Звездный юмор

Анна Юркова
  Современная ситуация на телевидении такова, что значительную часть эфира заполняют развлекательные программы. Общероссийские праздники служат далеко не единственным поводом для трансляции концертов. Каждые выходные можно насладиться музыкальными вечерами с участием артистов эстрады и деятелей шоу-бизнеса. Вокальные номера, шуточные препирательства ведущих – привычный сценарий подобных передач. Участники выступления  - они же и зрители в студии, - аплодируют очередной звезде на сцене, тем самым, укрепляя образ беззаботных людей, умеющих хорошо провести время. Широкие улыбки и зажигательные песни должны переносить телезрителя в самое сердце действа, но с каждым годом все четче вырисовывается противоположная тенденция – зрелищные концерты приобретают характер корпоративных посиделок, в которых телезрителю отведена роль приглашенного гостя, расположившегося возле замочной скважины или на худой конец, в галерке. Жизнь артистов оказалась в центре событий, и эта ограниченность тем привела к тому, что телевидение приобрело светский замкнутый характер. Даже юмористические программы изрядно припорошила «звездная пыль».
 Ток-шоу «Большая Разница» на «Первом канале» существует в эфире более трех лет. Цель проекта – создание пародий на нашумевшие проекты – кинофильмы, передачи, отдельных персонажей шоу-бизнеса. Выход в воскресный вечер обеспечивает высокий процент аудитории. Ведь смех – лекарство против всех забот, а юмористическая направленность проекта как раз и должна удовлетворить потребность широких масс в снятии напряжения. Создатели ток-шоу становились лауреатами престижной премии «Тэфи» в номинациях за лучший «сценарий телевизионной программы» и лучшая развлекательная программа года», причем несколько раз подряд. Так может, постоянство жюри говорит о том, что на телевидении действительно появилась оригинальная программа, весьма успешная, отвечающая духу времени? Отчасти да, отчасти нет.
  Создавая пародии на жизнь звезд, причем смоделированную самими же звездами, авторы «Большой Разницы» входят в тот же замкнутый круг светской обособленности. Сюжеты, посвященные публичным стычкам Анастасии Волочковой и Ксении Собчак, любовному треугольнику семьи Аллы Пугачевой, съемкам клипа эстрадных групп, отличаются подчас верными деталями, актеры очень хорошо подмечают манеры своих героев, однако эти сюжеты все же предсказуемы, а значит, не всегда интересны. Присутствие в зале реальных прототипов историй, создает иллюзию, что все это сделано именно для них, чтобы те могли посмотреть на себя со стороны, а заодно посмеяться над выведенными недостатками. Такой подход сохраняет атмосферу корпоративности.
  Еще одной мишенью пародий служат различные телепередачи. Выбор тут большой, а потому под прицелом оказался целый ряд телепроектов различной жанровой направленности. Возглавляют рейтинг скандализированные ток-шоу «Пусть Говорят», «Давай Поженимся!», «Программа Максимум», развлекательные шоу «Большие гонки», «Последний герой», «Минута Славы», спортивные комментарии. А значит, знакомые ведущие предстают перед зрителем в совершенно новом свете – комедийном. Конечно, посмеяться над сценками, где загримированные актеры обыгрывают личностные особенности работников Останкино, иногда приятно, но затем задаешься вопросом, неужели только эти внутренние пародии, направленные друг на друга и есть основной повод для смеха. Создатели проекта не стали ограничиваться обычными ток-шоу, обратив внимание уже на такие юмористические программы, как «Городок» и «Комедии Клаб». Их выбор был продиктован очевидным фактором – уровнем популярности среди населения, правда, выпущенные о них сюжеты, кажутся неполноценными, по-видимому, потому, что ставились тоже на пародии… Пародия на пародию – парадокс или замкнутый круг? В последнем выпуске запомнился Ленин, обвешанный серпантином, с пьяной ухмылкой, и съехавшим набок новогодним колпаком. "Ленин" вполне гармонично вписался в образ непутевого охранника Бородача, завсегдатая отделения полиции и персонажа «Нашей Russia», - прелестно картавил, просился домой к жене, и отбивался от направленных на него обвинений в руководстве штурма Зимнего. Завершил свои признания вождь пролетариата сакраментальной фразой Бородача «Что со мной делать? Понять, простить». Если это пародия, то корректна ли она по отношению к исторической личности, да и в чем ее обличение?
  Известные кинокартины – еще одна излюбленная тема «Большой Разнице». Схема создания комического эффекта проста. Необходимо смешать фабулы двух фильмов и в итоге получится диковинный гибрид, как, например, вышло с «Иронией судьбы» Эльдара Рязанова. Перебравший лишнего Женя Лукашин в облике «Аватара» попал в нетронутый цивилизацией лес и повстречал там аборигенку по имени Надя. Они вели долгий разговор, потому что Надя была настроена враждебно к вторгшемуся чужаку, пытаясь отправить его домой, а Женя, мелко икая, настаивал, что уже дома, и повторял свой адрес – «город Москва, третья улица Строителей, квартира двенадцать».
  Встречаются менее замысловатые постановки, как например, в сюжете о Гарри Потере, сражающимся волшебной палочкой против фокусника Акопяна, или версия «Сумерек», где Эдвард бросает Беллу, узнав о ее беременности. В первых сезонах программы даже фильм Никиты Михалкова «Двенадцать» не избежал появления своего карикатурного двойника. По этому поводу журналист «Собеседника» поинтересовался у Александра Цекало не боится ли он после этого закрытия передачи. На что ведущий ответил: «А как это связано! Надеюсь, у проекта будет продолжительная жизнь. Поверьте, очень сложно делать пародийное шоу, интересное не только узкому кругу друзей и родственников». В этих словах привлекает тот факт, что «интересное» для массовой аудитории можно отыскать только на телевидении. И хотя, «Большая Разница» и задумывалась как пародийное шоу на TV программы, его юмор ограничен, потому что не жонглирует разнообразием тем, а значит, лишен серьезного влияния на настроения зрителей. Трехлетнее существование в эфире могло бы стать хорошей рекомендацией, если б не одно обстоятельство – ведущие ставят пародии на самих себя, а это уже странно.
 

19.01.2012