Любовь Маяковского к Татьяне Яковлевой

Олег Самсонов 3
   




                Т а т ь я н а  Я к о в л е в а
                (кинорассказ №5)

     Мы в зале замка Ла Фезандри в тихом уголке Сен-Жерменского леса под Парижем. Собралось много гостей из французской художественной богемы, русской эмиграции, парижской золотой молодежи. В ожидании ужина образовались кружки. В одном из них эмигранты из России говорят о Маяковском.
     – Господа, слышали новость? Среди нас, в этом зале, известный поэт советской России Маяковский.
     – Разве этим сейчас кого удивишь? Сколько их побывало оттуда в этом зале. Илья Эренбург, Исаак Бабель, Михаил Кольцов. А сколько еще других, пониже рангом? Всех разве упомнишь.
      – Это да. Но Маяковский… это, я вам скажу, другое дело. Это фигура.
      – Где вы увидели в нем фигуру? Популист. Кричит, выдумывает кривые слова.
      – К тому же еще грубиян. И грубиян, я бы сказал, вселенского масштаба. Нагличает не с отдельными личностями, а с эпохой, с Богом.
      – Господа, я слышал, он дворянин. А послушаешь его – большевик! Так распинаться за советскую власть!
      – Никакой он не большевик. Солитер. Присосался к советской власти – и сосет. А денег у него – куры не клюют. Гуляет себе по Парижу и швыряет, швыряет ими. А еще говорят, у них там кто не работает, тот не ест.
      – Все говорят талант, гений. Помилуйте, какой же это талант? Рваные строчки, рваные мысли. Выдумывает черти что. Не стихи, а  какие-то лесенки, по одному слову на строчку. И заколачивает, заколачивает деньги за эти самые строчки. Это сколько можно так заработать!
      – Господа, не все так просто. В лице таких, как он, к нам сюда шлют советский десант. Нам хотят сказать: «Посмотрите, как при советской власти живут творческие люди.  Возвращайтесь, и вы будете так жить».
     – А вернешься – тебя сразу в кутузку.
     – Граф Алексей Толстой вернулся – и ничего, процветает.
     – Да, дилемма.
     В зал входит девушка, которая обращает на себя внимание всех. Она направляется к Эльзе и Маяковскому.
      – А вот и Танюша,– говорит Эльза, когда она к ним подходит. – Знакомьтесь… Танюша, это Владимир Владимирович Маяковский.
      – Я знаю все ваши стихи,– обращается Татьяна к поэту.
      – Позвольте вас оставить ненадолго,– говорит Эльза и  удаляется. Оба хорошо знают, что она не вернется больше, и делают вид, что не замечают ее ухода.
      Эльза ушла. А Маяковский, славившийся уменьем находиться в самых безнадежных ситуациях, на этот раз не знает, как начать разговор. Удивленная Татьяна уже посматривает на него укоризненно. А он все стоит и молчит.
     – Что это с ним? Так и будет молчать все время! – думает девушка.
     Делать нечего. Приходится ей начинать самой.
     – Прохладно здесь как-то,– говорит она, кутаясь в накинутый на шелковое платье мех.
     Эти слова действуют на него как призывный сигнал горна. Куда только девается его стеснительность! Он поспешно сбрасывает ее с себя, как ненужную одежду, и бросается в атаку.
     – А давайте не ждать ужина, – предлагает он девушке, произведшей на него сильное впечатление. – Уйдемте не прощаясь. По-английски. Сен-Жерменский лес ночью это же ж сказка Пушкина! Очень хочется походить с вами, поразговаривать.
     Очень не понравилось Татьяне такое начало. То молчал, а то… Нет, если дело так дальше пойдет… Его определенно надо попридержать.
     –А что, вы всех вот так сразу приглашаете ночью в лес? – спрашивает она у него.
     Маяковский мысленно ударяет себя по лбу. 
      – Болван! Ну, разве так можно сразу? Ни с того ни с сего,  – думает он.
     Удрученный вид Маяковского Татьяну трогает, и она решает его простить… для первого раза. Она смотрит на него весело. А глаза  говорят: да! ну, конечно же, да! Видя это, Маяковский снова приободряется.
     – Ну и  как же я вам должна ответить? – бросает она ему палочку-выручалочку.               
    Маяковский тут же ее подхватывает:
     – Согласиться, конечно! А я уж не подведу вас. Буду нежен как облако. Обещаю вам!
     – О вас так много говорят и пишут. В газетах вы герой разных историй. И в них вы отнюдь не облако. 
     –  Не верьте! Сплетни все это. Сколько крови они мне попортили! Если б вы знали… Когда я был молод, они бесили меня. А сейчас только раздражают. Но в данный момент я о них и не думаю. Как заставить вас мне поверить? Вот вопрос, который больше всего меня волнует. Не доказывать же мне, в самом деле, что я хороший?
     – Вот сейчас, пожалуй, можно и согласиться, – думает девушка и говорит вслух:
     – Вам не надо ничего доказывать. Я согласна с вами прогуляться по лесу.
     – Вы согласились? Не ожидал. Но мне нравится это. Я видел девиц красивей. И стройнее девиц я видал. Но ни одна из них в подметки вам не годится. А знаете, почему? Ломаки! Сейчас бы притворно испугались. Ночью? В лес?! Какой ужас! А вы своя. Смелая.
     – Что вы! Я трусиха.
     Комплимент Маяковского показался Татьяне сомнительным:
     – На что это он намекает? – чувствуя, что сделала промашку, размышляет она. – Хвалит, а сам, небось, осуждает: с первого же раза согласилась ночью идти в лес!.. Да, пожалуй, я погорячилась. Но как объяснить мне ему мое согласие, чтоб он не подумал ничего дурного? Не рассказывать же ему, в самом деле, что в свое время моя мать была в него влюблена, и  что это сейчас дразнит мое воображение. Подогревает мое желание узнать его ближе. Этого я ему, конечно, не расскажу. Не дождется. И потом: «Я видал девиц красивей!» Так заявить мне, которую все находят неотразимой? Сроду мне никто так не говорил… Впредь буду с ним осторожней. И она говорит, тщательно выбирая слова:
     – А согласилась я потому, что мне хочется поскорее уйти отсюда. Я сегодня весь день сидела дома над шляпкой. Я модельер. – Она одаривает его очаровательной улыбкой. – Прогулка для меня сейчас просто необходима.
     – Тогда – чего ж мы стоим? В путь! Уверяю вас, вы не раскаетесь. Я буду вам рассказывать смешные истории. А когда вам надоест смеяться, мы обратимся к Небу. Будем гадать по Звездам.  Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом. Честное слово. 
     Маяковский пропускает Татьяну вперед. А сам следует за ней,      зорко следя, чтобы никто не тронул, не задел его драгоценность. Так  они идут – прекрасная пара: оба высокие, ладно скроенные. Приятно было смотреть на двух людей, над которыми природа
 хорошо потрудилась.
   
     Маяковский усаживает Татьяну в такси. Садится с ней рядом на заднем сидении. Держа ее руку в своей, говорит:
     – Пока мы бродили по Сен-Жерменскому лесу, какие только чувства ни волновали мое сердце! Я все время боялся вас чем-нибудь оскорбить. Боялся, что вы обидитесь и уйдете… А я про вас уже и стихи сочинять стал – в уме:
                – Если скажешь, что не надо,
                не ворвусь грозиться на дом,
                губ насильно не помну. 
Ну, как? Нравится? Мне кажется, хорошие стихи получиться могут. А это верный признак того, что я влюблен.
      – Никак не могу согреться!– говорит Татьяна, прижимая к себе плотнее меховую  накидку. Она хочет переменить тему. Она не ханжа, но как он смеет вот так сразу (в первый же вечер!) говорить ей о любви! Она порядочная девушка! Хотя, надо признаться, он ей не безразличен. Совсем не безразличен.
     Маяковский снимает с себя пальто и укутывает им ноги Татьяны. Татьяна не протестует. Но она начеку.
     Такси мчится по ночному Парижу.
     – Огней, огней-то! – восторгается Маяковский. – Вы посмотрите только! Красота какая! Но у нас в Москве лучше. Едемте со мной в Москву! Серьезно. Едемте! Я вам достану визу. Хотите? – В отношениях с женщинами Маяковский ставил на карту все. Действовал напористо и стремительно. И ничто его уже не могло удержать.
     – Не слишком ли мало знакомы мы для подобных предложений? – обескураженная таким натиском, пытается выставить хоть какую-то оборону на его пути русская красавица. Шарм Маяковского начинал на нее понемногу действовать.
     – Нет! Я вас знаю давно. Я давно ищу такую, как вы, длинноногую. Ростом вровень со мной. 
                – Ты одна мне ростом вровень,
                Стань же рядом с бровью брови –
читает он тут же возникшие на волне влюбленности строки и снова бросается в атаку. Он чувствует, что на верном пути. Еще немного – и крепость будет взята.
     – Остановитесь здесь! – приказывает Татьяна шоферу. Подвергшаяся натиску Маяковского, пригретая его пальто, она чувствует, что держать оборону она скоро будет не в силах, и решает принять свои меры. – Мы уже почти приехали.
     – Владимир Владимирович, а как быть с вашей женой? Она ведь ждет вас в Москве,– говорит рассудительная Татьяна, снова взявшая ситуацию под контроль, когда они вышли из машины.
     – С Лилей мы давно уже не живем. Как муж и жена. Это я и в стихе зафиксировал: «Вот и любви пришел каюк, дорогой Владим Владимыч». Представляете, дурацкая ситуация: я и с ней уже не могу и без нее не могу. Так и живем втроем: я, Лиля и Ося. И еще собака Щеник.
      – Зачем же вы согласились жить втроем?
      – Я многим обязан Брикам. Ося очень помог мне в первое время. Когда я написал поэму «Облако в штанах» и никто не хотел издать ее, Ося издал ее на свои деньги. То же самое вышло и со второй поэмой. Сейчас мы спаяны одной идеей: делаем «левое искусство». Издаем журнал левого фронта – «Леф». Каждый делает свое дело. Но вместе. Друг за друга стоим горой. Мы необходимы друг другу. – Маяковский останавливается и говорит тихо, как бы самому себе. – А может быть, я продолжаю такую жизнь, потому что с ними я чувствую себя в безопасности. Многие проблемы с ними исчезают сами собой. У них много влиятельных друзей…
     Татьяна решила пропустить мимо ушей его исповедь. Какое она имеют значение, если он уже не любит Лилю. Пускай думает, что не может без нее жить. Сможет! И она начала развивать тему: «Вот и любви пришел каюк…»
     – Я знаю это ваше  стихотворение, строчку из которого вы процитировали. Там есть и такая строка: «Шкурой – ревности медведь лежит когтист». Медведь ревности убит. А где нет ревности, там нет и любви, – заключает она.
     – Умница! Я же говорю, мы замечательная пара…
     – Вот мы и пришли,– говорит Татьяна, когда они подошли к парадной двери ее дома.
     И тут произошло то, чего она никак не могла ожидать. К ее удивлению Маяковский становится на колени.
      – Глупо нам расставаться. Выходите за меня замуж! – говорит он, запрокинув голову и смотря на нее снизу вверх. Это он-то? ростом в сажень!
     Татьяна смутилась. Вид стоящего на коленях, по сути дела на улице, солидного, хорошо одетого мужчины привел ее в замешательство. Уже рассвело, и на улице попадались прохожие.
     – Встаньте! – строго сказала она.
     – Тата! Я жду, что вы скажете…
     – Что я скажу? – Татьяна загадочно улыбается.– Скажу, что мне пора домой. Утро вечера мудренее. Если вы не забудете, о чем мы здесь с вами говорили, мы еще вернемся к этому разговору.
     – Но имейте в виду, вы видите пожар сердца только в самом начале. То ли будет еще! Завтра я вам покажу ваш стих. Я напишу его за ночь! Я буду читать его здесь, в Париже, публично. Пусть знают все, что ко мне пришла настоящая любовь! Такая любовь, которую Маяковский еще не знал!
      – До завтра.
      – До завтра! Пусть вам присниться сон о том, как я вас беру на руки и увожу в Москву!
     Когда затворилась за Татьяной парадная дверь, Маяковский   остался стоять на месте. Он стоял и смотрел на темные окна дома. Но вот загорелся свет в Татьяниной комнате. Он знал, что сейчас она в квартире одна. И у него возникло жгучее желание бежать к  ней. Он уже рванулся и сделал несколько шагов, но сумел во время сдержать себя. Остановился.
    Как-то сами собой пришли на ум строки:
                – Если скажешь, что не надо,
                не ворвусь грозиться на дом,
                губ насильно не помну.               
    Он еще раз посмотрел на светящиеся окна Татьяниной комнаты и медленно пошел по направлению к гостинице.

     Мы снова в номере Маяковского. Он  говорит по телефону.
     – Это оранжерея?.. Вы бы не могли принять заказ? Нет, не на сегодня. И не на завтра. Я хочу сделать заказ на длительный срок. Может быть, на полгода. Вы не удивляйтесь, мадам. Деньги у меня есть. Я все оплачу вперед. Я хочу, чтобы каждое воскресение свежие цветы доставлялись одной даме… Нет, точного адреса ее я не знаю. Я вам завтра сообщу… Да, вот еще что. К цветам должно быть приложено четверостишие. Записывайте:
                – Мы посылаем розы вам,
                чтоб жизнь казалась в цвете розовом.
                Увянут розы… а затем мы
                к стопам повергнем хризантемы.   
И подпись: «Маркиз В.М.»… Меня долго не будет, так что вы проследите, пожалуйста, чтобы все было выполнено в точности. Adiu, мадам.
   
                (Продолжение следует.)