Загробный мир древних Даков

Анатолий Федотов
        После того как мне удалось прочесть этрусские надписи (см. статьи) , используя знание русского языка у меня естественно возникло желание проверить возможность прочтения других (неэтрусских) древних  текстов. Иногда эти попытки оказывались успешными. Так мне удалось довольно убедительно прочесть текст Лемносской стелы, одну фракийскую надпись, староболгарскую надпись. Недавно удалось прочесть текст надписи древних даков. Изображение пластины с надписью я взял из сайта Лаборатория Альтернативной Истории (тема – Библиотека древних Даков). Дакийские надписи выбиты на металлических таблицах, которые называются сантии.  На сайте ЛАИ приведены следующие  сведения об этих таблицах.

 "Обнаружение дакских Сантий связано с первым королём Румынии Карлом Первым. Карл Первый был этническим германцем и принадлежал роду Гогенцоллернов-Cигмарингенов. Он возглавил два княжества – Молдовское и Мунтянское (Восточная Валахия), которые и образовали Румынское королевство. Излюбленным местом отдыха Карла Первого и его семьи был монастырь в одном из живописнейших мест Румынии под названием Синая. Этот монастырь был построен в 17 веке на месте древнего Ведического Капища, которое существовало на этом месте многие сотни, а может быть тысячи лет. В 1875 году, во время возведения хозяйственной пристройки к монастырю, были обнаружены золотые пластины с древними письменами общим числом около четырёхсот, которые сразу были переданы королю. В начале своего правления Карл Первый был достаточно беден, так как семья ему не помогала. Дабы пополнить королевскую казну, Карл принял решение переплавить большую часть золотых пластин, и на вырученные от продажи золота средства был построен в Синае дворец для королевской семьи, один из самых красивых в Европе. К счастью, Карл Первый перед тем, как расплавить пластины приказал сделать их точную копию на свинце. Так как это историческое событие является в Румынии общеизвестным, уже 80 лет не утихают споры о том, кому же принадлежит дворец – государству Румыния или роду Гогенцоллернов-Сигмарингенов.
В настоящее время из четырёхсот Сантий доступны для изучения порядка ста, которые хранятся в различных румынских музеях и спецхранах. Они не представлены на обозрение посетителям музеев, и к ним допускают только научных специалистов с оформленным разрешением."
Теперь приступим к прочтению текста  приведенного в таблице. Перед началом процесса прочтения этого древнего текста я сообщу некоторые известные специалистам особенности написания древних текстов. Например, некоторые древние тексты не использовали гласные буквы, текст писался только согласными буквами. В процессе чтения читающий  сам вставлял нужные гласные буквы. По указанному принципу были написаны древние тексты библии. Из-за отсутствия гласных букв в более  поздние времена возникала споры по поводу правильности прочтении библейских текстов. Кроме этого тексты иногда писались без разделения на слова. Читающий должен был сам  выделять из сплошного текста отдельные слова. Такой непростой способ написания текстов, вероятно, объяснялся тем, что процесс написания в те времена был достаточно трудоемок и исключением  гласных достигалась некоторая экономия трудозатрат и материала. Может быть, какое- то значение имело также и то, что постороннему человеку, не очень хорошо знающему язык, на котором написан тест,  такой прием создавал дополнительные трудности при чтении.  При написании этрусских, фракийских и, как я покажу, дакских текстов часто пропускалась буква "е". Но это не создает больших трудностей при прочтении. Дело в том что в русском  алфавите  (и вероятно во  всех славянских алфавитах)  согласные буквы имеют как бы двойное значение.  Вот например согласные буквы начала русского алфавита- Б,В,Г и т.д но мы читаем  эти изолированные согласные буквы как   Бе,Ве,Ге и т.д. В отличие например от английского алфавита  где буквы звучат как: Би,Си, Ди и т.д. Такое впечатление, что мы превращаем букву в слог бессознательно и для этого не нужно знать алфавит.  Поэтому, встречая в тексте какую то согласную   букву  я,  предугадывая звучание слова, использую только согласную букву или слог ( согласную с буквой Е). Разумеется,не зная в совершенстве древнего языка, я могу ошибаться в каких-то случаях но очевидно, что слова при таком дополнении становятся более понятными.  После этих замечаний рассмотрим дакский текст, приведенный на таблице.  Для удобства приведу текст  в перепечатанном виде. При этом я сгруппирую текст по словам. Конечно такую группировку возможно сделать только после того когда известны буквы и хотя бы приблизительно прочитан текст. Но поскольку я пишу не учебник, то позволю себе упрощенный подход.К сожалению программа не позволяет точно отобразить все   значки греческого алфавита поэтому в тексте получились некоторые неточности.Наверное при анализе прочтения лучше смотреть  текст на фотографии пластины. С учетом приведенных замечаний, получилось следующее отображение исследуемого текста: 
         ДОПА КАПО ДYO ZABEЛIO AYO ;OР
         ;О ;ЕРINA  ГЛОТО  АР МО;A ДАВ               
         ;IPMIO ДРО  М  I  Х.O КРО МО;
         ПОЛТАВIO       ЛINATO     I;
         OPAХА             ЩIO     ОРV
         ;I ;EЩ         Е.      А  ВРЕ
          ЕNO ДЕN       О;      ОГЕОТО       
      Текст, заключенный в прямоугольник  имеет вид.   
            ;АР  МОГАТ;
            ДАВ  ;КYТЩЕТ


       Самая нижняя строка пока не поддается расшифровке.

      Используя метод проб и ошибок я «вычислил» следующие соответствия дакских (слева) и русских букв (справа) оно получилось следующим:
        Д=Д; О=О; П=П; А=А; К=К; Y=Ю; Z=Ж; В=В; Е=Е; Л=Л; I=И; ;=Х; Р=Р; N=Н; Г=Г; К=К; Х=Ш; Щ=Щ;V=У.
Отмечу, что точные дакские  аналоги русских  букв Д,Л,Щ я не смог ввести в этот текст, поэтому, учитывая их похожесть на русские  я их изобразил, как Д,Л,Щ. Букву, похожую на греческую букву сигма (которая читается как русская буква "Х") тоже не смог отобразить, вместо нее проставляется точка с запятой.
       
         Теперь подставив в текст полученные русские аналоги дакских букв и не забывая про введение, при необходимости, буквы "е" (малая буква) после некоторых согласных получим следующее звучание.
       
         ДОПА КАПО ДЮО ЖАВЕЛИО А ЮО ХОРе    
         
         ХО ХЕРИНА   ГЛОТО АРеМОХеА ДАВе

         ХИРеМИО  ДРОМИШЕ.О КеРО    МОХе

         ПОЛеТАВИО          ЛИНАТО  ИХе

         О РАШАЩИО                ОРУ

         ХИ ХЕЩ    Е.            А ВеРЕ   
         
         НО ДЕНОХе               ГЕ ОТО

      Попробуем истолковать получившиеся слова.

            ДОПА КАПО- полагаю КАПО родственно слову КАПИЩЕ (языческий храм,идол,бог) вероятно означает что то вроде БОЖЕ МОЙ;
            ДЮО ЖАВЕЛИО – другие живут;
            А ЮО ХОРеХО     - а его хоронят;
            ХЕРИНА   ГЛОТО – могила поглотила;
            АРЕ  МОХе  А   -     друга моего и;
            ДАВе    ХЕРеМИО  ДРОМИШЕ – дав покойному (похороненному) покой, утешение (дрему);
            О КеРО   МОХе – о горе мое;
            ПОЛеТАВИО  ЛИНАТО- полети прямо (линато=линейно =прямо);
            ИХеО  РАШАЩИО- их кладбище (раша=рака=гроб, рашащио= место где гробы);
            ОРУХИ ХЕЩЕ- оплакивая (орухи=орать=кричать=плакать) потерю (хеще=похищать=терять);
            А  ВеРЕНО ДЕНОХе  ГЕ ОТО- и ясно (денохе=как день) верится (ВеРЕНО) что будет так (имеется ввиду что покойный попадет в город мертвых, изображенный на табличке).
  Текст целиком на русском языке будет читаться как:
          БОЖЕ МОЙ ДРУГИЕ ЖИВУТ
          А ЕГО ХОРОНЯТ  МОГИЛА
          ПОГЛОТИЛА ДРУГА МОЕГО И
          ДАЛА ПОКОЙНОМУ УТЕШЕНИЕ
          О ГОРЕ МОЕ ЛЕТИ ПРЯМО НА КЛАДБИЩЕ
          ОПЛАКИВАТЬ ПОТЕРЮ. И ЯСНО ВЕРИТСЯ,
          ЧТО БУДЕТ КАК ЭТО
         Текст, заключенный в прямоугольник  имеет будет прочитан как:

            ХАРе МОГАТЮ
            ДАВе  ХеКе  УТеЩЕТе

            ХАРе МОГАТЮ – ХАРОН МОГУЩЕСТВЕННЫЙ– бог загрбного мира у римлян и, как получается у древних даков, (предков славян, судя по похожести языков) ;
            ДАЙ  ХЕКЕ  УТЕЩЕТЕ – ДАЙ ИМ (?) УТЕШЕНИЕ.
            
         В результате прочтения получился текст, в котором все буквы имеют однозначное звуковое значение, многие слова знакомы русскоязычному человеку и текст соответствует изображению. Можно отметить итальянские интонации в этом диалекте праславянского языка (ЖАВЕЛИО,ПОЛеТАВИО).
Обращают на себя внимание слова ХЕРИНА (могила), ХЕРеМИО (похороненный), в современном русском языке используется слово «ПОХЕРИТЬ», которое тоже имеет смысл – похоронить, перечеркнуть (о документе).
Известно,что основная территория Дакии находилась на территории современной Румынии.Известно также,что современный румынский язык похож на итальянский (бывший латинский)настолько что румын и итальянец могут общаться без переводчика.Лингвисты находят также в румынском языке значительное славянское влияние.Приведенное прочтение отражает период формирования румынской нации,когда доля славянской составляющей языка превышала долю латинской составляющей.Этот факт также подтверждает правильность прочтения. Интересно также отметить в рассматриваемом тексте значок  в виде кружочка с точкой в центре. В данном тексте он обозначает конец предложения (точку). Такой значок часто встречается  в этрусских текстах, где тоже имеет, как правило, вспомогательное значение.Этот факт говорит о родстве этрусской и дакской письменности. Я не очень уверен, что в слове МОГУТЮ последняя буква(;) читается как Ю. Букву Ю я ранее связал с буквой Y, может быть ее нужно читать как Ё? Но это уже тонкости которые могут быть уточнены в дальнейшей работе.  Прочтенный текст показывает, что даки, так же, как этруски и фракийцы являются родственными народами и являются предками славян. Похожесть языков позволяет сделать такой вывод.
 На изображении показан город мертвых каким его представляли древние даки.   На самой верхней точке города изображен властитель загробного мира. Я думаю что это ХАРОН(?) (обозначен буквой ;=Х). На более низких ступенях размещены  4 бога (помошники), обозначенные буквами Л=Л, ;=Д, I=И,  ;=Ю (?). Но к сожалению я не нашел нигде подтверждения, что Харон являлся верховным богом  даков.Замолксиса даки иногда называли Кронос(Хронос?)может быть это он изображен? Но прочтение ХАРЕ как будто этого не подтверждает. А   Харон являлся греческим богом, который в образе неприятного старика на лодке переправлял покойников через реку  в царство мертвых.Таким образом вопрос о богах, изображенных на пластине требует дополнительного исследования.
 Интересные сведения я нашел на сайте –« Культ верховного бога гето-даков Замолксиса». Вот, что удалось там узнать:
 "М. Элиаде, автор наиболее фундаментальных работ по гето-дакийским обычаям, цитирует в своей монографии «От Замолксиса до Чингисхана» древенгреческого учёного Геродота: “Я узнал от эллинов, проживающих в Геллеспонте и в Понте, что этот Залмоксис(другое написание имени «Замолксис»), будучи обычным человеком, якобы жил в рабстве на Самосе у Пифагора, сына Мнесарха. Заслужив свободу, он нажил большое состояние и вернулся на родину. Фраки(фракийцы) жили в страшной бедности и были необразованны. Залмоксис, знакомый с ионийским жизненным укладом и более утонченными нравами, чем во Фракии, к тому же проживший среди эллинов и, главное, рядом с самым мудрым человеком Эллады — Пифагором, решил построить особый дом, в котором он принимал и устраивал пиры для самых замечательных сограждан. Во время пиршеств он учил, что ни он, ни его гости, ни их потомки в будущем не умрут, а лишь переселяться в иное место, где, живя вечно, обретут все блага. Пока Залмоксис принимал гостей и увещевал их таким образом, он строил себе жилище под землей. Когда обитель была готова, Залмоксис исчез, спустившись в свои подземные покои, где и пробыл три года. Фраки очень сожалели о его исчезновении и оплакивали как мертвого. На четвертый год он появился среди сограждан, тем самым заставив их поверить в свое учение. Так рассказывают эту историю эллины. Я сам не подвергаю сие сомнению, но и не верю полностью. Думаю, что этот Залмоксис жил задолго до Пифагора. Был ли он простым человеком или, в самом деле, богом гетов — не ведаю, с тем и оставляю его в покое” (vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm).»
     Как видно из текста изображение вполне соответствует представлению Замолксиса о загробной жизни (...ни он ни его гости, ни их потомки не умрут, а лишь переселятся в иное место, где живя вечно, обретут все блага). Повидимому, изображено это место загробной жизни. К сожалению, в настоящее время неизвестны имена изображенных богов. Вполне вероятно что Замолксис принимал какое то участие в создании этой сантии. Хочется надеяться, что работа по прочтению текстов других  сантий будет продолжена  не только любителем-одиночкой но и коллективом квалифицированных специалистов. Для тех, кто хочет подробнее ознакомиться с обсуждением моих исторических и лингвистических версий могу посоветовать зайти на сайт "Лаборатория альтернативной истории"(Темы:"Древняя письменность и изобразительное искусство" (здесь я привел прочтение еще одной дакской таблицы)и "Попытка
прочтения этрусских текстов".) На сайте Balto Slavika (тема:Фракийцы-предки славян)также обсуждалась моя версия происхождения славян.