Глава1 Человек познающий - постигающий

Владимир Молчанов 2
          КНИГА: "ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК И ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОСТЬ?
                     (определение понятий "ЧЕЛОВЕК" и
                     "ДУХОВНОСТЬ" через их существенные и
                      общебытийные признаки.)"
                   

          Глава 1. Человек познающий - постигающий.

                Почти по Гегелю:

                      "Человек - это Homo creaturam creatus,
                       творящее творение, вероятнее всего,
                       порождаемое неизвестностью, ничто,
                       природой, обществом и индивидами и на-
                       ходящееся в процессе самосозидания,
                       перехода творения в сотворение, озна-
                       чающее окончательный творческий разрыв
                       человека с его творцами и превращение
                       личности в завершенную субстанциональ-
                       ную реальность."
                            Валрий Кувакин "Твой рай и ад   
                           (Человечность и бесчеловечность
                            человека)", М.,Сант-Петербург,
                           "Алетейя", 1998, с.345.

   Что есть "ХОМО"? "Хомо", по нашему видовому определению, есть
"САПИЕНС", то есть, "Человек разумный, мыслящий". А поскольку процесс мышления возможен только на основе некоторой, изначально воспринимаемой, информации о мире и самом себе, то и человек, безусловно, вначале есть существо ощущающее, чувствующее, а потом уже осознающее, мыслящее – то есть, первичных образов ("прообразов" - проф. Урманцев Ю.А.) адеквтизирующее знания; затем вырабатывающее идеальные образы этих прообразов и, безусловно, - действующее в соответствии с познанными законами
мира (или вопреки им).*****

 
                        Подстрочная сноска.***** Характерно в
                        этом отношении полное название одного
                        из первых исследовательских семинаров
                        Российского философского общества,
                        действующего в Москве с 1979 по 1995гг.
                        под руководством канд.философ.н.,
                        доцента кафедры философии РАН Юрия
                        Петровича Трусова: "Семинар по основа-
                        ниям, конструкции и эволюции знания и
                        человека в целом (в онто- и филогенезе,
                        включая общество) как чувствующего,
                        мыслящего и действующего существа;
                        взаимопроникновению мира, космоса в че-
                        ловеке (целого в части) и человека (ча-
                        сти в целом) в космосе как непосред-
                        ственно известного представителя воз-
                        можного многообразия разумных существ
                        во вселенной."
                             Сборник: "Проблемы оснований и
                             конструкции знания." Выпуск 1,
                             М., 1995, с.29.
                           Длинновато... Но, вдумайтесь, на
                        сколько емко, информативно обозначены
                        основные, начальные ипостаси человека,
                       "Хомо-сапиенса": ЧУВСТВОВАТЬ, МЫСЛИТЬ,
                        ДЕЙСТВОВАТЬ, требующие постоянного
                        развития и
                        совершенствования. Забегая вперед,
                        скажем, что по проф. Урманцеву Ю.А., -
                        это и есть суть "Человека ПОСТИГАЮЩЕГО".
                           Здесь же представлен вопрос о
                        голографическом взаимодействии мира,
                        космоса в человеке и человека в космосе.
                        То есть, по сути, показаны основные
                        направления работы по становлению
                        человека постигающего, прогрессирующего,
                        экологически активного, ноосферного.

                РЕФЛЕКСИЯ И КОРРЕЛЯЦИЯ.
      --------------------------------------------------
      !           !           !           !            !
   человек     человек     человек     человек     человек
   чувствую-   представля- осмысливаю- осознающий  действующий,
   щий (полу-  щий инфор-  щий инфор-  законы ми-  изменяющий,
   чающий) ин- мацию в ви- мацию в ло- роздания    созидающий
   формацию в  де первич-  гических                (разрушаю-
   виде ощуще- ных обра-   формах и                 щий); чело-
   ний и вос-  зов (про-   идеальных                век пости-
   приятий     образов)    образах                  гающий
                           (прообразов)
      --------------------------------------------------
              Схема 1. Человек познающий, постигающий

   Заметим, что не случайно в последнем звене данной цепочки на-
ми испрользован термин "Человек постигающий". Понятие "Постижение" введено доктором философ. наук, канд.биол. н., профессором Урманцевым Ю.А. (См. "Вопросы философии", №4. 1993, с.94) Данное понятие является более сложной телеологической системой, нежели понятия: "знание", "осознание", "познание".
                     
                        "...главными целями постижения являются
                         получение адекватного прообразу идеаль-
                         ного образа-знания - и его материаль-
                         ное воплощение."
                                          Там же.С.94

                        "Постижение - это и процесс освоения,
                         познания и изменения существующей и
                         создание новой реальности... система
                         включает в свой состав в виде элемен-
                         тов перечисленные в пунктах 1 - 8 и
                         традиционно истолковываемое познание
                         и материальное воплощение его резуль-
                         татов."
                                          Там же.

   В связи с этим Ю.А.Урманцев корректирует даже наше видовое определение - "Хоммо интеллигент", а не просто "Хомо сапиенс".
Т.е. - "Человек постигающий", а не просто "мыслящий". "Отсюда понятно, - говорит он, что какой-то, скажем, крестьянин может быть больше интеллигент, чем тот, который окончил ВУЗ и, как говорят ботаники, "ни хрена не постигает."

                         Российское философское общество. Семи-
                         нар Ю.П.Трусова, 02.04.1995.

   Теперь заметим, что все перечисленное подразумевает два объединяющих, но не равноценных понятия. А именно: "Знание" и
"Осознание".
   Поскольку мышление есть не только накопление информации, но, еще больше, работа с ней, - рефлексия, трансформация, систематизация и развитие в направлении все более адекватного отражения законов мира и бытия для совершения целесообразных, адекватных, ответственных действий, - ИМЕННО ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОСТАВЛЯЕТ ПРИОРИТЕТНОЕ ЯДРО ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ, делает человека системно мыслящим, ответственно действующим, разумным. То есть, в конечном счете, по классическому определению, выживаемым, свободным: "Свобода есть осознанная необходимость".
(К.Маркс)