Ликвидация Красноключевских хуторов. 1968-1977 гг

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Н.С. Хрущев.
Фото из интернета.

***

С 1953 по 1964 годы первым секретарем ЦК КПСС избирался Никита Сергеевич Хрущев. При нем проводилась политика по ликвидации «неперспективных деревень».

Крестьянские семьи с отдаленных небольших населенных пунктов, обжитых родных мест, переселялись на центральные усадьбы. Это делалось под хорошим мотивом: создать лучшие условия для жизни селян.

Политика по переустройству деревни, при поддержке академика Агангебяна, доктора экономических наук Татьяны Заславской и других ученых-реформаторов, обрекала мелкие хутора на ликвидацию.

Ставрополье нажим Хрущева выдержало, у нас этот процесс «активно пошел» во второй половине 60-х годов.
 
24 декабря 1968 года совместным решением Ставропольского крайкома партии и крайисполкома была объявлена «война» неперспективным деревням и хуторам. Из 1250 сельских населенных пунктов на полную ликвидацию обрекли более 500.

Еще 125 были отнесены к категории «ограниченного развития». То есть, перечисленные в постановлении хутора, тоже прекратят свое существование, но чуть позднее. Таким образом, стереть с лица земли предполагалось более половины небольших ставропольских населенных пунктов.

    В принятии этого постановления принимал участие Михаил Сергеевич Горбачев, который с августа 1968 года работал вторым секретарем Ставропольского краевого комитета КПСС, и отвечал за вопросы аграрного сектора в крае. Продолжил он эту работу и позднее, когда в апреле 1970 года был избран первым секретарем Ставропольского КК КПСС.

    Борис Кумаев в книге «Коммунист с божьей отметиной» (Ставрополь, 1992 г. стр. 95) писал: «…Став «первым», он (Горбачев) пришпорил переустройство. Именно при нем завершен и утвержден генеральный план наступления на «патриархальщину», повсеместно созданы архитектурные службы.

Дело поставили на профессиональную ногу. Вскоре Михаилу Сергеевичу доложили, что ликвидированы первые 100 населенных пунктов. Начало было многообещающим».

***

Партийными и советскими органами не учитывалось даже то, что  во многих местах были созданы вполне сносные условия для проживания.

Многие хуторяне уезжать с обжитых мест не хотели. Они говорили: «Своя кочка стала раем».

На хуторах Копани, Садовый и других, была работа полеводам и животноводам, многие развели прекрасные сады, виноградники, огороды.

Было раздолье для выпаса домашнего скота. В балках и лесополосах косили траву, заготавливали сено на зиму.
Любители: охотники, рыболовы, пчеловоды, садоводы находили занятие по душе.

Однако, распад хуторов был неминуем! Ведь, абсолютно не создавалась социальная инфраструктура.

Возникали проблемы с обучением детей. Они подрастали, а ближайшая средняя школа находилась за 40 – 50 километров. Приходилось отправлять детей на учебу в районный центр – город Благодарный.

Мои сестры Люба и Нина десятилетку оканчивали в СШ №1 города Благодарного, жили на съемных квартирах.

Хуторян донимала сезонная распутица, бездорожье. Помню: доеду на автобусе или попутной машине из города Благодарного до железнодорожной станции Мокрая Буйвола,  а от нее до родного хутора 12 километров. Шагаю пешком. Ночь – темно, дороги нет, грязь, мокрый снег с ветром в лицо. Роднее хутор от этого не становился.

***
   
       Первым прекратил существование хутор Пузиков, затем распался хутор Терновая Балка (Коммуна).

Правление укрупненного колхоза имени Чапаева решило в первую очередь переселить с хуторов на центральную усадьбу – х. Алтухов всех шоферов.

6 декабря 1971 года Ставропольский крайисполком «снял х. Терновая Балка с учета как фактически не существующий».  [15]

***

Мой отец – Пузиков Илья Иванович упорно отказывался переезжать с хутора Копани.

Председатель колхоза Иван Моисеевич Макруха предлагал ему:
- Илья Иванович! Переезжай, пока есть места под дом на центральной улице.

Отец не хотел уезжать с прекрасного места, так как на хуторе Алтухов земля была неплодородной, солонцеватой, с мочажинами:
- Иван Моисеевич! Куда ехать? На голую кочку, на глину. Не поеду.

Долго держался мой отец за родную землю.  За ту, где построил дом, посадил сад и виноградник, поднимал, выводил в люди пятерых детей. Но, как говорится: «Против лома, нет приема!»

   Все до одного хуторяне снялись с обжитых мест и уехали. Большинство на хутора Алтухов и Дейнекин, а некоторые в город Благодарный, «Вин-сады» Минераловодского района.

   Многие схитрили, не оторвались далеко от родных мест, переехали в рабочий поселок Пшеничный Петровского района. А это не более одного – двух километров.

Ребята женились на совхозских девчатах, а хуторские девчата вышли замуж за совхозских ребят. Да и не прогадали: совхоз «Ставрополь-Кавказский» был богатым, заработки у рабочих выше, да порядка больше.

   Предпоследними переселенцами на хутор Алтухов уехали кумовья моих родителей Сапрыкины Алексей и Нина.

   И вот когда все уехали, и наша семья на хуторе Копани осталась одна, тогда отец купил на хуторе Алтухов по улице Чапаева, 73 дом у чабана Байгиреева. Это был 1977 год. Хутор Копани прекратил существование.

***

Начиная с конца 50-х годов,  сельское население «выживших» хуторов неумолимо сокращается.

Обратимся к статистике по Красноключевскому сельскому совету:
В 1959 году по сельсовету было переписано – 1861 человек, в 1970 году – 1551, в 1979 – 1079, в 1987 – 1075 чел.

В целом по Благодарненскому району Ставропольского края перераспределение населения идет в пользу города.

В 1959 году численность населения составляла 44 984 человека, в том числе: городское – 33%, сельское – 67%.

В 1986 году в районе проживало 53 711 человек. Численность городского и сельского населения сравнялась (50 на 50).

А вот, уже в следующем 1987 году, при общей численности населения в 54 418 человек, в городе – 52%, на селе – 48% жителей.  [10]

В новейшей истории района эти процессы продолжаются. В 2011 году в Благодарненском районе проживало 63 тысячи человек, в том числе почти 33 тысячи чел. – в городе Благодарном.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


ИСТОЧНИКИ:
10. Благодарненский район в цифрах и фактах в 1987 году. Благодарный, 1988 г.
15. Забелин В.М. Земля моя Благодарненская. Ставрополь. АГРУС, 2009.

22 марта 2012 г.