Esprit de Corps военного корабля премия

Дмитриев Юрий Владимирович
         
/Материал удостоен региональной премии "Журналист года-2011" (Калининградская область)/.







Кают-компанию называют визитной карточкой корабля.
Как организован прием пищи и досуг офицеров на сторожевом корабле Балтийского флота "Ярослав Мудрый"?  Своими мыслями о кают-компаниях поделились
не только те, кто служат, но и ветераны флота.


           В любом словаре прочтете, что кают-компания  - это судовое  общественное помещение для    приема пищи, собраний и   коллективного отдыха командного                состава. Первое из помещений,  появившихся на судне                во времена парусного флота.  Предусматривается на всех морских                судах, кроме малотоннажных,  располагается вблизи жилых                помещений командного состава.   Площадь выбирают из                расчета не менее 1,4 - 1,5 кв.м. на 1  место. Термин происходит от                сочетания слов: из голландского языка - «kajuit» - "каюта" и французского                - «compagnie» - «общество».


В туман

…На улице  туман. В военной гавани наводят порядок. Убирают палую листву с причальных стенок. СКР "Ярослав Мудрый"  пришвартован к эскадренному миноносцу "Беспокойный". Когда-то на этом эсминце довелось побывать на Международных учениях "Балтопс-2001". Тогда впервые столкнулся с обычаями и традициями кают-компании на Балтийском флоте... Все-таки не прохожу службу на корабле. И вот тогда в 2001 году оценил по-настоящему важность корабельной кают-компании.
***
В памяти сохранились и собственные курсантские воспоминания о стажировке на БПК "Красный Кавказ" на ЧФ в конце 80-х. Будучи на последнем курсе военно-морского училища, нам уже разрешалось обедать и ужинать в мичманской кают-компании. Это одно из самых приятных воспоминаний той поры. Но вот сейчас, идя на СКР "Ярослав Мудрый",  думал, что эдакого  могу узнать о кают-компании?
Командир сторожевого корабля "Ярослав мудрый" капитан 2 ранга Алексей Иванович Суглобов - в чистой, наглаженной рубашке, в делах и заботах, встретил приветливо. Кают-компания - это его конек. Он многие годы до прихода на новый корабль, коим является "Ярослав Мудрый", спущенный на воду года четыре назад, являлся старшим помощником и на "эскээрах", и на больших десантных кораблях... А , как известно, за кают-компанию отвечает старпом. Так как старпома «Ярослава Мудрого» капитана 3 ранга Р. Дроздова на корабле не оказалось( он был в отпуске),  командир взял его функцию на себя.
- Это ведь не только место для приема пищи офицерского состава, это еще и проведение времени, досуга, особенно когда корабль находится в море. Это общение между офицерами. – Казалось, Алексей Иванович хотел все прочесть по учебнику.  - Специфика корабельной службы такова, что некоторые офицеры редко встречаются  на корабле, потому что у одних боевой пост - в корме, у других - в носу. Живут они в разных каютах. На корабле какого-то офицера трудно иногда найти, а в кают-компании его всегда можно застать. И пообщаться с ним… А если нужно принять какое-то официальное решение, то тогда проводится общее собрание. Вот кают-компания и предназначена в первую очередь для сбора офицеров. Но  здесь можно проводить и личное время - посмотреть телевизор, поиграть в нарды, шахматы. У нас приобретена спутниковая антенна, установлено оборудование  для общего просмотра фильмов. Корабль-то - современный. Семь стационарных телевизоров. В том числе, один в кают-компании.
Все то о чем говорит командир, есть на любом корабле флота. Ну, или почти на любом. Разве что стационарные телевизоры - это скорее новинка, чем обычное явление. У командира в каюте - такой же.
- В кают-компании проводятся собрании, сдача зачетов, ведь  по сути дела, это самое большое помещение, где могут собираться офицеры, есть еще кают-компания мичманов, оборудованная практически всем тем же, что и офицерская. Она поменьше...Форма одежды для нахождения в кают-компании, как правило, - кремовые рубашки, галстук. Никто не должен приходить в сланцах, и уже тем более в майке. У каждого офицера есть свое место, которое указывается на схеме размещения офицерского состава в кают-компании. Здесь же указано время, отведенное для приема пищи. Вывешивается эта схема на двери кают-компании, - командир проводит "ликбез". Слушаю и думаю об этом. Может быть, кому-то и следует знать эти вещи. 
Если рассмотреть внимательнее схему размещения офицерского состава в кают-компании, заметите: в ней указано, что кресло командира корабля - во главе стола рядом с эмблемой корабля. Напротив, на другом конце стола  - кресло старшего помощника корабля. Есть отведенное место для гостей - по правую руку от командира. Здесь, к слову, сидел и я, когда обедал вместе с офицерами на СКР "Ярослав Мудрый".
 ...И вот командир отлучается на несколько минут по делам, достаю книгу В. Дыгало "Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло". Ну, например, он пишет, что "кают-компания на корабле, как указано в уставе, “должна служить местом тесного общения офицеров и культурным центром, способствующим воспитанию офицеров, выработке единых взглядов на вопросы ведения морского боя, боевой подготовки и организации службы корабля”. По установившемуся морскому обычаю, офицеры в кают-компаниях рассаживались за столом строго по старшинству. Во главе стола был старший офицер, по правую руку от него - следующий по рангу офицер, по левую - старший инженер-механик. Затем шли старшие специалисты и далее, также по старшинству в воинских званиях, младшие специалисты, вахтенные начальники, вахтенные офицеры и механики. Такое размещение создавало атмосферу уважительности и субординации, выделяло “старший” и “младший” (как тогда было принято говорить, “баковый”) концы стола. Все это позволяло старшему офицеру чувствовать опору в застольных разговорах в лице старших специалистов. И ныне места в кают-компании столь же строго распределяет старший помощник командира. Особой заботой старшего офицера, считавшегося, по флотским законам, хозяином корабельной кают-компании, было создание среди офицеров особого микроклимата, установление там, как когда-то говорили, Esprit de Corps (духа корпоративности). По мнению известных русских адмиралов, эта сплоченность во многом обеспечивала победу в любом бою, успешное решение самых трудных задач, поставленных перед кораблем".
Отличные мысли, не так ли?
- У нас сохранилась традиция назначать заведующих кают-компанией, - продолжает Алексей Суглобов, вернувшись. - Вот его тетрадь, куда он вносит все расходы на содержание, закупки. Ни у кого не возникнет ни доли сомнения, что подобное должно быть. И это уже традиция, которой много лет. Я пришел на корабль в марте, завел эту тетрадь. А до этого здесь ее не было. Ну, например, мы идем на боевую службу. В море нужно хорошо питаться. Нужно иметь хорошую питьевую воду. Мы приняли решение поставить фильтры очистки воды. Где на это взять деньги? Вот, решить это можно только сообща. Также провели косметический ремонт кухни. Купили новый набор ножей. Каждый предназначен для отдельного вида продуктов. Мы отремонтировали нашу кают-компанию. Раньше было тесновато. Снесли кое-какие перегородки. Расширили пространство. Единственное что мы не в силах сделать - увеличить ширину обеденных столов. А они узкие, и из-за этого не очень удобные. Лишнюю тарелку не поставишь. А хочется, чтобы и цветы стояли, и хлебницы, и пиалы с майонезом и кетчупом... Может, это черта моего характера. Я люблю красиво и хорошо покушать. Красиво! А это - сервировка стола, приготовление пищи. От обеда человек должен получать не только физическое удовлетворение, но и эстетическое удовольствие. У нас в обед - белоснежные салфетки на столах. Новая посуда. Если я здесь питаюсь четыре раза в сутки, то хочу, чтобы это было не только вкусно, но и красиво. Меня научили так. Я был тоже когда-то заведующим кают-компанией. Тоже составлял меню. Контролировал ход приготовления пищи. Убежден, что должно быть не меньше трех закусок. Вот и у нас - два салата, и рыба, сало, колбаса, либо сыр... Мне самому нравится готовить. Из первых блюд любимое - суп фасолевый, из горячих - мясные блюда. Мясо должно быть приготовлено обязательно в духовке. Здесь на корабле мне не доводилось самому готовить, но на других кораблях - бывало. Показывал как надо. Когда готовишь, отдыхаешь. Это своего рода разгрузка. Салаты люблю готовить. Но вот дома в основном готовит жена, - говорит командир.
И потом ведет на кухню. Там - большой холодильник, электромясорубка, новая плита, и еще - стиральная машинка, бойлер. Находясь в море офицеры могут спокойно постирать белье, не дожидаясь подачи воды, которая, как известно, на корабле подается по графику, и является важной составляющей жизнеобеспечения. Именно поэтому, например, командир корабля не пользуется своей стиральной машинкой, установленной в его каюте согласно проекту, потому что она требует большого расхода воды. А вот в кают-компании, где стиральную машинку установили самостоятельно, обеспечив ее собственным водозабором, - другое дело. Обшито кухонное помещение белым сайдингом, удобным для мытья. Новая обшивка и в мичманской кают-компании. На полу -  плитка. Хорошо! Уютно, чисто. Еще мне двери на корабле нравятся. Они не железные, как на многих кораблях, а - деревянные. Это - тоже особый шик. Вот и в кают-компании - красивая деревянная дверь.


Команде чай пить.


- Когда на обед и на ужин собираются офицеры, ко мне приходит старпом, докладывает. Приглашают к столу.  Вечерний чай чаще всего проходит без моего участия.  Я могу остаться пить чай в своей каюте. У нас каждый вечер к чаю что-нибудь печется. Есть меню, - отмечает капитан 2 ранга А. Суглобов.
Для чая у командира есть свой подстаканник. Об этом знают все, и никто кроме него этот подстаканник не берет. Вообще, пить чай из стаканов с подстаканниками - хорошая и добрая традиция. Правда, не на всех кораблях она соблюдается. На многих - к чаю выставляют фарфоровые кружки без ручек. Но кто понимает толк в чае, тот понимает и значение этих подстаканников. Особенно, если они... мельхиоровые, как у командира, с позолотой. Или - серебряные.
Помню  поход в 2006 году на одном из кораблей Балтийского флота в Средиземное море, когда команда о вечернем чае отдавалась, но никто к нему не выходил. Вестовой ставил на стол кружки, доставал килограммы сливочного масла, стопки пресных хлебцев. И потом все это убирал обратно. В 21 час в море в кают-компании было пусто и уныло. Офицеры пили чай каждый в своей каюте.
И уж тут было не до подстаканников: какая ерунда, действительно. Так вот, чай в подстаканнике - это некий ритуал. Вспомните поезд. Звенящие стаканы в подстаканниках в руках проводницы символизируют  некую общность, объединяющую каждого пассажира. Да и чай в них почему-то вкуснее. Так и на корабле. На СКР "Ярослав Мудрый", чтобы вечерний чай был приятным, пекут булочки, покупают печенье, повидло. Много лет назад, будучи на БПК "Красный Кавказ" на ЧФ в конце 80-х, было приятно увидеть с каким благоговением проводился вечерний чай. Тогда шел Чемпионат Мира по футболу, и возле телевизора не было где яблоку упасть. Смех, шутки. И  личность - как на ладони. Это было в советское время, но потом, этот дух общности , единства куда-то ушел. Улетучился. И вот уже в дальнем походе на корабле БФ в Средиземное море в 2006 году вечерний чай был формальностью. Да и кают-компания на этом корабле не манила к себе ни вечером, ни днем.
***
Давно подмечено, что кают-компания - лицо корабля. Я бы добавил, всего того, что происходит в Военно-Морском флоте страны. В его жизни бывали не только взлеты, но и падения. Нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов, один из первых своих приказов посвятил восстановлению кают-компании, как места встреч офицерского состава. Это было  в те годы, когда слово офицер носило расстрельно-запретные ассоциации.  «Без кают-компании не бывает общества офицеров, без этого рыцарского собрания корабль мертвеет, лишается души и напоминает невольный экипаж, угнетенный страхом, подозрениями и сплетнями, с кнутобоем-начальником. Корабль без кают-компании, как полк без офицерского собрания, никогда не будет духовной единицей», - это кузнецовские мысли актуальны и сегодня.
В. Дыгало в своей книге "Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло" тоже подчеркивает, что "в кают-компаниях современных кораблей российского военно-морского флота должна быть создана атмосфера демократизма без плац-парадного обращения по воинскому званию или по должности и фамилии, должно возродиться уважительное обращение по имени и отчеству старших к вчерашним выпускникам и доверительное - молодых офицеров к своим наставникам. Это пробуждает обостренное чувство равной ответственности за корабль, за общее дело коллектива, понимание необходимости твоей службы для экипажа, стремление не уронить его честь. В этом корабельном центре общения каждый должен иметь право поговорить на любую тему, высказать свое мнение, услышать точку зрения командира, а командир в свою очередь сможет узнать, чем живут и что думают его подчиненные. Только в таких условиях на кораблях  будет витать дух товарищества, о котором неустанно заботились передовые адмиралы Российского флота как об основе победы в бою".
***
- Я был на американских кораблях, - говорит Алексей Суглобов, когда речь заходит об иностранных флотах. Ведь все познается в сравнении... - Во время фуршета там обслуживают официанты. Главное, что бы я перенял у американских военных - это финансирование. Расходы на содержание корабля, и в том числе, кают-компании там совсем иного порядка.
Алексею - 32 года. Он иной раз назовет себя  "старым". Не в 32! Опытный - вот это другое дело. Командир окончил Балтийский военно-морской институт им. Ф.Ф. Ушакова. Родом из Севастополя. Оттуда приехал в Калининград. Поступил в БВМИ. В 2001 году  успешно окончил артиллерийский факультет. Попал на Балтийский флот. Тогда шли индийские заказы. Был назначен командиром группы управления. И потом прошел службу на  СКР флота. Был старшим помощником на "Неустрашимом", "Пылком". С 2008 по 2011 был старпомом БДК "Королев". С марта - на "Ярославе Мудром". Но уже в роли командира.
Общаясь с ним, зашла речь и о библиотеке. На СКР "Ярослав Мудрый" она есть, но вот в кают-компании - книг не много. Как правило, их никто не читает. Это кстати, характерная примета времени. Интернет заменил книгу, а автомобиль развил такое явление, как аудиокнига, которую слушают, сидя за рулем авто в пути. Все это отражается и на быте военных моряков. Увидеть кого-то, держащим в руках книгу в кают-компании, редкость. И, тем не менее, не хлебом единым жив человек. Да  и предназначение кают-компании куда шире, чем просто - в качестве места для приема пища. Она является еще и культурным центром корабля.  Ну, по крайне мере, так должно быть, и так когда-то было.

Wi-Fi

На СКР "Ярослав Мудрый", являющимся режимной частью, запрещено наличие Интернета. В этом есть некий парадокс. Почему, например, разрешено пользование мобильными телефонами? Эти ягоды с  одного поля. Современные смартфоны позволяют находиться в глобальной сети когда и  где угодно. То есть, Интернет есть в кармане у любого продвинутого лейтенанта.
Перспективный офицер командир радиотехнической боевой части (БЧ-7) старший лейтенант Павел Валерьевич Лубнин выпускник ВМИ радиоэлектроники им. Попова 2007 года. В беседе сначала он высказал бытующее мнение, что на военных кораблях нельзя допускать Интернета, это, мол, возможная утечка информации. Но, поразмыслив, отметил, что любой мобильный телефон может сыграть… ту же шутку, что и компьютер, подключенный к Интернету. И  все-таки признал, что  Интернет может вдохнуть новую струю в жизнь кают-компании.
Я вспомнил, как, будучи на крейсере ВМС США "Кей Си Джордж" на экскурсии во время обмена делегациями на международных учениях в Германии, увидел одного из американских офицеров следящего по Интернету за родами дочери. Та находилась в родильном помещение какой-то американской клиники. Рождение внука для него стало настоящим праздником! И подумал, что, например, "Скайп" может привнести «свежее дыхание» в жизнь кают-компаний, новизну в закостенелость мешающих двигаться вперед привычек. Изменить отношения военнослужащих между собой.  Как приятно, находясь в море, пообщаться с родными и близкими по Интернету. Для офицерского корпуса это незаменимо. Возможность пользования глобальной сетью есть, наверное, на всех кораблях западных стран. В принципе, там много что не так. И вот если вспомнить тот же "Кей Си Джордж", то в мичманской кают-компании можно было встретить моряка в шортах и в майке, сидящего с закинутыми на стол ногами перед огромным плазменным телевизором. Вот где демократизм! Но такую картину в офицерской кают-компании на этом корабле увидеть было бы не возможно. Офицеры в ВМС США - белая кость. И кстати, в этом смысле российский и американский офицеры похожи. Разница разве что в денежном содержании того и другого. А что касается дополнительных закупок перед уходом в поход, то они есть и на других иностранных флотах. Например, на датском корвете "Грибен" я видел, как моряки вне зависимости от звания, пользовались корабельным баром, где хранилась минеральная вода, кола и соки. Каждый, доставая банку, делал отметку в тетрадке об этом, и потом оплачивал свои запросы из собственного кармана.
- Кают-компания предполагает своего рода традиции, - отмечает молодой офицер Лубнин. - Я считаю, что эти традиции необходимо сохранять. Первое, - это место сбора офицеров. Это место, где бы было принято разговаривать не только о службе... Как-то несколько лет назад в кают-компании одного из кораблей увидел пианино.  Можно было услышать на корабле звук этого красивого музыкального инструмента. Это мне врезалось в память. У нас нет пианино. Да, наверное, сегодня его редко где встретишь на корабле. А, на мой взгляд, это упущение. Вот если вы посмотрите советские фильмы про военных моряков, то в некоторых кают-компаниях там играют на пианино. Ну, а сейчас разве что караоке может где-то и есть. Но настоящие музыкальные инструменты ушли из жизни военных моряков, - говорит офицер Лубнин и продолжает, -  кают-компания - это как  кухня в доме. Я приверженец традиционной кают-компании без компьютера с выходом в Интернет. То есть, можно прийти в кафе, в ресторан, там можно встретить бесплатный Wi-Fi... Увидеть, как все достали свои ноутбуки , уткнулись в них, и никто никого не видит. Из-за этого теряется живое общение. Этого не должно быть на корабле. Мы должны общаться друг с другом, а не переходить в виртуальную среду… На мой взгляд, должна быть золотая середина. Нужно найти разумное применение этому. Хотя, мы ведь люди военные. У нас есть много ограничений. И по защите гостайны. Хотя, я как радиоэлектронщик знаю, на что способен, например,  мобильный телефон. Включенный телефон может быть отличным прослушивающим устройством…
     Офицер Лубнин обладает волевыми качествами характера, но, по молодости лет, его мысли все-таки еще  плавающие. Понятно, что разговор об Интернете на военном корабле – одна из тем беседы с ним. Общаясь с молодым офицером,  уяснил другое -  каждый на корабле заинтересован в том, чтобы он был для них домом, а экипаж – одной семьей. В этом смысле воспоминания бывших военных моряков очень ценны.

Звонок на кухню

     Заместитель командира крейсера "Адмирал Зозуля" по воспитательной работе (1993-1995 гг.)капитан 1 ранга Сергей Владимирович Кукса, с которым я пообщался накануне своей поездки на «Ярослав Мудрый», привел пример, как в 2007 году он ходил в поход на  СКР «Неустрашимом».
-Когда-то я был заместителем командира по воспитательной работе этого корабля, - говорит Сергей Владимирович, - …И вот в 2007 году во время похода  был разочарован кают-компанией. …Как-то один из больших начальников адмирал во время посещения кораблей во время подготовки к сдаче курсовой задачи К-1 заметил, что ему, как опытному человеку, достаточно посетить кают-компанию на корабле, обратить  внимание становятся ли матросы к бортику, когда проходят офицеры, особенно младшие, и впечатление о жизни моряков определенное сложится. А дальше - учения, тренировки и так далее… Но по этим первым признакам, можно будет предположить, чем закончатся эти учения. Если в кают-компании - плохая обстановка, или вообще - хлев, то такое же будет и учение. Никакое! Если матросы к лейтенантам относятся негативно и будут еще плечом пинать, то понятно, что порядка на корабле не будет. Поэтому, на мой взгляд, важно какая на корабле кают-компания.
     Вот я приведу один не очень красивый пример. Как-то (было это в 90-ые годы) я пришел на вечерний чай... Рядом со мной сидит лейтенант командир БЧ-4. Мне чай принесли. И вестовой вроде как приготовился подать чай лейтенанту. Тут звонок. Вестовой убежал. Его вызывает старпом. Вестовой возвращается, берет этот чай, несет старпому. Лейтенант сидит, ждет. Вестовой опять наливает чай, вроде как уже лейтенанту. Опять звонок. Он все бросает. Бежит в коридор. Заместитель его , оказывается, вызывал. Он берет чай с пирожками и бежит к нему. В третий раз наливает чай лейтенанту. Опять звонок. Вестовой убежал. Его вызвал оперуполномоченный на походе. Лейтенанту вроде как неловко. Он уже хлеб маслом намазал. Сидит зубами скрипит от обиды. И…Не выдержал. Бросил нож и ушел. Получается, что вместо того, чтобы почувствовать себя офицером в коллективе, ощутить, что ты часть некой корпоративной общности, ты испытываешь негатив, некое унижение...
    В 1983 году я пришел на СКР «Бдительный». И как-то пришел на вечерний чай. На СКР этих проектов - два стола в кают-компании. Но вестовые накрывали на вечерний чай только один стол. И вот я пришел как-то, и занял свободное место. Был такой счастливый. И приходит командир БЧ-7. Опытный офицер. Рядом садится и мне говорит "Лейтенант, я прошу запомнить, что, когда я на борту, мое место не занимать!" Я от этих слов, практически залпом выпил этот горячий чай, и убежал. Мне было не ловко, потому что я занял чужое место. А должен был поинтересоваться у вестовых, на борту или нет тот или иной офицер. Это были элементы воспитания - уважение к старшим.
***   
Этот вечерний чай уже набил оскомину на зубах. Нечто похожее видел и я в походах. Видел, как вестовой оказался крайним в такой ситуации, и на упреки своих сослуживцев, мол, почему ты обслуживаешь не того офицера, ему пришлось применять силу, а потом разбираться с прокурором. Хотя, этот вестовой был добрейшей души молодой человек. Просто, вся эта чехарда с вечерним чаем, который должен быть просто приятным временем, превращается на многих российских военных кораблях в сущий кошмар. И вот тут понимаешь, почему командир пьет чай в своей каюте...И еще понятно, что волевым решением здесь дело не поправишь. Здесь должно поменяться мышление людей, которые бы сами захотели быть вместе вечером, за одним столом, без воинских регалий. Особенно , если корабль - в море.
     - И это можно сказать не только о вечернем чае, - продолжает Сергей Владимирович. - Даже после поверки, мы возвращались в кают-компанию, смотрели телевизор, общались. И это было в порядке вещей. В 1986 году, на переходе морем на СКР «Дружном», я заходил в кают-компании совершенно без каких-то напрягов. Не было никакого давления, мол, кто-то здесь сидит - командир или какой-то еще более высокий начальник. Стоит вспомнить то время еще и потому, что никто не мог войти в кают-компанию одетым не по форме. Я себе тогда даже представить не мог, что кто-то придет на обед в тапках, или в одной тельняшке. Я и сейчас это не могу воспринимать. Но иногда вижу, к сожалению, когда офицер приходит в кают-компанию в сланцах на босую ногу.  У нас всегда было так, что на прием пищи следовало приходить в кремовой рубашке. Это же характеризует человека. Наверное, меньше требований было в мичманской кают-компании. Но…В свое время я служил на ракетном крейсере "Грозный", когда им командовал, в последствии ставший контр-адмиралом, Михаил Федорович Пинчук. Он периодически намекал старшему кают-компании мичманов главному боцману (а главный боцман на крейсере - это фигура) , мол, чтобы его пригласили в кают-компанию. И мичмана готовились к этому. Доставались самые чистые скатерти, ставились дополнительные закуски. Командир приходил к ним на обед, общался, те ему говорили о своих каких-то проблемах.
      Вообще, что касается кают-компании на корабле, в одном из фильмов о советской армии был такой эпизод - армейский офицер после каких-то учений попал на корабль, в кают-компанию, на обед. Чистота, порядок, бра светят, красивая сервировка, мягкие кресла. А это подчеркну - армейский офицер. Он еще несколько часов назад был в полях, по колено в грязи. И тут ему 50 граммов наркомовских подносят, и он говорит, мол, "Да-а, так воевать можно!" На что ему командир корабля, поняв его сарказм, отвечает: «Да можно! Потому что у нас - отличный корабль, отличный экипаж». И в этом смысле наличие кают-компании - это конечно, некоторое преимущество перед сухопутными войсками. У хороших командиров ведь она становится едва ли не рестораном на борту военного корабля. Там вам и фужеры, и вафельные салфетки и столовые приборы из отличной стали.   А это престиж. Если еще кто-то сыграет на пианино. Да. Вот где - элита Вооруженных Сил.
      Вот пример о том, что иногда даже столовые приборы помогают в морской службе. Наверное, самые большие педанты в сервировке стола на военных кораблях - это англичане. На столах у них в кают-компаниях - две скатерти(белая длинная и темная короткая), несколько фужеров рядом с тарелками, на которых белоснежные вафельные салфетки. Обязательно цветы в центре столиков, и, конечно, - удобные столовые приборы. Причем, серебряные.  Не зря военно-морской флот Великобритании называют королевским. Во время военного конфликта на Фольклендах на одном из английских кораблей вышел из строя какой-то важный прибор. Корабль стал фактически не управляемым. Моряки собрали столовые приборы, переплавили их, сделали из переплавленного серебра нужную деталь, и заменили ее.
      - ...Конечно, чтобы просто утолить голод, можно, и на газетке в каюте перекусить. Можно, как в самолете, достать одноразовые обеденные пакеты, поесть и - все хорошо. Но, если говорить о неком элементе воспитания, то просто перекусить не получится. Офицер должен чувствовать себя офицером, у него должно быть чувство локтя, корпоративности... В свое время была разработана инструкция, как и что должно быть организовано в кают-компании, - продолжает Сергей Владимирович Кукса. - Вестовые знали, кого нужно обслуживать первым. Командиры гордились своими вестовыми. Для них разрабатывали форму одежды. Сейчас она, правда, одинаковая для всех. А мы когда-то сами придумывали форму для вестовых. Чтобы она была красивая. Жены офицеров шили ее. И вестовым нравилась эта одежда. Они даже в увольнение в ней бегали. А сейчас посмотрите, во многих кают-компаниях вестовые в засаленных рубашках, в грязных штанах. Мне кажется, что главная проблема там - это разруха в головах, вот что…

Экипаж - одна семья

      Общаясь с офицерами, ветеранами не мог не задаться вопросом, а что полезного надо вынести из прежних лет флотской жизни. И в этом отношении воспоминания бывшего командира ракетного крейсера "Грозный" контр-адмирала в отставке Михаила Федоровича Пинчука были очень важны.      
      - Я прослужил на крейсере 16 лет и 10 дней, придя на него еще лейтенантом. А в кают-компанию офицеров попал года через четыре с начала своей службы, - вспоминает он. - При наличии на борту штабов дивизии, бригады, кают-компания у нас была очень большой. Я мог, конечно, питаться в четвертом заходе, но зачем мне это надо?  Так что я питался вместе с матросами, и меня это устраивало.  Для меня вообще было не зазорным интересоваться тем, чем живет матрос на корабле. И мне это не помешало стать в последствии контр-адмиралом...Успех хороших кораблей, которые ходят в море, стреляют, где хорошая подготовка, зависит от того, как офицеры заботятся о матросах. Находясь в кают-компании, они должны помнить, что еще есть и матросы. А если они не помнят этого, то это ведет к правонарушениям в матросской среде. Мы часто бывало, посидим с офицерами в кают-компании после вечернего чая, пообщаемся и потом идем по матросским кубрикам, поговорить с матросами. И я еще раз подчеркну, что такое отношение к матросам никому не помешало стать в последствии адмиралами. Мы - простые люди, из крестьянских семей хорошо понимали, что все - и офицеры и матросы  находимся на одном корабле.
...Как не покормить матроса?! Он ведь - молодой, ходит по железу.   Если офицеры пьют чай, то и матрос должен пить чай. На корабле все идет от кают-компании, от кухни. Если там кричат и ругаются, то, как говорят, переборки все слышат. Или если идут нарушения, то и матросы позволяют себе нарушать что-то. Никто из офицеров не должен там позволять себе хамства, заносчивости, грубости. Нельзя ругаться матом, конфликтовать с коллегами. Это место для приятного общения. Таковы традиции российского флота еще с Петровских времен. Как офицеры ведут себя в кают-компании, так и служит матрос.
***   
   Михаил Федорович вспоминает, что на крейсере "Грозный" в кают-компании всегда был горячий чай - и днем, и вечером, и ночью. На кухне стоял заварочный чайник. Вестовой укутывал его в полотенце, чтобы подольше сохранялся жар, и каждый мог в любое время прийти и попросить стакан чая. И это было не зазорно. А стаканы на крейсере были в серебряных(!) подстаканниках. И их нужно было чистить, чтобы они блестели. 
      - Офицеры должны обязательно думать о матросе. И каждый на своем посту, и в целом, в масштабах всего корабля. Мы старались, чтобы так и было. Например, у нас первое блюдо всегда было единым для всех. Его готовили и для матросов, и для мичманов и для офицеров, - продолжает Михаил Федорович. - Это подчеркивало, что каждый член экипажа, будь-то офицер или матрос, должны нормально питаться. Другое дело, что, конечно, у матросов сервировка стола отличалась. Но того требовал устав. И матросы к этому относились с пониманием.
      Общаясь с контр-адмиралом в отставке М. Пинчуком, речь зашла о проведении досуга в кают-компании. Услышал, что на крейсере часто звучало пианино....
       - В кают-компании обязательно есть пианино. Да, что вы! Пианино обязательно есть! - Возмущался он, когда услышал, что на многих кораблях сейчас пианино нет. -... Я думаю, что везде есть. А, если нет, то значит, не поставили. Есть такие вещи, которые должны просто быть в кают-компании.  И пианино - одно из них... А еще - надо уметь и слушать и…кушать!
      После того, как Михаил Пинчук, уйдя с крейсера, возглавил бригаду надводных кораблей в Лиепае, он столкнулся с одной не очень заметной для посторонних  проблемой. 
      - Когда я пришел в бригаду, увидел, что многие офицеры на кораблях кушают ложками и первое и второе и салаты, - говорит он. -  И мне пришлось учить их. Устраивались показные обеды, ужины и так дальше. Столы сервировались, доставалось все самое лучшее. Приглашал командиров кораблей в лучшие кают-компании, чтобы они учились там. Ну, как это так! Командир корабля кушает мясо ложкой! Я учил своих подчиненных не только хорошо стрелять, но красиво кушать. Мне пришлось много сил для потратить, чтобы изменить ситуацию.... Извините, но на крейсере сервировка стола - это сервировка! Это, во-первых, десять - двенадцать закусок. Это отменно приготовленные блюда. Были негласные соревнования, где лучше обслуживают. Соответственно, и офицеры должны были иметь хорошие манеры за столом. Кают-компания на крейсере - это солидно. Там надо знать, что говорить. Подбирать слова. Это еще и своего рода информационный центр. Приходили офицеры, сообщали новости. Каждый - о том, за что был ответственен.
       Это было и понятно. Ведь тогда корабли по 6-8 месяцев бывали в походах. Где как не в кают-компании обмениваться новостями.
      Когда "Грозный" списывали,  Михаил Федорович, уже будучи на пенсии, строил дачу. И попросил, чтоб ему дали что-то из кают-компании крейсера. Решил сделать такую же, но  на берегу.
       - А там ведь была обшивка - под орех, чехословацкая, - говорит он. - Светильники, корабельные часы и т.д. Антураж. Сделал у себя  на даче кают-компанию "Грозного" в миниатюре. Очень ей гордился. Но, увы, дача  сгорела. Вы даже не представляете, как мне было на душе плохо! Был в депрессии. Переживал из-за этого. И даже не за дачу, а за свою кают-компанию. Три года вообще не мог подойти к пепелищу.  Потом все-таки восстановил ее. Но она уже не та.
       Конечно, не мог не поинтересоваться у контр-адмирала о том, как проводился на крейсере "Грозный" вечерний чай.
      - Такого, чтобы кто-то не пришел на вечерний чай, нельзя себе даже было представить! - Отмечает он. - Это было обязательно для всех и каждого. Только командир мог позволить себе пить чай в каюте. И более того, командир крейсера мог и питаться отдельно в салоне. Но эта традиция не прижилась. Он кушал вместе со всеми.  А вот не прийти на вечерний чай считалось тем же, что уйти в самоволку. Поэтому я не могу понять, почему на некоторых кораблях сегодня офицеры не ходят на вечерний чай.  Ведь - это вечер...Тут чай попил, бутерброд съел, и дальше - пошло общение. И как-то какие-то трудности, существующие и в жизни и в службе, воспринимаешь уже иначе, к чему-то начинаешь относиться с юмором, а какие-то вещи и вовсе перестаешь замечать. И на душе - светлее. Ну как не прийти на вечерний чай?!
      Увидел Михаил Федорович и политические мотивы в организации кают-компании, и вот тут уже дошло дело и до меня.
      - Кают-компания еще играет и политическую роль. На ходовом мостике не собираются что-то обсуждать. В этом смысле я выделил бы журналистов, которые должны быть хорошо приняты в кают-компании, потому что потом они напишут о корабле, и важно, чтобы это мнение было хорошим. Ну, уж если на корабле в кают-компании - бардак, то тут уже ничего не поделаешь. Журналиста не заставишь писать ложь. Поэтому я всегда говорил, что  постарайтесь показать себя с лучшей стороны! Не важно, какие журналисты - российские, английские, американские. Важно себя показать с хорошей стороны. Это даже не просто важно, а очень существенно!
***
     … Уходил с СКР «Ярослав Мудрый», и командир Алексей Суглобов показал заготовки из латуни - таблички с фамилиями офицеров, которые он хочет прикрепить на двери кают.  Наверное, кому-то может показаться обыденным - латунные таблички с фамилией проживающих в той или иной каюте, а мне видится в этом важный элемент корабельной жизни - на корабле люди не живут временно, они приходят сюда служить и жить надолго, и именно поэтому просто не имеют права жить здесь плохо. А главным показателем этой корабельной жизни морского офицера и является кают-компания, которая объединяет характеры и судьбы военных моряков.

Юрий ДМИТРИЕВ.
Фото автора.