О Серых Журавлях

Алекс Олейник
          В январе - феврале этого года на странице Конкурс Копирайта -К2 проводился конкурс писательского мастерства.
          Темой конкурса был сентиментальный пафос.
 http://www.proza.ru/2012/01/04/1964

          Чтобы писать произведения этого жанра, нужно обладать определенной смелостью. Я, например, в своих произведениях стремлюсь избежать как излишней сентиментальности, так и пафоса, при этом периодически "наступая на горло собственной песне." Но тема Конкурса, поставив перед авторами такую задачу, тем самым дала им разрешение обнажить часть своей души, которая норовит заплакать в конце фильма "Армагеддон", и спустить с цепи эмоции, прочно взятые под контроль после первого просмотра "Вам и не снилось". Ради соответствия теме конкурса, а вовсе не потому, что мы, взрослые солидные люди, тайно считаем "Белый Бим Черное Ухо" своей любимой книгой и храним записки школьных возлюбленных в чехле электродрели, как раз между фотографией Орнеллы Мутти и билетом на футбольный матч Олимпиады-80.
         
           Вот и я решила поучаствовать в конкурсе. С этой целью я написала рассказ "Дитя Неразумное" о трагически-бессмысленной гибели последнего Плантагенета, и, довольная собой, выставила его на своей странице:
          http://www.proza.ru/2012/01/14/379
         

          Первый урок Конкурса был мною получен еще до его начала. Благодаря ему я знаю: нужно внимательно читать условия конкурса! С целью сохранения анонимности авторов, произведения, опубликованные на страницах Прозы, к конкурсу не допускались!

          Моя смелость подверглась новому испытанию. Готова ли я написать рассказ о том, что действительно глубоко меня волнует? Рассказать о событиях, уже тридцать лет периодически всплывающих в моей памяти? Написать о серых журавлях...
         Мой рассказ "Из жизни серых журавлей" основан на реальных событиях, произошедших в конце 70-х или начале 80-х, о которых в то время много писали и говорили. В одной из Минских школ училась девочка-отличница, серая мышка, своим отличием от одноклассников заслужившая их враждебность. В попытке стать одной из них, быть признанной, девочка стала привирать, сочиняя истории о фирменных шмотках и несуществующих поклонниках. Ее неумелая ложь раскрылась. Презрительное отторжение сменилось открытой травлей. Не выдержав издевательств, девочка покончила собой, спрыгнув с крыши многоэтажного дома.
          История меня потрясла. Будучи в то время ровесницей героини, я примеряла историю на себя: как бы я повела себя на месте жертвы? Случись мне быть сторонним наблюдателем, сумела бы я понять жестокость ситуации?Время идет и уже свои собственные дети входят в этот опасный возраст. Соответственно меняются и вопросы: сможет ли моя дочь в борьбе за правду переступить грань жестокости? Хватит ли у моего сына храбрости вступиться за жертву всеобщего презрения? А хватит ли у любого из них душевной чуткости распознать такую жертву?

         Результатом таких размышлений стал мой рассказ "Из жизни серых журавлей", представленный на конкурс. Даю на него ссылку, чтобы любой желающий мог ознакомиться также и с рецензиями, написанными другими авторами:
         http://www.proza.ru/2012/01/22/1597

         Рассказ неожиданно получил третье место на конкурсе, уровень которого превысил все ожидания. Вы не увидите под ним моего имени, я так и не решилась открыть его всем авторам и гостям конкурса. Сделала исключение только для некоторых авторов, проявивших интерес к этому произведению.

        Вцелом, рассказ получил неоднозначную оценку и не вызвал большой полемики. Но рецензии и оценки судей имели для меня огромное значение.
Я собрала их в один документ:
        http://www.proza.ru/2012/03/21/26


         Я постаралась учесть замечания критиков, продолжив мою работу над текстом. Плодом моих усилий стали две различные версии этого рассказа, при этом каждая последующая редакция нравилась мне меньше предыдущей. В результате я решила внести в рассказ лишь самые необходимые изменения, рекомендованные рецензентами. Так появилась третья версия, которую я опубликовала на своей странице:
         http://www.proza.ru/2012/03/21/59

          Удалось ли мне исправить недостатки рассказа?
          Как обычно, не мне судить.