больше не отвечал.

- Ты знаешь, Олька, мне бы очень хотелось увидеть одного человека из Иркутска, который видеть меня вряд ли захочет, - сказала и осеклась... Тут же захотелось размозжить свою голову, сжав ее крепко ладонями.
- А зачем тогда тебе это?!
- Зачем?! Примерно, как в одном фильме было. Один мужик наставил ружье, целясь в другого, тот в отчаянии пытался уловить смысл, как же так, мол, убьешь, а смысл-то в чем? А тот с легкостью ответил, что иногда хочет делать что-то совершенно без смысла. Понимаешь? - откуда-то подплыла чудовищная бессмысленная тоска.
- Любовь? - она мило улыбнулась, приняв удобную позу для долгого слушания.
- Да нет там теперь никакой романтики – сплошная банальность: переписка, никогда не виделись, чуть не рассталась с мужем, - устало прозвучал мой голос. Я прекрасно понимала, что Олю влечет праздное любопытство.
- Да... И ради этого ты приехала в Иркутск?! Ну, скажи, ведь ради этого?! - это умильное выражение глаз просто добивало.
- Нет, я приехала к тебе и к Сереге. Я вообще была уверена, что хорошо понимаю происходящее и знаю, чего я хочу. И вот мы с тобой идем по улицам города, валяемся на набережной, говорим о пустяках. А я... жадно ловлю урбанистические пейзажи, в надежде увидеть те места, которые благодаря ему видела на снимках. Он фотографировал всевозможные виды из окна. И Иркутск медленно обретал очертания, словно его лепил для меня опытный скульптор. Что-то я снова размечталась. (Солнце подкидывало мне навстречу своих зайчиков, и мне еще безумнее захотелось просто его увидеть, совершенно бессмысленно, без гордости, без бахвальства, без всякой надобности. Я говорила и говорила, но мысли и слова тихонько соприкасались друг с другом и вскоре рассыпались на множество картинок).
- А кем он работал? - спросила она с неподдельным любопытством.
- Он дизайнер, а еще сноубордист. Весь спортивный такой. Невысокий. Ростом примерно с меня.
-Ирка! - заорала Оля так, будто ее осенило, - поехали сейчас же к нему. Ты адрес его знаешь?
-Адрес я давно выкинула и потеряла...
-Как жаль.
-Помню улицу только и то не уверена. Гравийная, кажется... И телефон тоже. Ехать не стоит. Это идиотизм. Он же не отвечает на звонки.
-Может, ему не передали?
-Как раз наоборот передали. Где моя гордость, черт ее подери?!

ДИАЛОГ 7-ОЙ. ВОДА ВОСПОМИНАНИЙ
До Бурятии добрались легко. Остановились в маленьком поселке Аршан. Мне с моим географическим кретинизмом казалось, что все здесь рядом – и горы, и Байкал. Оказалось, там, где Байкал – нет гор, там, где горы, есть я. Всего один день. Долго ползем наверх, на самый пик, мне нужно все время идти вперед. Главное, ни на секунду не допускать промедления. Как же здесь спокойно. Тихо и благодатно. На веришине пика любви я пела песни, казалось, что все, что было до того, происходило не со мной. И я поняла. Почему в песнях часто горы именовали синими, я их видела точно в таком же цвете. Где-то высоко в горах встречались одинокие люди, они обнимали меня, признавали своей. Внизу у гор сновали коровы, как бездомные собаки. На вершине я ощущала себя. Здесь возникала целостность: мне не нужен был никто в этом мире. На следующее утро отправились в Листвянку и на Байкал. Это был последний шаг в моей поездке. Был очень жаркий августовский денек. Солнце приглашало за собой. Мы сидели с Олей на полуострове Шаманка. Меня будили мысли.

-Здесь ты можешь загадать желание, - тихонько произнесла Оля, - посмотри, какого цвета вода?
-Прозрачно-серая. Здесь как будто растворяется вся боль, которая накопилась во мне, - еще тише проговорила я.
-Здесь есть нечто ускользающее, нечто такое, что невозможно уловить в повседневной жизни. Здесь можно часами сидеть и о чем-то думать.
-Я думала, что сейчас польются стихи. Но это лишнее. Просто тихо. Как-то глубже... полнее всех самых лучших снов и слов.
-А теперь давай перейдем туда. Видишь, какого цвета здесь вода?
-Надо же... зеленая.
-А теперь поменьше слов, просто почувствуй.
-А там вообще все изумрудно-голубого цвета. В этом что-то уникальное.
-Недаром это местечко зовется Шаманкой.
-Я как будто оказалась в тайном месте у прорицателя. Я это чувствую. Сейчас я узнаю всю истину о себе.
-Тсс... не говори ничего. Прислушайся к себе и к Байкалу...
(...Я едва дышала. Показалось, что на мгновение я поняла, зачем я живу. Сделалась вдруг незначительной моя немая любовь. Здесь существовала моя судьба, которая была гораздо надежнее тишины диалогов. Я чувствовала, что в моей жизни еще будет та суть, которую я смогу легко окунуть в воду воспоминаний. Мой хрупкий мир будет жить, даже если я умру...)
 ...В тот же день я сидела в том же самом самолете, чтобы покинуть незнакомый для меня край, который я слегка задела плечом. В самолете было шумно, звучала все та же музыка из старой советской комедии. Я достала телефон и в последний раз набрала его номер. В трубке уныло звенела однообразная мелодия, прерывалась, потом снова набирала «воздух», потом легкий треск, затем голос автоответчика пригласил оставить сообщение. И я, не думая, четко и внятно проговорила:
- Не бойся, вылезай из-под стола. Я улетела.
Я уставилась в сонный иллюминатор, долго смотрела вдаль, не видя никаких картинок. С сердца стекала вода. Много воды. Не хочу об этом думать. Никогда.

(продолжение, концовка - 6 часть, начало - 1 часть)