2е рассуждение. Исцеление человека

Ал Захаров
Исцеление человека.

Как исцелено естество человеческое, если Один Человек умер и воскрес? Если от Адама все люди подвержены смерти, носят кожаные ризы смертности, тленности, страданий, если от него мы все произведены, то как через Жертву Одного Человека мы, не связанные с Ним кровно, последовательно, через роды, через генеалогию, можем стать бессмертными? Как человек исцелился от смерти?
И мы видим, что смерть до сих пор существует, что грех до сих пор царствует, что страдания и тленность находятся в этом мире. Мы причастны Адаму через естество, через плоть, но и Тот Человек причастен к Адаму, и следовательно, и нам через плоть. Он был Тем, кем являемся и мы, Он был с нами и жил. И как же через Него мы станем бессмертными? Как нам приобщиться к Нему так, чтобы... не умирать?
И ответ в вопросе. Ответ в том, чтобы быть с Ним. Как мы связаны так или иначе с Адамом первым, так мы можем стать связанными и со вторым Адамом. Как мы родились и стали еще одним звеном в цепи рождений, генеалогии Адама, так мы можем родиться через Крещение, животвориться через Евхаристию, соединяясь с Плотью и Кровью Нового Человека, живя Им, позволив Ему жить внутри себя, как в храме.
В Нем естество человеческое исцелилось. Значит ли это, что во мне, живущем через две тысячи лет после Воскресения, новая плоть? Нет, я ношу те же кожаные ризы, что и Адам, я тот же ветхий человек. Пока я не приобщусь нового Адама, я не стану другим, я не смогу исцелить сам себя, я не смогу обновить свое тело, плоть. Но поверив в Него, поверив Ему, через Крещение я омоюсь от греха, я смогу стать иным. Да, моя плоть все еще будет носить в себе тленность и смертность, да, Крещение не избавит меня от естественной, человеческой смерти. Но я обновлюсь духовно, я смогу бороться с ветхим человеком, я смогу, получу силы бороться с собой прежним. Если угодно – со «старым» Адамом. Кто-то уже в этой жизни, уже в этом земном существовании смог «обожиться», то есть стать новым, иным. Кто-то уже в этой жизни приобщился Христа так, что его тело лежит нетленным.
Вот где победа, вот где исцеление естества. Человек может исцелиться, стать другим, но не сам по себе, не своими усилиями. Для этого-то (среди прочего) и приходил Христос. Для этого и нужно было умереть Ему, умереть, чтобы воскреснуть. Чтобы, как казалось, плоть была и побеждена (потому что умерла), и победила (потому что преодолела Самого Бога в себе). Без смерти Христа плоть не смогла бы исцелиться, и люди не могли бы стать новыми. Просто потому, что до смерти, без Воскресения, плоть оставалась бы той же. Однако Воскресением плоть обожена, однако Воскресший Христос сел в плоти человеческой, в естестве человеческом, одесную Отца. Плоть стала новой, и человек может приобщиться ей. Той новой плоти, той Плоти Христа. Ведь только через Него мы и можем получить ту новую плоть. Ибо кто еще воскрес так, чтобы не умирать вовеки? Кто еще дал нам Ту новую Плоть во вкушение? Кто без Него воскрес и жив до сих пор?
И какой... не побоюсь этого слова, любопытный способ избрал Бог для исцеления человека.
Как дьявол в образе змея искусил первого человека, так и Бог, став человеком, как бы облекшись им, «искусил» дьявола, который, обманувшись видом раба, прельстившись на чудеса, творимые Иисусом, пробовал было завербовать Его в пустыне, а потом, гневаясь, вошел в Иуду, разжег сердца фарисеев, что предали Иисуса Пилату и, тем самым, - на распятие.
Странная мысль – Бог уловил дьявола, «разыграв» мессианскую «карту». Уверенные в том, что Мессия будет земным властителем, фарисеи ждали его, как вождя. И дьявол, гордый и судящий сам по себе о Боге, полагал, что Бог если и Сам придет на землю (что было для дьявола, думается, весьма сомнительным – чтобы Высший снисходил до земной персти), то будет не в зраке раба, а конечно же, будет в образе императора. И наверно, дьявол был немного разочарован тем, что Иисус не собирается поднимать восстание в Иудее. Быть может, дьявол потому и «вдохновил» Иуду, чтобы тот, вообразив, будто предательством он подвигнет Иисуса объявить Себя Царем Израиля (Ему будет некуда деваться – либо смерть, либо объявление Своей миссии; иначе, в случае Его смерти, миссия будет провалена), отдал Его синедриону, как раба, в цену раба, с надеждой, вероятно, что Тот откроет Свою истинную сущность, как земного Мессии.
Дьявол знал, что Иисус свят, и бесы про то ведали. Но насколько Он свят, - вероятно, и не догадывался. Обманувшись, дьявол жестоко поплатился. Думал он, что не пропустит прихода Исцеляющего и Спасающего род человеческий, думал, что всё предусмотрел и везде расставил ловушки-искушения, думал, что не пройдет нигде Бог. Но Бог прошел в самое сердце обиталища дьявола, в его домашние покои – в ад. Ибо иначе, не став по-настоящему человеком, не восприняв в себя всю человечность, кроме греха, Бог и не смог бы (хотя всё Ему подвластно) и исцелить человеческое естество, и обмануть дьявола, и пройти «незамеченным» в его логово. Только полноценный человек мог умереть и сойти в ад, только полноценный человек мог обмануть дьявола, ибо призрачное он бы раскусил, ибо неполноценность была бы явна ему.
И не может возразить дьявол, что искупление было несправедливо совершено, не может сказать то, что Бог насильно исцелил человека и что Бог поскупился ценою...
Но кажется, это всё красивые или не очень красивые слова. Это всё рассуждения и умозрения верующего человека. Это всё басни и придуманные кем-то штампы, разносящиеся по миру. Это ничего не значащие фразы. Так скажут многие. Но сколько же людей, вкусив, увидели, как благ Бог. Сколько людей так преобразились в своей жизни, что их бывшие друзья и знакомые удивились столь разительной и неожиданной перемене. Сколько людей спаслось... Знал бы сам неверующий человек, да и каждый из людей осознал бы, какую Цену заплатил Бог, чтобы человек был с Ним...
Никто никого ведь не заставляет идти к врачу. Тем более – Врачу душ и телес, Который нам дал нам свободную волю, Который Сам воскрес для избранного круга лиц, чтобы уже те засвидетельствовали о Его Воскресении. Он не хотел насилием заставить поверить ни Каиафу, ни Пилата, ни народ Израильский. Он просто стал для миллиардов людей как живших, так и живущих Целью и Смыслом их жизни. Эти люди, не видев, поверили, эти люди в своей жизни нашли, обрели, ощутили Его. И ради Него они бросили прежнюю жизнь и, взяв крест, пошли за Ним и к Нему...
Но может быть, неверующие люди просто не могут понять самого факта падения человека? Как человек пал? Скушал яблоко и вдруг «прозрел»? Увидел, что он наг, но что с того? Отчего вдруг возникла стыдливость и необходимость прикрыть свое тело? С чего вдруг естество человеческое повредилось?
Или следует воспринимать сию историю иначе? Как некую притчу, а плод – как образ познания добра и зла, но не как физический предмет? Или быть может, существовал и плод, как существовал и Эдем, как существовали и иные деревья и плоды, которые можно было вкушать человеку? Ум хочет узнать точно и достоверно, что так и было, но терзается сомнениями – не образ ли это, как многое в Библии.
Человек тех времен будто не знал зла. Будто не знал и смерти, хотя Бог предупреждал его, что съев плод с дерева познания, человек смертью умрет. А что такое смерть, человек не спросил; стало быть, имел представление о ней. Откуда? Из смерти животных? Были ли бессмертны животные, и увядали ли цветы? Была ли смерть известна человеку тех времен хотя бы из природы?
Отведав плод, человек действительно умер. Не сразу, а через девятьсот лет. Но умер. И это проклятие смерти легло на нас, детях Адама, и лежит до сих пор. Да, после смерти есть жизнь, есть Царство Божие, да, есть Христос, помогающий нам в земной жизни понять это, да, есть прощение грехов и исцеление от язв греха. Но смерть осталась, пока осталась... До тех времен, когда все живущие воскликнут – Смерть, где твоя победа?