Как появилось государство

Марианна Робеспьер
Во всем виноват рост производительных сил. По мере общественного развития родовые общины стали производить больше необходимых для существования продуктов. Например, арийские и семитские скотоводы, доходившие в поисках пастбищ для своих стад до Греции и Египта, по мере развития культуры разведения скота, постоянно увеличивали размеры своих стад. Поскольку этот продукт (стада) производился с излишком, возникла объективная необходимость в его сбыте другим непосредственным производителям, например, земледельцам, в обмен на хлебную продукцию.


 Продукт перестал быть продуктом и стал товаром. «Для того чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости, посредством обмена», говорит Маркс в первом томе «Капитала». Здесь зародилось отчуждение продукта и труда, о котором Маркс подробно пишет в «Экономическо-философских рукописях» 1844 года.


Когда я продала вещь, принадлежавшую мне, я лишилась ее, она отстранилась от меня, стала мне чужой. То же самое произошло и с моим трудом, который я вложила в эту вещь. «Отчуждение – утрата рабочим продукта». «Отчуждение – освоение предмета, при котором рабочий подпадает под власть своего продукта …, отчуждается от продукта своего труда, утрачивает его». «Что отошло в продукт твоего труда, того уже нет у тебя».  «Труд рабочего приобретает внешнее существование, существует независимо от него, становится чужим для него, превращается в противостоящую рабочему самостоятельную силу». «Труд для рабочего внешнее, не принадлежащее к его сущности, чужое».


Отчуждение труда пока еще сплоченной родовой общины рождает, в конечном счете, частную собственность на средства производства и  продукты производства. Сначала отчуждаются продукты производства. Если земля, на которой пасутся стада, все еще остается родовой собственностью, да и сам скот принадлежит общине, но все же то  количество скота, которое  продается, скажем, земледельческой общине, уже не является родовой собственностью. Если он отчужден, то, значит, уже не принадлежит общине.    

Продажей скота традиционно занимается старейшина. Он отбирает то количество скота, которое надо продать. Старейшина и его помощники из числа близких родственников распоряжаются этой частью продукции еще не как частные лица, а как имеющие определенные полномочия, как авторитетные представители общины, которым род оказал доверие. Эта собственность, предназначенная для отчуждения, все еще общественная, но уже не родовая, а собственность, которой распоряжается группа внутри рода. От нее до частной собственности – один шаг.


Далее. С появлением всеобщего товара – денег - в руках старейшины скопляются богатства. Он резко выделяется среди своих родичей по имущественному положению. Растут и стада. Скота становится так много, что рук старейшины и его близких родственников уже не хватает. Не желая привлекать  к производству отчуждаемого продукта не близких родственников, с которыми надо делиться, старейшина применяет труд военнопленных, которые де-факто приняты в род и являются его полноправными членами. Но для деградировавшего, потерявшего остатки морали, старейшины это чужие люди.


 Эксплуатируя их труд, старейшина опускает их до положения рабов – людей, являющихся собственностью группы лиц, от имени рода распоряжающихся отчуждаемой собственностью на продукты производства.

 
Далее. Старейшина и его ближайшие родственники уже не непосредственные производители, как другие члены рода, а скрытые рабовладельцы. Старейшина и другие богатые члены рода путем выкупа скота у общины получают право на обладание скотом. Так возникает частная собственность на продукты производства. Появляется родовая знать, которая стремится разорвать родовые узы. Частная собственность распространяется и на землю. Не продаются только жилища. Возрастает количество рабов, в число которых попадают и действительно полноправные члены рода.


Так, разделение родового общества на два неантагонистических класса – ремесленников и земледельцев (или скотоводов), в основе которого лежал род занятий (ремесло не приносило такого избытка продуктов, как скотоводство или земледелие), привело к разделению общества на два антагонистических класса -  рабовладельцев и рабов.


Все это было предпосылкой к рождению государства.
Рост производительных сил вошел в противоречие, в противоборство, с сохранением старых производственных, первобытных коммунистических, отношений, что послужило причиной рабовладельческой революции, свергнувшей родовой строй и воздвигшей вместо нее аппарат угнетения класса классом.


Рабовладельческая революция по своей форме очень похожа на контрреволюцию. История знает несколько примеров контрреволюции (Перестройка и Развал Советского Союза, бархатные революции 1989 года в Восточной Европе, революция в Ливии 2011 года, Реставрация Бурбонов). Причина контрреволюции: противоречие между сохранением новых производственных отношений и деградацией социальной окраски сознания представителей политической надстройки.  Деградация сознания представителей надстройки детерминирована двумя факторами: 1) внедрение в новую формацию элементов старого строя; 2) внешний антагонизм, противостояние с господствующим классом зарубежья.


Рабовладельческая революция  заключает в себе признаки и революции, и контрреволюции. Экономически это революция (поскольку знаменует собой развитие экономики), а политически – контрреволюция (если при родовом строе публичная власть не отстранена от народа, старейшина правит от имени народа и в его интересах, то с возникновением государства публичная власть отстраняется от народа, правитель управляет обществом в собственных интересах, прикрываясь именем народа).

 В соответствии с этим рабовладельческая революция имеет две политэкономические причины: 1) противоречие между ростом производительных сил и сохранением старых производственных отношений; 2) противоречие между родовыми отношениями и деградацией социальной окраски сознания представителей политической надстройки (советов рода, фратрии, племени, союза племен).  Родовые отношения все еще сохраняются, связь между членами еще остается крепкой, но сознание старейшин и базилевсов уже деградировало. Здесь первое противоречие породило второе.
Эта деградация сознания старейшин обусловлена двумя факторами: 1) внедрение в базис старого строя элементов нового строя (рост производительных сил, товарное производства, отчуждение  труда, применение рабской силы); 2) внутренний, скрытый, антагонизм богатеющей родовой предзнати и подвергающихся первичной эксплуатации общинников.


Одна из первых рабовладельческих революций произошла в Греции. Здесь их было даже две. Первая произошла в 1184 году до нашей эры, когда ахейцы после ограбления богатой золотом и скотом Трои под руководством своих базилевсов  вернулись на родину. Отряды  базилевса  Менелая, правившего в землях будущих спартанцев, отправились разграблять земли Финикии и Палестины и стали известны там под именем филистимлян. Брат Менелая Агамемнон, базилевс Микен, собравший в своих руках несметные богатства, присвоил выборную власть и принялся править как царь, прикрываясь лишь именем рода. Его соперник, богатый торговец Эгисф, любовник Клитемнестры, жены Агамемнона, убил царя и узурпировал власть. За Агамемнона спустя несколько лет отомстил его сын Орест, убивший Эгисфа и свою мать Клитемнестру. Но это не поправило дела. Безумие Ореста, взошедшего на престол после обряда очищения от скверны убийства родственника и сместившего Алета, сына Эгисфа, занявшего престол в отсутствие Ореста, только способствовало дальнейшему разрушению родового строя Микен и образованию Микенского государства. Родовая знать Микен использовала в качестве рабов членов своего же рода.


В Афинах в это же время созданием государственного строя занимались сыновья афинского архонта Тезея Демофонт и Акамант, вернувшиеся из похода на Трою и выделившиеся в среде своих соплеменников награбленным богатством. Прежде всего, они ввели центральное управление (эта и другие реформы позже приписывались Тезею, но правильнее было бы предположить, что эта революция происходила уже после падения Трои, когда в греческом обществе произошло резкое имущественное расслоение). Десять фратрий Аттики, жившие в двенадцати небольших  поселениях, названных позднее двенадцатью городами Кекропа (Кекропия, Тетраполь, Эпакрия, Декелея, Элевсин, Афидна, Форик, Браврон, Кифер, Сфетт, Кефисия) и ведшие свои дела самостоятельно, лишь изредка связываясь с союзным советом, были объединены в один город – Афины. Дела, которые фратрии раньше вели самостоятельно, были переданы в ведение общего Афинского совета. Это было сделано для того, чтобы дать возможность богатым чужестранцам-эмигрантам (метекам), поселившимся в Афинах (торговля вынуждала купцов переезжать туда, где можно получить большую прибыль) и не входящим в роды (бывшим на положении плебеев), принимать участие в агоре и в совете. В противовес родовому праву было введено афинское народное право, согласно которому иноплеменники получали равные с членами рода и племени права.
Весь афинский народ, независимо от рода, фратрии и племени, был разделен двумя братьями на 3 разряда: 1) эвпатриды (благородные, то есть богатые семьи, из которых обычно выбирались старейшины и которые преобразовались в родовую знать); 2) геоморы (земледельцы); 3) демиурги (0 ремесленники. В этой стратификации ясно виден обозначившийся ранее раскол общества на два антагонистических класса – на рабовладельцев и на ремесленников и земледельцев, из которых большая часть становились рабами эвпатридов. Право на замещение должностей давалось только эвпатридам. Это привилегированный класс теперь мог существовать вне родов и племен, что означало разрыв родовых связей.


Некоторое время государство укреплялось, рабовладение приобрело большой размах. Но по субъективным причинам вскоре назрела контрреволюция, которая экономически представляла собой именно контрреволюцию (деструктивные процессы в экономике, ведущие к понижению роста производительных сил), а политически – революцию (замена царей с отстраненной от него челядью общественным управлением). Политэкономическая причина этой контрреволюции состоит в противоречии между сохранением новых производственных отношений и пробуждением сознания эксплуатируемых масс. Это пробуждение сознания обусловлено следующими факторами: 1) внедрением в рабовладельческий базис элементов старого, первобытного коммунистического строя; 2) внешним антагонизмом.

 
К 1115 году до нашей эры в Греции, перешедшей от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, сложилась контрреволюционная ситуация.
Немного отвлечемся. Необходимо высказать некоторые появившиеся в моем сознании соображения.
Подобно тому, как любой революции предшествует революционная ситуация, так же и контрреволюция определяется контрреволюционной ситуацией. Если следовать тем признакам революционной ситуации, которые указывал в своей работе «Крах Второго Интернационала» В.И. Ленина, можно сказать, что контрреволюционная ситуация, например, перед Перестройкой и Развалом СССР, будучи по форме схожа с революционной ситуацией, имеет следующие признаки: 1) верхи не хотят жить по-старому, а низы хотели бы, да в силу нежелания верхов не могут жить так же, как вчера;  2) резкое обострение социальных антагонизмов (в СССР 1958-1991 годов они были скрытыми, замаскированными, расслоение классов шло долго, и класс потенциальных эксплуататоров обозначился ярко лишь к концу 80х годов), инициаторами которых являются отмершие вчера, но еще существующие в скрытой форме, классы;  3) понижение политической активности масс.
В конце 80-х годах все эти признаки были налицо. Партбоссы с деградированным сознанием стремились присвоить себе общественную собственность, узурпировать власть, доверенную ему народом, отстранить народ от управления своим обществом.  Реформы Горбачева инициировали появление частников, права которых пока были ограничены. Общество заметно расслоилось, появились нетрудовые доходы. Переворот вершили преимущественно представители политической надстройки, народные массы принимали в этом участие лишь как статисты. Публичная власть отстранилась от народа. Эти политические перемены вкупе с экономическими реформами привели к реставрации капитализма.


Это то, что касается контрреволюционной ситуации перед контрреволюцией, знаменующей собой переход от феодализма к рабовладению, от капитализма к феодализму, от социализма к капитализму. Контрреволюционная ситуация, складывающая перед контрреволюцией, означающей переход от рабовладения к первобытнообщинному строю, имеет совсем другие признаки. Это те же признаки, на которые указывал Ленин, имея в виду ситуацию перед революцией. Так уж получилось, что контрреволюция, ведущая к переходу от рабовладения к первобытнообщинному строю, имеет много общего с феодальной, капиталистической и социалистической революцией.
Следовательно, признаки эти следующие: 1) верхи не могут, низы не хотят; 2) обострение социальных антагонизмов, связанных с экономическими бедствиями эксплуатируемых масс; 3) значительное повышение политической активности масс.
Таким образом, к 1115 году до нашей эры в Греции сложилась контрреволюционная ситуация. Но ни эта ситуация, ни порожденная ею контрреволюция не могли быть реализованы сами по себе.



Известно, что герой Геракл происходил из микенского рода, являлся близким родственником здешнего базилевса Эврисфея, но он никогда не претендовал ни на одну из выборных должностей, которые постоянно занимали представители микенской родовой знати. После Троянской войны, когда Геракл был уже несколько десятилетий мертв, его престарелые дети вспомнили о правах своего отца на микенский престол, видя, что публичная власть отстраняется от народа и старейшины присваивают себе царские титулы. Естественно, что правивший в это время безумный Орест (указывают обычно на Эврисфея, но наиболее вероятно, что это был именно сын Агамемнона, поскольку Эврисфей к этому времени уже давным-давно покоился в могиле) отказал родственникам Геракла. Тогда Гилл и другие сыновья Геракла принялись собирать вокруг себя возмущенный происходящими экономическими изменениями народ и воссоздавать родовые общины в Аттике, что было разрешено им сыновьями Тезея. Это возрождение общин по сути означало внедрение в новый базис элементов старого строя. Возможно, что вскоре после этого Афинское государство подверглось уничтожению или отмиранию. Чтобы взять реванш и вернуть себе права на престол в Микенах или хотя бы часть микенских земель, Гилл вместе с братьями и общинниками посетил страну дорийцев, где общался со здешним вождем Дором. Здесь мы видим второй фактор пробуждения массового сознания, сознания бывших рабов и обедневших земледельцев, последовавших за Гиллом, - внешний антагонизм. Он проявил себя в лице дорийцев, которые по-прежнему жили в реалиях первобытнообщинного строя, родами, и видели в людях Гилла своих единомышленников. Хотя возможно, что дорийцы просто желали поживиться за счет разграбления греческих городов.

 
В 1115 году до нашей эры племена дорийцев (у которых не было регулярной армии) и люди Гилла как вихрь пронеслись по Ахейе, разрушив Микены и погрузив страну в темные века, продолжавшиеся до шестого века до нашей эры.


За столетие до Солона вновь началось революционное брожение в рядах родовых старейшин-архонтов и базилевсов. Родовая знать обогатилась за счет излишка отчуждаемого продукта, скупила земельные участки, принадлежавшие до этого общинам, путем ростовщичества ограбила земледельцев, а в счет недоимок продала большую часть их в рабство. С отстранением публичной власти от народа возникла необходимость в постоянной регулярной армии, призванной защищать властителей от некогда связанных с ними родовыми узами соплеменников и от внешних врагов. Поскольку афиняне часто вели военные действия на море, то для сбора денежных средств на постройку судов учредили навкрарии (48 территориальных военных округов, по 12 в каждом племени). Народ был разделен по территориям (а не по родственным группам, как раньше).


Противостояние двух вновь нарождающихся классов привело ко второй греческой рабовладельческой революции, революции Солона (реформа 594 года до нашей эры). 
Чтобы уравновесить положение знати и бедняков и остановить резкое расслоение, способное привести к страшным последствиям, Солон объявил долги обедневших земледельцев недействительными и вернул проданных в рабство должников. Как пишет Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», Солоном был определен максимальный размер земельной собственности. Это было сделано для того, чтобы  остановить разграбление крестьянской земли. 


Афинский совет теперь состоял из 400 членов (по 100 человек от каждого из четырех племен Аттики). Здесь родовая структура пока что сохранялась.
Солон разделил граждан на 4 разряда по размерам землевладения и его доходности. 4 разряд не владел земельной собственностью. Все должности в совете замещались только 3 разрядами. Высшие должности доставались 1 разряду. 4 разряду дали лишь право быть массовкой в агоре и право голоса. На женщин избирательное право не распространялось.


Войско теперь так же имело классовую организацию, в которой не осталось ничего от рода: кавалерия – первые 2 разряда, тяжеловооруженная пехота – 3 разряд, легкая пехота - 4 разряд (а ведь когда-то армия делилась на племена и фратрии).   


Был введен имущественный ценз (по размеру земельной собственности). Чем большим земельным участком владеешь – тем больше уважаем и тем выше ты по должности. Богатство стало смыслом жизни, частная собственность – элементом организации управления. Богатеешь – значит, можешь купить больший участок земли, чем другие, а это означает, что ты вправе претендовать на высокую должность. Так родовая знать была побеждена новой денежной аристократией. Гражданин Афин теперь не обязательно принадлежал к какому-нибудь роду.

 
Затем был переворот родовой знати под руководством Писистрата в 560 году до нашей эры (в данном случае не контрреволюция, поскольку здесь не было возвращения к родовому строю, а всего лишь смена одной правящей партии другой), позже – реформы Клисфена (509 год до нашей эры), означавшие окончательное уничтожение родовой организации греческого общества.


Клисфен разделил  общество не по размеру земельной собственности, как Солон, а по месту жительства (как в навкрариях). Аттика была раздроблена на 100 демов (административных округов). Демоты (жители дема) избирали демарха (старейшину), казначея 30 судей.  Высшей законодательной властью в деме было собрание демотов. 10 демов составляли территориальное племя (к прежнему племени оно не имело никакого отношения). Территориальное племя выбирало филарха (старейшину племени, командующего колесницей), таксиарха (командующего пехотой) и стратега (командующего племенным войском). От каждого из 10 территориальных племен в Афинский совет направлялось 50 представителей. В Афинском совете состояло 500 представителей племен. Законодательной властью в образованном государстве были Афинский совет (ареопаг) и агора (право голоса имел каждый мужчина). Старейшина Афинского совета, архонт (должности базилевса в это время уже не существовало), занимался законодательными и судебными делами. Исполнительной власти здесь еще не было.


Новое политическое образование вполне можно было назвать аппаратом угнетения класса классом, поскольку здесь уже были налицо все признаки государства как средства подавления эксплуататорами воли народных масс -  отстраненность публичной власти от народа, регулярная армия, полиция (пешие и конные лучники), формировавшаяся вначале из рабов, обложение налогами, четкая граница, территориальное деление вместо племенного.